Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (19 – 25 февраля 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили вокруг ядерной программы Ирана и в Ираке. Иранское руководство не выполнило требований резолюции Совета Безопасности ООН о прекращении работ по обогащению урана. Премьер-министр Великобритании Т. Блэр 21 февраля сообщил о предстоящем в скором времени значительном сокращении группировки британских войск в Ираке.

В докладе, подготовленном МАГАТЭ, говорится, что Иран не выполнил требования резолюции СБ ООН № 1737 от 23.12.06 г., срок действия которой истек 22 февраля. В документе сообщается, что иранцы ведут работы по обогащению урана на заводе в Натанзе, где установлено четыре каскада по 164 центрифуги в каждом, а еще два каскада близки к завершению. Вместе с тем, в докладе отмечается, что уровень обогащения изотопа урана-235 значительно ниже, чем необходимо для создания ядерного боеприпаса. МАГАТЭ указывает, что инспекторы агентства не получили ответы на большую часть невыясненных ранее вопросов об иранских ядерных разработках.

Тегеран же считает, что «резолюция, накладывающая запрет на разработки в сфере обогащения урана, неприемлема для Ирана и нарушает его права», а само требование о прекращении этих работ «лишено законных оснований и противоречит международным договорам». Президент ИРИ М. Ахмадинежад подтвердил, что его страна не намерена вводить мораторий на обогащение урана, продолжит эти работы «при любых обстоятельствах», но готова к переговорам по атомной проблематике. Тегеран также изъявил готовность предоставить международному сообществу гарантии того, что его ядерная программа «преследует исключительно мирные цели».

Отказ Ирана выполнить требования резолюции Совета Безопасности вызвал в целом негативную реакцию у ведущих стран Запада, прежде всего США. Вашингтонская администрация заявила о намерении использовать «все возможные каналы», в т. ч. СБ ООН, чтобы заставить Тегеран прекратить работы в ядерной области. Более того, вице-президент США Д. Чейни не исключил возможность проведения военной акции в отношении ИРИ. В западных СМИ регулярно появляются материалы об американских планах нанесения ударов по ядерным и военным объектам Ирана. Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт на заседании правительства 25 февраля косвенно дал понять, что его страна не исключает возможности нанесения удара по иранским ядерным объектам. Аравийские монархии опасаются, что в случае проведения американцами военной операции против ИРИ иранцы могут нанести удары по объектам нефтяной отрасли на их территории, а также по танкерам в Персидском заливе и Ормузском проливе. В этой связи Кувейт, Саудовская Аравия и ОАЭ принимают меры по укреплению своей обороноспособности. В частности, уже в ближайшее время они намерены приобрести дополнительные средства ПВО и ПРО (ЗРК, РЛС), боевые вертолеты, патрульные катера. За принятие новой резолюции СБ ООН по Ирану с целью «продления санкций» выступила Франция. Растет число стран, присоединившихся к запрету на экспорт в ИРИ материалов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы для ядерных разработок. На прошедшей неделе это сделали Индия и Бразилия.

В Иране на минувшей неделе продолжались крупномасштабные учения сил Корпуса стражей исламской революции, в ходе которые были произведены многочисленные пуски различных типов ракет и испытаны новые образцы вооружений национального производства. 25 февраля Иран произвел запуск ракеты в космос, которая «доставила исследовательские материалы», созданные министерствами науки и обороны. По американским оценкам, ракета-носитель сконструирована на базе баллистической ракеты «Шехаб-3».

26 февраля в Лондоне состоится встреча представителей стран постоянных членов СБ ООН и Германии, на которой будут обсуждаться вопросы, связанные с иранской ядерной программой.

Великобритания в ближайшие месяцы выведет из Ирака ок. 1600 своих военнослужащих, но при условии создания на юге этой страны «дееспособных сил правопорядка». Оставшиеся 5,5 тыс. солдат и офицеров будут дислоцированы в районе аэропорта г. Басра, а их главной задачей станет обучение и поддержка (при необходимости) иракских правительственных сил безопасности. Также британские военные будут охранять коммуникации, по которым доставляются из Кувейта грузы для американской группировки в Ираке.

Тем временем обстановка в Ираке остается сложной и нестабильной. Масштабная операция по улучшению положения дел в сфере безопасности в Багдаде, которую проводят американские войска и иракские силы, пока не привела к значительным результатам. Боевики и террористы из различных группировок регулярно продолжают совершать в городе теракты (в т. ч. крупные), вооруженные нападения и другие насильственные действия. Кроме того, часть боевиков и террористов переместилась из столицы в провинции к северу и западу от Багдада, где в настоящее время отмечается значительное увеличение масштабов и усиление активности их деятельности. Не снижется и накал противостояния между арабами-суннитами и шиитами. Особую опасность представляет использование боевиками в последнее время отравляющих веществ (хлора). В условиях продолжающегося в стране масштабного насилия и произвола не снижается поток иракских беженцев в соседние страны, преимущественно в Сирию и Иорданию, что привело к заметному осложнению там социальной и экономической ситуации (рост цен, особенно на жилье, обострение проблемы занятости, трудности в сфере образования и др.).

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. 19 февраля в Иерусалиме прошла встреча премьер-министра Израиля Э. Ольмерта, главы ПНА М. Аббаса и госсекретаря США К. Райс. На ней не было достигнуто каких-либо конкретных результатов по палестино-израильскому урегулированию. Участники встречи подтвердили прежние договоренности и договорились о новом раунде переговоров.

На минувшей неделе М. Аббас посетил Великобританию, Германию и Францию. Главной целью его поездки стало получение поддержки формируемому палестинскому правительству национального единства и снятию блокады с палестинских территорий. В Лондоне премьер-министр Великобритании Т. Блэр заявил, что можно добиться прогресса в ближневосточном урегулировании (БВУ), апеллируя к «разумным» членам ХАМАСа. В Берлине канцлер Германии А. Меркель приветствовала создание палестинцами коалиционного правительства, но одновременно от имени Евросоюза подчеркнула, что новому кабинету следует отказаться от терроризма, признать Израиль и все ранее заключенные палестино-израильские соглашения. В Париже М. Аббас попросил президента Франции Ж. Ширака выступить посредником в деле налаживания переговоров между новым палестинским правительством и Израилем. Франция обещала сотрудничать с коалиционным палестинским правительством. Зарубежную поездку с целью получения поддержки формируемому правительству национального единства совершает и лидер ХАМАСа Х. Машааль. На минувшей неделе он посетил Египет.

22 февраля в Берлине прошла очередная встреча международного «квартета» по БВУ (РФ, США, ЕС, ООН). Ее участники подтвердили, что новое палестинское правительство должно быть привержено требованиям международного сообщества.

В Хан-Юнисе на юге сектора Газа 24 февраля произошло первое со времени подписания межпалестинского соглашения о примирении крупное столкновение между сторонниками ФАТХа и ХАМАСа, в ходе которого имелись убитые и раненые. Как сообщается, причиной столкновения стали межклановые разногласия и кровная месть, а не политические разногласия.

Израильская армия проводила активные мероприятия против палестинских террористов в Наблусе на Западном берегу реки Иордан.

Американская администрация считает, что Израилю следует воздержаться от любых политических контактов с Сирией, до тех пор, пока Дамаск вмешивается в ливанские дела, поддерживает иракских повстанцев и палестинские экстремистские организации.

На минувшей неделе израильские вооруженные силы проводили крупнейшие за последние пять лет учения на оккупированных сирийских Голанских высотках, в которых принимали участие части и подразделения пехоты, бронетанковых и воздушно-десантных войск, ВВС. По заявлению министра обороны Израиля А. Переца, «проведение учений в этом районе вовсе не означает, что они связаны с возможным конфликтом».

На прошедшей неделе Совет Безопасности ООН принял резолюцию, санкционирующую размещение на территории Сомали миротворческого контингента Африканского союза (АС). Мандат миротворцев предусматривает, в частности, возможность при возникновении необходимости участия в боевых операциях по обеспечению безопасности в этой стране, а также подготовку сомалийской правительственной армии и полиции. Как ожидается, численность африканских сил составит 8 тыс. человек. Первыми в Сомали должны прибыть подразделения армии Уганды (1,5 тыс. чел.). Свои воинские контингенты направят Танзания (1,0 тыс. чел.), Нигерия (850 чел.), а также Бурунди, Гана и Малави.

Между тем обстановка в Сомали остается напряженной. Боевики оппозиционного Союза исламских судов продолжают совершать регулярные вооруженные вылазки в столице Могадишо и других районах страны, угрожают нападениями на миротворцев АС.

Министры иностранных дел Пакистана и Индии 21 февраля подписали в Дели соглашение по вопросу о снижении риска возникновения случайного ядерного конфликта между двумя государствами. Как сообщается, документ предусматривает обмен конфиденциальной информацией о национальных ядерных арсеналах сторон.

23 февраля в Пакистане проведено испытание твердотопливной двухступенчатой баллистической ракеты средней дальности «Шехаб-II» («Хатф-IV). Ракета имеет дальность пуска до 2000 км и может нести ядерный заряд. Исламабад предварительно информировал соседние государства (Афганистан, Индию, Иран и Китай) о проведении испытания. По заявлению пакистанских властей, подобные испытательные пуски проводятся «время от времени» в соответствии с нуждами обороны страны. При этом они «не означают передачу какого-то послания кому-то».

Верхняя палата Национального собрания (парламента) Афганистана, несмотря на протесты правозащитников и ООН, 20 февраля одобрила закон об амнистии за военные преступления, совершенные в стране за последние 30 лет. В Кабуле 23 февраля прошел массовый митинг (30 тыс. чел.), участники которого требовали от афганского президента Х. Карзая подписать этот закон. Как известно, по этому документу амнистии, в частности, подлежат лидеры движения «Талибан» и бывший премьер-министр страны Г. Хекматиар, которые продолжают вести вооруженную борьбу против нынешнего кабульского режима.

На северо-востоке Йемена в провинции Саада не прекращаются ожесточенные боевые действия между правительственной армией и отрядами боевиков радикальных исламистов. Число убитых в них уже превысило 300 человек. Несмотря на прилагаемые усилия, в т. ч. массированное применение артиллерии, войскам не удается сломить сопротивление противника.

В Триполи (Ливия) на минувшей неделе безрезультатно закончилась международная встреча по урегулированию конфликта в Дарфуре на западе Судана. В ее работе участвовали ливийский лидер М. Каддафи, президенты Судана О. аль-Башир, Чада И. Деби и Эритреи Й. Афеворк. Лидеры дарфурских повстанческих группировок, оппозиционных суданскому правительству, отказались прибыть в Триполи.

Американская авиастроительная корпорация «Локхид Мартин» завершила выполнение заказа на изготовление 80 истребителей F-16 Блок 60 для ВВС ОАЭ. В ближайшее время последние самолеты из этого заказа будут переданы эмиратской стороне.

Приложение

О состоянии и перспективах развития вооруженных сил Афганистана

Создание боеспособных, лояльных центральному правительству вооруженных сил является жизненно важной проблемой современного Афганистана, одним из ключевых аспектов восстановления страны и государственного строительства. Без успешного решения этой задачи кабульские власти не смогут, даже в условиях нахождения на афганской территории иностранных войск, установить и удерживать надежный контроль над всеми провинциями страны.

Сразу же подчеркнем, что на сегодняшний день правительственные вооруженные силы (Афганская национальная армия, АНА) по своему состоянию (численности личного состава, качеству его подготовки на всех уровнях, наличию необходимого вооружения и военной техники, морально-психологическому состоянию солдат и офицеров и многим другим параметрам) не отвечают стоящим перед ними задачам и не могут самостоятельно противостоять вооруженной оппозиции и боевикам «Аль-Каиды», надежно обеспечивать безопасность на всей территории республики.

Действующая конституция Афганистана и закон о партиях запрещают политическим партиям и объединениям иметь собственные вооруженные силы, а члены партий не имеют права занимать командные посты в армии, МВД и службах безопасности.

Медленно растет численность АНА. Так, если на 1 января 2006 г. она насчитывала 30,7 тыс. чел, то в настоящее время – 32,3 тыс. чел. Этот процесс кабульское правительство, командование ВС США и НАТО в Афганистане предполагают ускорить, доведя численность армии уже к апрелю с. г. до 46 тыс. чел. (по заявлению главы афганского МО генерала А. Р. Вардака), а запланированную конечную цифру в 70 тыс. солдат и офицеров (14 бригад, 70 батальонов) намечено достичь к декабрю 2008 г. Афганское руководство также делало заявления о необходимости доведения численности национальных ВС до 200 тыс. человек, но на обозримую перспективу эта цифра является явно нереальной.

Комплектование АНА происходит за счет добровольцев – лиц мужского пола в возрасте от 22 до 30 лет, которые заключают контракт с министерством обороны сроком на 4 года.

В военно-административном отношении территория Афганистана разделена на пять региональных командований: Центральное (штаб в Кабуле), Северное (Мазари-Шариф), Западное (Герат), Южное (Кандагар) и Восточное (Гардез). На территории каждого командования находится штаб корпуса, соответственно 201-го, 209-го, 207-го, 205-го и 203-го. Всего в составе корпусов насчитывается 10 бригад. Наиболее боеспособным считается 201-й (кабульский) корпус. Продолжается процесс создания центрального военного аппарата – управлений министерства обороны и генштаба. Основу сухопутных войск составляет пехота. В составе АНА имеются также небольшие ВВС (Воздушный корпус, ок. 300 чел.). Основные аэродромы страны контролируются американскими войсками.

По мнению американских военных, уже имеющиеся в афганской армии бригады и батальоны не способны к ведению самостоятельных боевых действий. По состоянию на февраль с. г. лишь пять батальонов (ок. 2000 чел.) могут считаться полностью обученными и боеспособными.

Подавляющее большинство соединений и частей имеют значительный некомплект личного состава, многие военнослужащие часто и подолгу отсутствуют на службе. Острой проблемой остается малый размер денежного довольствия военнослужащих, особенно рядового состава (ок. 70 долл. в месяц), что сдерживает приток добровольцев в армейские ряды. В войсках имеют место трения между военнослужащими на почве этнической и религиозной принадлежности, хотя, по оценкам западных экспертов, их уровень не столь значителен, как в иракской армии. Серьезной проблемой для АНА является также дефицит «офицеров-лидеров», способных командиров и штабных работников. Характерным явлением остается дезертирство, особенно рядовых и сержантов. В армии очень много малограмотных и неграмотных солдат. По оценке натовских офицеров, до 40% новобранцев после прохождения курса начальной военной подготовки дезертируют из армии. Высокий уровень дезертирства характерен и для частей, которые принимают участие в боевых операциях против талибов. Часть военнослужащих связана с боевиками вооруженной оппозиции.

Обучение афганских военнослужащих осуществляется по стандартам НАТО при широком участии советников и инструкторов из стран альянса, прежде всего США. Младших офицеров готовят в Кабульской военной академии (училище). Первый набор в нее (112 чел.) произведен в 2005 г. Срок обучения – 4 года. Программа учебного заведения адаптирована к программе американской военной академии в Вест-Пойнте. При академии предполагается открыть военно-инженерный факультет. Старший офицерский состав обучается на двухмесячных курсах в Кабуле. В целом до настоящего времени основу офицерского состава АНА составляют кадры бывшей армии Демократической Республики Афганистан. Личный состав для вновь формируемых батальонов АНА (пехотных, механизированных, танковых, огневой поддержки, боевого обеспечения, транспортных) готовится иностранными советниками и инструкторами в Кабульском военном учебном центре.

Учебно-материальная база подготовки военных кадров и войск развита слабо. Проведение мероприятий по боевой подготовке частей и подразделений затрудняется и тем обстоятельством, что войска практически постоянно привлекаются к боевым операциям против сил вооруженной оппозиции и различным мероприятиям по обеспечению безопасности.

Афганской армии не хватает современного оружия, особенно артиллерии и бронетехники. Практически отсутствует боевая авиация. Ощущается нехватка боеприпасов. В войсках мало современных средств связи, инженерной техники. Дефицит вооружения и техники сдерживает создание боеспособных соединений и частей. Слабо подготовлены управленческие структуры на всех уровнях. На низком уровне находится медицинское и продовольственное обеспечение военнослужащих.

Вооружение и военная техника (ВВТ) афганской армии представлена преимущественно советскими образцами, как оставшимися от прежней армии, так и полученными из бывших соцстран: Болгарии, Венгрии, Монголии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии. Эти же страны поставляют для АНА запчасти для ВВТ. Значительная часть старой техники находится в разукомплектованном состоянии и используется в качестве запчастей. США всячески стремятся ограничить участие России в создании новых ВС Афганистана. Вместе с тем, в руководстве АНА имеется значительное число сторонников развития ВТС с нашей страной, а также с Китаем и Индией.

Правительство Афганистана, командование США и НАТО признают слабую боеспособность национальных ВС и принимают меры по ее повышению. В этой связи наряду с увеличением численности личного состава и формированием новых соединений и частей планируется улучшить техническое оснащение АНА, повысить качество подготовки военнослужащих, улучшить боевую подготовку частей и подразделений, сделать армию более мобильной, усилить ее огневую мощь, наладить работу служб материально-технического обеспечения и тыла. В то же время речь пока не идет о значительном повышении возможностей афганских ВВС, особенно боевой авиации.

Основная часть военной помощи предоставляется Афганистану Соединенными Штатами. Американские военные в значительной степени контролируют ход военного строительства в стране и положение дел в армии в целом. На ближайшие два года США планируют израсходовать на подготовку афганской армии и МВД сумму в 8,6 млрд долларов (в 2006 г. – 3,2 млрд долл.). В январе 2007 г. американцы передали АНА первую крупную партию ВВТ и снаряжения: 12 тыс. ед. стрелкового оружия, 800 автомашин повышенной проходимости и грузовиков, средства связи, бронежилеты, защитные шлемы и др. Чехия к концу 2007 г. планирует поставить для АНА 10 вертолетов и ок. 21 тыс. ед. стрелкового оружия. Поставки ВВТ ожидаются также из других стран НАТО.

Таким образом, потребуется значительное время и средства для того, чтобы армия Афганистана превратилась в действительно боеспособную и эффективную силу, которая сможет самостоятельно противостоять местной вооруженной оппозиции и боевикам «Аль-Каиды». А пока на обозримую перспективу основная нагрузка в вооруженной борьбе с противниками кабульского режима по-прежнему будет лежать на силах международной коалиции во главе с США и НАТО.

52.36MB | MySQL:103 | 0,531sec