О деятельности арабских стран в ядерной сфере

В последнее время в целом ряде арабских стран заметно активизировалась деятельность в ядерной сфере. На официальном уровне речь идет, прежде всего, об использовании ядерной энергии в мирных целях, а конкретнее – о необходимости развития атомной энергетики как перспективного источника получения энергии в постнефтяной период.

«Запасы нефти и газа раньше или позже будут исчерпаны», — заявил заместитель главы правительства, министр энергетики и промышленности Катара Абдалла Хамад Ааль Атийя. Подобные высказывания все чаще звучат сегодня в различных арабских государствах.

Государства Ближнего Востока заинтересовались использованием атомной энергии еще в 1950-е годы. На сегодняшний день все арабские страны являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО, 1968 г.), а их деятельность в ядерной области находится под гарантиями Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Наибольший интерес к исследованиям и практической деятельности в ядерной сфере проявляют такие государства как Египет, Алжир, Саудовская Аравия , Марокко, а также Тунис, Иордания, Сирия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Все эти государства имеют или намерены разработать национальные ядерные программы, объявили о своем желании приступить к созданию собственной ядерной энергетики, официально поставив об этом в известность МАГАТЭ. При этом некоторые из них запросили у международного агентства техническое содействие в реализации намеченных планов.

Повышение интереса к ядерной сфере в арабских государствах можно объяснить рядом фактов, наиболее существенными из которых являются:

— стремление получить доступ и в дальнейшем, по возможности, самостоятельно осваивать современные технологии, связанные с атомной энергией. Также это можно считать одним из проявлений желания арабских стран сократить усиливающееся отставание от передовых государств мира в научно-технической области, в сфере передовых технологий;

— создание, как уже говорилось, перспективных источников получения энергии на период после истощения углеводородных ресурсов, а для государств, не обладающих крупными запасами нефти и газа речь идет о доступе к современным источникам энергии уже в ближайшие 10-15 лет;

— несомненно и то, что получение доступа к ядерным технологиям рассматривается в некоторых арабских странах и в качестве возможного их использования в сфере обеспечения национальной и военной безопасности (хотя об этом открыто и не заявляется). Здесь сказывается стремление арабских государств усилить свой военный потенциал в условиях перманентно сложной и нестабильной обстановки в регионе Ближнего и Среднего Востока, отсутствие возможностей узнать или с достаточной степенью точности определить возможные враждебные действия крупных региональных (и не только) сил, необходимость сдерживать или запугивать другие государства, даже если ЯО никогда не будет применено, в т. ч. обезопасить себя таким путем от возможных военных угроз извне. Интерес к получению ЯО у таких стран как Египет, Саудовская Аравия и, возможно, Алжир может повыситься в случае резкой дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке;

— очень остро в регионе стоит вопрос о взаимном доверии между государствами. Точнее, речь идет об его отсутствии. Данное обстоятельство оказывает немаловажное значение на проблему распространения различных видов ОМУ. В первую очередь, это относится к арабо-израильским и арабо-иранским отношениям. Как известно, Израиль уже в течение длительного времени «неофициально» обладает ядерным оружием, а иранская ядерная программа, как небезосновательно полагают в арабских странах, имеет отнюдь не только мирную направленность;

— стремление повысить статус и престиж своей страны, показать высокий уровень ее развития. Сюда же следует отнести и личные амбиции руководителей ряда арабских государств.

Особо отметим, что серьезную опасность может представить возможный захват (приобретение) или изготовление ЯО и средств его доставки террористическими организациями, большое число которых действует в странах региона. Из захваченных в Афганистане документов «Аль-Каиды» явствует, что террористические группы серьезно пытаются заполучить радиологическое и ядерное оружие. При этом нет гарантий того, что спецслужбы смогут успешно сработать на упреждение.

Очень серьезную опасность может представить приход к власти в некоторых арабских странах радикальных исламистских сил, которые попытаются принять меры по разработке собственного ядерного оружия. Такая ситуация, в частности, может сложиться в Египте.

На сегодняшний день подавляющее большинство арабских стран не располагают необходимой научно-технической и производственной базой для создания собственного ядерного оружия. Здесь же отметим, что объединение финансовых, научных и технических усилий нескольких арабских государств для создания ЯО представляется весьма маловероятным из-за существующих между ними серьезных политических противоречий, соперничества за лидерство в арабском мире, личных амбиций их руководителей.

Вместе с тем, по оценкам экспертов, нет перспектив тому, что режимы контроля над вооружениями и контроля над экспортом технологий, оборудования и материалов способны свести на нет возможности региональных государств в деле постепенного приобретения ядерных вооружений и баллистических ракет дальнего радиуса действия. Однако представляется совершенно ясным, что даже если такие способы контроля можно будет разработать, то некоторые государства региона просто продолжат разработку ЯО и средств его доставки в условиях еще большей скрытности. В результате этого борьба с угрозами распространения радиологического и ядерного оружия, по всей вероятности, превратится в постоянный аспект проблемы безопасности на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке.

Некоторые арабские страны все еще не подписали Договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.). В то же время все арабские государства Северной Африки являются участницами договора о превращении Африканского континента в зону, свободную от ядерного оружия (1996 г.). Ряд государств региона до настоящего времени не присоединились к дополнительному протоколу к ДНЯО, который позволил бы международным инспекторам проводить более тщательные проверки национальных ядерных объектов.

Страны Арабского Востока проводят работы по созданию и производству ОМУ в условиях возможно большей закрытости, в т. ч. вопреки официально взятым на себя международным обязательствам. Сведения о национальных программах по оружию массового уничтожения являются одной из наиболее тщательно охраняемых государственных тайн. Поэтому информация по данному вопросу характеризуется отрывочностью, противоречивостью и зачастую не соответствует реальной действительности. Руководство ближневосточных и североафриканских государств весьма болезненно реагирует на публикации о наличии у них того или иного вида ОМУ и, как правило, официально опровергает подобного рода сообщения. С другой стороны, во многих случаях непроверенные или заведомо ложные сведения о наличии ОМУ используются Соединенными Штатами и некоторыми другими странами Запада для оказания в своих интересах давления на то или иное государство региона или даже служат поводом для развязывания войны. Пример Ирака здесь наиболее характерен.

Проблема возможной разработки ЯО в арабских государствах теснейшим образом связана с вопросами активного распространения в мире необходимых для этого технологий, оборудования и материалов. Отсутствие в ряде государств жесткого контроля над их экспортом позволяет арабским странам (и не только им) получать нелегально, полулегально, а иногда вполне открыто компоненты, необходимые для создания различных видов оружия массового уничтожения, включая ядерное.

Негативные последствия распространения ОМУ, в т. ч. его ядреной составляющей, и средств доставки самым негативным образом отразятся не только на обстановке в регионе Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, но и на сопредельных с ним странах Южной Европы, Южной Азии, Африки южнее Сахары и, конечно же, не могут не затронуть интересы безопасности России.

Рассмотрим нынешнее состояние и возможные перспективы развития ядерной отрасли в арабских странах.

Алжир считает, что ДНЯО ставит неядерные государства в неравноправное положение и имеет дискриминационный характер по отношению к странам «третьего мира», которые имеют законное право на самооборону. Страна подписала ДНЯО лишь в 1995 году, но уже в 1996 году подписала с МАГАТЭ соглашение о всеобъемлющих гарантиях, которое позволяет проводить внезапные инспекции национальных ядерных объектов. Республика имеет собственную исследовательскую программу использования атомной энергии в гражданских целях, начало реализации которой было положено в конце 1980-х годов. Вопросами ядерной деятельности в стране занимается Национальный комиссариат по ядерной энергии (НКАЭ). Алжир в настоящее время располагает двумя действующими ядерными реакторами: «Салем» (мощность 15 МВт) в исследовательском центре Айн-Уссера, построен с помощью КНР в 1993 году; и «Нур» (1 МВт) в районе Драриа, построенный с помощью Аргентины в 1989 году. С помощью Китая были построены «горячая» лаборатория и подземные хранилища для отработанного топлива. Они также находятся под гарантиями МАГАТЭ. Страна обладает залежами урановой руды на юге в районе Таманрассета.

В марте 2006 года Алжир посетила делегация специалистов-ядерщиков министерства энергетики США, которая провела переговоры с руководством НКАЭ о налаживании сотрудничества между двумя странами в сфере подготовки специалистов по вопросам ядерной безопасности.

В январе 2007 года по итогам визита в Алжир российской правительственной делегации во главе с министром промышленности и энергетики РФ В. Христенко было объявлено о намерении двух стран сотрудничать в деле использования ядерной энергии в мирных целях.

Алжирские официальные лица неоднократно отвергали обвинения, периодически появляющиеся в западных СМИ, о реализации в стране военной ядерной программы. Тем не менее, у США имелись опасения насчет того, что Алжир и Ирак сотрудничали в области ядерных исследований, а ряд западных экспертов продолжают настаивать на том, что алжирцы до 1995 года успели наработать некоторое количество плутония. Отметим, что хотя в принципе Алжир в состоянии нарабатывать небольшие количества плутония, каких-либо особых опасений в плане распространения ЯО атомная деятельность этой страны в настоящее время не вызывает.

Египет является сторонником превращения ближневосточного региона в зону, свободную от ОМУ и не имеет официальных ядерных амбиций. Каир настойчиво выступает за установление контроля над ядерным оружием и атомными объектами Израиля, за присоединение этого государства к ДНЯО. В Каире официально подчеркивают: «Наша ядерная программа развивается по плану, реализуемому министерством электрификации, и в ее отношении всегда будет соблюдаться принцип открытости и приверженности международным соглашениям». Вместе с тем, президент АРЕ Х. Мубарак еще в 1998 году заявил, что его страна может стать обладателем атомного оружия, если будет необходимо ответить на израильскую ядерную угрозу. В декабре 2006 года на встрече с премьер-министром Израиля Э. Ольмертом Мубарак намекнул, что Египет может начать соответствующую ядерную программу, если другие страны региона приобретут ядерное оружие (как полагают, под «другими странами» подразумевался Иран). В январе 2007 года депутаты парламента от крупнейшей оппозиционной силы страны – исламистской «Ассоциации братьев-мусульман» потребовали от правительства начать разработку ядерного оружия в ответ на недавнее двусмысленное заявление Э. Ольмерта о наличии подобного оружия у Израиля.

Ядерная программа Египта была начата при президенте Г. А. Насере в 1950-е годы. В настоящее среди арабских стран АРЕ обладает наиболее крупным исследовательским и техническим потенциалом для проведения работ в ядерной области. Египтяне располагают ядерным реактором мощностью 22 МВт в исследовательском центре в Иншасе (35 км северо-восточнее Каира). Реактор создан при помощи Аргентины и предназначен для изготовления радиоизотопов для медицинских, промышленных и сельскохозяйственных целей. В Иншасе также имеется также небольшой реактор (2 МВт), построенный еще в 1961 году с советской помощью. Он был модернизирован в 1980 годы и вновь вступил в строй в 1990 году. Он является легководным и использует урановое топливо 10-процентного обогащения. Реактор предназначен главным образом для получения изотопов. Кроме того, имеется исследовательская лаборатория, поставленная Канадой, которая используется для изготовления топливных элементов. Оба реактора контролируются МАГАТЭ.

По оценке западных экспертов, Египет располагает исследовательскими и техническими возможностями для ведения, в случае необходимости, работ по созданию ядерного оружия.

Вся ядерная деятельность Египта находится под гарантиями МАГАТЭ.

В сентябре 2006 года в Каире было официально объявлено о возобновлении национальной программы развития ядерной энергетики, после того, как она была заморожена во второй половине 1980-х годов в связи с чернобыльской катастрофой. Предполагается, что к концу 2007 года будут завершены все подготовительные исследования, необходимые для подготовки ее практической реализации, а также будет разработана финансовая смета проекта, окончательно определено количество АЭС (не менее трех) и определены места их строительства. Мощность каждой станции будет примерно по 600 МВт. Первая из них должна войти в строй в 2015-2016 году. Место для нее уже определено – это район н. п. Даба на побережье Средиземного моря недалеко от Александрии. Стоимость объекта оценивается в 1,5 млрд долларов. Чтобы аккумулировать эти средства, потребуются иностранные инвестиции. Строительство АЭС будет осуществляться при зарубежном техническом содействии, т. к. у АРЕ не имеется соответствующего опыта и достаточного количества технических специалистов. Как предполагают, в Каире выбор, причем нелегкий, будут делать между Россией и Китаем. Интерес к египетской ядерной программе проявляют и США. Чтобы снять возможное беспокойство за рубежом (особенно на Западе и у Израиля), египтяне заявили, что будут импортировать обогащенный уран.

Ядерная программа Египта осуществляется под руководством и контролем Высшего совета по энергетике, в состав которого входят все ключевые министры правительства страны. Считается, что к активизации ядерной деятельности Каир подтолкнули как испытание ядерного взрывного устройства в Северной Корее, так и ядерные амбиции Ирана.

Официально объявлено, что в Иордании сооружается исследовательский реактор малой мощности (27 КВт). В январе 2007 года король Абдалла II заявил, что его страна будет разрабатывать собственную мирную ядерную программу, направленную на развитие электроэнергетики. Помощь иорданцам в этом вопросе обещал оказать Пакистан.

На протяжении длительного периода Ливия осуществляла собственные ядерные программы, в т. ч. военного назначения. На протяжении 1990-х годов ливийцы приобретали необходимые компоненты на «черном рынке» у различных дельцов из стран Азии и Южной Африки. Что касается технологий, то эти материалы были получены от пакистанских ученых, причастных к ядерным программам Пакистана. Вместе с тем, по заявлению сына ливийского лидера М. Каддафи Сейфа аль-Ислама, это делалось без ведома официальных властей Исламабада.

В декабре 2003 года М. Каддафи заявил об отказе Ливии от программ по созданию собственного оружия массового уничтожения. При этом он обещал сделать процесс ликвидации национальных арсеналов ОМУ прозрачным и контролируемым. В Триполи согласились на проведение инспекции своих ядерных объектов сотрудниками МАГАТЭ, а уже в январе 2004 года Ливия подписала дополнительный протокол к ДНЯО, что предполагало, в частности, создание на ее территории (в районе г. Мисурата) пункта по мониторингу ядерных программ. В начале 2004 года в стране работали инспекторы МАГАТЭ, проверившие ливийские ядерные установки. Ливийцы идут на всестороннее сотрудничество с МАГАТЭ в области верификации своих ядерных программ. Этот процесс происходит без каких-либо препон со стороны местных властей. Кроме того, ливийская сторона передала Соединенным Штатам большое количество оборудования, применявшегося в работах по созданию ядерного оружия, в частности, центрифуги для получения обогащенного урана, а также документацию по военным ядерным исследованиям. Из Ливии после 2003 года под международным контролем было вывезено в Россию 20 кг высокообогащенного урана. Пока нет никаких открытых данных о том, сколько оружейного урана остается в распоряжении Ливии. Вместе с тем, по информации инспекторов МАГАТЭ, часть оборудования, использовавшегося ливийцами в ядерных исследованиях военной направленности, исчезла неизвестно где.

В 1970-е годы Советский Союз поставил Ливии 10-мегаваттный исследовательский реактор ИРТ-1, работающий на уране 80-ти процентного обогащения. Реактор был введен в эксплуатацию в Таджуре (недалеко от Триполи) в 1979 году. Для полной уверенности в том, что реактор используется исключительно в мирных целях, Советский Союз настоял на том, чтобы, помимо применения гарантий МАГАТЭ, в Таджуре находились и советские специалисты. В 1997 году Россия возобновила переговоры о ядерном сотрудничестве с Ливией и в 1998 году «Атомэнергоэкспорт» подписал контракт на сумму 8 млн. долларов, предусматривавший частичное восстановление научно-исследовательского центра в Таджуре. Обсуждалась также возможность строительства АЭС. В декабре 2006 года стало известно, что Аргентина выиграла тендер на модернизацию ряда систем реактора ИРТ-1. Стоимость сделки — 10 млн долларов. Она совершена с одобрения МАГАТЭ. Ливия также рассчитывает на помощь Аргентины в строительстве АЭС небольшой мощности, главной задачей которой будет опреснение морской воды.

В настоящее время Ливия активно налаживает сотрудничает со странами Запада в ядерной сфере. В 2005 году Национальное управление ядерной безопасности США подписало с ливийским Национальным бюро научных исследований и опытно-конструкторских разработок соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Документ предусматривает обмен научной информацией и осуществление совместных проектов с использованием исследовательских ядерных реакторов в интересах медицины, экологии, транспорта и промышленности. В 2006 году Ливия и Франция подписали соглашение о сотрудничестве в области ядерной энергии. Приложение к нему предусматривает проведение совместных исследовательских работ по применению ядерных технологий в области медицины, экологии, сельского хозяйства и гидрографии. С этой целью с помощью имеющегося в Ливии исследовательского реактора будут производиться радиоактивные изотопы. Документ предусматривает также подготовку ливийских специалистов во Франции. Не исключено подписание еще одного документа — Меморандума о взаимопонимании о совместных франко-ливийских работах в секторе гражданской ядерной энергетики.

Марокко в условиях отсутствия собственных крупных запасов углеводородного сырья предпринимает шаги по развитию ядерной энергетики. В 1997 году в стране создан Национальный совет по ядерной энергии. В 2001 году с США было подписано соглашение о сотрудничестве в области атомной энергии, на основании которого американцы в 2005 году ввели в строй ядерный реактор в Национальном центре ядерных исследований, расположенном недалеко от Рабата. Реактор предназначен для проведения исследований экологического состояния пустыни Сахара и прибрежных вод Средиземного моря и Атлантического океана. Сотрудничество в ядерной сфере развивается также с Францией. Изучается вопрос о строительстве в Марокко АЭС.

Сирия не имеет целенаправленной программы военно-прикладного характера в ядерной сфере. Для этого в стране отсутствует необходимая научно-техническая и промышленная база. САР также не располагает достаточными финансовыми средствами для реализации масштабной ядерной программы. Сирийский ядерный потенциал мирной направленности ограничен.

В Сирии функционирует небольшой (30 КВт) реактор, поставленный Китаем в 1993 году, который используется для производства радиоизотопов и в учебных целях. Он загружен урановым топливом 90-процентного обогащения. В 1998 году между сирийской комиссией по атомной энергии и российскими организациями – «Атомстройэкспортом» и Научно-исследовательским и конструкторским институтом энерготехники имени Н. А. Доллежаля была достигнута договоренность о сооружении в Сирии Центра ядерных исследований на базе легководного реактора бассейнового типа мощностью 25 МВт.

В 1992 году Сирия подписала соглашение с МАГАТЭ, предусматривающее проведение инспекций на ее территории.

В последнее время вопросами развития ядерной энергетики все более активно занимаются страны-члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия), что во многом связывают с иранской деятельностью в ядерной сфере. При этом атомная энергия рассматривается в аравийских монархиях в качестве «главного источника получения энергии в будущем». Перспективный план развития этой отрасли был объявлен в декабре 2006 года на ежегодном саммите организации. В первую очередь, документ предусматривает проведение в течение ближайших двух лет при иностранном технической содействии широкомасштабных исследований различных аспектов возможного развития в странах ССАГПЗ ядерной отрасли в мирных целях. Соответствующие переговоры с МАГАТЭ должны начаться в конце февраля с. г. Западные эксперты полагают, что аравийские монархии не будут включать в свою ядерную программу создание мощностей по обогащению урана на их территории.

Наибольший интерес к развитию ядерных технологий проявляет Саудовская Аравия. В стране еще в 1975 году создан Национальный ядерный центр им. короля Абдель Азиза, где ведутся исследования в медицинских целях и в области промышленной радиографии. В целом же реальные возможности саудовцев в деле проведения серьезных и разнообразных ядерных исследований пока не очень велики.

Периодически в зарубежных СМИ появляется информация о возможных контактах между Саудовской Аравией и Пакистаном в сфере ядерной военной деятельности. И хотя как в Эр-Рияде, так и в Исламабаде эти сообщения категорически опровергаются, нельзя полностью исключать вероятности того, что Саудовское королевство может при пакистанском содействии прилагать усилия по получению доступа к ЯО. В частности, речь может идти о приобретении у Пакистана уже готовых боезарядов (бомб, боеголовок ракет) и средств их доставки. Также в случае возникновения острой необходимости (появление реальной ядерной угрозы со стороны Ирана) саудовцы могут попытаться приобрести на «черном рынке» через иностранные фирмы оборудование, технологии, оружейное ядерное топливо, а также нанять за рубежом специалистов с целью организовать сборку (оперативно и скрытно) собственного ядерного оружия.

Тунис при содействии МАГАТЭ изучает возможность строительства АЭС мощностью до 900 МВт к 2020 году. В декабре 2006 года подписано тунисско-французское соглашение о сотрудничестве в развитии ядерной энергетики, которое предусматривает взаимодействие двух стран в деле мирного использования ядерных технологий для выработки электроэнергии, защиты окружающей среды, опреснения морской воды и здравоохранения.

В целом в настоящее время и на ближайшую перспективу ядерная деятельность в арабских странах будет официально иметь мирную направленность и затронет преимущественно сферу энергетики. Причем, учитывая значительное отставание государств региона в научной, технической и технологической областях, отсутствие необходимого числа подготовленных национальных кадров, реализация ядерных проектов будет осуществляться при широком привлечении иностранной помощи, главным образом из стран Запада. Арабские страны также примут меры по ускорению и расширению подготовки собственных научных и инженерно-технических кадров с тем, чтобы повысить возможности самостоятельного проведения научно-исследовательских и практических и работ в ядерной области.

В то же время, нельзя исключать того, что в ряде арабских государств могут скрытно проводиться подготовительные работы по использованию атомной энергии в военных целях, темпы и масштабы которых будут зависеть от степени нестабильности в ближневосточном регионе а также в немалой степени от конкретного продвижения ядерной программы Ирана и наращивания Израилем арсенала современных вооружений, в т. ч. ОМУ.

52.3MB | MySQL:103 | 0,539sec