Военно-политическая обстановка в Ираке (январь 2007 года)

Военно-политическая обстановка в Ираке в январе 2007 года продолжала оставаться напряженной и нестабильной. Положение дел в сфере безопасности в стране существенных изменений не претерпело и характеризовалось высоким уровнем насилия. Серьезные противоречия и борьба за власть между ведущими иракскими политическими силами оставались главным тормозом, препятствующим началу конструктивного национального диалога. В январе президент США Дж. Буш провозгласил новую американскую стратегию в Ираке, которая, по сути, представляет собой попытку в основном прежними средствами хоть как-то стабилизировать обстановку в этой стране.

Пессимистические оценки обстановки в Ираке все чаще звучат из уст высокопоставленных политических и военных деятелей США. Так, спикер Палаты представителей американского Конгресса Н. Пелоси после своего посещения Багдада заявила: «Ситуация в Ираке катастрофическая, не следует заблуждаться на этот счет». Руководитель Разведуправления МО США генерал М. Мейплз заявил, что, насилие в Ираке «продолжает расти в своих масштабах и изощренности, увеличивается число жертв. В стране существует реальная опасность разрушения центральной власти», что поставит под угрозу весь регион и стратегические интересы США. Генерал особо подчеркнул, что конфликт «остается межконфессиональной борьбой за власть и право определять будущий образ Ирака». В создавшейся ситуации глава РУМО считает присутствие войск коалиции в Ираке основной силой, «противодействующей развалу центральной власти». Ряд американских аналитиков считают, что Ирак «быстро сползает к гражданской войне», одним из последствий которой может стать «решительное снижение» американского влияния на Ближнем Востоке. Вашингтонская администрация признает реальной возможностью дальнейшее ухудшение обстановки в Ираке, хотя одновременно утверждается о наличии «перспектив для укрепления стабильности» в этой стране, а успех там «все еще возможен».

В январе ситуация в Ираке в сфере безопасности продолжала оставаться очень тяжелой, причем особых перспектив на ее улучшение не наблюдалось. Наиболее сложная и напряженная обстановка, как и прежде, сохраняется в Багдаде и прилегающих к столице районам, а также в западной провинции Анбар. Именно здесь происходит наибольшее количество вооруженных нападений, терактов и других насильственных действий. Американские войска и иракские правительственные силы не в состоянии обеспечить полную безопасность даже в особо охраняемой т. н. «зеленой зоне» Багдада, где размещены командование коалиционных сил, основные иракские государственные учреждения и многие иностранные посольства. «Зеленая зона» периодически подвергается обстрелам из различных видов оружия, имеются человеческие жертвы. 10 января из стрелкового оружия дважды было обстреляно здание посольства России в Багдаде.

Правительство Ирака заявило о своем одобрении новой иракской стратегии США, в т. ч. намерения Вашингтона направить в страну дополнительные американские войска. При этом в Багдаде подчеркивают, что власти Ирака оставляют за собой право контролировать ситуацию, а части ВС США будут действовать во взаимодействии с иракскими силами в рамках плана премьер-министра Н. аль-Малики по наведению порядка в столице. Этот план, одобренный 25 января иракским парламентом, нацелен, прежде всего, на прекращение межобщинного насилия между шиитами и суннитами, ликвидацию незаконных вооруженных формирований, как суннитских, так и шиитских, а также изъятие незаконного оружия в городе и его окрестностях. Аль-Малики призвал шиитские милиции разоружиться, угрожая им в противном случае «полномасштабной войной с правительственной армией». В документе предусматривается разделение столицы на девять оперативных секторов, которые будут контролироваться совместными силами армии и полиции. В случае необходимости власти прибегнут к повальным обыскам жилых домов, мечетей и офисов политических партий. Как уточнил аль-Малики, — «это 100-процентно иракский план» и он будет осуществляться иракским командованием при поддержке коалиционных сил (США). О времени начала реализации плана пока не сообщалось. Вместе с тем суннитская фракция в парламенте выразила небезосновательное сомнение насчет способности иракского командования самостоятельно организовать и провести столь серьезное и масштабное мероприятие, а руководство влиятельной суннитской Ассоциации исламских богословов заявило, что нынешнее правительство «не обеспечивает баланса» в сфере безопасности, нанося удары преимущественно по суннитам.

Руководителем операции в Багдаде назначен генерал-лейтенант саддамовской армии А. Гамбар (шиит), который будет подчиняться непосредственно главе правительства. У генерала имеется два заместителя: один военный, а второй из МВД. К участию в операции планируется дополнительно привлечь соединения иракской армии (до семи бригад), которые будут переброшены в район столицы из Иракского Курдистана (две бригады), провинций Анбар и Салах-эд-Дин, городов Мосул и Талль-Афар, а также с юга страны. Командование ВС США планирует к переброске в Багдад до пяти бригад. Общая численность американо-иракских сил, которые предполагается задействовать в багдадской операции, будет составлять около 90 тыс. человек. Иракские части, намеченные к переброске в Багдад, обучаются под руководством американских советников и инструкторов основам ведения боевых действий в городских условиях. Первые дополнительные части американских войск, предназначенные для действий в Багдаде, уже начали прибывать в Ирак. Их полное развертывание планируется завершить в мае с. г. В район столицы также прибыли три бригады иракских войск. Вместе с тем многие военнослужащие-курды отказываются нести службу в Багдаде. Среди личного состава двух курдских бригад отмечается массовая подача рапортов об увольнении со службы в армии, участились случаи дезертирства. Кроме того, по заявлению командиров, до 90% личного состава курдских частей не знают арабского языка и для обеспечения их действий требуются переводчики.

Военные США продолжают отслеживать развитие ситуации вокруг предстоящей операции с тем, чтобы иракское правительство не предпринимало политических шагов, препятствующих действиям силовиков в отношении шиитских незаконных вооруженных формирований.

Генерал Дж. Кейси, до недавнего времени командовавший американскими войсками в Ираке, считает, что новый план по обеспечению безопасности в Багдаде не гарантирует успеха или быстрых результатов, «но с политической помощью и концентрированными попытками со всех сторон этот план может работать». Генерал полагает, что «некоторый прогресс можно будет наблюдать через два-три месяца», а более реальных результатов удастся достичь «в конце лета», тогда же предполагается начать вывод из Ирака дополнительно переброшенных туда войск. Эти прогнозы Кейси подтвердил и новый американский командующий в Ираке генерал Д. Пэтрэус.

По оценке ряда американских аналитиков, наибольший успех будет иметь именно стратегия, «обеспечивающая безопасность в Багдаде. Иначе иракское правительство и его службы безопасности могут не устоять перед лицом разгула насилия на религиозной почве, этнических чисток и массовых убийств», а в итоге «хаос может затем захлестнуть всю страну, а то и весь регион».

Руководство шиитской «Армии Махди», подчиняющейся радикальному имаму М. ас-Садру, не желая на данном этапе обострять отношения с правительством и заведомо потерять большое число людей в боевых действиях с американцами в Багдаде, отдало распоряжение своим боевикам не появляться на улицах столицы в униформе, укрыть оружие и снять установленные боевиками в различных районах города блокпосты. Представители ас-Садра заявляют, что они желают решить вопрос о своих боевых силах «политически». Вместе с тем, речь не идет о реальном разоружении боевиков. Этот вопрос, как считают садристы, можно будет обсуждать лишь после ухода из Ирака американских войск. В данной связи посол США в Ираке З. Халилзад высказал опасение, что боевики шиитских милиций и «эскадронов смерти» «просто лягут на дно» на время проведения багдадской операции.

В январе в Багдаде и ряде других районов страны отмечалась активизация действий войск США и иракских правительственных сил по поиску и задержанию лиц, подозреваемых к причастности к террористической и повстанческой деятельности. Так, 24 января американские и иракские силы при поддержке бронетехники и боевых вертолетов АН-64 «Апач» начали масштабную операцию «Удар томагавка-II» с целью зачистки центральной части столицы от боевиков и террористов и установления «прочного контроля» над этим районом. Между тем все эти акции пока существенным образом не отражаются на обстановке в Багдаде, где регулярно продолжали совершаться многочисленные теракты, в т. ч. крупные, приводившие к многочисленным человеческим жертвам. Иракское правительство в январе также впервые предприняло ряд шагов против боевиков «Армии Махди»: американскими и иракскими войсками было арестовано свыше 400 сторонников радикального имама, в т. ч. один из его ближайших помощников. Отметим, что в Пентагоне считают ас-Садра главным виновником межконфессиональных столкновений в Ираке.

В январе 2007 года вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия преимущественно имели место в городах (и прилегающих к ним районах) в центре, на севере и западе Ирака: Рамади, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Байджи, Тикрит, Самарра, Эль-Микдадия, Талль-Афар, Эль-Халис, Эль-Хадита, Балад, Туз-Хурмату, Хувейджа, Эс-Сувейра, Балад Руз, Рияд, Дибс, Эр-Рутба, Мандали и в ряде других мест.

Очень сложной и напряженной сохраняется обстановка в западной провинции Анбар. В настоящее время здесь действуют около 30 тыс. американских военнослужащих и части 1-й и 7-й дивизий иракской армии (ок. 14 тыс. чел.). Содействие им в борьбе против иностранных террористов оказывают вооруженные формирования «Совета спасения Анбара», созданного рядом вождей местных племен. Однако, несмотря на ряд успехов, войскам США и иракским правительственным силам пока не удается решительно изменить ситуацию в регионе в свою пользу.

Не снижется уровень напряженности в крупнейших городах иракского севера – Киркуке и Мосуле.

На высоком уровне остается интенсивность боевой и террористической деятельности антиправительственных сил в т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада, главным образом в районе городов Эль-Махмудийя, Эль-Юсифийя, Эль-Мусайиб, Эль-Искандерийя, Эль-Латифийя.

Неспокойная обстановка сохраняется во многих районах иракского юга. В первую очередь, это относится к главному городу региона — Басре. В январе на юге Ирака теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия происходили также в городах (и прилегающих к ним районах): Эль-Кут, Эд-Дивания, Эн-Наджаф, Кербела, Аббас, Хилла, Эль-Кифль, Махавил и в некоторых других местах.

Крупная операция была проведена в конце января американскими и иракскими войсками в священном для шиитов городе Эн-Наджаф на юге Ирака, в ходе которой, как официально сообщалось, было уничтожено ок. 300 боевиков радикальной шиитской группировки.

Обстановка в Иракском Курдистане в январе 2007 года в основном сохранялась стабильной.

Не снижается уровень противостояния между арабами-суннитами и шиитами. С обеих сторон активно продолжают действовать т. н. «эскадроны смерти». Ежедневно в различных районах Ирака продолжают находить десятки трупов людей, большинство из которых погибло в результате жестоких пыток. Широкий размах приобрела практика захвата и последующего убийства заложников. Активно действуют террористы-смертники, чьи акции приводят к большим людским потерям. Не прекращаются нападения на шиитские и суннитские мечети. Особенно высок уровень межконфессионального противостояния в Багдаде, а также в тех районах страны, где компактно проживают выходцы их обеих религиозных общин. По официальным иракским данным, в январе с. г. только в столице от межконфессионального насилия погибли ок. 2 тыс. человек (по данным миссии ООН – 2,9 тыс. чел.), а 1,9 тыс. человек получили ранения. В ряде районов Багдада перманентно происходят вооруженные столкновения между шиитскими и суннитскими боевиками. Также имеет место насильственное выселение из мест постоянного проживания иракцев-христиан, многие из которых, опасаясь разгула преследований, выехали в соседние Сирию, Иорданию и Турцию. В целом, по утверждению спецпредставителя ООН в Ираке Ашрафа Кази, эта страна все больше погружается «в пропасть сектантства».

Не снижают своей террористической и боевой активности в Ираке и иностранные террористы.

Наиболее часто повстанцы, террористы и шиитские боевики продолжают совершать нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении местных политических деятелей, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, иракцев, работающих на иностранные (преимущественно американские) войска, иностранцев, работающих в Ираке, местных и зарубежных журналистов, предпринимателей. Нападения совершаются на административные здания в столице и провинции, полицейские участки, пункты записи добровольцев в армию и полицию, офисы местных и иностранных фирм. Продолжает иметь место практика захвата в заложники иностранцев.

По данным министерства труда США, в период с марта 2003 года по декабрь 2006 года в Ираке погибли 770 иностранных работников, а 7761 человек из них получил ранения. Многие иностранные специалисты отказываются трудиться в районах, где активно действуют повстанцы, террористы и шиитские милиции. Особенно это относится к провинции Анбар.

Командование ВС США в Ираке официально заявило, что оно не собирается брать на себя ответственность за безопасность иностранных рабочих в стране, включая граждан России, т. к. «каждое иностранное правительство, направляющее рабочих в Ирак, должно само заботиться об их безопасности».

Не прекращаются многочисленные нападения повстанцев и боевиков на автодорогах страны. Растет число погибших водителей, в т. ч. граждан иностранных государств.

Иракские повстанцы, иностранные террористы и боевики шиитских милиций постоянно совершенствуют способы своих действий. Так, по сообщениям СМИ, боевики, действующие на юге Ирака, использовали в интересах подготовки нападений на места дислокации британских войск в районе Басры информацию из Интернет-системы Google. В январе повстанцы и боевики сбили три американских вертолета и, возможно, молдавский гражданский транспортный самолет Ан-26. Продолжают совершенствоваться способы использования различных взрывных устройств. В Багдаде и некоторых других городах активно действуют снайперы.

Не снижается уровень массовой эмиграции иракцев за рубеж. Ее главными причинами Организация по правам человека в Ираке называет не прекращающееся насилие, бесчинства вооруженных милиций и разгул экстремистских группировок, которые приняли «угрожающие размеры».

Более 24 тыс. иракцев в настоящее время содержится в тюрьмах и других местах заключения без суда и следствия. Большинство из них – ок. 14,5 тыс. человек — находятся в тюрьмах и лагерях, контролируемых иностранными войсками, ок. 8,3 тыс. человек ожидают своей участи в следственных изоляторах иракского МВД, а ок. 1,3 тыс. человек – в аналогичных заведениях министерства обороны Ирака. Большинство иракцев, захваченных коалиционными силами, помещены в крупнейший тюремный лагерь Кэмп-Букка вблизи портового города Умм-Каср и в багдадской тюрьме «Аль-Матар» («Аэропорт»). Командование иностранными войсками периодически продлевает содержание иракцев под стражей под предлогом «сбора развединформации».

В Ираке вводятся новые паспорта, что, по мнению правительства, должно помочь в деле наведения порядка в стране. Ежедневно печатается ок. 30 тыс. новых бланков паспортов.

По состоянию на 1 февраля 2007 года в силовых структурах Ирака (вооруженные силы и МВД) числилось ок. 327 тыс. человек. Существенных изменений в их численности и техническом оснащении в январе 2007 года не произошло. На военные нужды в государственном бюджете на текущий год выделена сумма в 7 млрд долларов.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики считает, что Соединенным Штатам следует прилагать больше усилий по подготовке иракских силовых структур и улучшению их технического оснащения. В частности, он утверждал, что если бы США ускорили подготовку иракской армии и полиции, то уже в ближайшие 3-6 месяцев можно было значительно сократить иностранное военное присутствие в стране. По мнению аль-Малики, нежелание американского правительства снабжать иракские силы безопасности большим количеством вооружения, особенно тяжелого, и снаряжения лишь усугубляет ситуацию в стране, ведет к лишним жертвам как среди иракцев, так и американцев. Более того, по словам главы правительства, зачастую повстанцы вооружены лучше, чем местные военные и полицейские. Однако аль-Малики конкретно не уточнил, какое именно оружие необходимо иракским ВС и МВД.

Отметим, что по соглашениям, подписанным между США и Ираком в последнее время, американцы предоставят иракской стороне 300 бронетранспортеров, свыше 600 автомобилей «Хамвей» с бронированной защитой, вертолеты, различное снаряжение.

21 января американцы передали в полное распоряжение командования сухопутных войск Ирака 2-ю дивизию, дислоцированную в районе Мосула.

Министерство обороны Ирака объявило о начале набора в военно-воздушные силы страны «мотивированных и аполитичных» добровольцев, готовых прослужить не менее 15 лет. Доброволец, согласившийся пойти на службу, должен иметь «отца иракца и мать арабку», не состоять ни в какой политической партии и «быть лояльным только Ираку». Как известно, бывшие летчики иракских ВВС (а это в подавляющем большинстве – сунниты), служившие при саддамовском режиме, особенно те из них, кто участвовал в войне с Ираном (1980-1988 гг.), стали одной из главных целей преследований со стороны шиитских боевиков, которые в последние годы убили многих из них.

В январе иракские ВВС получили на вооружение еще 2 вертолета Ми-17 (всего стало 10). К середине 2007 года число машин этого типа планируется довести до 24.

Одной из главных проблем иракской армии, самым негативным образом влияющей на общее положение дел в ВС и на моральное состояние личного состава, остается всеобъемлющая коррупция. В войсках широкое распространение получила практика зачисления на службу «мертвых душ», за которых соответствующие командиры получают положенные виды довольствия (денежное, вещевое, продовольственное), а также оружие и топливо. Затем все это продается на «черном рынке», или непосредственно попадает в руки повстанцев и боевиков. Более того, сочиняются отчеты об участии несуществующих военнослужащих в боевых операциях против антиправительственных сил. Руководство же министерства обороны Ирака фактически расписывается в собственном бессилии и не может эффективно бороться с перечисленными выше и многими другими негативными явлениями в армии.

Начальник генштаба ВС Ирака генерал Б. Зибари (курд, при С. Хусейне служил в войсках ПВО) заявил, что национальная армия будет способна самостоятельно обеспечивать безопасность в стране к 2008 году, что позволит вывести из Ирака основную часть американских войск. Аналогичного мнения придерживается и глава Пентагона Роберт Гейтс, заявивший, что к концу 2007 года иракские силы безопасности станут «практически независимы и самодостаточны», хотя для этого «еще много предстоит сделать». Как видится, оптимизм американского министра и иракского генерала не имеет под собой достаточных оснований, а реальное положение вещей наглядно это подтверждает. Так, в ходе уже упоминавшейся выше войсковой операции в районе Эн-Наджафа иракские войска не смогли нанести поражение радикальной шиитской вооруженной группировке. И только прибытие в район боя подразделений ВС США, в т. ч. танковых и артиллерийских, а также активное задействование боевых вертолетов американской армейской авиации привело к разгрому боевиков.

По состоянию на 1 февраля 2007 года группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала ок. 137 тыс. человек. Кроме того, на территории аравийских монархий размещено свыше 37 тыс. американских военнослужащих: в Кувейте – 25 тыс. чел., в Катаре – 6,5 тыс. чел., в Бахрейне – 3 тыс. чел., в ОАЭ – 1,3 тыс. чел. и по несколько сотен человек в Саудовской Аравии и Омане.

Иракская кампания в настоящее время обходится США ежемесячно в 8,4 млрд долларов (в 2003 г. – 4,4 млрд долл.). Значительная часть этих средств идет на ремонт и замену поврежденной или выведенной из строя техники.

Президент США Дж. Буш в рамках провозглашенной им в январе новой иракской стратегии принял решение о временном увеличении численности американских войск в Ираке на 21,5 тыс. человек, из которых 17,5 тыс. будут направлены в Багдад, а 4 тыс. – в провинцию Анбар.

В январе конгрессмены утвердили генерал-лейтенанта Дэвида Пэтрэуса в должности командующего иракской группировкой ВС США.

Потери личного состава ВС США в Ираке в январе 2007 составили убитыми 92 и ранеными ок. 450 человек. Таким образом, общие потери вооруженных сил США со времени начала иракской компании в марте 2003 года по 31 января 2007 года достигли, по уточненным данным, убитыми 3288 человек и ранеными ок. 23400 человек. Кроме того, два человека считаются пропавшими без вести.

Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции составили в декабре 2006 года убитыми 3 (Великобритания) и ранеными 24 человека (Великобритания).

Боевая авиация США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты F-15, F-16, F/А-18, «Торнадо», вертолеты армейской авиации) постоянно оказывали поддержку действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах Ирака. В январе впервые после окончания войны 2003 года для нанесения ударов по противнику (в районе Балад Руз) применялись стратегические бомбардировщики В-1В. Ежедневно авиация союзников совершала от 34 до 54 боевых вылетов. Наиболее часто удары с воздуха по объектам повстанцев и боевиков наносились в районах городов Багдад (и его пригородов), Баакуба, Самарра, Рамади, Балад, Эль-Микдадийя, Эль-Фаллуджа, Хувейджа, Мосул, Басра, Эн-Наджаф, Таль-Афар, Тикрит, Киркук, Баллад Руз, Байджи, Эль-Юсифийя, Эль-Махмудийя, Эль-Искандерийя и в ряде других мест. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, авиационные бомбы GBU-12, GBU-31, GBU-38, GBU-39. Авиация также активно вела разведку объектов повстанцев и боевиков в различных районах страны, выполняла поисково-спасательные задачи. Наряду с пилотируемыми самолетами американское командование активно использует в Ираке беспилотные летательные аппараты, особенно WQ-1 «Предатор», которые поражали цели противника ПТУРами «Хеллфайр». Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии.

В настоящее время американские войска в Ираке испытывают хроническую нехватку средств защиты, порой им не хватает бронетехники и артиллерии, радиоэлектронных средств подавления сигналов, посылаемых боевиками с мобильных телефонов для подрыва заложенных ими фугасов и др. К такому выводу пришла группа инспекторов генеральной инспекции МО США. С целью улучшения ситуации Пентагон намерен, в частности, увеличить число различных противоминных средств для войск в Ираке. Так, уже подписаны контракты с рядом фирм на изготовление 4100 специальных автомобилей MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), которые, как считают военные, смогут обнаруживать местонахождение различных взрывных устройств.

Дж. Буш санкционировал американским военным захват или уничтожение иранских агентов на иракской территории. Между тем в госдепартаменте и Пентагоне скептически отнеслись к этому шагу, полагая, что Иран в ответ может начать убивать американцев в Ираке.

11 января американские войска захватили в консульстве ИРИ в Эрбиле (курдская автономия) пять иранских дипломатов, обвинив их в пособничестве силам, воюющим против коалиционных войск. Эта операция была санкционирована лично президентом США Дж. Бушем. Иран потребовал немедленного освобождения своих граждан. В январе американские военные также свершили налет на посольство Судана в Багдаде.

Политическое и военное руководство Ирака считает, что вывод из страны американских войск «приведет к вакууму» в обеспечении безопасности, который иракские силы безопасности не в состоянии пока заполнить.

В целом, по мнению генерала Д. Пэтруэса, американских солдат в Ираке «ждут тяжелые дни».

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (23) составляла на 1 января 2007 года ок. 16,5 тыс. человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (7,2 тыс. чел.) и Южная Корея (3,0 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в других городах Ирака задействованы подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи.

Премьер-министр Великобритании Т. Блэр заявил, что в Лондоне не планируют увеличения численности британских войск в Ираке. Более того, рассматривается вопрос о сокращении к маю 2007 года численности британского контингента примерно на 3 тыс. человек. Однако этот вопрос будет решаться в зависимости от развития ситуации в районе Басры, где дислоцирована основная часть английских войск. Одновременно Блэр назвал «безответственными» призывы к установлению графика полного вывода британских войск из Ирака.

Австралия не собирается увеличивать численность своих войск в Ираке (сейчас 1,4 тыс. чел.).

Правительство Японии намерено продлить еще на один год срок пребывания военно-транспортного подразделения национальных ВВС (200 чел., 3 самолета С-130), которое базируется в Кувейте и выполняет задачи по тыловому обеспечению коалиционных сил в Ираке, осуществляя воздушные перевозки в различные районы страны.

Подразделение ВС Словакии (100 чел.) было в январе выведено из Ирака, где в учебном центре НАТО остались 11 словацких офицеров-инструкторов. Братислава намерена продолжать оказание помощи Багдаду в деле подготовки офицеров армии и МВД, а также передать иракцам военную технику.

Италия исключила возможность повторного направления в Ирак своих войск.

Иран продолжает заявлять о своей готовности оказать Ираку разностороннюю помощь в обучении личного состава сил безопасности и в деле борьбы с терроризмом. Со своей стороны, США настаивают на безусловном прекращении иранской помощи, в т. ч. оружием, иракским незаконным вооруженным формированиям.

Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в январе 2007 года оставалась очень сложной и напряженной. «Отсутствие безопасности является барьером для восстановления страны и установления нормальной власти», — говорится в выводе т. н. «Национальной разведывательной оценки», представленной в начале февраля с. г. президенту Дж. Бушу американским разведсообществом.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в январе 2007 года не претерпела существенных изменений и оставалась очень сложной. Сохраняющиеся серьезные разногласия между иракскими политическими силами, представляющими различные конфессиональные и этнические общины, не позволяют продвигать политический процесс в стране в сторону достижения национального примирения.

В условиях усилившегося давления со стороны властей и не желая обострять отношения с руководством Ирака, сторонники имама М. ас-Садра 20 января приняли решение о прекращении начатого в конце ноября 2006 г. бойкота их представителями работы в правительстве (5 министров) и парламенте (30 из 275 депутатов).

В Киркуке, в отличие от остальных районов Ирака, арабы-сунниты и шииты не только открыто не враждуют, но и совместно действуют против установления в городе чисто курдского правления. В январе местные сунниты, шииты, туркоманы и арабы-христиане провели в Анкаре конференцию, на которой осудили действия курдских политиков по включению Киркука в зону своего контроля.

А. А. аль-Хаким, лидер ведущей силы правящей шиитской коалиции – Высшего совета исламской революции в Ираке — заявил, что создание в стране «федеративных регионов» поможет в решении многих иракских проблем. Более того, аль-Хаким считает, что федеративная система государственного устройства страны «представляет собой наилучше решение этих проблем». Шиитский лидер полагает необходимым создание федеративных регионов «на юге, в центре и в Багдаде».

После казни С. Хусейна иракское отделение бывшей правящей партии Баас возглавил Иззат Ибрагим ад-Дури, который в течение многих лет был заместителем Саддама. В настоящее время ад-Дури является самым высокопоставленным деятелем прежнего режима, который остается на свободе. Однако его влияние на происходящее в Ираке реально не ощущается.

Значительные трудности продолжает испытывать иракская экономика и социальная сфера. При этом сохраняющийся в стране низкий уровень безопасности является одним из главных препятствий, мешающих восстановлению и развитию Ирака. Население и экономика все еще испытывают заметный дефицит топлива и электроэнергии. Далека от своего решения проблема безработицы, особенно среди молодежи. Серьезные трудности имеются в деле здравоохранения и образования.

В целом в ближайшее время вряд ли следует ожидать серьезных позитивных сдвигов на иракской политической арене. Более того, ход событий в стране показывает, что большинство видных иракских политиков все еще не готовы к конструктивному диалогу по основным проблемам страны и ее будущего или не желают вести такой разговор, рассчитывая силовыми способами добиться своих политических целей.

Внешнеполитическая деятельность вокруг Ирака в январе 2007 года характеризовалась высокой степенью активности. 11 января президент США Дж. Буш огласил ряд новых, по мнению Вашингтона, направлений американской политики в отношении Ирака. К выработке новых подходов американскую администрацию подтолкнули внутриполитические неудачи (поражение республиканцев на выборах в Конгресс в ноябре 2006 г.) и тупиковая ситуация, складывающаяся в Ираке, где события все более выходят из-под контроля американцев и багдадского правительства. Вместе с тем, если внимательно посмотреть на предложения, выдвинутые в последнем выступлении главы Белого дома, то окажется, что в них, по сути, не содержится принципиально новых идей.

Буш утверждает, что нынешнее наращивание американских сил необходимо, в частности, для того, чтобы войска оставались в районах, освобожденных от боевиков, не позволяя им вернуться туда. Тогда речь идет не о временном, а о длительном присутствии в Ираке ВС США. В речи президента назван срок – ноябрь 2007 года, когда иракцы должны взять на себя ответственность за безопасность на всей национальной территории. Но реально это вряд ли произойдет, т. к. нынешнее состояние иракской армии и полиции не позволит сделать это в указанное время. Очередное же заявление о необходимости ускорения подготовки местных силовиков, чтобы американские солдаты скорее вернулись домой, не выдерживает критики. Буш и его военные советники должны знать, что эта задача практически невыполнима в короткие сроки. В целом можно утверждать, что планируемое усиление группировки ВС США в Ираке не приведет к радикальному изменению положения дел в этой стране в сфере безопасности и максимально, на что могут рассчитывать американцы – это на достижение локальных по месту и времени успехов.

Дж. Буш в очередной раз обвинил Иран и Сирию в оказании поддержки террористами и повстанцам в Ираке. Президент жестко объявил о намерении США заблокировать «поток помощи» из этих стран, в т. ч. путем «раскрытия и уничтожения каналов», по которым она поступает. Данное заявление можно расценивать как угрозу нанесения ударов по объектам на территории ИРИ и САР (наличие подобных планов в Вашингтоне фактически подтвердила госсекретарь К. Райс). Все это может привести к резкому обострению ситуации в регионе, но никак не улучшит положение дел в самом Ираке. В то же время США призвали Египет, Иорданию, Саудовскую Аравию и другие аравийские монархии усилить поддержку правительству Ирака.

Значительная часть речи Буша была посвящена политическим и экономическим аспектам иракской ситуации. В частности, говорилось о намерении правительства Ирака принять законы о распределении доходов от нефти, дебаасификаии, а также проведении выборов в провинциальные органы власти. Как известно, вопрос о распределении нефтяных доходов является сегодня одним из наиболее острых в Ираке и вряд ли возможно в скором времени ожидать принятие документа, который бы удовлетворил интересы и запросы всех политических сил страны в этом деле. Проведение местных выборов может способствовать приходу к руководству в ряде провинций (особенно на юге Ирака, что уже проявилось в ходе выборов в 2005 г.) сил, выступающих за большую автономизацию регионов, вплоть до самоопределения, а это также не будет способствовать стабилизации обстановки в стране. И еще одно существенное замечание: в своем выступлении президент США не упомянул о столь важной для Ирака курдской проблеме.

Дж. Буш заявил, что «обязательства Америки не безграничны», а «если иракское правительство не выполнит свои обещания, оно лишится поддержки американского народа и самих иракцев». Подобные слова ранее уже неоднократно звучали из уст вашингтонских руководителей, но на деле все оставалось без изменений. Как будет на этот раз – покажет время. А пока иракскому правительству в очередной раз обещана военная и экономическая помощь.

В речи президента США много говорилось о необходимости примирения между арабами-суннитами и шиитами, разрыве «нынешнего порочного круга насилия». Действительно, для решения этой сложнейшей проблемы нет «волшебной формулы». К сожалению, как уже говорилось выше, на сегодняшний день лидеры двух общин не предпринимают действенных реальных шагов к ослаблению и последующему прекращению взаимного насилия, которое лишь расширяется. И здесь возможности американцев весьма ограничены, а от подключения к этому делу Сирии и Ирана, что могло бы в известной мере улучшить ситуацию, Вашингтон категорически отказывается.

Лидеры Демократической партии США заявили о неприемлемости для них новой инициативы главы Белого дома, особенно по вопросу об увеличении численности американских войск в Ираке. Спикер Палаты представителей Конгресса Н. Пелоси считает, что миссия американских военных в этой стране должна быть ограничена подготовкой местных сил безопасности, защитой иракских границ и борьбой с терроризмом. Демократы также сомневаются в эффективности правительства Н. аль-Малики, деятельность которого вызывает у них «разочарование». Со своей стороны, президент США постоянно заявляет о своей твердой решимости неуклонно реализовать новую стратегию стабилизации обстановки в Ираке, несмотря на противодействие Конгресса.

Правительство Ирака одобрило американские инициативы. В то же время премьер-министр Ирака Н. аль-Малики выступил в январе с рядом заявлений, в которых критиковал некоторые аспекты американской политики в Ираке, особенно в сфере обеспечения безопасности. Аль-Малики также высказал свое раздражение недавними высказываниями в свой адрес некоторых руководящих деятелей США (К. Райс, Р. Гейтс) о том, что он «может потерять работу», что «терпение Америки иссякает» и т. п. Отвергли новый американский курс по Ираку многие суннитские политики. Резко негативно высказался по поводу инициатив Буша и М. ас-Садр.

Американская администрация все больше осознает, что положение дел в Ираке невозможно урегулировать «исключительно военными средствами«. В Вашингтоне учреждена новая должность координатора по оказанию помощи Ираку в переходный период для того, чтобы обеспечить «тесную увязку» экономического содействия с политическими шагами США и их стратегией в области безопасности в этой стране. Также предполагается вывести американских специалистов из багдадской «зеленой зоны» и «направить их на места по всему Ираку, чтобы поддержать перспективных местных руководителей и перспективные местные структуры». Число т. н. «групп реконструкции», работающих в провинциях, будет увеличено с 10 до 20 и их укомплектуют квалифицированными специалистами различного профиля. Кроме того, США намерены улучшить распределение средств, выделяемых на восстановление иракской экономики.

Генеральный инспектор США по реконструкции Ирака С. Бауен заявил, что администрация Буша истратила десятки миллионов долларов на «весьма туманные проекты», а при финансировании различных программ в Ираке допущены многочисленные растраты и хищения, причем миллиарды долларов, израсходованных на подготовку местных сил безопасности, «не приводят к ожидаемым результатам».

Отдельно отметим недавние высказывания бывшего представителя США при ООН Дж. Болтона, заявившего, что сохранение Ирака единым и препятствование его развалу не входит в число стратегических интересов США. «На самом деле с точки зрения стратегических интересов США нам все равно будет один Ирак или три Ирака, будут управлять им шииты или коалиция», — подчеркнул Болтон. Стратегический интерес Вашингтона, по его словам, заключается в том, чтобы после ухода американских военных из Ирака его территория не стала бы «убежищем террористов» или на ней не возникли бы «террористические государства».

Для разъяснения последних изменений в политике Вашингтона в Ираке и регионе и получения поддержки в деле ее реализации госсекретарь США К. Райс совершила в январе специальную поездку на Ближний Восток, а в Эль-Кувейте приняла участие в совещании министров иностранных дел восьми арабских стран (Египта, Иордании, Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана, Саудовской Аравии), являющихся союзниками и партнерами американцев в регионе.

Главы внешнеполитических ведомств арабской «восьмерки» приветствовали новый курс Соединенных Штатов по стабилизации иракской ситуации, если он гарантирует «единство Ирака, и равенство всех групп» иракского общества. Однако в целом у арабской «восьмерки» (как и в арабском мире в целом) довольно скептическое отношение очередным планам Вашингтона в отношении Ирака. Отметим, что одобрение новых американских намерений и планов ни к чему не обязывает арабских лидеров. И хотя все страны, участвовавшие в совещании в Эль-Кувейте, выступают за сохранение американского военного присутствия Ираке, они по-прежнему будут весьма осторожны в своей иракской политике и не собираются пока оказывать нынешнему багдадскому правительству ни серьезной финансовой, а тем более военной помощи, также как не намерены брать на себя ответственность за происходящее в Ираке. Но они вполне могут пойти на расширение содействия в решении иракских проблем в том случае, если сунниты получат доступ к реальной власти в Ираке.

Кувейт призвал США подключить Сирию и Иран к решению проблем по стабилизации обстановки в Ираке. Король Иордании Абдалла II заявил, что сунниты должны почувствовать, что они являются активными участниками строительства будущего Ирака, его неотъемлемой частью». Египет выразил надежду, что новая стратегия США приведет к стабилизации обстановки в Ираке.

В целом соседние с Ираком страны и другие государства региона все более пессимистично оценивают положение дел, складывающееся в Ираке.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган считает, что «улучшение ситуации в Ираке не наблюдается», а «неопределенность» в этой стране «достигла серьезных масштабов». Эрдоган особо подчеркнул, что Турция не может «оставаться в стороне от демографических изменений в Киркуке». В Анкаре полагают, что вопрос об этом городе не следует решать «в спешке», а Киркук «должен быть открыт для всех иракцев». Турция желает, чтобы новая стратегия США в Ираке принесла этой стране «благополучие и стабильность», но не считает ее «заведомо успешной». В Багдаде же настаивают на прекращении вмешательства Анкары в иракские дела, в т. ч. по вопросу о будущем Киркука.

Президент Ирака Дж. Талабани с 14 по 19 января находился с официальным визитом в Сирии. В совместном коммюнике по его итогам стороны высказались «за сохранение территориального и национального единства Ирака», осудили террор против мирных граждан, госучреждений и хозяйственной инфраструктуры. Был подписан целый ряд документов по двухстороннему сотрудничеству в различных областях. Талабани сообщил, что Багдад потребует от Сирии экстрадиции в Ирак бывших высокопоставленных деятелей прежнего режима, находящихся на территории САР и оказывающих помощь повстанческому движению в Ираке. Подчеркнем, что пока внешняя политика багдадского правительства в значительной степени регулируется в Вашингтоне вряд ли стоит ожидать серьезных позитивных сдвигов в иракско-сирийских отношениях. То же самое можно сказать и об отношениях Ирака с Ираном.

Президент Йемена А. А. Салех считает «провальной» стратегию действий США в Ираке

Франция полагает, что ситуация в Ираке «с каждым днем все сильнее ухудшается». В Париже утверждают, что военного решения иракской проблемы не существует, а урегулировать ситуацию можно только через политический процесс.

23 января Ирак и Италия подписали договор о дружбе и сотрудничестве, который предполагает развитие связей между двумя странами в политической, экономической и иных областях.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун высказался против расширения деятельности этой организации в Ираке по причине эскалации насилия в стране.

Россия выступает за определение конкретных сроков вывода иностранных войск из Ирака и «передачу всей полноты власти законным представителям иракского народа».

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в январе 2007 года не претерпела изменений в позитивном направлении и продолжала оставаться нестабильной и напряженной. Более того, нет достаточных оснований рассчитывать на улучшение ситуации в стране в ближайшее время.

52.49MB | MySQL:103 | 0,407sec