К отношениям между Исламабадом и Вашингтоном

Среди основных приоритетов Исламской Республики Пакистан по-прежнему остаются отношения с Соединенными Штатами Америки. Вашингтон рассматривает свои связи с Пакистаном, исходя из того факта, что это государство является основным его партнером вне рамок НАТО. Дополнительную значимость этим отношениям придало присоединение пакистанцев в 2001 г. к международной антитеррористической коалиции. Этот внешнеполитический шаг позволил Вашингтону приостановить санкции в отношении Пакистана (которые были введены в качестве своего рода наказания за проведение Исламабадом ядерных испытаний в 1998 г.), а также продолжить финансово-экономическое содействие и ограниченное сотрудничество в сфере ВТС с этой страной.

Весьма интенсивен диалог между двумя государствами в политической области, об этом свидетельствуют частые визиты, в том числе и самого высокого ранга. Так, в марте 2006 г. Исламабад посетил президент США Дж. Буш (последний визит такого уровня состоялся в 2000 г.). Внешнеполитические и военные ведомства обеих стран на постоянной основе проводят консультации, в ходе которых обсуждаются в том числе и внутриполитические проблемы Пакистана. С апреля 2006 г. осуществляются регулярные встречи на уровне первых заместителей глав внешнеполитических ведомств, получившие название так называемых стратегических диалогов. На конец февраля 2007 г. запланирован визит в Пакистан госсекретаря США К. Райс, встрече с которой предшествовали поездки ее помощника по делам Южной и Центральной Азии Р. Баучера и высокопоставленного представителя Госдепа Дж. Гастрайта, недавно посетивших Исламабад.

Довольно часто проходят встречи американских и пакистанских военных. Нередки контакты и по линии законодательных органов, в этой связи показателен недавний визит в Пакистан члена американского конгресса Х. Клинтон.

США являются для Пакистана одним из основных партнеров в области торговых связей. Товарооборот за 2005/2006 финансовый год между двумя странами составил около 6 млрд долл., из них 4,2 млрд долл. приходится на экспорт (преимущественно текстиль и трикотаж, ковры, рис, медицинские инструменты, изделия из кожи, спорттовары). Ввозится в страну по большей части продукция машиностроения и сельского хозяйства (хлопок-сырец, пшеница), а также удобрения.

Ощутимым и крайне действенным рычагом воздействия на исламабадскую администрацию продолжает оставаться финансово-экономическая помощь, которая в 2006 г. составила 900 млн долл., являющихся частью трехмиллиардного денежного пакета, выделенного США Пакистану в 2003 г.

Объемные финансовые вливания были осуществлены американцами после широкомасштабного землетрясения в Пакистане в октябре 2005 г. Тогда ими было выделено 510 млн долл., несколько более весомой стала лишь финансовая помощь со стороны Саудовской Аравии. По окончании спасательных и восстановительных работ пакистанцам безвозмездно было передано ценное медицинское и инженерное оборудование полевого мобильного госпиталя стоимостью свыше 6 млн долл.

Совершенствуется и договорно-правовая база двусторонних отношений, в частности, готовится к подписанию договор о капиталовложениях, с которым американцы пытаются увязать проработку соглашения о свободной торговле. Так, предполагается перевести в практическую плоскость вопрос о создании в районах, расположенных вдоль границы с Афганистаном, так называемых зон возможностей для восстановления, из которых, как предполагается, производимая там продукция будет экспортироваться в США беспошлинно.

По-видимому, ключевым для Пакистана является вопрос расширения и диверсификации именно военно-технического сотрудничества с США, хотя и другие направления пакистано-американского сотрудничества имеют большую значимость.

Несмотря на то что в Белом доме публично признали важную роль Исламабада в антитеррористической коалиции и фактически приняли решение временно заморозить действие принятой конгрессом США в 1990 г. поправки Пресслера (запрещающей предоставление любой военно-экономической помощи государствам, ведущим разработку ядерного оружия), процесс реализации военно-технических сделок и контрактов, скрупулезно рассматриваемых в американском конгрессе, занимает весьма длительное время. Однако Исламабад проявляет упорство и крайне заинтересован в восстановлении полномасштабного военно-технического сотрудничества с Вашингтоном, существовавшего до 1990 г.

Так, в феврале 2002 г. между двумя странами было заключено соглашение о взаимном тыловом обеспечении вооруженных сил, предусматривавшее при выполнении задач в рамках проведения антитеррористической операции предоставление военных объектов, материально-техническое снабжение войск обеих стран в ходе их совместных действий и боевой подготовки. В том же году удалось договориться о возобновлении деятельности двусторонней консультативной группы по оборонным вопросам и продолжении диалога по тематике ядерной безопасности. Кроме того, американская администрация приняла на себя обязательство финансировать ряд программ обучения и подготовки пакистанских военнослужащих в США.

Пакистану в основном приходится довольствоваться приобретением списываемых в США вооружений и военной техники. Однако в данном случае, видимо, могут присутствовать и чисто экономические мотивы, ведь стоимость данной продукции значительно ниже, чем только что созданной. В 2005г. Пакистан получил 20 б/у вертолетов «Кобра» и партию противотанковых управляемых ракет «Тоу-2А». В последнее время были реализованы соглашения о поставке Исламабаду шести военно-транспортных самолетов С-130Е «Геркулес» (один прибыл), восьми патрульных самолетов «Орион» Р-3С и шести корабельных зенитно-артиллерийских комплексов «Вулкан-Фаланкс». Есть данные о подготовке контрактов на поставку самоходных гаубиц М109 и разведывательных беспилотных летательных аппаратов «Шэдоу».

В мае 2006 г. вашингтонская администрация приняла решение о поставках в Исламабад противокорабельных ракетных систем «Гарпун» и соответствующего оборудования на сумму 370 млн долл. Речь может идти о 130 ракетных установках производства компании «Боинг» (50 – для оснащения подлодок, 50 – для надводных кораблей, 30 систем воздушного базирования). Данная ракетная техника призвана, по замыслам американцев, укрепить обороноспособность Пакистана, своего союзника по антитеррористической коалиции, дав ему возможность наносить удары не только по морским, но и по береговым целям.

В марте 2005 г. Вашингтоном было принято решение о «размораживании» сделки 1990 г. о продаже Исламабаду большой партии истребителей-бомбардировщиков F-16, оцениваемой в 5 млрд долл. (всего 36 современных и 26 бывших в употреблении самолетов, ракетное вооружение к ним. В стоимость сделки входит также американское техническое содействие в обновлении состоящих на вооружении пакистанских ВВС 34 F-16). Американцы утверждают, что сделка, которая в сентябре 2006 г. перешла в стадию практической реализации, имеет целью «наращивание пакистанских возможностей в области антитеррора» и никоим образом не нарушит сложившегося в Южной Азии баланса сил.

В данное время прорабатывается вопрос о закупке в США для нужд сухопутных войск Пакистана 115 единиц 155-мм самоходных гаубиц М109А (сумма сделки оценивается в 56 млн долл.). Это во многом стало возможным, поскольку в соответствующем уведомлении, направленном в конгресс США в декабре 2005 г., было указано, что реализация данного соглашения не отразится на существующей в регионе расстановке сил. В целях повышения боеспособности своих военно-морских сил Исламабад планирует приобрести два американских многоцелевых фрегата типа «Перри», о чем в сентябре 2005 г. была достигнута соответствующая договоренность. Тогда же был подписан договор о безвозмездной передаче патрульной авиации пакистанских ВМС восьми самолетов Р-3С «Орион» (будут поставлены в 2007-2008 гг.). Имевшиеся в Пакистане два самолета такого типа в течение длительного времени находились в законсервированном состоянии, однако в сентябре 2006 г. после капремонта, осуществленного с участием специалистов корпорации «Локхид Мартин», их ввели в боевой состав пакистанских ВМС. (Недавно пакистанское военное ведомство обратилось к Пентагону с просьбой об оснащении этих самолетов американскими ракетами.) Осенью 2006 г. в северной части Аравийского моря прошли совместные пакистано-американские военно-морские учения.

В январе 2007 г. США передали Исламабаду восемь вертолетов «Кобра», а также средства связи и спецтехнику, которые, по замыслам американцев, должны усилить меры контроля на пограничных переходах на территорию Афганистана путем проведения патрулирования особо проблемных участков границы. Окончательное число машин составит 20 единиц.

Вполне вероятно, что конечная реализация сделки по F-16, а также другие важные подвижки в области пакистано-американского ВТС способны не только перенести данный вид двусторонних контактов на более высокую ступень, но и в определенной степени дать «зеленый свет» другим западным странам, предоставив им своего рода «индульгенцию» на продажу Исламабаду различных видов вооружений и боевой техники.

Вместе с тем, хотя прорыв на данном чувствительном направлении пакистано-американского сотрудничества весьма ощутим, говорить о том, что в этом вопросе не существует никаких проблем, все-таки нельзя. Вряд ли стоит ожидать и легкого прохождения многих пакистанских заявок в конгрессе США. Одна из причин этого заключается в том, что американские законодатели крайне негативно восприняли решение пакистанских властей о закрытии дела А.К. Хана – «отца пакистанской ядерной программы», обвиненного в создании подпольного синдиката торговцев ракетно-ядерными технологиями и материалами.

Американская администрация делает попытки плотно работать с Исламабадом по проблематике ракетно-ядерного нераспространения, имея соответствующие рычаги влияния на исламабадские власти. Прежде всего, американцы добиваются от Пакистана повышения эффективности национальных механизмов экспортного контроля, сдержанности в реализации ракетной программы и прекращения производства расщепляющихся материалов для целей ядерного оружия. В мае 2006 г. официальный Вашингтон вслед за своими законодателями заявил о преждевременности закрытия дела так называемой сети пролиферантов А.К. Хана и до сих пор настаивает на передаче американским экспертам соответствующей информации на сей счет и организации встречи с пакистанским ядерщиком.

Парируя данный выпад, исламабадское руководство выступило с заявлением о том, что Пакистан является ответственным членом международного сообщества, обладающим ядерным оружием (где действует экспортно-контрольное законодательство, исключающее возможность утечки ядерных технологий за ее пределы), а «дело А.К. Хана закрыто раз и навсегда».

В пакистано-американских отношениях немаловажное место отводится диалогу по вопросам сотрудничества в сфере энергетики. В частности, наиболее «проходимые» направления в этой области обсуждались в ходе визита в Исламабад министра энергетики США С. Бодмана (март 2006 г.). Среди перспективных были отмечены гидроэнергетика, использование солнечной энергии и оптимизация потребления углеводородов. При этом, несмотря на готовность сотрудничества в этих областях, американская сторона намеренно игнорирует другие пакистанские запросы, полностью исключая содействие Пакистану в реализации атомной энергетической программы. Исламабад же скрупулезно и даже завистливо наблюдает за развитием американо-индийской сделки о сотрудничестве в сфере ядерной энергетики, видимо, возлагая некоторые надежды на то, что ее осуществление позволит и Пакистану установить связи на этом направлении – если и не с США (последние довольно ясно дали понять, что ядерная сделка с Нью-Дели подходит под разряд исключений), то с другими государствами, обладающими соответствующими ядерными технологиями. Упомянутая американо-индийская договоренность все больше наводит Исламабад на мысль о том, что именно Индия постепенно становится основным стратегическим партнером США на южноазиатском субконтиненте.

Достаточно оживленно проходит пакистано-американское взаимодействие на антитеррористическом и антинаркотическом треках. Вашингтон продолжает оказывать давление на администрацию П. Мушаррафа в плане принятия ею более эффективных мер по борьбе с присутствием на пакистанской территории инфраструктуры «Аль-Каиды» и талибов. Для более полной реализации задач по эффективному противодействию террористам в районе пакистано-афганской границы, а также усилению режима охраны границы с Афганистаном американцы передали Пакистану военную технику и специальное оборудование на сумму около 73 млн долл. При этом американская сторона пытается подвигнуть своих пакистанских коллег к более тесному сотрудничеству в трехстороннем формате – между Исламабадом, Кабулом и военным командованием НАТО в регионе. Уже есть практические результаты: происходит обмен разведданными, несколько повысилась эффективность военных операций против террористов, проводимых раздельно и совместно в районе пакистано-афганской границы. В августе 2006 г. прошло очередное заседание трехсторонней комиссии, в котором принял участие командующий войсками НАТО в Афганистане Д. Ричардс. Согласно достигнутым договоренностям, помимо совместного патрулирования, афганские и пакистанские военные при участии Коалиционных сил и НАТО будут осуществлять тесную радиосвязь.

Определенную обеспокоенность в Исламабаде вызвали недавние планы конгресса США по принятию санкционного документа в отношении Пакистана, напрямую увязывающего результативность предпринимаемых администрацией П. Мушаррафа шагов по борьбе с терроризмом и противодействию распространению ОМУ-технологий с перспективой сворачивания и даже полного замораживания американской помощи Пакистану по линии ВТС. Однако маловероятно, чтобы объемы и уровень взаимодействия США и Пакистана в военно-технической сфере в ближайшее время значительно сократились, поскольку Исламабад по-прежнему рассматривается Вашингтоном в качестве одного из наиболее важных партнеров вне рамок НАТО, играющим весомую роль на южноазиатском субконтиненте и в мусульманском мире в целом. Попытки же давления на пакистанские власти, по-видимому, будут продолжаться и в будущем. При этом могут быть задействованы как военно-политические, так и торгово-экономические рычаги, которые, по замыслам Вашингтона, должны заставить П. Мушаррафа быть более сговорчивым и послушным. Как это будет реализовано на практике, сказать сложно, поскольку Исламабад в последнее время начинает открыто «огрызаться» на замечания из Белого дома в свой адрес, что, естественно, отнюдь не приветствуется американцами и вызывает у них ответное раздражение. Однако у обеих сторон есть четкое понимание того, что тесное сотрудничество между двумя государствами будет продолжено несмотря ни на что. Этому во многом способствует и совпадение их интересов.

52.25MB | MySQL:103 | 0,550sec