Российский президент в Саудовской Аравии

Продолжавшийся 11-12 февраля 2007 г. визит российского президента в Саудовскую Аравию завершился. Сегодня уже возможно подвести его первые итоги. Начнем с главного – документы, подписанные обеими сторонами в ходе этого визита.

Список этих документов, размещенный на сайте саудовского министерства иностранных дел, включает в себя соглашение об отмене двойного налогообложения, меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере культуры, меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Внешэкономбанком, Росэксимбанком и Саудовским фондом развития. Наконец, список этих документов включил в себя соглашение о сотрудничестве между Саудовским информационным агентством и агентством РИА-Новости, а также межправительственное соглашение о воздушных перевозках.

Да, конечно, в ходе визита российский президент провел, как подчеркивается в сообщении, размещенном на том же сайте, «закрытую» встречу с наследным принцем, заместителем председателя совета министров, министром обороны и авиации и генеральным инспектором Султаном бен Абдель Азизом. Это же сообщение отмечает, что наследный принц и В.В. Путин обсудили «развитие событий на региональном и международном уровне, в частности, палестинский вопрос и положение в Ираке, а также перспективы сотрудничества между двумя дружественными странами, как и пути всестороннего укрепления этого сотрудничества». Закрытый характер этой встречи, а также уже делавшиеся принцем Султаном заявления о «диверсификации источников вооружения» для саудовских вооруженных сил заставляют предполагать, что переговоры между российским президентом и второй фигурой саудовского политического истеблишмента касались вопросов военного сотрудничества между обеими странами. Присутствие в составе российской делегации, сопровождавшей президента, представителя «Рособоронэкспорта» это лишь подтверждает. Впрочем, экспорт оружия уже стал одним из основных источников пополнения российского бюджета.

Тем не менее, список подписанных документов невелик, и они не означают (отметим это сразу же) коренного прорыва в экономических связях между двумя странами. Сообщая 11 февраля 2007 г. о программе пребывания В.В. Путина в Саудовской Аравии, саудовское «внешнее» издание – газета «Аш-Шарк Аль-Аусат» подчеркивала несомненный рост саудовско-российского товарооборота. Если, по ее данным, в 1999 г. он составил 332 млн. саудовских риалов (1 доллар США равен 3, 745 саудовских риалов), то в 2005 г. – 1.545 млн. саудовских риалов (при этом, российский экспорт в королевство составлял 1.499 млн. риалов, а импорт – 46 млн. риалов). Заметим сразу же, что это – показательные цифры, лишь формально свидетельствующие о развитии российско-саудовских торгово-экономических связей. Эта же газета, пользуясь своими источниками, вновь сообщала тогда же, что «Москва хотела бы продать Королевству системы противовоздушных ракет, а также другую военную технику, включая танки “Т-90”». Если в будущем эти поставки и будут осуществляться, то они, конечно же, представят дополнительные доказательства роста объема российско-саудовского товарооборота, вместе с тем, эти доказательства будут все так же формальны. Пока что, отвечая 13 февраля 2007 г. в Аммане на вопросы российский журналистов по завершению визита в Саудовскую Аравию Катар и Иорданию, В.В. Путин был осторожен. Как он говорил, имея в виду не только Саудовскую Аравию, «сфера военно-технического сотрудничества относится к чувствительным областям взаимодействия и о них следует говорить только тогда, когда подписаны контракты. Контрактов пока не подписано, но у меня есть основания полагать, что все наши договоренности с партнерами вполне могут быть реализованы».

Выступая 15 февраля 2007 г. в Эр-Рияде в ходе очередной пресс-конференции, министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд Аль-Фейсал, казалось бы, подтверждал предположение российского президента: «Королевство не видит никаких препятствий на пути сотрудничества с Россией во всех сферах, включая, с одной стороны, сферу вооружений, а, с другой, ядерной энергии». Во всяком случае, по его словам, соответствующие переговоры во время визита В.В. Путина были проведены, но, как отмечал министр, «в том, что касается сферы вооружения, то сотрудничество может развиваться только на основе того, что хочет получить Эр-Рияд, а также в зависимости от того, что имеется у России, если в имеющемся у нее Эр-Рияд будет заинтересован». В любом случае, подчеркивал С. Аль-Фейсал, в ходе переговоров по этому вопросу обе стороны не обсуждали ни возможности российского предложения, ни саудовского спроса.

Разумеется, обе стороны (представленные, в том числе, В.В. Путиным и королем Абдаллой бен Абдель Азизом) подчеркивали и накануне, и в ходе визита насущную необходимость углубления двусторонних экономических связей. Выступая 12 февраля 2007 г. в Эр-Рияде на встрече с представителями саудовских деловых кругов, российский президент отмечал, что «в королевстве активно работают … компании “Лукойл” и “Стройтрансгаз”». Он призывал расширить «палитру возможностей» двустороннего сотрудничества «за счет металлургической промышленности, атомной энергетики, высоких технологий, за счет совместного участия в развитии транспортной инфраструктуры». Речь шла и об уже существующем российско-саудовском взаимодействии в космической сфере. Наконец, российский президент в ходе той же встречи подчеркивал российскую заинтересованность «в притоке инвестиций из Саудовской Аравии». Вместе с тем, король Абдалла выглядел в связи с этими вопросами более сдержанным. Отвечая на вопросы первого заместителя главного редактора московских «Известий» в канун начала визита российского президента, он всего лишь отмечал наличие у обеих стран «огромного экономического потенциала», подчеркивая важность «интенсификации» двустороннего взаимодействия в сфере научных обменов, «образовательной и технической областях».

Видимо, вместе с тем, некоторые вопросы, связанные с тем, что российский президент называл «палитрой возможностей», для саудовской стороны выглядят привлекательно. Во всяком случае, на пресс-конференции 15 февраля 2007 г. С. Аль-Фейсал говорил, что во время визита В.В. Путина «саудовские и российские официальные лица провели широкую дискуссию в связи с российским ядерным предложением». Более того, в этой «дискуссии» принял участие и генеральный секретарь Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) Абдель Рахман Аль-Атыйя. Иными словами, Россия может принять участие в предстоящей разработке уже объявленной на последнем, состоявшемся в декабре 2006 г. Эр-Риядском саммите ССАГЗ совместной ядерной программе стран-членов этой организации. По заявлению С. Аль-Фейсала, эта программа должна стать «образцом того, как ядерная энергия может быть использована в соответствии с условиями и протоколами о нераспространении ядерного вооружения, а также недопущения гонки вооружений».

Тем не менее, оценивая итоги визита российского президента, С. Аль-Фейсал был далек от эйфории. Несомненно, отмечал он, «правительство Королевства удовлетворено визитом российского президента, а также достигнутыми во время его пребывания в Эр-Рияде позитивными результатами переговоров» (эта мысль прозвучала и в словах короля Абдаллы в ходе еженедельного заседания возглавляемого им совета министров страны 12 февраля 2007 г.). Однако, продолжал далее С. Аль-Фейсал, «это только начало стратегических отношений между обоими государствами», которые все еще нуждаются «в укреплении сотрудничества и совместной работы на благо развития двусторонних связей, а также взаимодействия в области решения проблем регионального и международного характера, как и мировой экономики».

Заинтересован ли саудовский «предпринимательский класс» в России, тем более, что политическое руководство королевства подчеркивает свою (путь и потенциальную) устремленность к формированию «стратегических» саудовско-российских связей? В интервью мекканской газете «Указ» 11 февраля 2007 г. глава саудовско-российского делового совета Тарик Аль-Кахтани специально подчеркивал необходимость развития двусторонних торгово-экономических связей. Тем не менее, его точка зрения была во многом специфичной. Т. Аль-Кахтани подчеркивал, что нынешний этап развития сотрудничества между обеими странами все еще остается «временем взаимных консультаций, в ходе которого пока еще выкристаллизовываются основные направления будущего взаимодействия». На его взгляд, на пути этого взаимодействия существует «немало препятствий», — все еще отсутствует межправительственное соглашение о взаимной защите и поощрении инвестиций, между двумя странами отсутствует морское и воздушное сообщение. В его интервью звучала мысль о необходимости создания саудовско-российского банка, а также зоны свободной торговли (имеющей отношение на только к Саудовской Аравии, но и ко всем странам-членам Совета сотрудничества арабских государств Залива), упрощения въезда для саудовских бизнесменов в Россию, а также создания в России постоянных выставок саудовской продукции. Собственно, все эти идеи были высказаны российскому президенту в ходе его встречи (отчет о ней был помещен в номере «Аш-Шарк Аль-Аусат» от 13 февраля 2007 г.) с представителями саудовского «предпринимательского класса», состоявшейся 12 февраля в Эр-Рияде.

Разумеется, вопросы, касающиеся российско-саудовского взаимодействия, не только не могут быть сведены к проблеме расширения торгово-экономического взаимодействия обеих стран. Для саудовской стороны (но это также относится и к российской) они включают в себя (что в нынешних условиях, быть может, более важно) значительный спектр политики. Процитируем вновь одно из высказываний С. Аль-Фейсала, говорившего о «взаимодействии в области решения проблем регионального и международного характера, как и мировой экономики».

Да, формально саудовская и российские позиции в отношении Ирака, палестинской проблемы, путей окончательного решения арабо-израильской конфронтации, безопасности в регионе Залива, как и сохранения стабильности в сфере поставок энергоносителей на мировой рынок совпадают. Вместе с тем, это совпадение ни в коей мере не скрывает глубоких внутренних расхождений между обеими сторонами. Саудовская Аравия вовсе не считает, например, необходимым немедленный вывод американских войск из Ирака, прекрасно понимая, к каким необратимым последствия может привести этот шаг не только с точки зрения развития внутрииракской ситуации, но и ее осложнения в связи с неминуемым усилением внешнего (разумеется, стран региона) вмешательства в эту ситуацию. Высказанная секретарем российского Совета Безопасности И.С. Ивановым в ходе его визита в Иран, состоявшегося в канун поездки российского президента в Эр-Рияд, инициатива России о создании новой, включающей и Иран системы безопасности в Заливе, не встретила какого-либо внимания с саудовской стороны (как и, в целом, со стороны государств ССАГЗ). Отвечая 6 февраля 2007 г. на вопросы журналистов после завершения переговоров с генеральным секретарем Лиги арабских государств Амру Мусой, российский министр иностранных дел С.В. Лавров, по сути дела, признал, что Россия не получила никаких «сигналов от других государств Персидского залива», касающихся предложения И.С. Иванова. В свою очередь, Саудовская Аравия осталась далека от того, чтобы поддержать идею новой международной конференции по ближневосточному урегулированию, отнюдь не желая отказываться от своего понимания роли королевства в качестве ведущего игрока на ближневосточной политической арене, что равным образом относится и к ее позиции, касающейся палестино-палестинского конфликта, исключающей возможность участия в его ликвидации других, несаудовских арабских сторон, в то время как Россия считает необходимым подключить к этому процессу, например, Сирию. В свою очередь, саудовская заинтересованность в стабилизации мирового рынка энергоносителей встречает со стороны России пока еще только идею, как отмечал В.В. Путин, отвечая на вопросы российских журналистов 13 февраля 2007 г. в Аммане, «координации» российско-саудовских «усилий на мировых энергетических рынках».

Комментируя визит российского президента, один из ведущих обозревателей саудовской лондонской «Аш-Шарк Аль-Аусат» посвятил этому визиту опубликованную 12 февраля 2007 г. статья, озаглавленную «Цели людей и природа этапа». В ней он писал: «Конечно, тема двусторонних отношений, связанная с визитом Путина, важна. Но важнее то, что ее развитие в полной мере будет определяться тем, насколько оба лидера — саудовский и российский достигнут взаимопонимания в связи с теми катастрофическими ситуациями, которые существуют в регионе или окружающем его пространстве. Если Саудовская Аравия сможет увидеть в Кремле подлинного партнера, партнера, действия которого основываются на той мудрости и разумности политических подходов, которые она всегда проявляет, то тогда многое сможет измениться и в сфере двусторонних отношений».

Наконец, последнее обстоятельство, также заслуживающее внимания. Во время визита главе российской делегации был вручен высший саудовский орден. Это естественно, поскольку этим главой был президент страны, с которой Саудовская Аравия стремится (вне зависимости от имеющихся расхождений и без разговоров об «историческом» характере визита) сближать позиции как в области межгосударственных, так, тем более, региональных и международных (энергоносители) отношений. Однако саудовская сторона сочла возможным отметить и одного из членов российской делегации – президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева. Задолго до начала визита «внутренняя» саудовская пресса стала публиковать изложение биографии этого российского политика, как и сообщения о том, что ему будет вручена «международная премия им. короля Фейсала за его неустанное служение делу ислама и мусульман». 11 февраля 2007 г. эта премия была вручена, и, как подчеркивала 12 февраля эр-риядская «Аль-Ватан», состоявшаяся, в этой связи, торжественная церемония прошла «под эгидой Служителя Двух Благородных Святынь короля Абдаллы бен Абдель Азиза и в присутствии российского президента Владимира Путина».

Вне сомнения, эта церемония символична. Российско-саудовские отношения во многом опираются и на фактор внутрироссийского ислама, принципиально важный для саудовской стороны. Его учет (как и необходимость всестороннего использования) выступает и в качестве задачи российской стороны. Вопрос заключается лишь в том, в какой мере и насколько далеко Россия (при нынешних тенденциях ее самоидентификации) может продвинуться в этой сфере?

52.24MB | MySQL:103 | 0,563sec