Станет ли 31 марта 2019 года днем рождения новой Турции?

Турецкая власть пока определяется со сценарием дальнейшего поведения в непривычной для себя ситуации, когда оппозиция продемонстрировала способность самооорганизоваться и создать достаточно сложную систему наблюдения за итогами выборов, которая обеспечила им параллельный канал получения надежной информации об итогах голосования.

Эта «человеко-машинная» система, созданная Народно-республиканской партией, включает разветвленную сеть наблюдателей за ходом выборов на местах и фотографирования итоговых протоколов подсчета голосов, охватывающую 100% избирательных участков, группы в мессенджере (использовался Whatsapp) для аккумулирования информации, операторов для получения этой информации в координационных штабах и внесения её в специальную систему обработки данных и, наконец, группу, сводящую данные в итоговую таблицу для оперативной передачи этих данных партийному руководству и кандидатам. Параллельно работает группа юристов, которая готовит обращения по выявляемым нарушениям с тем, чтобы обратиться с ними в минимально возможный срок. Как мы видим, — это довольно сложный механизм, чьим главным ресурсом являлись все же люди – активные сторонники НРП.

Каков же итог работы этой сложно организованной системы на муниципальных выборах 31 марта 2019 года? – Главный итог – это обеспечение полной прозрачности выборного процесса. Что, разумеется, было бы невозможно в условиях неполного охвата избирательных участков или же организационной неспособности свести данные в единое целое.

Результатом стало то, что власть, до сих пор достаточно уверенно себя чувствующая в качестве монополиста на информацию с мест, это преимущество утратила и оказалась с оппозицией в равных условиях. За исключением, пожалуй, СМИ, которые полностью остаются в руках действующей власти. Но они лишь в состоянии определять последовательность подачи информации и влиять на текущее настроение зрителей / слушателей. Но они – не в состоянии определить итоговый результат.

В плане того разнобоя, который получился у местных СМИ с Высшей избирательной комиссией Турции, очень показательно заявление главы ВИК Сади Гювена в адрес информационного агентства «Анадолу», когда он заявил, что, вообще, не знает, откуда агентство берет публикуемые ими данные по итогам голосования, и подчеркнул, что только его ведомство является полномочным, официальным источником достоверной информации.

Собственно, глава местной «ЦИК» сказал про то, что бросилось многим в глаза на этих выборах, так и про то, что отмечалось на выборах прошлых – тот факт, что по турецкому телевидению показываются в режиме онлайн данные по подсчету голосов в строго заданной последовательности. Которая, по всей видимости, готовит зрителей к заранее определенному исходу. Наблюдение за этим превращается в просмотр состязаний по американскому реслингу – когда кукольные персонажи перед зрителями под попкорн разыгрывают театральную постановку с, в общем-то, заранее известным финалом. Но, впрочем, такая цирковая подделка смотрится для «незамутненных» зрителей (в противоположность «яйцеголовым», то есть «умникам») почти как настоящее состязание и даже лучше.

Вот только на выборах 31 марта, в том же Стамбуле, результат получился неожиданным – все благодаря прозрачности выборов. И, тем не менее, турецкое телевидение, с самого начала подсчета голосов в Стамбуле воскресным вечером и вплоть до утра 1 апреля, упрямо продолжало показывать в качестве победителя кандидата от власти Бинали Йылдырыма и, до последнего, не перекрашивало карту из оранжевого цвета ПСР в красный цвет НРП. Турецкое телевидение сдалось только тогда, когда уже все социальные сети в Турции (канал информации №1 – Twitter) уже вовсю трубили про победу республиканцев в крупнейшем городе страны. Произошло это лишь к середине дня 1 апреля.

Итак, следует констатировать главное: выборы 31 марта в Турции стали примером подлинно прозрачных выборов и настоящей конкуренции между правящей партией и оппозицией. Последняя, наконец, сделала свое домашнее задание, не имея доступа к СМИ, но зато эффективно используя социальные сети и современные средства коммуникации (мессенджеры). Разумеется, под этим мы не имеем в виду, что отсутствовали нарушения или попытки манипулирования данными – это нормально в любом спортивном состязании, которые лишь на словах fair play, а на практике – кому больше судья разрешит и на что закроют глаза.

Отметим ещё один тренд: конкуренция между партиями уже перешла в киберпространство, безо всяких преувеличений.

Народно-республиканская партия 31 марта отмечала замедление работы интернета в своих офисах, в процессе сбора данных с избирательных участков, а также говорила о попытке кибератак на свою информационную сеть. Кроме того, сразу после закрытия избирательных участков, координационные центры оппозиции были, по сути превращены, в осажденные крепости. Проход в координационные штабы НРП до 17.00 осуществлялся строго по спискам. С 17.00 до 19.00 был запрещен вход и выход из зданий. Лишь после 19.00 выход из зданий был разрешен, но входы, по-прежнему, были заблокированы. Одна из причин: в течение подсчета голосов поступали неоднократные сообщения о возможных провокациях и, соответственно, были приняты адекватные меры предосторожности.

Вот именно таким образом оппозиции удалось отстоять прозрачность выборов, однако, на этом история не закончена – сейчас продолжаются так называемые «демократические дежурства»: оппозиция продолжает работать на избирательных участках, где ведется пересчет голосов по поступившим протестам. Вплоть до того, что дежурства идут в режиме 7/24.

Турецкая власть сейчас находится, очевидным образом, в тупике. Накануне мы говорили о том, что возможно переобъявление выборов в Стамбуле и, как выяснилось, оказались не столь далеки от истины. По всей стране, с социальных сетях, стремительно разнесся слух о том, что Партия справедливости и развития направила официальное обращение в региональную избирательную комиссию с указанием на то, что, ввиду большого выявленного объема нарушений, в Стамбуле необходимо объявить новые выборы. Новость была даже растиражирована влиятельным турецким изданием Haber Türk, впрочем, без указания источника этой новости. Вторым этапом стала публикация новости о том, что региональная избирательная комиссия отвергла это обращение со стороны ПСР.

Помощник председателя ПСР Али Ихсан Явуз, в итоге, даже выступил с официальным опровержением, где заявил следующее: «Хочу заявить о том, что не соответствует действительности информация, показанная на экранах о том, что было сделано обращение об аннулировании итогов голосования во всем Стамбуле по обращению из нашего района Бююкчекмедже». Как отметил А.И.Явуз, обращение было действительно сделано, но оно касалось только итогов голосования в Бююкчекмедже, а не общих итогов голосования в Стамбуле. На момент заявления официального представителя ПСР новость уже так сильно распространилась, что достигла и международных информационных агентств, включая Reuters, которым потом также пришлось выступать с опровержениями.

Тем не менее, заметим, что дыма без огня не бывает и власть, очевидным образом, рассматривала для себя возможность и опротестования итогов выборов в целом, по сценарию парламентских выборов 2015 года.

Однако, как можно сделать вывод из упомянутых выше событий, этот сценарий был отвергнут. Более того, из заявлений, который вчера сделал президент Р.Т.Эрдоган на выходе из мечети, после пятничного намаза, можно сделать вывод о том, что власть, похоже, склонна смириться с тем, что кандидат от НРП Экрем Имамоглу победил на мэрских выборах в Стамбуле. У президента даже проскочило, что-то вроде того, что Э.Имамоглу, все равно, не сможет ничего сделать, потому что большинство членов Стамбульского муниципального меджлиса составляют именно члены Партии справедливости и развития. Что это, как не подтверждение психологической готовности власти смириться с итогами выборов?

На самом деле, история всегда склонна повторяться – ничего нового в этом мире уже очень давно не наблюдается. А тут и вовсе далеко за примерами ходить не надо: в 2002 году, когда вновь созданная, на базе Партии благоденствия, Партия справедливости и развития пришла ко власти, у светского и у судейского корпуса была полная убежденность в том, что, все равно, ПСР ничего сделать не сможет. Поскольку есть армия – гарант светскости, а итог военного переворота 1980 года – Конституция 1982 года – гарантирует светские устои и защищает военных-путчистов от судебного преследования. И где теперь эти военные? И где теперь эти судейские? Референдум по тому, чтобы можно было отдать организаторов и участников путча под суд, с внесением соответствующих поправок в Конституцию страны, был проведен ровно в тот же день, когда и состоялся военный переворот 1980 года.

Так что, делать такие заявления для власти – либо расписываться в своей короткой памяти, либо нежелание признать очевидное, либо бравада. Одно из трех.

Есть и оборотная сторона вопроса: оппозиция жадно ловит проявления слабости со стороны президента Р.Т.Эрдогана, пытаясь его представить в качестве «сбитого летчика» и торжественно «под баян» хороня его Партию справедливости и развития. Более того, они говорят о том, что это — начало конца и ПСР начинает разбредаться в стороны, в поисках тех, с кем они могут выигрывать. А, дескать, Партия справедливости и развития с 2013 года, по факту, только и делает, что проигрывает. Это – также поспешное суждение: вся полнота власти в стране вплоть до выборов 2023 года принадлежит президенту Р.Т.Эрдогану и ПСР. Как говорится «проигран бой, но не проиграна война». Тем более, что итоги голосования, в целом, говорят о том, что большинство граждан, все равно, поддержали альянс правящей партии с националистами.

Со своей стороны, скажем, что именно экономика определит развитие событий в 2023 году. Правящая партия пришла во власть с экономикой и с ней же и уйдет на ближайших выборах. Или не уйдет, но для этого им предстоит большая работа. Потому что позитива от турецкой экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе ожидать сложно и раздражение на руководство страны со стороны простых граждан и так достаточно высоко. А Партия справедливости и развития за 17 лет нахождения во власти подрастеряла кадры, утратила нюх и, вовсе, избирателям приелась. Сейчас начинается её соревнование со временем, которое, надо признать, работает уже не в пользу президента Р.Т.Эрдогана и ПСР.

52.23MB | MySQL:103 | 0,607sec