Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (5 – 11 февраля 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили на палестинских территориях и в Ираке. Ведущие палестинские организации ФАТХ и ХАМАС при посредничестве Саудовской Аравии достигли договоренности о создании коалиционного правительства национального единства. В Ираке ВС США и иракские правительственные силы начали масштабную операцию по наведению порядка в Багдаде.

Министерство обороны США 6 февраля сообщило, что принято решения о создании в американских вооруженных силах нового объединенного Африканского командования (AFRICOM), которое буде координировать всю военную деятельность США и мероприятия по обеспечению безопасности на Африканском континенте. Командование должно быть сформировано к сентябрю 2008 г. Дополнительные переброски американских войск в Африку пока не планируются (сейчас в Джибути дислоцировано ок. 1,7 тыс. военнослужащих ВС США). Первоначально штаб нового командования (ок. 1000 чел.) будет находиться в Германии. Со своей стороны, Марокко рассчитывает, что штаб AFRICOM со временем разместят на территории королевства, что укрепит военное сотрудничество между Рабатом и Вашингтоном.

8 февраля в Мекке в присутствии короля Саудовской Аравии Абдаллы руководители палестинских движений ФАТХ М. Аббас и ХАМАС Х. Машааль подписали соглашение о создании правительства национального единства. Его главой остается И. Ханийя, МВД, МИД и Минфин возглавят независимые политики, а большую часть остальных министерств поделят между собой ХАМАС и ФАТХ. Как ожидается, новое правительство будет сформировано к 21 февраля – дню, когда намечается очередная встреча «квартета» (РФ, США, ЕС, ООН) по ближневосточному урегулированию. Король Абдалла обещал выделить коалиционному правительству 1 млрд долларов в качестве финансовой помощи для вывода экономики палестинских территорий из кризиса.

В итоговом документе встречи между М. Аббасом и Х. Машаалем — «Мекканском соглашении» — провозглашается прекращение межпалестинского кровопролития, объявляется приверженность верховенству закона и политическому плюрализму на палестинских территориях. ФАТХ и ХАМАС также договорились уважать обязательства ООП и решения саммитов ЛАГ, что означает косвенное признание ХАМАСом документов, подписанных ранее палестинским руководством, в т. ч. с Израилем, а также арабского мирного плана, выдвинутого в 2002 г. Саудовской Аравией. М. Аббас, как глава ПНА, сохранил за собой право на продолжение переговоров с Израилем.

Как представляется, договоренностям между ФАТХом и ХАМАСом ожидает очень непростое будущее. Уже на следующий день после встречи в Мекке представители ХАМАСа заявил, что «новое палестинское правительство не намерено признавать Израиль, невзирая на позицию, которую занимают в этом вопросе США и другие члены ближневосточного «квартета», в то же время от «квартета» хамасовцы требуют «изменить предвзятое отношение» к своей организации и снять санкции, введенные в отношении палестинских территорий. Конечно же, очередное соглашение ФАТХа с ХАМАСом вовсе не означает преодоление всех разногласий, прекращение соперничества и борьбы за власть между ними, которые, несомненно, будут продолжаться. Несомненно и то, что на руководство обеих организаций будет оказываться давление (как с «востока», так и с «запада») с тем, чтобы изменить условия соглашения в интересах внешних сил. И еще. Очень трудно представить, что «независимый» глава МВД сможет контролировать боевиков обеих группировок, которые и своим «исконным» руководителям не всегда и не во всем подчиняются. Также сложно представить деятельность «независимых» руководителей МИДа и Минфина. В целом же, как видится, можно говорить не прочном мире, а об очередном перемирии между палестинскими движениями, продолжительность которого сейчас трудно прогнозировать.

Соглашение в Мекке вызвало неоднозначные оценки в мире. США в качестве непременного условия признания нового палестинского правительства требуют от него выполнения международных условий: признания Израиля и прежних палестино-израильских договоренностей, отказ от террористической деятельности. Израиль, по словам премьер-министра Э. Ольмерта, пока не отвергает, но и не поддерживает соглашения, но непременным остается одно – признание Израиля. Франция считает соглашение «шагом в правильном направлении» — к полному принятию требований мирового сообщества, «особенно того, что касается признания Израиля». Сирия приветствовала договоренности, достигнутые в Мекке. Глава МИД РФ С. Лавров позитивно оценил соглашение между ФАТХом и ХАМАСом.

В условиях сохраняющейся в Ираке высокой степени напряженности в сфере безопасности командование ВС США и иракское правительство принимают меры по наведению порядка в Багдаде. На минувшей неделе американские и иракские силы начали в столице масштабную операцию, которая, как считается, может в случае успеха положить начало общей стабилизации обстановки в стране. В столицу продолжается переброска дополнительных частей иракских и американских войск. Глава Пентагона Р. Гейтс заявил, что не считает увеличение численности ВС США в Ираке «последним шансом» для достижения стабильности в этой стране. По словам министра, в его ведомстве разрабатываются резервные планы на случай, если нынешнее наращивание войск не даст ожидаемых результатов. Гейтс подчеркнул, что если действующий план сработает, то уже к концу 2007 г. можно будет приступить к сокращению американской военной группировки в Ираке.

10 января вступил в должность новый командующий войсками США в Ираке генерал-лейтенант Дэвид Петрэус.

Президент Сирии Б. Асад заявил, что переговоры между САР и США могут стать «последним шансом» в деле предотвращения полномасштабной гражданской войны в Ираке. В Вашингтоне же считают, что Дамаск может сыграть позитивную роль в прекращении насилия в Ираке, но при этом сирийцы не должны добиваться уступок от американцев.

Ракетные части ВВС и ВМС Корпуса стражей исламской революции Ирана провели учения на юге страны и в акватории Персидского залива и Аравийского моря. В ходе учений были осуществлены пуски крылатых ракет «Раад» класса «земля-море» на дальность до 300 км. Как было официально объявлено, максимальная дальность пуска этих ракет достигает 350 км, а вес боевой части составляет 500 кг. Также были осуществлены пуски ракет российского ЗРК «Тор», который, по словам иранских военных, подтвердил свою «высокую подвижность и точность».

Страны Запада усиливают меры экономического воздействия на Иран в рамках резолюции Совета Безопасности ООН № 1737 от 23 декабря 2006 г. Правительство Франции ужесточило ограничения для своих фирм, торгующих с ИРИ, в части, касающейся продажи товаров двойного назначения. Банк Англии объявил о замораживании финансовых средств ряда иранских руководителей и организаций, участвующих в выполнении ядерной программы Ирана.

МАГАТЭ заявило о приостановке оказания технической помощи Ирану в реализации 22 из 55 проектов в ядерной области.

Канцлер Германии А. Меркель считает, что Иран должен в полной мере выполнить требования резолюции СБ ООН №1737. В противном случае Тегеран ожидает усиление международной изоляции. Вместе с тем, Меркель заявила, что иранскую ядерную проблему можно решить только мирным путем. В то же время иранское руководство по-прежнему выступает с заявлениями о намерении не только продолжать, но и расширять свою ядерную программу, включая работы по обогащению урана.

Правительство Ливана направило генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну письмо с выражением официального согласия на создание международного трибунала по делу об убийстве бывшего премьер-министра страны Р. Харири и убийствах других ливанских политических деятелей, совершенных в последние годы. Как известно, вопрос о создании международного трибунала неоднозначно воспринимается различными политическим силами Ливана. Так, оппозиция, прежде всего движение «Хизбалла», не возражая в принципе против идеи создания трибунала, считает, что это вопрос сильно политизирован и имеет мало отношения к следствию и суду. Законность документа, направленного в ООН, не признали президент страны Э. Лахуд и спикер парламента Н. Берри.

В ночь на 7 февраля на восточном участке ливано-израильской границы произошел вооруженный инцидент: ливанские военнослужащие открыли огонь по израильскому бульдозеру, считая, что он нарушил государственную границу. Израильтяне открыли ответный огонь. В район происшествия были срочно направлены дополнительные подразделения международных миротворцев. В условиях сохранения напряженности на границе между Ливаном и Израилем в будущем нельзя исключать повторения подобных инцидентов.

Сложно решается вопрос об усилении войск НАТО в Афганистане. Германия, Италия, Испания, Италия, Турция и Франция отказываются направлять в эту страну дополнительные подразделения сухопутных войск. Так, Германия решила отправить в Афганистан 6 самолетов-разведчиков «Торнадо». Италия намерена перебросить транспортный самолет и несколько беспилотных летательных аппаратов (БЛА), а Испания направит 4 БЛА и инструкторов для обучения афганских военнослужащих. Наиболее крупные силы направляет на борьбу с талибами Франция – авианосец «Шарль де Голь» (30 самолетов) и 8 кораблей сопровождения.

В настоящее время численность военного контингента Североатлантического альянса в Афганистане составляет 35 тыс. человек из 26 стран. Наибольшие силы имеют здесь США -14 тыс. чел., Великобритания – 5,2 тыс. чел., Германия – 3 тыс. чел., Канада – 2,5 тыс. чел., Нидерланды – 2,2 тыс. чел., Италия – 1,9 тыс. чел. Остальные государства представлены небольшими подразделениями. В целом руководство НАТО очень оптимистично (с чем вряд ли можно согласиться) смотрит на развитие обстановки в Афганистане и рассчитывает к 2009 г. покончить с вооруженным сопротивлением талибов.

Президент Афганистана Х. Карзай направил на экспертизу принятый недавно парламентом закон об амнистии за военные преступления. Карзай считает, что этот документ «может быть принят, если не противоречит основному закону страны». По оценке верховного комиссара ООН по правам человека А. Арбор, подобный закон позволяет лицам, совершившим тяжкие преступления, оставаться у власти.

Осложнилась обстановка на севере Йемена в провинции Саада, где в последнее время активизировались антиправительственные вооруженные действия экстремистских исламистских сил – последователей убитого в 2004 г. радикального зейдитского имама Х. аль-Хоуси. В ответ правительственные войска и силы безопасности (до 20 тыс. чел.) начали широкомасштабную операцию против мятежников. В Сане рассматривают вопрос о возможном «пересмотре отношений с рядом исламских стран, которые поддерживают мятежников деньгами и оружием». Под этими странами подразумеваются Иран и Ливия.

Израиль и США подписали соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности и основных направлениях взаимодействия в борьбе с терроризмом. Документ предусматривает совместную деятельность по обеспечению безопасности воздушных судов (пассажирских и транспортных), обмен оперативной информацией и разработками в области обнаружения взрывчатых веществ и др. Будет продолжен обмен опытом в сфере подготовки соответствующих специалистов.

В столице Сомали Могадишо прошла предварительная встреча по вопросам национального примирения. В ней участвовало ок. 200 человек, представляющих различные сомалийские политические силы. Между тем обстановка в стране остается нестабильной. Вооруженные экстремисты продолжают вооруженные нападения в Могадишо и других районах Сомали.

Приложение

Катар: проблемы обеспечения национальной безопасности

Катар, находясь в центральной части зоны Персидского залива, занимает выгодное географическое и важное военно-стратегическое положение. Вблизи побережья эмирата проходят морские коммуникации по транспортировке нефти из Кувейта, Саудовской Аравии, Ирана и Ирака.

К основным факторам, определяющим политику катарского руководства в области национальной безопасности и обороны, следует отнести сложную, нестабильную обстановку в зоне Персидского залива, а также наличие неурегулированных погранично-территориальных проблем с Ираном и, отчасти, с Саудовской Аравией. Внутри страны – это действия по недопущению раскола в правящей семье Аль Тани, стремление правящего режима сохранить стабильность общественно-политической ситуации в эмирате и бесконфликтно проводить реформы демократической направленности.

На основе анализа событий, связанных с конфликтом между Ираком и Кувейтом в 1990-1991 гг., руководство Катара пришло к выводу, что решающей силой, способной оказать помощь эмирату в случае внешней агрессии, являются США, а также Франция и Великобритания. Страна предприняла конкретные шаги по военно-политическому сближению с Западом. В 1992 г. с США подписывается соглашение по вопросам обороны и безопасности. Оно предусматривает в чрезвычайной ситуации оказание прямой американской военной помощи. Вооруженные силы США получили доступ к портам и аэродромам Катара, регулярно стали проводиться совместные учения ВС двух стран. В 1995 г. Катар разрешил складирование на своей территории техники для бронетанковой бригады (бртбр) армии США. На сегодняшний день американо-катарские отношения носят союзнический характер. В 1993 г. был подписан меморандум о взаимопонимании в области обороны с Великобританией. Однако Лондон уклоняется от официального взятия на себя обязательства по оказанию военной помощи Катару в случае агрессии. В 1994 г. подписывается соглашение о совместной обороне с Францией.

Катар считает, что безопасность и стабильность всех арабских государств Персидского залива неразделима. В этой связи эмират поддерживает усилия в рамках ССАГПЗ по созданию системы коллективной безопасности в регионе. Вместе с тем, у Катара имеются территориально-пограничные проблемы с Саудовской Аравией. К тому же эмират стремится к самостоятельной политике и не подчиняется попыткам саудовского диктата, выступает против полного контроля Эр-Рияда над ССАГПЗ. В 2001 г. Катар и Саудовская Аравия подписали соглашение об урегулировании вопросов о прохождении границы. Однако до настоящего времени граница между двумя странами до конца не демаркирована.

В 2001 г. Международный суд в Гааге признал принадлежность Бахрейну островной гряды Хавар, а сектор Зубар признавался катарской территорией. Риф Фашт-ад-Дибаль решением суда передавался Катару. Катарскому флоту, учитывая, что острова Хавар расположены в территориальных водах страны, разрешено беспрепятственное передвижение в этом районе Персидского залива. Оба государства выразили свое согласие с решением Международного суда. Тем самым многолетний территориальный спор между Катаром и Бахрейном был разрешен.

Катар стремится поддерживать и развивать нормальные политические и экономические связи с Ираном. Вместе с тем, в отношениях между двумя странами остается нерешенной проблема разграничения континентального шельфа в районе газового месторождения Норт Филд. В Дохе поддерживают позицию ОАЭ в споре с Ираном по вопросу о принадлежности трех спорных островов в восточной части Персидского залива. Обеспокоенность у Катара вызывает ядерная программа ИРИ.

Катарское руководство выступает за скорейшую стабилизацию обстановки в Ираке, сохранение его единства и территориальной целостности.

В целом Катар придерживается общеарабской позиции по ближневосточному урегулированию, поддерживает борьбу палестинцев за создание собственного независимого государства. В то же время Катар первым из стран ССАГПЗ установил контакты с Израилем. В 1996 г. эмират с визитом посетил израильский премьер-министр Ш. Перес. В 1990-е гг. Катар, наряду с Бахрейном и Оманом, стал местом встреч израильских и палестинских представителей. Однако в 2000 г. катарские власти в знак солидарности с борьбой палестинцев закрыли израильское торговое представительство, но контакты между двумя странами полностью не прерваны не были. В январе 2007 г. Ш. Перес (в ранге зам. главы правительств) вновь посетил Катар.

Российско-катарские отношения до последнего времени значительного развития не получили. Катар выступает за более активные действия Москвы на Ближнем Востоке.

В целом внешнеполитическое положение Катара в регионе Персидского залива и арабском мире остается достаточно стабильным. Реальных внешних угроз безопасности государства на современном этапе не имеется. Сохраняющиеся проблемы территориально-пограничного характера с Ираном и Саудовской Аравией не могут стать причиной масштабного вооруженного конфликта.

С 2002 г. в Катаре на военной базе Эс-Салия размещен передовой командный пункт Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США, откуда происходило руководство американской военной операцией против Ирака в 2003 г. Летом 2003 г. в Катар из Саудовской Аравии были перебазированы важные военные объекты США, в частности, Центр управления воздушными операциями ВВС ОЦК. На территории страны заскладированы вооружение и снаряжение для бртбр армии США, для чего построена специальная база хранения – одна из крупнейших на Ближнем Востоке. Кроме того, американские ВС используют еще две базы на катарской территории, в т. ч. военно-воздушную Эль-Удейд, где находится командный пункт американских ВВС и базируется экспедиционное авиакрыло (истребители F-15Е, F-16, транспортные самолеты С-130, самолеты-заправщики КС-10 и КС-135). Всего в Катаре размещено 6,5 тыс. американских военнослужащих.

Внутриполитическая обстановка в Катаре сохраняется стабильной. Правящий режим полностью контролирует положение дел в стране. Вся реальная власть находится в руках представителей правящей династии Аль Тани, которые занимают 10 из 15 постов в правительстве, в т. ч. министров обороны, внутренних дел, иностранных дел, финансов. Родственникам эмира принадлежат руководящие посты в армии и других силовых структурах. В 2000 г. для обсуждения важнейших вопросов государственной политики и решения внутрисемейных дел был создан Совет правящей семьи. Организованная оппозиция в Катаре отсутствует. Вместе с тем, в последнее время в стране отмечается усиление радикальных исламистских настроений.

В июне 2005 г. вступила в силу конституция Катара — первая в истории страны. Основной закон оставляет власть в руках эмира, но предусматривает создание представительного консультативного органа и провозглашает демократические права населения.

Одной из проблем, влияющих на состояние внутренней безопасности государства, является присутствие в Катаре большого числа иностранных работников, главным образом выходцев из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Тайваня, стран Юго-Восточной Азии. Тем не менее, именно иностранцы обеспечивают нормальную работу практически всех отраслей народного хозяйства эмирата.

В феврале 2007 г. принято решение о создании Национального комитета по борьбе с терроризмом, задачей которого станет разработка «современной национальной стратегии предотвращения террористических нападений» и координация деятельности различных ведомств в деле борьбы с терроризмом. Формирование Комитета планируется завершить в конце текущего года.

Конституция Катара запрещает вести захватнические войны. Поэтому в декрете об объявлении войны эмир должен оговорить ее оборонительный характер. Вооруженные силы Катара состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС и насчитывают 12400 чел. В условиях сложной военно-политической обстановки в регионе Персидского залива Катар уделяет большое внимание укреплению национальных ВС, однако страна не ставила и не ставит перед собой задачу создания крупной армии. Руководство эмирата отчетливо понимает уязвимость страны в случае внешней агрессии и невозможность самостоятельно защитить суверенитет и территориальную целостность государства. Поэтому основной упор в вопросах обеспечения обороны делается на получение в случае необходимости гарантированной военной помощи от союзников, прежде всего от стран Запада, а также государств ССАГПЗ. В национальном военном строительстве главное внимание уделяется развитию ПВО, ВМС и бронетанковых частей. Военные усилия эмирата координируются с другими странами «аравийской шестерки». Армия не играла в прошлом и не играет в настоящее время заметной роли в политической жизни страны.

52.37MB | MySQL:103 | 0,600sec