Малая и большая дилеммы турецкого руководства накануне муниципальных выборов в Турции

Закрытые социологические опросы, проводимые политическими партиями самостоятельно, указывают на то, что кандидат от Партии справедливости и развития на пост мэра турецкой столицы, Анкары, Мехмет Озхасеки проигрывает своему сопернику от главной оппозиционной Народно-республиканской партии Мансуру Явашу. Как утверждает оппозиция, разница составляет огромную, по любым меркам, цифру в 10-15%. Партия справедливости и развития эту цифру оспаривает, однако, не на публику, но все же её представители говорят о разнице приблизительно в 5%.

Вне зависимости от разницы в оценках, понятно, что за оставшиеся несколько дней до дня голосования 31 марта, преодолеть отставание, во всяком случае законными методами, невозможно. Даже при том, что президент Турции Р.Т.Эрдоган лично призывает голосовать за кандидата от ПСР и на всей наружной агитационной рекламе соседствует с М.Озхасеки рука об руку.

Таким образом, формулируем первую неприятную дилемму, которая стоит перед Партией справедливости и развития – отдать ли победу в Анкаре кандидату от оппозиционной партии М.Явашу или же пойти на крайние меры?

Под «крайними мерами» подразумеваем различное «циковское шаманство». Заметим, что, до сих пор, невзирая на то, что обвинения от оппозиции в адрес турецкого руководства на эту тему проскакивали в прошлые выборные кампании и референдумы (самое громкое дело – о непроштампованных бюллетенях, которые решением Высшей избирательной комиссии Турции были всё же признаны действительными, поскольку «обратное – не доказано» – В.К.), но до откровенных скандалов дело не доходило.

Никто, даже радикально настроенная оппозиция, не брался утверждать, что Партия справедливости и развития выиграла те или иные выборы или тот или иной референдум подтасовками. Административным ресурсом, которого у президента Р.Т.Эрдогана и ПСР хоть отбавляй – да, но вот «вбросами и каруселями» — нет. А с тех пор, как президенту Турции разрешили по Конституции быть партийным и он вернулся в «родную партийную гавань», все вопросы, которые были по использованию им своего президентского ресурса, исчезли сами собой. Ведь если президент – партийный, то и ресурс он свой может использовать для агитации в пользу возглавляемой им партии.

Итак, что делать с Анкарой? – Это вопрос и посмотрим, какой ответ даст на это турецкое руководство в условиях, когда Стамбул бывший и последний премьер-министр Турции Бинали Йылдырым все-таки, похоже, вытягивает. Понятно, что Анкара – не Стамбул, с его 15-ти миллионным населением. Стамбул – отдать немыслимо, тем более, что в этом городе начинал свою политическую карьеру Р.Т.Эрдоган, а из «стамбульской мэрии» вышла добрая половина его нынешних приближенных руководителей. Анкара – конечно, столица страны, однако, уступает по своему значению Стамбулу. А выход за рамки «приличий» в ходе подсчета голосов способен привести в плохо прогнозируемым последствиям, в условиях непростой экономической ситуации в стране. Надо ли говорить о том, что турецкий избиратель находится в плохом настроении, возможно, самом плохом с 2002 года.

Экономическая ситуация пока удерживается турецким руководством на грани хрупкого равновесия. «Денег нет, но вы держитесь» — это сегодня про Турцию, которой США буквально наступают на пятки. Около 30 млрд долларов – дефицит по текущим операциям, около 70 млрд долларов – отрицательное сальдо внешней торговли,  и внешний долг – около 450 млрд долларов (причем в условиях ослабшей лиры – В.К.) – и этим все сказано.

Американцы уперлись по С-400 и поставили вопрос перед турецким руководством уже ребром: либо отказ от С-400 и Турция вновь получит нормальный кредитный рейтинг, инвестиционную привлекательность и капитал для того, чтобы существовать относительно нормально, либо Турция продолжает упираться, закупает российские С-400, а США обрушивает турецкую экономику. Вот так просто. На будущей неделе министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу едет в США, где, как ожидается, должен будет дать окончательный ответ. Проще, конечно, для Турции было бы, чтобы С-400 утонули. Однако, путь из России в Турцию – это не путь из России в Китай, чтобы такой сценарий рассматривать. Да и снаряд два раза в одну воронку не падает.

Разумеется, турецкое руководство может упереться и сказать, что все основные выборы в стране прошли до 2023 года. А уж что там будет с экономикой, в этом смысле, не так важно, когда есть время на выправление ситуации до следующих выборов. Однако, вопрос заключается в запасе терпения турецкого населения в условиях экономических трудностей. То, что турки – не россияне, это понятно. Тем более, что за последние годы население страны привыкло к достаточно комфортной жизни. Привычка дается намного легче и приятнее, чем «отвычка». Так что, формулируем малую и большую дилеммы, которые перед руководством Турции стоят: во-первых, отдать ли Анкару? И, во-вторых, отказаться ли от С-400? Как ни странно, это довольно тесно связанные вопросы…

52.37MB | MySQL:103 | 0,534sec