Визит лидера КНР в Судан: итоги и последствия.

Глава Китая Ху Цзинтао посетил Судан с официальным визитом 2-3 февраля с.г. Этот визит явился частью африканского турне китайского лидера, в рамках которого было запланировано в период с 30 января по 11 февраля посетить восемь стран континента: Камерун, Либерию, Судан, Замбию, Намибию, Южную Африку, Мозамбик и Сейшеллы.

Для Судан данный визит руководителя одной из мировых держав особенно важен в условиях продолжающейся эскалации конфликта в Дарфуре: официальный Хартум изо всех сил тормозит процесс размещения миротворческого контингента ООН на западе Судана и под угрозой санкций, на применении которых настаивают США, активно ищет надежных союзников, желательно с правом вето в СБ ООН.

Накануне визита Ху Цзинтао в Судан влиятельнейшая международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) опубликовала свое открытое письмо о кризисе в Дарфуре (в арабском переводе «о проблеме Дарфура»), адресованное главе КНР.

В нем отмечаются как позитивные те действия китайского руководства, которые в итоге повлияли на принятие Суданом принципиального решения о согласии разместить в Дарфуре миротворцев ООН.

Вместе с этим правозащитники попросили Китай как одного из важнейших членов ООН рассмотреть возможность введения в отношении суданских руководителей, ответственных за государственную политику в Дарфуре, режима санкций. Подобный режим санкций, по мнению авторов письма, мог бы включать в себя замораживание зарубежных банковских активов и накладывание ограничений на поездки за границу для таких лиц, как например, министр обороны Судана.

Также HRW предложило КНР в сотрудничестве с другими членами СБ ООН санкционировать создание под началом администрации ООН трастового фонда для помощи жертвам конфликта в Дарфуре. При этом Совбез мог бы потребовать от правительства Судана отчислять в данный фонд часть своих нефтяных доходов.

Кроме этого, активисты из HRW попросили китайское правительство разработать новые механизмы контроля за конечным использованием проданного КНР оружия. В этой части письма для подтверждения правоты своих требований правозащитники процитировали слова главы китайского МИД, заявившего, что его страна руководствуется политикой «запрещающей экспорт оружия в зоны конфликтов … мы поставляем оружие только легитимным правительствам, только для самообороны, при этом трансферт оружия должен способствовать национальной и региональной стабильности».

Надо особо отметить тот факт, что HRW не ограничилась здесь простым намеком на наличие китайских корней у оружия чадских и дарфурских повстанцев, а также их противников из «Джанджавид» и суданских правительственных войск, а прямо указало на это.

Далее, правозащитники предложили главе КНР проверить связь между развитием нефтяной отрасли и нарушением прав человека в Судане. В частности, было указано на практику насильственного перемещения людей, живущих на территории нефтеносных районов, часто сопровождающегося воздушными и наземными атаками суданских вооруженных сил.

Несмотря на то, что до сих пор неизвестна реакция официальных Пекина и Хартума, это не позволяет нам сбрасывать со счетов приведенное выше открытое письмо HRW. Дело в том, что в случае серъезного ухудшения отношений Судана с ООН эти тезисы правозащитников могут легко с подачи тех же самых США превратиться ещё в одни пункты обвинения Судана в нарушение прав человека.

Помимо HRW немалые надежды на визит китайского лидера в Хартум возлагали и в ООН, где от Ху Цзинтао ожидали, что он сумеет окончательно убедить своего суданского коллегу принять ооновский план действий по разрешению конфликта в Дарфуре.

Однако реальные цели визита столь представительной китайской делегации были несколько иными: главное – вопросы развития нефтяного комплекса Судана и экспорта его продукции (? всего суданского нефтяного экспорта идет как раз на нужды КНР) и перспективы крупных инвестиционных проектов в Судане, где преобладает китайский капитал (например, гидроэлектротехнический комплекс в Мероэ, приблизительная стоимость которого 1,8 млрд. долл.).

Проблема Дарфура правда никуда при этом не девается, просто Пекин, как предполагали эксперты, попросит Хартум внешне проявить согласие с планами ООН по спасению данного региона, не призывая при этом суданского президента аль-Башира и его правительство окончательно урегулировать кризисную ситуацию на западе Судана.

В ходе китайско-суданских переговоров, прошедших в Хартуме 2 февраля с.г., Ху Цзинтао озвучил китайскую позицию по вопросам разрешения «дарфурского узла». Она базируется на четырех основных принципах:

1. Уважение суверенитета Судана и его территориальной целостности.

2. Разрешение конфликта только мирными средствами.

3. Африканский Союз и ООН должны играть главную роль в создании и деятельности дарфурского миротворческого контингента.

4. Улучшение гуманитарной ситуации в Дарфуре.

Ничего нового, тем более сенсационного в этой китайской позиции по Дарфуру (или, как её назвали китайские журналисты, «Дарфурский план») нет. Все это, ни что иное, как умелая политическая компиляция большинства прежних предложений по урегулированию междусобного конфликта в западном регионе Судана.

Но именно такой подход КНР к ключевой проблеме своей внутренней и внешней политики сегодня наиболее выгоден Хартуму: здесь нет ни слова о санкциях и тем более о каких-либо более жестких мерах в отношении Судана. В тоже время Китай выдвинув эти принципы ещё раз подтвердил в глазах мирового сообщества свою приверженность твердому курсу на прекращение гражданской войны в Дарфуре.

Куда более продуктивными оказались экономические итоги «Великого китайского визита» в Судан. Были заключены семь соглашений о сотрудничестве в различных областях.

В рамках реализации четвертого «дарфурского» принципа стороны договорились об оказании гуманитарной помощи жителям Дарфура, которая должна быть закуплена и поставлена за счет китайского гранта размером в 4,8 млн. долл.

Другое соглашение предусматривает предоставление Судану займа в 100 млн. юаней на строительство нового президентского дворца и 90 млн. юаней в счет прежних займов, взятых суданским правительством у КНР.

Также китайская сторона согласилась предоставить 600 млн. юаней (77,4 млн. долл.) в качестве беспроцентного займа и 40 млн. долл. в качестве гранта на различные инфраструктурные проекты, подробности которых пока не разглашаются.

Китай, кроме того, спишет два суданских долга в 470 млн. юаней (60,7 млн. долл.) и 19 млн. долл. Об этом 2 февраля с.г. объявил в Хартуме сам Ху Цзинтао.

В интересах развития двусторонних торгово-экономических отношений Китай и Судан подписали соглашение о беспошлинной торговле, включая предоставление преференций для группы из 44 суданских товаров, экспортируемых в КНР.

В культурно-технической области были подписаны соглашения об строительстве двух школ в сельской местности и основании центра по агротехнологиям.

В целом, несмотря на значительные и весомые экономические итоги первого за 48 лет китайско-суданских дипломатических отношений официального визита главы КНР в Хартум, его главный результат состоит вовсе не в этом.

Сам факт того, что лидер Китая прилетел в Судан на два дня, которые он провел в переговорах со своим коллегой аль-Баширом, можно расценить как маленькую, но весьма эффектную политическую победу последнего.

В предверии решающих дипломатических битв в куларах Совбеза ООН по вопросу о том, как же все таки следует поступить со своенравным Хартумом, который все резолюции ООН выполняет лишь до тех пор пока ему это выгодно, президент Судана показал всему миру своего «джокера» — Китай. Это, однако, не означает, что Пекин готов, радея за суданские интересы, ввязаться в ссору с доброй частью членов СБ ООН.

Напротив, Китай всегда, как и другие мировые державы, отстаивает везде и всюду исключительно свои интересы. В Судане эти интересы только в области эксплуатации нефтяных ресурсов, включая строительство нефтепровода от месторождений на юге страны до Красного моря и терминал для танкеров в Порт-Судане, оцениваются в 8 млрд. долл.

Можно предположить, что защищая свои инвестиции в Судане и стараясь не ронять в глазах остальных участников мирового сообщества имидж страны-миротворца, Китай скорее всего пойдет по компромиссному пути урегулирования дарфурской проблемы: ооновский контингент будет в полном составе размещен в Дарфуре, но это будут войска тех стран, чье участие гласно или негласно одобрит официальный Хартум. «Тасовать» же контингент Судан будет при помощи большого «китайского брата», который в состоянии по-необходимости и, разумеется, в разумных пределах, шантажировать возможным применением вето по этому вопросу Совбез ООН.

52.37MB | MySQL:103 | 0,462sec