Ситуация в Египте: январь 2007 год

Январь 2007 г., как и многие предшествовавшие месяцы, прошел в Египте под знаком противостояния между властями и главной оппозиционной силой страны — организацией «Братья-мусульмане». 2 января «Братья» попытались отмежеваться от «славы» «Аль-Каиды», заявив, что они отвергают «методы и действия» организации Усамы бен Ладена. «Мы полностью отвергаем методы и действия «Аль-Каиды». Мы твердо осуждаем насилие и терроризм, и мы поддерживаем изменения и реформы, осуществляемые мирными средствами», — заявил Мохаммед Хабиб — второе лицо в иерархии «Братьев».

29 января египетские власти нанесли удар по финансовой основе «Братьев», заморозив авуары примерно 30 предпринимателей, близких к этой организации. Все они были обвинены в создании некой «секретной ячейки». В первые годы после создания «Братьев» структура под таким названием представляла собой их вооруженную организацию. Со своей стороны, руководители этой организации отвергли обвинения властей. «Деятельность «Братьев» финансируется за счет членских взносов и личных пожертвований и не зависит от предпринимательской деятельности или торговли», — утверждал М. Хабиб.

Под замораживание попали финансовые активы и недвижимость 29 предпринимателей, многие из которых занимают видные посты в руководстве «Братьев», а также их жен и детей. Под санкции попал и высокопоставленный руководитель государственного банка «Аль-Ахли», который был назван администратором «секретной ячейки». Несколько человек были арестованы. Среди них, в частности, значатся третий в иерархии «Братьев» Мохаммед Хайрат аль-Хатер, которого власти представили как «тайного казначея» движения, и владелец сети супермаркетов Абдель Рахман Сеуди. По неофициальным оценкам, общая «стоимость» бизнесменов от исламизма составляет 1,2 млрд долларов.

5 января последовала реакция президента АРЕ Хосни Мубарака на казнь Саддама Хусейна. Он утверждал, что выступал против казни бывшего главы иракского режима, особенно в день мусульманского праздника Ид аль-Адха. По его мнению, одно это сделает бывшего главу Ирака мучеником в глазах миллионов мусульман. «Я не говорю, надо было его судить или нет. Очень вероятно, что он был бы также осужден международным трибуналом. Но почему надо было вешать его именно тогда, когда люди отмечали праздник?», — отметил Х. Мубарак.

Уже 11 января глава АРЕ предостерег Иран против какого-либо вмешательства во внутренние дела Ирака. «Иран пытается получить плацдармы в Ираке. Поэтому я говорю всем: не трогайте Ирак», — заявил Х. Мубарак в интервью еженедельнику «Аль-Усбуа». «Ирак способен сам объединиться, если региональные и международные силы прекратят вмешиваться в его дела, — утверждал он. — Но ситуация развивается. И может так случиться, что Ирак распадется на несколько маленьких государств, конфликтующих между собой».

12 января Каир отреагировал на другое важное событие в международной жизни — представление президентом США новой политики Вашингтона в Ираке. Как отметила проправительственная газета «Роз аль-Юсеф», новая стратегия президента Буша в Ираке является «только временным транквилизатором», который «не принесет ничего нового». Она доказывает только одно — президент Буш «не понимает ничего». «Новый подход Буша ограничивается только Багдадом, он не понимает, что весь Ирак охвачен кризисом, — подчеркивала газета. — Он не затрагивает суть проблемы — ситуацию, созданную непредставительным режимом, в котором учтены интересы шиитов и курдов и забыты интересы суннитов».

Впрочем, похоже, в верхних эшелонах власти Египта есть разные подходы к американской политике в Ираке. Уже 15 января глава МИДа АРЕ Ахмед Абуль Гейт заявил, что Египет поддерживает новую американскую стратегию. «Мы понимаем и мы поддерживаем американскую стратегию. Мы надеемся, что ее реализация приведет к установлению стабильности в Ираке», — утверждал Гейт на совместной пресс-конференции с госсекретарем США Кондолизой Райс в Луксоре. Одновременно он высказался за внесение изменений в конституцию Ирака с тем, чтобы позволить всем силам страны участвовать в политическом процессе. По его мнению, «все существующие в Ираке полувоенные милицейские формирования являют собой опасность для народа и иракского государства». Поэтому, полагает он, необходимо их распустить.

Несколько заметных событий произошло в январе на антитеррористическом «фронте». 4 января высокопоставленный представитель МИДа АРЕ Азиз Сейф ан-Наср объявил, что Египет намерен выступить с международной инициативой, касающейся активизации борьбы с кибертерроризмом. По его словам, речь идет о создании условий, которые помешают отдельным лицам или террористическим группам использовать Интернет для пропаганды экстремистских идей.

29 января Египет усилил меры безопасности на юге Синайского полуострова после того, как боевик-смертник совершил теракт в израильском курортном городе Эйлате. Как утверждали в египетских спецслужбах, смертник и взрывчатка не могли попасть в Израиль с территории Египта. Позднее ответственность за теракт в Эйлате взяли на себя две палестинские группы — «Исламский джихад» и близкие к ФАТХу «Бригады мучеников Аль-Аксы».

В январе продолжал развиваться турецко-египетский конфликт, возникший после того, как Египет, Ливан и Республика Кипр подписали соглашения о делимитации морской границы, которые позволят облегчить проведение разведки на углеводороды в районе острова. По мнению Анкары, эти соглашения якобы наносят ущерб интересам самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК). Как утверждалось в коммюнике МИДа Турции, распространенном 30 января, ТРСК «также имеет права и осуществляет юрисдикцию над водами, омывающими остров». «Администрация греческой части острова не представляет весь остров. По этой причине мы рассматриваем подписанные соглашения как незаконные, — утверждалось в документе. — Турция полна решимости защитить свои права и интересы в Восточном Средиземноморье». В коммюнике давалось понять, что Турция может воспрепятствовать проведению работ в районе Кипра.

6 января департамент по делам партий Высшего административного суда Египта окончательно отверг запросы о регистрации 13 политических партий, в том числе исламистской «Аль-Васат» и насеристской «Аль-Карама». Это решение было принято после того, как ранее аналогичное решение приняла низшая инстанция, компетентная в данном вопросе, — Комиссия по делам партий. Ранее международная правозащитная организация «Хьюман райтс уотч» призвала Каир «пересмотреть закон о политических партиях в Египте», поскольку этот закон «позволяет правящей партии подавлять своих конкурентов».

27 января в очередной раз «отличился» верховный муфтий Египта Али Гомаа. В официальной фетве, опубликованной правительственной газетой «Аль-Ахрам», он утверждал, что ислам запрещает женщине становиться главой государства, но терпимо относится к тому, если она становится судьей или депутатом. «Женщина может выставлять свою кандидатуру на выборах в Консультативный совет и в парламент, поскольку она может сочетать работу в этих структурах и обязанности, которые лежат на ней в связи с замужеством и детьми», — утверждал верховный представитель официального ислама. По его мнению, права женщин не могут быть выше «законов исламской этики».

В январе было объявлено, что компания «Боинг» завершила поставку египетским ВВС 35 модернизированных ударных вертолетов АH-64D «Апач Лонгбоу». Заключительная партия из шести AH-64D была поставлена в конце декабря 2006 г. в Египет. Партия из 36 многоцелевых ударных вертолетов версии АH-64A «Апач» была передана египетским ВВС в 1994-1996 гг. В сентябре 2000 г. правительство Египта обратилось к США с просьбой модернизировать 35 вертолетов AH-64A. Минобороны США подписало с компанией «Боинг» контракт общей стоимостью 400 млн долларов на модернизацию вертолетов ВВС Египта до уровня АH-64D «Апач Лонгбоу». Выполнение контракта началось в 2001 г. Как сообщалось ранее, по настоянию Израиля модернизация до уровня AH-64D не включала установку бортовой РЛС «Лонгбоу». Однако в своем пресс-релизе «Боинг» не подтвердил и не опроверг факт установки РЛС.

16 января стало известно, что первый египетский спутник дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «МисрСат-1» в ближайшее время будет выведен на орбиту. Как сообщил представитель Национального центра космических исследований Айман ад-Дессуки, запуск спутника будет осуществлен с космодрома Байконур в Казахстане. Он опроверг утверждения израильских СМИ о том, что этот космический аппарат будет выполнять разведывательные функции, равно как и то, что он должен был запускаться 16 января. На самом деле, подготовка носителя к запуску началась только в середине февраля, что отодвигает срок старта как минимум на месяц.

«МисрСат-1» создан при техническом содействии Украины. В 2001 г. днепропетровское КБ «Южное» одержало победу в проводившемся правительством АРЕ международном тендере на создание первого египетского спутника ДЗЗ. Помимо Украины, в тендере принимали участие Великобритания, Россия, Южная Корея и Италия. КА «МисрСат-1» массой до 100 кг будет эксплуатироваться на солнечно-синхронной орбите. Запуск предполагается осуществить конверсионной ракетой-носителем «Днепр». Украина обеспечивает развертывание в Египте наземной станции управления и модернизацию станции приема данных.

52.31MB | MySQL:103 | 0,468sec