О некоторых существенных проблемах сирийской экономики

В связи с окончанием фазы активных боевых действий на территории Сирии наиболее актуальной задачей, стоящей перед руководством и политической элитой этой страны становится восстановление разрушенной семилетней войной экономики САР. От этого процесса зависит не только благосостояние сирийцев, но и будущая политическая стабильность в этой ближневосточной стране. Без восстановления экономики и инфраструктуры невозможно будет осуществить возвращение 5 млн сирийских беженцев, обеспечить работой растущее молодое население Сирии. Это означает, что социальные причины сирийской смуты (имущественное расслоение, разрыв между богатыми и бедными, конфликт между суннитской буржуазией и алавитскими  силовиками), которые были приглушены угрозой уничтожения сирийской государственности и необходимостью борьбы против терроризма вновь выйдут на поверхность. Вместе с тем, внешнеполитический фон восстановления экономики САР продолжает оставаться крайне неблагоприятным. Страна находится под американскими санкциями. Вашингтон прямо блокирует любое участие государств Евросоюза и европейских союзников США в восстановлении сирийской экономики. Наиболее уязвимыми оказались два базовых сектора сирийской экономики: топливный и сельскохозяйственный.

В конце февраля сирийское правительство ввело ограничение на потребление горючего, самым популярным видом которого в САР является дизельное топливо: 450 литров в месяц вне зависимости от размера автомобиля, которые водитель может получить на государственной заправке по так называемой «умной карте» (smart card). Цена литра дизельного топлива в САР составила в начале марта 4500 сирийских фунтов (9 долларов), демонстрируя увеличение на 1000% по сравнению с довоенным уровнем (в начале 2011 года литр дизтоплива в САР стоил 500 фунтов). Военный конфликт в Сирии привел к тому, что это государство из экспортера нефти превратилось в импортера нефти и нефтепродуктов. Благодаря разработке нефтяных месторождений в провинции Ракка стране удалось не только перейти на полное энергетическое самообеспечение, но и наладить небольшой экспорт нефти за рубеж. Пик производства сирийской нефти падает на 1995 год, когда в стране добывалось 580 тысяч баррелей нефти в сутки. В 2005-2006 году годовая выручка САР от экспорта нефти составляла около 4 млрд долларов США. Добыча нефти упала вследствие объективных экономических причин и истощения запасов, и составила в 2012 году 380 тысяч баррелей в сутки.

В настоящее время большая часть нефтяных и газовых месторождений Сирии в провинциях Ракка и Дейр эз-Зор не контролируются сирийским правительством и находятся на территориях, на которых доминируют «Силы демократической Сирии» (СДС), состоящие в большинстве из сирийских курдов. Курды в настоящее время контролируют крупнейшее нефтяное месторождение САР аль-Омар (80 тысяч баррелей в сутки) и второе по значению месторождение ат-Танак (40 тысяч баррелей). Одновременно значительная часть сирийской нефтедобывающей инфраструктуры требует серьезного восстановления, так как оказалась разрушенной бомбардировками антитеррористической коалиции во главе с США в 2014-2015 годах. На протяжении пяти лет Сирия является нетто-импортером нефти и нефтепродуктов из Ирана. В связи с международными санкциями, наложенными на ИРИ после выхода США из СВПД, нефтяные поставки из этой страны часто задерживаются, что создает дефицит горючего. В 2013-2018 годах правительство САР субсидировало потребление горючего только в четырех крупных городах, остававшихся под его контролем. К 2018 году территория, находящаяся под его властью, удвоилась. Под контроль государства вернулись пригороды Дамаска в Восточной Гуте, провинция Дераа, Пальмира и Дейр эз-Зор. Следовательно, увеличилась и потребность в горючем. В настоящее время субсидии на горючее обходятся государству в 4 млрд сирийских фунтов в день (около 8 млн долларов). Львиная их доля приходится на Дамаск, который потребляет 1 млн литров бензина и дизельного топлива в день.

Второй болезненной проблемой для Дамаска остается обеспечение сирийского населения продовольствием. С 1966 года, после прихода к власти партии Баас, производство зерновых и торговля ими в Сирии оказались в руках государства. Государство вкладывало деньги в ирригацию засушливых земель, строительство зернохранилищ, субсидируя крестьян и монополизировав закупки зерна. Сооруженная в конце 1970-х годов Евфратская дамба (Сад аль-Фурат) обеспечивала орошение трех провинций: Ракки, Хасеке и Дейр эз-Зора, превратившихся в хлебную житницу Сирии. Они обеспечивали 70% производства пшеницы в САР. К середине 1990-х годов в Сирии было достигнуто полное продовольственное самообеспечение (редкий случай на Ближнем Востоке), несмотря на то, что население страны с 1970 года удвоилось.

В 2007-2010 годах Сирию охватила суровая засуха, которая, по мнению некоторых экспертов, явилась одной из причин политического конфликта и последующей гражданской войны в стране. Большая часть фермеров осталась без государственной поддержки и субсидий и разорилась. В результате 80% населения Джезиры (провинции Ракка и Хасеке) оказались ниже уровня бедности. 300 тысяч семей совершили исход из сельской местности, поселившись в трущобных поселках самостроя вокруг Дамаска и Алеппо.  Население этих трущоб оказалось восприимчиво к антиправительственной пропаганде и салафитским настроениям. Такие же процессы проходили в других сельскохозяйственных районах Сирии: Хауране (провинция Дераа) и на равнине аль-Гхаб на стыке провинций Идлиб и Хама.

Война нанесла сельскому хозяйству Сирии еще больший ущерб. Производство зерновых в основных сельскохозяйственных районах САР снизилось с 4 млн тонн в 2011 году до 1,7 млн в 2017 году. В 2018 году засуха повторилась и в стране был собран рекордно низкий за 30 лет урожай зерновых: 1,2 млн тонн. Еще одним препятствием на пути к самообеспечению хлебом являются разрушения зернохранилищ и мельниц в ходе войны. Для того, чтобы обеспечить хлебом всех желающих, булочники в Сирии в настоящее время добавляют в муку из пшеницы высокого качества отруби.

Прогнозы на этот год отличаются оптимизмом. В 2019 году урожай пшеницы в Сирии может составить 2,5 млн тонн. Однако и в этом случае сирийцам придется закупать значительное количество зерна за рубежом. В 2018 году закупки зерна Сирией составили 1,5 млн тонн. Его большая часть пришла из России, а если более конкретно, то из Крыма. Летом 2018 гола между Севастополем и портом Тартус было установлено прямое морское сообщение. В январе текущего года Сирия закупила из России 200 тысяч тонн пшеницы. Импорт такого же масштаба ожидается в феврале и марте. На сегодняшний день, по информации сирийского эксперта Фади Эсьера, Сирия стала вторым покупателем крымской пшеницы после Ливана.

В связи с тем, что значительная часть сельскохозяйственных земель Сирии в Джезире продолжает находиться под контролем сирийских курдов из СДС, вопрос о продовольственном самообеспечении Сирии замыкается на восстановление суверенитета правительства САР над северо-восточными районами. Пока сирийцы вынуждены покупать значительную долю своей же пшеницы у курдов (как в случае и с сирийской нефтью, добываемой в Ракке). Таким образом, интересы восстановления экономики все больше будут подталкивать Дамаск к возвращению контроля над Раккой и Дейр эз-Зором любыми путями, в том числе и силовым.

52.29MB | MySQL:103 | 0,672sec