Предвыборная программа министра юстиции Айелет Шакед в контексте политического процесса в Израиле

В Израиле полным ходом идет предвыборная кампания, в рамках которой делаются заявления и озвучиваются программы участвующих в выборах политических сил. Особое значение имеют предвыборные программы действующих политиков, которые за время пребывания в должности уже стали инициаторами тех или иных, в том числе резонансных и спорных для многих в обществе, изменений. В частности, решения, продвигаемые и реализованные нынешним министром юстиции Айелет Шакед и ее коллегами по партии (сначала в «Еврейском доме», а ныне в «Новых правых») в судебно-юридической сфере, следует рассматривать в рамках тенденций в израильской политике, которые повлияли, помимо прочего, на определение путей выхода из палестино-израильского конфликта.

Выступая на экономической конференции в Иерусалиме в качестве министра юстиции и кандидата от партии «Новые правые» («А-ямин а-хадаш»), в которой А.Шакед со-председательствует с Нафтали Беннетом, она заявила, что «БАГАЦ [Высший суд справедливости] совершил переворот. Выборы в Израиле стали почти бессмысленными. «Прогрессивная общественность» заменила народ». По этой причине ее первая каденция (с мая 2015 года) на посту министра юстиции стала только началом демократической революции, которую она намерена продолжить.

После выборов А.Шакед намерена в первую очередь провести реформу системы назначения судей. По ее словам, «в подавляющем большинстве западных демократий судей в высшие судебные инстанции назначают народные избранники. Нет никакого объяснения тому, что Израиль в этом отстает». В ее планы входит упразднение комиссии по выбору судей. «Судьи будут назначаться Кнессетом по рекомендации министра юстиции, одобренной кабинетом министром. Кандидаты в БАГАЦ будут проходить слушания в комиссии Кнессета по законодательству. Общество имеет право знать, каких взглядов придерживаются кандидаты на пост судей БАГАЦа»[i].

В Израиле подобного рода предложения не все воспринимают позитивно. Как утверждает обозреватель израильской корпорации «Кан» по юридическим вопросам Моти Гилат, судебная система страны «пришла в ужас» и пребывает «в шоке» от плана реформ министра юстиции. Особое «потрясение» вызвало намерение А.Шакед ограничить полномочия (по факту) 15 судей Верховного суда на фоне того, что она уже за время пребывания на посту министра юстиции ввела в его состав 5 своих судей. По меткому замечанию М.Гилата, ей осталось только заставить их «подписать декларацию лояльности поселенцам и экстремистам, которые согласны с ее законами тьмы?» Под «законами тьмы» подразумеваются инициированные и поддерживаемые А.Шакед законопроекты по преодолению «вето» БАГАЦа, защите обвиняемых в коррупции, уменьшению свободы действия государственного контролера (который независим от правительства и подотчетен только Кнессету, для его отстранения необходимо квалифицированное большинство в 2/3 голосов депутатов). «В то время, когда необходимо предпринимать меры для сохранения независимости судов и укрепления Верховного суда, «новая демократия» министра юстиции пытается его демонтировать»[ii].

Год назад, после назначения двух профессоров (Алекса Штейна и Офера Гросскопфа) на должность судей, помимо нескольких предыдущих назначений за время пребывания на посту, А.Шакед объявила, что «кампания по переформатированию Верховного суда завершена». Казалось, эпоха популистских и безответственных отзывов о Верховном суде как о «суде МЕРЕЦа» (крайне левая партия), закончилась, т.к. Верховный суд, по сути, уже можно было называть «судом «Еврейского дома»» (религиозной сионистской партии), что существенно не соотносилось с процентом поддержки этой партии в стране.

Заявление А.Шакед о том, что она в восторге от нового состава коллегии Верховного суда, было позитивно воспринято  не только теми, кто поддерживает консервативную идеологию, но и всеми, кто хотел улучшения отношения к Верховному суду значительной части израильского общества, не доверяющей этому органу. Оппозиция деятельности Суда мотивирована главным образом политикой идентичности и культурными войнами, которые ведутся среди различных слоев израильского общества.

Профессор Йедидия Штерн (бывший декан юридического факультета Бар-Иланского университета, старший научный сотрудник Института израильской демократии), говорит о том, что «многие в националистическом и религиозно-ультраортодоксальном секторах израильского общества превратили Верховный суд, особенно во время председателя Аарона Барака, в куклу вуду, которую они пронзают иглами и обвиняют во всем том, что они считают неуместным и несправедливым в стране».

По мнению Й.Штерна, Верховный суд подвергается критике по двум причинам: во-первых, считается, что судьи способствуют продвижению либеральных ценностей, с которыми израильтяне консервативных взглядов себя не отождествляют. Многие в обществе уверены, что они ослабляют особый еврейский характер государства. Верховный суд воспринимается как орган, который разжигает идеологические конфликты, которые разделяют израильское общество. Речь идет об отношении к оккупированным в 1967 году территориям («спорным территориям» в израильском дискурсе), вопросах соотношения религии и государства, а также еврейском характере Израиля.

В Верховный суд поступало огромное количество обращений по поводу расширения еврейских поселений или с требованием ликвидации еврейских форпостов, с жалобами на решения о сносе палестинских домов и пр.

Суть проводимых действующим правительством изменений в судебной системе страны по большей части заключается в предотвращении впредь ситуации, когда БАГАЦ принимает решения об эвакуации еврейских форпостов, как это произошло с Амоной и Натив ха-Авот. А.Шакед об этом прямо заявила: «Несправедливость, совершенная при эвакуации Амоны, не должна повториться».

Во-вторых, Верховный суд многие рассматривают как надменный, властный по отношению к другим ветвям власти орган, чуть ли не диктатуру. Противники Суда утверждают, что он присвоил себе право судебного надзора, а значит право отменять законы, к тому же Суд сделал так, что любой вопрос подлежит рассмотрению в судебном порядке. Это привело к конституционной революции; расширило право обжалования для истцов общественников. Происходило целенаправленное толкование законов и использование расплывчатых формулировок, что позволило судьям выносить постановления в соответствии с их мировоззрением. Недовольство Верховным судом от периферии общества проникло в центр израильского политического спектра и стало тенденцией в широких и влиятельных кругах – в Кнессете, правительстве, в научном сообществе и в средствах массовой информации. «Поражающее воображение здание Верховного суда в Гиват-Рам, в центральном районе Иерусалима, «стало главной мишенью в национальном виде спорта по метанию камней».

В этих условиях израильские политики выдвинули целый ряд «диких идей» (по выражению Й.Штерна), таких как создание политически мотивированного Конституционного суда, ограничение права на обжалование, отмена (частично или полностью) судебного надзора, политизация комиссии по назначению судей, слушания по идеологическому отбору кандидатов в судьи и многое другое. В результате появились серьезные, и как видно, небезосновательные, опасения того, что от риторики произойдет переход к конкретным действиям по «обузданию» Верховного суда, когда он может быть лишен своих полномочий простым большинством в Кнессете. По выражению Й.Штерна, Верховный суд, «некогда священная корова в настоящее время вывозится на центральную площадь, на бойню – в Кнессете, правительстве и в Министерстве юстиции точат ножи»[iii].

В озвученной программе А.Шакед предусмотрено также завершение процесса утверждения «Основного закона о законодательстве», который будет включать параграф о преодолении «вето» БАГАЦа («закон о преодолении ограничения», на иврите «пискат а-итгабрут»), что позволит Кнессету регулярно принимать любой закон, отмененный БАГАЦем, простым большинством. Представители оппозиционных партий заявляют, что закон уничтожит демократию в Израиле. Депутаты партий, входящих в правительственную коалицию, напротив, уверяют, что закон укрепит общество и систему Высшего суда справедливости.

Еще одним пунктом программы министра юстиции является завершение процесса утверждения закона о реформе порядка назначения юридических советников правительства. Напомним, что занимающий этот пост с 2016 года Авихай Мандельблит за месяц до выборов, назначенных на 9 апреля 2019 года, вынес решение о наличии достаточной доказательной базы для того, чтобы обвинить премьер-министра Б.Нетаньяху в коррупции. В правящей партии Ликуд и в рядах правых считают это беспрецедентным вмешательством в выборный процесс. «У всего этого есть только одна цель: свергнуть правое правительство Нетаньяху и заменить его левым правительством во главе с Лапидом-Ганцем. Этого не должно быть!»[iv] А.Шакед предлагает, чтобы назначением юридических советников правительства занималась специальная комиссия по отбору. В комиссии должен заседать представитель Министерства юстиции. По мнению оппонентов закона, это неизбежно политизирует процесс назначения профессиональных структур правительства. Инициаторы законопроекта утверждают, что цель реформы – повышение способности министров реализовывать свою политику. А.Мандельблит выступает против закона[v].

В Израиле внутриполитический процесс, с опорой на консерватизм и религиозный сионизм, стремительно «правеет». В соответствии  с мировоззрением и политическими программами консервативных (насколько это применимо к Израилю), религиозно-сионистских сил создается соответствующая законодательная база. В правящих «правых» политических кругах продвигается план аннексии территории Западного берега р. Иордан (зоны С, которая по «соглашениям Осло» находится под полным контролем Израиля), произошел отказ от идеи палестинского государства.

По словам Ципи Ливни, израильского политика и министра в разных правительствах, лидера партии «Тнуа» («Движение»), которая выбыла из предвыборной гонки из-за опасений не преодолеть электоральный барьер (3.25%), слово «мир» [в изрядно поправевшем Израиле] стало грубостью. Премьер-министр Израиля, с приходом к власти Дональда Трампа, самого произраильского президента США в истории, заявляет о том, что «слабые [государства] разваливаются, гибнут и стираются из истории, в то время как сильные, во благо или во зло, выживают. Сильных уважают, и союзы заключаются с сильными, в конце концов, мир состоит из сильных»[vi].

Все прежние заверения в демократическом характере еврейского государства, в котором соблюдаются права всех его граждан (утверждение, в котором изначально заложено противоречие), должны остаться в прошлом. По признанию Б.Нетаньяху,  «Израиль – не страна всех своих граждан». «В соответствии с принятым нами «Законом о нации» Израиль является национальным государством еврейского народа – и только его одного». Другими словами, Израиль – демократическое государство, но исключительно для еврейского народа, принадлежность к которому определяется по законам Галахи. Правда, премьер-министр тут же оговаривается, возвращаясь к прежнему противоречивому утверждению. Он добавляет, что «с арабскими гражданами проблем нет – они пользуются равными [с евреями] правами, как и все, и правительство Ликуда вложило в арабский сектор больше, чем любое другое правительство»[vii]. Это яркий пример того, когда выносить суждение необходимо по конкретным делам, а не заявлениям.

[i] Программа Шакед: отмена комиссии по выбору судей и закон о преодолении вето БАГАЦа

// NEWSRU.co.il — http://newsru.co.il/israel/18mar2019/shaked_706.html

[ii] «Законы тьмы»: система в ярости от плана реформ Шакед // MIGnews.com. 19.03.2019. — http://mignews.com/news/politic/190319_113856_95152.html

[iii] The end of the delegitimization of the Supreme Court // The Israel Democracy Institute. 03.03.2018 —

https://en.idi.org.il/articles/20978

[iv] Я обвиняю Биньямина Нетаньяху в коррупции // 7-й канал. 28.02.2019 — https://www.7kanal.co.il/News/News.aspx/207909

[v] Комиссия Кнессета по законодательству проголосует за реформу системы назначения юридических советников министерств // NEWSRU.co.il. 06.11.2018 — http://txt.newsru.co.il/arch/israel/06nov2018/yoamashim_701.html

[vi] The weak are slaughtered, the strong prevail: Netanyahu says Israel will not shy away from conflict // Newsweek. 31.08.2018 —  https://www.newsweek.com/weak-are-slaughtered-strong-prevail-netanyahu-says-israel-will-not-shy-away-1098567?fbclid=IwAR07Imdd4LCFOSIBM6TGoYqtzNxdCxLRqmt9J6MoCe8zz9hm8asfVj74s04

[vii] NETANYAHU TO ROTEM SELA: ISRAEL IS NOT A COUNTRY OF ALL ITS CITIZENS // Jerusalem Post. 10.03.2019 — https://www.jpost.com/Israel-News/Benjamin-Netanyahu/Netanyahu-hits-back-at-Israeli-actress-after-she-criticizes-Miri-Regev-582959

52.29MB | MySQL:104 | 0,626sec