Пакистан проводит испытания ракет средней дальности

22 февраля Пакистан осуществил успешный запуск баллистической ракеты «Шахин-2» (по другой версии – «Хатф-4»), способной нести ядерную боеголовку. Это двухступенчатая ракета среднего радиуса действия, дальностью полета около 2000 км, работающая на твердом топливе. Местонахождение полигона, с которого была запущена ракета, не разглашается.

Запуск ракеты «Шахин-2» был проведен в рамках программы испытания ракет подобного класса, которые могут быть оснащены как обычными, как и ядерными боеголовками. Как заявил один из руководителей программы генерал Эхсан уль-Хак, «она (программа. — Авт.) направлена на обеспечение собственной безопасности и удержание военно-политической ситуации в регионе в рамках стабильности».

Следует отметить, что Пакистан регулярно проводит подобные запуски ракет средней дальности, способные нести различные боеголовки. В ноябре 2006 г. была столь же успешно запущена ракета «Шахин-1», а в марте того же года – ракеты также малого радиуса действия «Бабур» («Хатф-7»). В декабре 2004 г. Исламабад провел успешные испытания ракеты «Хатф-4» (модификация ракеты класса «Газнави»), но тогда радиус действия этой ракеты не превышал 1500 км с возможностью нести нагрузку до 900 кг.

Пакистанские военные эксперты подчеркивают, что ракеты класса «Бабур» (впервые запуск ракеты этого типа был осуществлен в августе 2005 г.) могут быть запущены не только с суши, но и с подводной лодки и военного корабля. Учитывая малый радиус действия – до 500 км, – ракеты указанного типа скорее относятся к крылатым ракетам, поскольку способны лететь низко над землей, учитывать рельеф местности и быть, соответственно, почти незаметными для радаров слежения. Они способны нести боеголовку весом до 450 кг. Стоимость такой ракеты колеблется (в зависимости от конфигурации) от 500 тыс. до 1 млн долл. Индия назвала ракеты этого класса «ракетами первого удара», подчеркивая этим факт вероятного нападения на нее со стороны Пакистана.

Следует отметить, что между Индией и Пакистаном существует Соглашение, в соответствии с которым страны в предварительном порядке информируют друг друга о запусках баллистических ракет, однако в отношении ракет малого радиуса действия (класса «Бабур») подобной договоренности нет. Поэтому каждый раз, когда Пакистан проводит подобные запуски, это вызывает определенное напряжение (если не сказать – раздражение) со стороны Индии. Естественно, что аналогичная ситуация возникает у руководства Пакистана в случае подобных действий со стороны Индии.

По словам представителя пресс-службы МИДа Пакистана Тасним Аслама, пакистанская сторона предлагала заключить Соглашение о предварительном информировании о пуске ракет малого радиуса действия, аналогичное Соглашению по запускам баллистических ракет, однако, как подчеркнул Тасним Аслам, индийское руководство отклонило предложение Исламабада.

Бывший министр информации Пакистана Шейх Рашид отметил в марте 2006 г., что подобные запуски ракет не следует расценивать как своего рода гонку вооружений в Южной Азии, и уж ни в коей мере они не направлены на военное соперничество с Индией.

Однако нет сомнений в том, что как последний запуск ракеты «Шахин-2», так и предыдущие запуски ракет среднего и малого радиусов действия имеют своей целью попытку установить хотя бы какое-то военное равновесие с Индией, что, естественно, объективно невозможно. Недаром в свое время (1974 г.) тогдашний премьер-министр Пакистана Зульфикар Али Бхутто публично заявил, что «мы будем есть траву, но атомную бомбу создадим». Иными словами, Пакистан стремился иметь весомый фактор сдерживания военного напора со стороны Индии. Кстати сказать, никто из зарубежных экспертов не обладает объективной информацией о количестве атомных бомб у Пакистана; по их мнению, их число колеблется в пределах 20-30 бомб, что намного меньше, чем у Индии (от 40 до 70 атомных бомб).

Индия также проводит испытания баллистических ракет несколько более чем средней дальности — «Агни» (по утверждению индийских экспертов, дальность полета этой ракеты составляет от 3500 до 5000 км), способных также нести ядерную боеголовку. Хотя работы в этой области были начаты индийской стороной еще в 1983 г., было проведено всего несколько запусков этого класса ракет; кстати сказать, как отмечает пакистанское военное руководство, запуск «Агни-3» в июле 2006 г. прошел крайне неудачно: пролетев лишь 12 км, она упала в Бенгальский залив.

Кроме того, Индия обладает аналогичными пакистанской «Бабур» ракетами под названием «Брамос» (создана совместно с российскими военными специалистами), однако радиус их действия меньше примерно на 200 км, да к тому же их целевое назначение – противокорабельное. В ходе визита Сергея Иванова в Индию в январе с.г. обсуждался вариант совместной российско-индийской работы над модернизацией этой ракеты и превращением ее из «морской» в «сухопутную».

Несмотря на определенное улучшение политических взаимоотношений между Индией и Пакистаном, военное противостояние продолжает сохраняться, и едва ли можно ожидать каких-либо позитивных подвижек в этой области в обозримом будущем. Налицо обоюдные массированные закупки вооружения с обеих сторон. Достаточно сказать, что, по словам тогдашнего министра обороны Сергея Иванова после его январского визита в Индию, «российско-индийская программа военно-технического сотрудничества до 2010 г. состоит почти из двухсот проектов, а ее суммарная стоимость оценивается примерно в 18 млрд долл.». По его словам, наиболее весомым (около 4 млрд долл.) можно считать контракт на поставку 180 истребителей Су-30МКИ.

В настоящее время в Северодвинске проходит ремонт и существенную модернизацию закупленный ранее Индией авианосец «Адмирал Горшков». По словам российских военных специалистов, авианосец будет оснащен самым современным электронным оборудованием. Любопытно отметить, что, несмотря на широкомасштабные закупки у России вооружения и военной техники, индийское руководство неоднократно высказывало претензии Вашингтону по поводу военных поставок Пакистану, особенно 34 истребителей F-16 на общую сумму 5 млрд долл. Заметим, что во время визита Дж. Буша в феврале 2006 г. в Индию в ответ на подобные претензии президент США отреагировал мгновенно и предложил Дели закупить F-16 и/или F-18, чтобы к американской стороне не было претензий в одностороннем вооружении Пакистана. Более того, Индия наращивает военное сотрудничество с Израилем, у которого закупает современное электронное оборудование для своих ракет, а также для будущего АВАКСа.

Пакистанское руководство, получив отказ от Москвы в налаживании военно-технического сотрудничества, стало активно его расширять с Украиной и Китаем, закупая у первой имеющиеся у нее российские танки и проводя с Китаем совместные разработки многоцелевого истребителя JF-17. Исламабад не порывает военные связи и с Францией, у которой ранее закупались «Миражи». В конце мая прошлого года французское правительство дало согласие на продажу в перспективе Пакистану трех современных подводных лодок типа «Марлин», разработка которых пока еще даже не завершена. Тем не менее в этой сфере имеется наработанный опыт пакистано-французских связей: Исламабад успешно эксплуатирует французские субмарины типа «Агоста-90Б».

Однако руководство пакистанских ВМС заявило, что, хотя французские подводные лодки являются лучшими в своем типе, рассматриваются и другие варианты, а именно: немецкая подлодка проекта 214 (Туре 214) компании Howaldtswerke — Deutsche Werft (HDW), лодка типа S-80 испанской компании Navantia (слегка переделанный вариант французской «Скорпены»), а также необозначенные (информация была опубликована лишь в пакистанской прессе) китайская и российская субмарины аналогичного класса, что, однако, вызывает определенные сомнения в достоверности этих данных.

Что касается действий индийской стороны, то несомненно, что широкомасштабные закупки Индией вооружения вызывают как минимум настороженность Пакистана, который, несомненно, продолжит испытания ракет «Шахин».

Российско-пакистанское сотрудничество явно требует своего поступательного развития, вероятно, на первом этапе в экономической сфере. По данным пакистанской стороны, товарооборот между нашими странами вырос в прошлом году до 300 млн долл. Все реальнее становится реализация ирано-пакистано-индийского газопровода (стоимостью примерно 7 млрд долл.), в котором принимает участие «Газпром». Не менее реально налаживание сотрудничества в космической сфере, в особенности исследование верхних слоев атмосферы. Достаточно сказать, что с космодрома Байконур 10 декабря 2001 г. российской ракетой-носителем «Зенит-2» был успешно выведен на орбиту пакистанский спутник «БАДР-2». Члены присутствовавшей при запуске на Байконуре представительной пакистанской делегации (преимущественно военные) во главе с председателем СУПАРКО генерал-майором Раза Хуссейном высоко оценили помощь российской стороны в освоении Пакистаном космоса. Об этом позднее особо говорил и президент Пакистана Первез Мушарраф.

О существующих и потенциальных сферах российско-пакистанского сотрудничества уже немало писалось и говорилось. Следует подчеркнуть, что расширение такого рода двусторонних связей не может повредить, а тем более разрушить стратегическое партнерство Москвы и Дели, чего явно опасается российское руководство. Дело в том, что в интересах России диверсификация внешних (включая внешнеэкономические) связей в Южноазиатском регионе, что, вероятно, позволит постепенно сократить зависимость от экспорта энергоносителей.

52.24MB | MySQL:103 | 0,468sec