Афганистан сегодня

На днях в Институте Ближнего Востока (ИБВ) прошла встреча востоковедов с заместителем специального представителя Генерального Секретаря ООН в Афганистане г-ном Кристофером Александером**. Вел встречу президент ИБВ Евгений Сатановский.

В центре внимания состоявшейся беседы, естественно, были проблемы современного Афганистана. Участники встречи пришли к единому мнению, что положение в Афганистане остается чрезвычайно серьезным и сложным.

В новый 2007 год Афганистан вошел с тяжелым грузом старых проблем. Однако ситуация в этой стране характеризуется сегодня не только негативными моментами.

Аналитики отмечают две основные тенденции, присущие сегодняшнему положению дел в Афганистане.

Первое. Сначала о грустном. Усиление и активизация подрывной деятельности Движения талибан. Так, в прошлом 2006 году талибы и их союзники из вооруженных формирований Гульбеддина Хекматьяра и Джалалудина Хаккани провели целую серию террористических актов, часто переходящих в боестолкновения с регулярной армией и военным контингентом НАТО. В некоторых боях со стороны талибов и их союзников принимали участие более 2 тысяч боевиков. Это, по сути, были армейские операции. В прошедшем году возросло также число и обычных терактов с применением взрывчатых веществ, причем в 176 случаях это были террористы-самоубийцы. До последнего времени их деятельность в Афганистане вообще не отмечалась. 2006 год был рекордным по числу жертв — более 4000. Для сравнения — в 2005 году их число составляло около 1000.

Вторая, уже более оптимистичная тенденция, — процесс восстановления и выздоровления экономики, налаживания социальных отношений, в целом определенной консолидации афганского общества. Безусловно, это результат, прежде всего, финансовой поддержки Кабула и воздействия со стороны мирового сообщества. В феврале 2006 года в Лондоне был принят уникальный документ «Афганский пакет». Это, по сути, договор между руководством Афганистана и мировым сообществом, направленный на претворение в жизнь принятых спонсорами Афганистана обязательств, измеряющихся в 10,5 млрд. долларов сроком на пять лет. И, надо откровенно сказать, небольшие по мировым меркам, но значительные в масштабе Афганистана изменения происходят.

За прошедший год иностранные специалисты отмечают экономический рост в 10 – 12 %. Особо интенсивно развиваются такие отрасли как связь, строительство, в том числе и дорожное строительство, торговля. За пять лет удвоился среднегодовой доход афганца, который составил в 2006 году — 390 долларов США.

Сельское хозяйство Афганистана на протяжении столетий было патриархальным и, конечно, никогда не соответствовало требованиям быстро текущего времени. В последнее тридцатилетие бесконечных войн афганское сельское хозяйство пришло в катастрофический упадок. Этому не в малой степени способствовала небывалая засуха, держащая за горло афганских дехкан в течение последних девяти лет. В 2006 году положение понемногу стало исправляться. Впервые за 15 — 20 лет афганский крестьянин смог произвести сельскохозяйственную продукцию на экспорт. Это относится к винограду, гранатам некоторым другим культурам. Конечно, это никак не влияет на мировой или даже региональный рынок сельхозпродукции, но для Афганистана – это большой успех. Как ни странно, сократились до 4 % всех пригодных для земледелия угодий, площади сельскохозяйственных земель, используемых для посевов мака и соответственно для производства опиума. (Что, надо признать, не повлияло на объемы его производства. Но все же это начало).

По мнению иностранных специалистов, работающих в международных организациях в Афганистане, чрезвычайно перспективной показала себя общеафганская программа «Национальная солидарность». Суть ее заключается в том, что местные органы власти – советы (шуры) кишлаков, сельских районов, представляют в Кабул на утверждение афганскими и международными органами принятый на местном уровне план развития своего региона. Сюда, прежде всего, входит восстановление инфраструктуры: ремонт дорог, мостов, строительство школ, фельдшерских пунктов, больниц, ирригационных сооружений и так далее. Под конкретный согласованный план международные организации выделяют до 50000 долларов США каждому субъекту, при этом контролируя их целевое использование. В настоящее время более 17 тысяч кишлаков, деревень, (из 34 тысяч) участвуют в восстановлении и развитии своего региона в рамках этой программы.

Ясно, что без иностранной помощи поднять афганскую экономику Кабул не в состоянии. Мировое сообщество делает все возможное, чтобы афганский народ встал на путь процветания и плодотворного развития. В этом свою роль играет и Россия.

Россия имеет огромный опыт сотрудничества и оказания помощи афганцам. Начиная с 50-х годов прошлого века, в Афганистане было построено много объектов. Это электростанции, в том числе крупнейшая в Наглу, авторемонтный завод в Джангалаке, хлебокомбинат и домостроительный комбинат в Кабуле, стратегическая шоссейная дорога Кушка – Герат – Саланг – Мазари-Шариф – Кушка, где был сооружен уникальный тоннель Саланг. Нельзя забывать сельскохозяйственные фермы в Джалалабаде, созданные с помощью России. Кроме того, успешно проводились широкомасштабные геологоразведочные работы по всей афганской территории. На севере Афганистана была освоена промышленная добыча газа.

Уже в новый для Афганистана исторический период после свержения режима талибов Москва продолжала оказывать помощь афганцам. Это касается и содействия в формировании новых вооруженных сил страны. Так, только в 2003 – 2004 годах военная помощь Афганистану составила 120 млн долларов. Сюда включены поставки запасных частей к артиллерийским системам, бронетанковой, транспортной технике, а также средствам связи. Кроме того, в России прошли обучение несколько групп афганских офицеров. По линии ООН Россия поставила Афганистану партию грузовых автомобилей и внедорожников.

Однако для грандиозных проектов и строек века, как это было во времена СССР, новый Афганистан еще не созрел. Да и Россия сегодня – это не СССР, готовый безвозмездно вкладывать миллиарды долларов в подобные проекты за рубежом. Вместе с тем, для развития совместного среднего и мелкого бизнеса возможности есть. Это строительство и производство строительных материалов, развитие сети автомастерских и ремонт дорог, малая электроэнергетика и ирригация.

Однако сегодня российские бизнесмены, которых с инвестициями ждут в Афганистане, не решаются идти в эту страну. Их места занимают бизнесмены из Ирана, Пакистана, Турции, Китая. Кроме того, афганский рынок, особенно северные провинции, активно осваивают центрально-азиатские республики, особенно Таджикистан и Узбекистан.

В целом, политики, политологи и специалисты отмечают большой потенциал российско-афганского сотрудничества. В ООН однозначно заявляют, что Россия должна играть одну из ведущих ролей в подъеме Афганистана. Особенно в деле восстановления той инфраструктуры, которая когда-то была создана СССР. Однако, конечно, условия для полноценного сотрудничества с Афганистаном (и не только России) при всех возможностях довольно сложные.

Иностранные специалисты, работающие в Афганистане, отмечают, что сегодня одна из приоритетных проблем страны – система и качество управления, причем на всех уровнях. Так, по оценкам наблюдателей, из более чем 20 министерств только шесть – семь отвечают задачам, стоящим перед той или иной отраслью. И они добились определенных успехов. Это, прежде всего, министерства здравоохранения, по делам женщин, национального развития, образования, финансов, иностранных дел, обороны.

К сожалению, практически малоэффективна деятельность министерств энергетики, сельского хозяйства, по борьбе с наркотиками.

Тяжелое положение сложилось в министерстве внутренних дел. Недавно президент страны Хамид Карзай уволил многих генералов и офицеров МВД, назначив более сорока новых сотрудников. Нехватка квалифицированных кадров для МВД – это серьезная проблема для афганских властей. Руководство страны с помощью иностранных специалистов пытается ее решить. В 2003 году была открыта академия МВД, подготовившая за это время силами иностранцев около трех тысяч полицейских разных специальностей, рядовых и офицеров.

В других ведомствах уровень квалификации сотрудников также невысок. Поголовная коррупция разъедает структуру госуправления. Это касается и местных органов, где центральные власти имеют незначительное влияние. При этом можно констатировать, что в южных провинциях Афганистана власть Кабула весьма относительна. Местные жители отказываются работать на государственных постах, боясь мести талибов. Движение талибан укрепляет свои позиции в южных провинциях страны.

После событий 11 сентября 2001 года США предприняли контртеррористическую операцию против талибского так называемого Исламского Эмирата Афганистан и при поддержке Северного Альянса, которому оказывали помощь Россия и Иран, свергли режим талибов. Талибы ушли в подполье и частично вместе со своими лидерами отступили в соседний Пакистан, где они объединились под началом муллы Омара. Не прервалась связь талибов с «Аль-Каидой», которая возникла еще во времена нахождения Движения талибан у власти в Кабуле. С 2002 года начался процесс консолидации и расширения влияния талибов в южных провинциях Афганистана, населенных в основном пуштунами. Одновременно, как отмечалось выше, был дан старт эскалации террористических актов и антиправительственных выступлений. Одной из причин возрождения Движения талибан явилась неофициальная и полуофициальная поддержка его со стороны некоторой части пакистанского истеблишмента и радикальных исламистских движений Пакистана. В результате многолетней политики Пакистана в отношении своего западного соседа вдоль афгано-пакистанской границы (линия Дюранда) в полосе шириной около 150 километров стихийно сложился своеобразный «эмират» Пуштунистан, на который не распространяется влияние ни Исламабада, ни Кабула. Это военно-политическое образование талибов и «Аль-Каиды» превратилось в центр исламистского терроризма, угрожающий не только двум соседним государствам, но и всему региону.

Следует отметить, что в афганской политической элите нет пропакистанских сил. Более того, несмотря на определенные, будем говорить, традиционно-исторические приоритеты пуштун в Афганистане, ныне наблюдается процесс усиления роли национальных меньшинств в политико-экономической жизни этой страны, прежде всего, таджиков, хазарейцев, узбеков. Напомним, представители именно нацменьшинств выступали главными противниками талибов и вели с ними вооруженную борьбу. Но сегодня и афганские пуштуны не хотят возвращения талибов. Они жили при их режиме и хорошо помнят все его извращения. Однако многие афганские пуштуны, особенно проживающие близ границ с Пакистаном, или запуганы талибами, или имеют с ними различные, в том числе и родственные отношения. Поэтому на юге Афганистана все ощутимее присутствие и антиправительственная деятельность талибов. Одним из источников их финансирования является наркобизнес.

Главная проблема Афганистана – наркотики. По разным данным, от наркобизнеса зависит от 65 до 85 % афганской экономики, производство наркотиков опийной группы составляет ее основу и является единственной конкурентоспособной статьей экспорта. По различным оценкам, выращиванием опийного мака, экстрагированием опия, транспортировкой, переработкой и доставкой героина заняты от полумиллиона до двух миллионов афганцев. В последнее время годовой оборот героинового рынка в Афганистане составляет астрономическую для отсталой страны цифру в 25 млрд дол.

Проблема борьбы с афганским наркобизнесом – это отдельная важнейшая тема, требующая специального и глубоко изучения. Единственно, что можно констатировать, это то, что необходим комплексный, многосторонний подход к ее решению при участии всего мирового сообщества.

Сегодня в Афганистане действует контингент американских вооруженных сил и контингент Международных сил содействия безопасности (ISAF), так называемый натовский, хотя в нем участвуют военнослужащие не только из НАТО, а всего – из 36 стран. Они ведут активные боевые действия против антиправительственных сил. Но совершенно ясно, что только иностранными штыками построить новое демократическое Афганское государство без опоры на подавляющее большинство населения страны невозможно.

Таким образом, участники «круглого стола» в Институте Ближнего Востока констатировали, что обстановка в Афганистане сложная. Одновременно на ситуацию воздействуют как позитивные созидательные, так и негативные разрушительные факторы. Какие силы одержат верх? Пока абсолютной ясности и стопроцентной уверенности нет.

Однако основа для оптимизма существует. После недавнего формирования парламента в Афганистане завершился процесс создания новой государственности. Несмотря на многочисленные проблемы, за пять лет, прошедшее после свержения режима талибов, созданы юридическая основа и институциональная база возможных преобразований. Теперь главная задача всех ответственных сил вне зависимости от их взглядов и мировоззрений – привить афганцам навыки жизни при демократической форме правления, не взрывая при этом привычный уклад жизни.

Очевидно, что только постепенная эволюция, прежде всего – национально-психологическая, может принести успех будущей афганской демократии. Это очень долгий путь, но другого нет.

_________________________________________________________________________________

* Статья написана на основе материалов беседы за «круглым столом» в ИБВ.

**Кристофер Александер (1968 г.р.) — заместитель специального представителя Генерального Секретаря ООН в Афганистане с октября 2005 года. 2003 – 2005 год посол Канады в Афганистане (самый молодой посол в истории Канады); 2000 – 2003 — советник посольства Канады в России; 1997 – 2000 – заместитель директора отдела России департамента стран Восточной Европы МИД Канады; 1996 – 1997 – помощник заместителя министра иностранных дел Канады; 1993 – 1996 – второй секретарь посольства Канады в России. В МИД Канады с 1991 года. Имеет степень магистра истории и политики Университета МакГилл в Монреале (Канада), степень бакалавра философии, политики и экономики Оксфордского университета (Англия). В 2005 году на мировом экономическом форуме в Давосе (Швейцария) номинирован как «молодой глобальный лидер».

62.94MB | MySQL:102 | 0,647sec