О развитии политико-экономического сотрудничества Королевства Саудовская Аравия и Китайской Народной Республики

Как известно, наследный принц Королевства Саудовская Аравия Мухаммед бен Сальман  в период с 21 по 22 февраля 2019 г. совершил официальный визит в Китайскую Народную Республику и провел ряд важнейших переговоров с военно-политическим руководством. По данным китайских источников, будущего руководителя КСА в аэропорту Пекина встречал заместитель председателя Государственного Совета Хань Чжэн, который курирует вопросы торгово-экономического сотрудничества КНР и КСА в таких областях, как: поставки углеводородного топлива, нефтехимическое производство, двусторонняя  инвестиционная деятельность, разработка технологий в области использовании возобновляемых источников электрической энергии и т.д.

Необходимо отметить, что в рамках визита принц Мухаммед бен Сальман  совершил подъем на Великую китайскую стену, чем выразил максимальный уровень понимания китайской культуры, поскольку среди китайцев до сих пор существует понятие о том, что «если ты не поднимался на Великую стену, то ты не хороший человек».  Примечательно, что вместе с принцем на «Стену» взошло большинство членов саудовской делегации (почти 1000 человек).

Следует отметить, что до визита в КНР наследный принц Мухаммед бен Сальман посетил Пакистан и Индию. Китайские аналитики отнеслись к такому планированию визитов вполне благосклонно, поскольку понимают уровень взаимодействия между Эр-Риядом и Исламабадом, а также между Эр-Риядом и Нью-Дели. Специалисты НИИ Ближнего Востока Шанхайского университета иностранных языков в области геополитики отмечают, что визит саудовского наследного принца в Пакистан имеет более военно-политический уклон и стратегическое значение, особенно в вопросе напряженной ситуации в Персидском заливе.  Для сравнения визит в Индию преследовал больше экономические цели, однако официальный Пекин не обеспокоен инвестиционными программами саудовских корпораций и компаний, поскольку КНР в течение последних восьми лет является ведущим торгово-экономическим партнером КСА.

К настоящему моменту китайские предприниматели инвестировали 35 млрд долл. США. в различные саудовские проекты. В свою очередь Саудовская Аравия на протяжении последних 14 лет является лидирующим торгово-экономическим партнером КНР на Ближнем Востоке.

Основным элементом визита Мухаммеда бен Сальмана в Китай стали переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, перед началом которых перспективный глава крупнейшего аравийского государств передал от имени короля Сальмана пожелания Си Цзиньпину долголетия и продолжения успешной деятельности на посту председателя КНР.  Как известно, официальный Пекин и Эр-Рияд вывели двусторонние отношения на уровень полноформатного стратегического партнерства в 2016 г. после визита председателя КНР в  КСА.

В процессе переговоров Мухаммед бен Сальман  выразил благодарность за оказанную поддержку внутренних реформ, которые он инициировал в рамках стратегического плана «Видение 2030». Китайские специалисты внимательно наблюдают за действиями наследного принца, который достаточно жестко «устранил» любых конкурентов за власть, силовыми методами подавил противодействие всех несогласных с его методами управления государством и экономикой. Китайские чиновники высшего ранга разделяют подход Мухаммеда бен Сальмана в борьбе с казнокрадством, мздоимством и коррупцией. В настоящее время  в КНР ведется идентичная работа.

Следует отметить, что в приветственном слове руководитель китайского государства подтвердил приверженность принципам невмешательства во внутренние дела стратегического партнера и выразил одобрение внутренним реформам в королевстве, высказал поддержку любым начинаниям наследного принца. Си Цзиньпин отметил, что китайские государственные структуры и корпорации окажут саудовским партнерам любое содействие в процессе перераспределения инвестиционных потоков.

Китайские специалисты указывают на то, что председатель КНР достаточно хорошо осведомлен о беспокойстве саудовского наследного  принца, который в полной мере осознает зависимость королевства от настроений и решений официального Вашингтона. Руководящая роль США в отношениях с КСА основана на статусе доллара – основной валюты, в которой осуществляются расчеты за поставки углеводородного топлива.

Также, руководитель китайского государства в своем выступлении отметил, что «Китай готов поддержать социальный запрос граждан Саудовской Аравии на улучшение условий жизни и всемерно окажет содействие в их революционном развитии экономики и промышленности».

Достоверно известно, что Мухаммед бен Сальман  выразил готовность интегрировать собственную стратегию «Видение 2030» в стратегический геоэкономический план председателя КНР «Один пояс, один путь», поскольку это в полной мере отвечает национальным экономическим интересам двух стран. Саудовский наследный принц отметил, что в ходе археологических исследований, проведенных на аравийском полуострове, определены места именно в пределах Саудовской Аравии, в которых отмечена наибольшая концентрация следов китайских товаров во время существования Великого Шелкового пути.

Представители высшего политического руководства КНР в рамках двусторонних переговоров и многосторонних бесед с саудовским наследным принцем неоднократно отметили, что совмещение двух национальных программ позволит стабилизировать экономическую ситуацию в нескольких регионах мира и способствует мирному процессу на Ближнем Востоке. Высокопоставленные китайские дипломаты и представители бизнес-сообщества готовы выступать в качестве посредников и предоставлять свою территорию для проведения переговоров, консультаций и секретных встреч.

Как известно, 21 февраля 2019 г. в присутствии руководителей внешнеполитических ведомств КСА и КНР прошло третье заседание Высшего китайско-саудовского совместного совета. Данный орган сформирован из 1300 представителей бизнеса из двух стран, которые реально взаимодействуют в  следующих направлениях:

– технологии выработки электрической энергии из возобновляемых источников (разработка солнечных панелей и ветряных электростанций);

– сельского и морского хозяйства (новые пищевые культуры, технологии хранения, организация морских колхозов, переработка продукции с/х, озеленение пустыни);

– медицины и санитарии (организация производства медикаментов и разработка новых препаратов, аппаратуры и т.д.);

– транспорт (применение нового стационарного оборудования, программного обеспечения и транспортно-погрузочных механизмов);

– информационных и коммуникационных технологий (создание сети сотовой связи стандарта 5G и цифрового телевидения стандарта 4К и 8К);

– культуры и образования;

– туризма;

– цифровых средств массовой информации.

В дополнение к вышесказанному отметим, что после возращения в Эр-Рияд Мухаммед бен Сальман  отдал распоряжение о внесении занятий по китайскому языку в список обязательных дисциплин в средних образовательных учреждениях. С одной стороны, это достаточно демонстративное решение, но с другой стороны, будущий король понимает, что государству необходимы образованные граждане и специалисты,  способные самостоятельно организовывать сотрудничество с китайским партнерами.

Как известно, китайская корпорация Huawei Technologies Co.,Ltd является участником программы Saudi Talent Enabling Programm в рамках которой в интересах высокотехнологичных секторов экономики КСА до 2020 г. в различные высшие учебные заведения КНР будет направлено около 10000 саудовских студентов, которые выразили пожелание изучать информационные технологии, программирование, электронику и электротехнику.

В ходе переговоров на высшем уровне  Мухаммед бен Сальман  выразил понимание обеспокоенности высшего политического руководства КНР и представителей государственных корпорации по вопросам безопасности в регионе и уровне террористической/исламистской угрозы китайским гражданам и предприятиям. По некоторым данным саудовский наследный принц согласился с тем, что китайские спецслужбы и военные по возможности будут самостоятельно ликвидировать исламистов, действия которых представляют реальную угрозу интересам КНР и безопасности граждан республики.

52.27MB | MySQL:103 | 0,480sec