О визите премьер-министра Ирака А.А.Махди в Иран

Пока заместитель премьер-министра Ирака по энергетике и нефти и сопредседатель координационного комитета по сотрудничеству с Саудовской Аравией, Тамир Аббас аль-Гадбан, занимался встречей с саудовской делегацией в рамках второй сессии иракско-саудовского координационного совета, в Иран, словно не желая уступать пальму первенства экономического и политического сотрудничества с Тегераном Эр-Рияду, с официальным визитом прибыл глава правительства Ирака Адель Абдель Махди.  Не то чтобы свое веское слово сказала «проиранская партия», она, конечно существует в высшем политическом истеблишменте современного Ирака, скорее, это отражает нынешний прагматичный конформизм иракских элит, справедливо рассудивших, что на нынешнем этапе состояния экономики страны, дружить надо со всеми. Будущее покажет, станет ли Ирак вновь на пути персидской и шиитской экспансии на Ближнем Востоке, или же будет своеобразным общим буферным пространством, наподобие Швейцарии в Европе, расположившись между тремя региональными лидерами: Ираном, Турцией и Саудовской Аравией. Форматирование еще очень многих процессов не завершено даже в их первичном виде, поэтому, пока, ничто не мешает поддерживать отношения со всеми.

Премьер-министр Ирака Адель Абдель Махди в ходе официальных переговоров с президентом Ирана Хасаном Роухани заявил о стремлении обеих стран завершить реализацию ирано-иракских финансовых и банковских соглашений, призвав Тегеран пойти на расширение торговли газом и электроэнергией между Ираном и Ираком, а также рассмотреть вопрос увеличения объема торгового оборота до 20 млрд долларов, «несмотря на все трудности, вызванные санкциями США против Тегерана».

Во время совместной пресс-конференции, организованной по итогам своего визита, в Тегеран, начавшегося  6 апреля, премьер-министр Ирака обратился ко всем странам региона с предложением «расширить диапазон взаимопонимания во имя мира».

Выступая перед журналистами, А.А.Махди заявил, что «Иран и Ирак пользуются историческими отношениями и стоят бок о бок перед лицом проблем». «Мы останемся вместе в хорошие и плохие времена, и делимся своими соболезнования в связи с опустошением из-за которого пострадали несколько иранских городов из-за наводнения».

«Иран поддерживал нас в борьбе с терроризмом, и Ирак теперь стал более стабильным и мирным, мы, посещая разные страны призываем многих лидеров стран приехать к нам и убедиться в этом, успех этот осуществлен при поддержке Ирана, и такая его позиция является залогом сложившегося положения вещей и наших дальнейших достижений», — пояснил глава правительства Ирака.

«Мы надеемся, что отношения между нашими странами послужат примером для остальных отношений в регионе, — добавил он, — Ирак намерен расширить эти отношения и добиться большего прогресса и прогресса».

«Ирак хочет, чтобы регион обладал стабильностью, а мы хотим, чтобы в регионе был только мир», — продолжил иракский премьер, подчеркнув, что «Ирак отказывается использовать свою территорию против любой соседней страны».

«Мы прилагаем все усилия, чтобы заложить основу для мирных отношений. Различия в регионе должны разрешаться мирными средствами, а не вооруженными средствами», — отметил он.

«Планы по экспорту электроэнергии, газа и, возможно, нефти продолжат реализовываться, и мы готовы расширить эти контакты не только для двух стран, но и для других стран региона», — сказал президент ИРИ Х.Роухани в телевизионном выступлении после встречи с премьер-министром Ирака.

«Мы надеемся достичь намеченных показателей по расширению объема торговли и увеличению его до 20 млрд долларов в течение нескольких месяцев», — заявил Х. Роухани.

Иранский президент также выразил надежду, что в ближайшие месяцы начнется работа по строительству железной дороги, соединяющей две страны.

Строительство железной дороги было частью соглашения, заключенного Х.Роухани во время его визита в Багдад, в марте, и должно было показать, что Тегеран продолжает играть влиятельную роль в Ираке, несмотря на все усилия США по изоляции Ирана на региональном уровне.

Президент США Дональд Трамп ввел санкции в отношении экспорта энергоносителей из Ирана в ноябре прошлого года в связи с его ядерной программой, но дал исключение нескольким их покупателям, включая Ирак «для удовлетворения своих энергетических потребностей».

Ирак в значительной степени зависит от иранского газа для снабжения своих электростанций и импортирует около 1,5 млрд куб. футов в сутки по трубопроводам на юге и востоке страны.

В контексте расширения двусторонних отношений, как сообщает иранское информационное агентство «Фарс», 6 апреля ожидается визит главы Центрального банка Ирана, Абдулнасера ​​Хемати в Ирак.

«Во время переговоров между президентом Ирана Хасаном Роухани и премьер-министром Ирака Аделем Абдель Махди, вчера в Тегеране, обе стороны договорились, что глава Центрального банка Ирана приедет в Багдад при первой же возможности», — заявили в агентстве.

И добавили, что «этот визит призван завершить и осуществить финансовые и банковские соглашения между иракской и иранской сторонами», указав, что А.Хемати должен встретиться во время своего визита со своим иракским коллегой и другими официальными лицами.

В феврале А.Хемати уже совершил визит в Ирак, чтобы решить вопрос о возвращении долгов иранским экспортерам в Ирак. Тогда, в ходе визита главы центральных банков Ирана и Ирака договорились определить механизм финансовых платежей между двумя странами и порядок обмен валюты у экспортеров.

Во время своего визита в Ирак в январе прошлого года глава Центрального банка ИРИ обсудил со своим иракским коллегой, как следить за выполнением двусторонних соглашений. Стороны согласовали порядок акцептования первой части из кредитной линии на сумму в 200 млн долларов США, открытой правительством Ирана на счете Центрального банка ИРИ.

В ходе визита иракского премьера в Тегеран обсуждались вопросы упрощения банковских операций с иранскими экспортерами товаров и услуг, а также деятельности филиалов иранских банков в Ираке, установления корреспондентских отношений между иранскими и иракскими банками и необходимости принятия гарантий на деятельность иранских подрядчиков в иракских динарах вместо гарантий в долларах США.

52.23MB | MySQL:103 | 0,465sec