Ситуация в Ливане: март 2019 г.

Ситуация в Ливане в марте 2019 года характеризовалась относительной внутриполитической стабильностью. Акцент своей деятельности делало на решении экономических проблем, стоящих перед страной. Важными вехами во внешней политике Ливана стали официальный визит президента республики Мишеля Ауна в Россию и визит в Бейрут госсекретаря США Майка Помпео. Переговоры ливанских официальных лиц с президентом Российской Федерации и шефом дипломатии США продемонстрировали многовекторность внешней политики этой арабской страны, желание сохранить ливанский нейтралитет. Вместе с тем, ливанские руководители дали отпор американским попыткам маргинализировать движение «Хизбалла», оттеснить его от принятия политических решений в Бейруте, вновь подтвердив стремление отстаивать суверенитет даже в споре с такой глобальной державой как США.

Одной из тем, обсуждавшихся политической элитой Ливана в марте, стала борьба с коррупцией. 2 марта спикер ливанского парламента Набих Берри предложил создать Высший комитет, который мог бы расследовать дела всех коррупционеров, не исключая министров и президентов. В этой связи он обратил внимание на деятельность бывшего министра энергетики Сезара Абу Халиля, заключившего в 2017 году сомнительный договор с турецкой компанией по поставке электроэнергии, вырабатываемой на турецких судах, предположительно за взятку. Генеральный секретарь движения «Хизбалла» Хасан Насралла 8 марта  в своем телевизионном обращении отметил, что «Борьба с коррупцией столь же священна, как и сопротивление». Он призвал обратить внимание на отчет генерального директора Министерства финансов Алена Бифани о росте финансовых счетов ряда министров, чиновников и депутатов парламента, несоразмерного с их официальными доходами. В этой связи он указал на необходимости битвы против коррупции. «Вы можете полностью рассчитывать на нас в этой битве от исхода которой зависит выживание страны и государства. Я также заверяю Вас, что «Хизбалла» не будет использовать борьбу с коррупцией для сведения счетов со своими политическими противниками. А тем, кто увидит коррупционеров и в наших рядах, я говорю: смело подавайте на них в суд», — отметил Хасан Насралла.

15 марта директор Службы внутренней безопасности генерал-майор Имад Осман заявил о решимости продолжать борьбу за чистоту рядов своей службы. Он проинформировал о том, что за прошлый год 50 офицеров были вызваны в дисциплинарный совет по делам о коррупции. Большинство из них были уволены со службы.

14 марта состоялось примирение между бывшими соратниками, ставшими на несколько лет политическим противниками: Саадом Харири и Ашрафом Рифи. Генерал Ашраф Рифи, в прошлом директор Службы внутренней безопасности, затем министр юстиции и мэр Триполи в 2016 году отошел от Харири, обвинив его в необоснованных уступках «Хизбалле» и сдаче суверенитета Ливана. Встреча Саада Харири и Ашрафа Рифи состоялась в доме бывшего премьер-министра и члена руководства движения «Мустакбаль» Фуада Синьоры. А.Рифи сказал о том, что «данное примирение будет баррикадой на пути тех, кто нападает на суннитскую общину в Ливане». Он отметил, что оно заключено «в интересах защиты государства, конституции, Таифских соглашений, арабского и ливанского общества». Стороны договорились о поддержке на будущих выборах мэра Триполи единого кандидата – Димы Джамали.

22-23 марта состоялся официальный визит в Ливан госсекретаря США Майка Помпео. В ходе встреч М.Помпео с президентом Ливана Мишелем Ауном и спикером парламента Набихом Берри обсуждались три вопроса: американское давление на движение «Хизбалла», которое было признано администрацией Трампа террористической организацией, проблема возвращения сирийских беженцев и вопрос о демаркации морских границ между Ливаном и Израилем. В ходе переговоров с руководителями Ливана М.Помпео обрушился на движение «Хизбалла» с резкими нападками. По его словам, движение «Хизбалла» «препятствует осуществлению чаяний ливанцев, разворовывает государственные фонды». На встрече с министром иностранных дел Ливана Джебраном Басилем Майк Помпео отметил: «У Ливана и ливанского народа есть выбор: браво идти в будущее как независимая и гордая нация или позволить Ирану и «Хизбалле» диктовать вам свою линию и определять ваше будущее». Он также заверил, что «США будут использовать все мирные средства, имеющиеся в их распоряжении, чтобы препятствовать финансированию терроризма, контрабанде, отмыванию денег, которые будет использовать «Хизбалла», пользуясь своими позициями в ливанском правительстве». Таким образом, Помпео предложил Ливану определиться, на чьей стороне он будет выступать в противостоянии США Ирану. В то же время М.Помпео заверил ливанских собеседников, что президент Трамп не собирается вводить какие-либо санкции против Ливана или ливанских банков. Одновременно он заявил о том, что возвращение сирийских беженцев, по его мнению, является преждевременным.

Данные дипломатические заходы американского госсекретаря встретили прохладную реакцию, если не противодействие со стороны ливанского руководства. Президент Ливана Мишель Аун заявил о том, что он не располагает данными о поддержке движением «Хизбалла» терроризма. Касаясь обвинений в его финансировании, он отметил, что Ливан неукоснительно соблюдает требования всех международных конвенций, его банковская система является одной из лучших в мире и соответствует всем американским и европейским стандартам. Спикер Набих Берри заметил американскому собеседнику, что ««Хизбалла» – не террористическая организация, а политическая партия, представленная в парламенте и правительстве». Существование у нее вооруженных формирований он оправдал это «израильской угрозой, сохраняющейся и по сей день». 24 марта в интервью по итогам визита Майка Помпео, Н.Берри отметил, что «этот визит не был благоприятным для Ливана. Госсекретарь США не привез нам ничего кроме широковещательного заявления. Внешнеполитическая позиция США ничем не отличается от израильской, поэтому говорить о посредничестве Вашингтона при определении справедливых морских границ бессмысленно».

25-26 марта с.г. состоялся официальный визит президента Ливанской Республики Мишеля Ауна в Российскую Федерацию. Это был первый визит главы ливанского государства в Москву за всю историю двусторонних отношений (не исключая и советское время). В ходе визита президента Ливана в Россию были рассмотрены три блока вопросов. Во-первых, ситуация, сложившаяся с сирийскими беженцами в Ливане. В настоящее время в этой стране находятся миллион двести тысяч беженцев из Сирии. Их пребывание ложится тяжелым бременем на социально-экономическую ситуацию в стране. Все политические партии и группировки в Ливане, а также коренные ливанцы заинтересованы в их скорейшем возвращении на родину. В то же время между Ливаном и САР отсутствуют прямые переговоры по репатриации сирийских граждан.  Все имевшие место до этого возвращения беженцев небольшими группами велись при посредничестве либо движения «Хизбалла», либо директора Службы общей безопасности Ливана генерала Аббаса Ибрагима. Целью визита Мишеля Ауна было создание трехстороннего сирийско-российско-ливанского механизма по решению данной проблемы.

Во-вторых, укрепление сотрудничества в сфере безопасности. Здесь российские интересы в Ливане напрямую сталкиваются с американскими. В феврале 2018 года было подписано российско-ливанское соглашение о военном сотрудничестве. Согласно данному документу, будут осуществляться поставки российского вооружения ливанской армии на льготной основе в обмен на доступ российских военных к военным объектам Ливана. Однако данное соглашение не ратифицировано парламентом и правительством республики. Многие эксперты полагают, что это вызвано противодействием со стороны американского лобби в Бейруте.

В-третьих, на переговорах обсуждались вопросы торгово-экономического сотрудничества, а также сотрудничества в сфере культуры, науки и образования. Была подчеркнута необходимость развивать экономические отношения не только в энергетической сфере. Товарооборот между нашими странами в 2018 году приблизился к отметке 450 млн долларов, но расчеты за него по-прежнему осуществляются через банки третьих стран, особенно Швейцарии, так как между российскими и ливанскими банками нет прямых отношений.

Интересно отметить, что в ходе переговоров Мишель Аун поблагодарил Владимира Путина за поддержку христиан Ближнего Востока и выразил надежду, что такая помощь будет осуществляться и в дальнейшем.

62.83MB | MySQL:102 | 0,483sec