О последствиях для Израиля разногласий США и Турции по проекту истребителей F-35

Решение США прекратить сотрудничество с Турцией по проекту истребителей F-35, выражающееся в приостановке поставок комплектующих, что означает отсутствие возможности поддерживать самолеты в боеготовности, а также поиск других производителей деталей, за которые отвечает Анкара, имеет большое значение для Израиля. Проявляется оно в нескольких аспектах. Первое и самое очевидное направление – турецко-израильские отношения, которые, так и не вышли на докризисный уровень, продолжают испытывать новые трудности. Неназванный турецкий источник, близкий к правительству, сообщил информационному агентству TRT, что Иерусалим якобы «торпедировал» сотрудничество США и Турции, борясь таким способом за сохранение своего превосходства в воздухе. Доля рациональности в этих предположениях есть. Ранее Иерусалим с настороженностью относился к намерениям ОАЭ приобрести истребители F-35, хотя уже летом 2018 г. в СМИ появилась позднее опровергнутая официальными источниками информация, что представители Абу-Даби посетили израильскую базу Неватим, где находится эскадрилья израильских самолетов F-35I «Адир», что было истолковано прессой как «информационная сессия» для гостей, интересующихся самолетом. При этом особенно важно, что, если встреча все же состоялась, то делегация ОАЭ могла увидеть самолеты, оснащенные израильской авионикой и вооружениями.

Интерпретированы турецкие заявления могут быть по-разному. Как полагает эксперт Центра исследований Ближнего Востока и Африки им. М.Даяна при Тель-Авивском университете Ч.Сагник, Анкара ищет «обычного подозреваемого» для того, чтобы оправдать срыв крупного проекта. Поскольку речь идет не только о потенциале вооруженных сил Турции, но и производстве компонентов, к которому были привлечены Alp Aviation, AYESAS, Kale Aero, Kale Pratt & Whitney, Turkish Aerospace Industries. Помимо этого республика была одним из центров технического обслуживания самолетов. С другой стороны, есть cведения, что давил на администрацию Д.Трампа не Иерусалим в лице Б.Нетаньяху, а лобби внутри самих Соединенных Штатов. Причем действовали совместно лоббистские структуры греков и евреев против своих турецких оппонентов.

Помимо факта наличия у недружественного в политическом смысле режима Р.Т.Эрдогана передовых истребителей, Израиль, равно как и США волнует сохранение в тайне от противников передовых технологий, помогающих F-35 быть незамеченными. Так, совместная эксплуатация С-400 и F-35 дала бы возможность изучить уязвимости последнего с риском предоставления информации о них близким союзникам Турции в лице России и Ирана. По мнению того же Ч.Сагника, Москва в целом не склонна обсуждать сведения о потенциальных преимуществах и недостатках чужих вооружений с Ираном. Однако российская линия поведения, с точки зрения аналитика, может измениться в случае эскалации напряженности в регионе или большего сближения с ИРИ. При этом позиция Турции по вопросу обсуждения военных секретов третьей стороны с партнерами трактуется как наиболее туманная.

Надо сказать, что опасения США и Израиля не напрасны во многом потому, что они сами использовали аналогичный прием для изучения возможностей российской системы С-300. Этот комплекс, изначально приобретенный Кипром, из-за разногласий Никосии и Анкары был перемещен на греческий остров Крит, где ВВС Греции и Израиля якобы использовали ее на совместных учениях. По некоторым данным к подобным действиям Афины подтолкнул Вашингтон, не возражавший, чтобы в этой части Средиземноморья появилось российское вооружение подобного типа. Несмотря на то, что все участники тех событий настойчиво отрицали активацию С-300 на совместных маневрах, после сообщения о поставке комплекса в Сирию Израиль довольно сдержанно отреагировал на это, что было воспринято как подтверждение знания о возможностях обмануть российские радары.

В том, что касается Греции, заметна сохраняющаяся роль страны в поддержании баланса сил в Средиземноморье. Так, США рассматривают Афины в качестве одного из пяти новых покупателей F-35 наряду с Румынией, Испанией, Польшей и Сингапуром. Важно, что Греция и Румыния входят в т.н. Группу Крайова, что дает шанс Израилю и США усилить нажим на Турцию и по линии этого объединения. Важно при этом, что его военный потенциал ранее всерьез не принимался, однако последние заявления явно направлены на его укрепление американскими силами. Помимо этого, в ежегодных учениях Iniohos, в Эгейском море, которые в 2019 г. проходят с 1 по 12 апреля, принимают участие и военные из Италии со своими F-35. Таким образом, наблюдается добавление военного компонента и к сформированному на базе общих энергетических интересов альянсу Израиля, Греции, Кипра и Италии, что также подогревается усилиями США.

Турции же при таком раскладе придется перейти и на российские самолеты. В прессе фигурируют различные варианты от Су-57 до МиГов. Российская пресса отзывается об этом в свойственной ей пропагандистско-восторженной манере, заявляя о прекрасной совместимости самолетов и С-400. Вот только не совсем понятно, как страна НАТО будет воевать с таким запасом продукции российского ВПК, а также постоянно звучащими требованиями Д.Трампа к союзникам по Альянсу увеличить военный бюджет. Помимо этого нельзя не учесть пример Индии, всерьез задумавшейся над сменой российских самолетов МиГ после того, как они показали себя не лучшим образом во время февральской эскалации конфликта с Пакистаном. Кроме того, Нью-Дели не высокого мнения о Су-57, ссылаясь на то, что уже по техническим характеристикам самолет не может конкурировать с аналогами, т.к. слишком заметен.

В целом, пока Россия закрепляет свое присутствие в Сирии, пытаясь таким образом расширить влияние на Ближнем Востоке, США явно переориентируются на Средиземноморье, где, начав с энергетики, постепенно переходят к вооружению лояльных к Вашингтону и Иерусалиму государств. Параллельно с этим наблюдается новое обострение турецко-израильских отношений, явно спровоцированное риторикой Р.Т.Эрдогана по политическим проблемам. Это еще сильнее отдаляет прежде дружественные государства друг от друга, способствуя сближению Анкары с Тегераном и Москвой. При этом турецко-иранские контакты особенно опасны для Израиля, т.к. Россия, как бы ни хотела, но не имеет достаточных рычагов воздействия для того, чтобы в будущем при необходимости сдержать два режима, действующих исключительно в собственных интересах. Весьма вероятно, что Турция будет давить на США, используя факт предоставления своих авиационных баз, а также роль в миссиях Альянса. Эту проблему Вашингтон пока не комментирует, хотя по обслуживанию F-35 любопытные данные стали появляться еще в феврале. Тогда США увеличили на 500 млн фунтов стерлингов поддержку базы по ремонту F-35 в Северном Уэльсе, расширяя спектр осуществляемых ей видов технического обслуживания для самолетов по всему миру, одновременно укрепляя партнерство с Великобританией на фоне сложностей в отношениях Лондона и Брюсселя.

52.19MB | MySQL:103 | 0,612sec