Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (1 – 7 апреля 2019 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ливии и Алжире. В Ливии войска Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием фельдмаршала Х. Хафтара 4 апреля начали наступление на столицу страны Триполи. Президент Алжира А. Бутефлика 2 апреля объявил о своей отставке с поста главы государства.

4 апреля командующий Ливийской национальной армией фельдмаршал Х. Хафтар отдал приказ своим войскам начать наступление на Триполи и освободить столицу страны от вооруженных группировок. В ответ глава международно признанного Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Ф. Сарадж отдал приказ подчиняющимся ему воинским формированиям находиться в полной боеготовности, и применять силу в случае необходимости.

В течение 5-6 апреля части ЛНА в ходе наступления вышли на ближние подступы к Триполи с трех основных направлений: бои 7 апреля шли в муниципалитете Таджура к востоку от столицы, в районе Джанзур на западе и в районе города Бин-Гашир на юге. Сопротивление войскам Х. Хафтара оказывают отряды, подчиняющиеся командующему Западным военным округом во главе с У. ад-Джувейли. Сообщается, что на помощь силам ПНС прибыли формирования из города Мисурата (200 км восточнее Триполи). 6 и 7 апреля авиация ПНС Ливии нанесла серию ударов по районам, контролируемым ЛНА, а 7 апреля ВВС ЛНА нанесли удары по позициям противника.

Отметим, что резкое обострение военной обстановки происходит за несколько дней до созыва Общенациональной конференции, намеченной на 14-16 апреля в Гадамесе (примерно в 450 км к юго-западу от Триполи у границы с Алжиром и Тунисом), которую в Ливии рассматривали как возможность урегулировать многолетний кризис в стране.

Обострение ситуации в Ливии вызвало серьезную обеспокоенность в мире. Совет Безопасности ООН 5 апреля единогласно выразил «глубокую озабоченность военными действиями вблизи Триполи, которые угрожают стабильности Ливии и перспективам посредничества ООН, а также всеобъемлющему политическому урегулированию кризиса». Было заявлено, что «военного пути разрешения конфликта не может быть». Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш провел срочные консультации в Ливии с конфликтующими сторонами, призвав их прекратить военную эскалацию. Правительства Франции, Италии, ОАЭ, Великобритании и США в совместном заявлении также призывали стороны ливийского конфликта «к немедленной деэскалации напряженности, которая вредит перспективам политического урегулирования при посредничестве ООН». Главы МИД стран «Большой семерки» 6 марта предостерегли Х. Хафтара от продвижения к Триполи, подтвердив, что «не существует военного решения ливийского конфликта». Свою обеспокоенность ухудшением ситуации в соседней Ливии выразили Алжир и Тунис. В Москве заявили, что поддерживают контакты со всеми крупными силами в Ливии и настаивают на диалоге и политическом урегулировании. Глава МИД России С. Лавров заявил 6 апреля, что Москва «против назначения в одностороннем порядке виновных в ливийском кризисе» и выступает за то, «чтобы сами ливийцы определяли свою судьбу и начали инклюзивный, деловой диалог без каких-либо искусственных дат, которые им пытаются навязать извне, и без того, чтобы ливийцев кто-то подгонял, помимо их воли». Спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и Северной Африке, зам. главы МИД М. Богданов провел 5 апреля телефонный разговор с Х. Хафтаром, подтвердив принципиальную позицию Москвы в поддержку политических методов решения всех спорных вопросов в Ливии и посреднических шагов ООН. Беседа состоялась по инициативе ливийской стороны. ЛНА 6 апреля приветствовала позицию России по обстановке в Ливии.

В целом же международные усилия по прекращению военной стадии конфликта в Ливии, предпринимавшиеся на минувшей неделе, успеха не имели. Так, на встрече с генсеком ООН в Бенгази 5 марта Х. Хафтар отказался от предложения А. Гутерриша провести встречу с Ф. Сараджем в Женеве. Со своей стороны, Ф. Сарадж пригрозил международным трибуналом всем участникам наступления ЛНА на Триполи, обвинил Х. Хафтара в предательстве, в организации государственного переворота, и потребовал от прокурора выдать ордер на его арест. Тем не менее, многие политические наблюдатели и эксперты считают, что имеющиеся между ЛНА и ПНС «противоречия могут быть решены за столом переговоров и не являются настолько непримиримыми, чтобы требовать исключительно военного решения». К тому же нынешние действия главы ЛНА, скорее всего, имеют целью не полный захват власти в Ливии, а усиление своих позиций в возможном межливийском диалоге.

Африканское командование ВС США 7 апреля сообщило о временном перемещении из Ливии своего контингента из-за сложившейся ситуации с безопасностью.

2 апреля президент Алжира А. Бутефлика объявил об уходе с поста главы государства. Этому предшествовал фактический ультиматум со стороны командования алжирской армии. 3 апреля Конституционный совет Алжира объявил вакантным пост президента. Согласно конституции АНДР, временным президентом страны должен стать А. Бенсалех, возглавляющий Совет нации (верхнюю палату парламента) с 2002 г. Парламент Алжира 4 апреля на закрытом заседании не смог назначить дату для утверждения временного президента республики. Депутаты только приняли утвержденный Конституционным советом акт об отставке А. Бутефлики и создали комиссию для разработки регламента проведения всепарламентского собрания.

В алжирской столице и ряде других городов страны 5 апреля вновь прошли многотысячные манифестации и митинги, участники которых требовали отставки основных лиц правящего режима, в частности, премьер-министра Н. Бедуи, председателя Совета нации А. Бенсалеха, главы Конституционного совета Т. Белаиза, координатора правящей партии Фронт национального освобождения М. Бушареба и других. Участники акций протеста также выдвигали «гневные лозунги» в отношении братьев ушедшего в отставку президента — Саида и Абдеррахима Бутефлики, которые оказывали значительное влияние на принятие важнейших решений в стране. Одновременно манифестанты выражали симпатии алжирской армии. Как отмечают наблюдатели, главный посыл народных маршей состоял в том, что алжирцы хотят не только отставки отдельных политиков, но, прежде всего, коренной реформы всей политической системы.

Сообщается, что более 150 крупных алжирских бизнесменов оказались в списке персон, которым запрещено покидать территорию страны. Власти Алжира начали расследования в отношении семи крупных бизнесменов страны по обвинению в коррупции. Инициатором этих расследований является начальник штаба алжирской армии генерал А. Г. Салах.

По оценке экспертов, «главный итог этой истории: армия сумела пока предотвратить сценарий обвального падения режима и ввести страну в общем-то рутинный конституционный процесс перехода власти к новому руководству». Сейчас на повестке дня стоит организация переходного периода: до 3 июля алжирские власти должны провести президентские выборы». Готов ли к такому повороту правящий режим, находящийся в кризисе, покажет самое ближайшее время.

По итогам обнародованных 1 апреля выборов в местные органы власти Турции правящая Партия справедливости и развития (ПСР) в альянсе с Партией националистического движения набрали 51,67% голосов, а за оппозицию проголосовали 37,67% избирателей. При этом ПСР уступила на выборах мэров Стамбула и ряда других крупных городов, в том числе столицы страны Анкары. На основании поданных ПСР апелляций в Стамбуле и Анкаре проводят повторный частичный подсчет голосов на выборах мэров этих городов.

США продолжают оказывать жесткое давление на Турцию с целью заставить ее отказаться от приобретения в России ЗРС С-400. Так, американцы решили прекратить поставки в Турцию оборудования, связанного с истребителями 5-го поколения F-35, заказанными Анкарой. Также было заявлено, что закупка Турцией С-400 ставит под угрозу дальнейшее участие Анкары в программе по созданию F-35. Турции придется сделать выбор между партнерством с НАТО и закупкой у России С-400, заявил 3 апреля вице-президент США М. Пенс. По его словам, закупка С-400 «представляет большую опасность для НАТО». США и Турция сумеют урегулировать нынешние резкие противоречия, вызванные, в том числе, намерением Анкары приобрести у Москвы С-400 и попытками Вашингтона добиться блокирования этого соглашения, считает госсекретарь США М. Помпео. Турция же продолжает утверждать, что «сделка по С-400 – завершенный вопрос», который невозможно отменить. Тем временем пилоты турецких ВВС продолжают проходить обучение на истребителях F-35 на авиабазе в США.

«Никто не сможет заставить Турцию выбирать между Россией и Западом. Турция на подобный шаг не пойдет» и намерена «развивать конструктивные отношения и с Россией, и с Западом. Ни Запад, ни РФ не могут и не должны просить нас выбирать между [этими отношениями]», — заявил 3 апреля глава турецкого МИД М. Чавушоглу.

Сложная ситуация сохраняется в Сирии. Боевики в идлибской зоне деэскалации продолжают обстреливать населенные пункты и позиции правительственной армии в провинциях Латакия, Хама, Идлиб и Алеппо, а ВС САР наносят удары по позициям противника. ВКС РФ нанесли авиаудары по боевикам в провинции Идлиб, разбомбив пункт связи джихадистов.

Война в Сирии не закончена, важно окончательно устранить очаги терроризма, включая Идлиб, заявил 3 апреля глава МИД РФ С. Лавров. По его словам, «один очень тревожный – это Идлиб, где остаются несколько тысяч террористов, в том числе выходцев с постсоветского пространства, включая Россию». Второй очаг — на восточном берегу Евфрата, где находится около тысячи террористов в заключении под присмотром курдов, «которые сотрудничают с американцами».

Вашингтон предупредил Анкару против любых односторонних военных действий, направленных против курдских союзников США в Сирии, заявив, что в противном случае Турция столкнется с «разрушительными последствиями».

Власти Франции планируют в скором времени вывести свои войска из Сирии и Ирака, где они были размещены под предлогом борьбы с боевиками. Об этом заявили в министерстве обороны страны. Соответствующее решение было принято в связи с завершением активной фазы борьбы с боевиками.

Тема сирийского урегулирования обстоятельно и в различных аспектах обсуждалась 4 апреля в Москве на встрече президента России В. Путина и премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху, но какого-либо «бумажного» плана израильская сторона не представила, сообщили в Кремле.

6 апреля Б. Нетаньяху пообещал, что распространит суверенитет Израиля на еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), если он будет переизбран на выборах 9 апреля. Полностью исключив палестинскую государственность, Нетаньяху пообещал надолго сохранить общий контроль Израиля за безопасностью на ЗБРИ, причем это будет относиться не только к крупным поселениям, но и к изолированным поселениям.

Массовые акции протеста с требованием отставки президента Судана О. аль-Башира прошли 6 и 7 апреля в Хартуме. Тысячи жителей направились к зданию Минобороны и штаб-квартиры главного командования армии. Сообщается о гибели шести человек в ходе столкновений с полицией.

Премьер-министр Ирака А. А. Махди 6-7 апреля находился с визитом в Иране, где провел переговоры с президентом ИРИ Х. Роухани и был принят верховным руководителем Ирана А. Хаменеи, который призвал иракского премьера обеспечить «скорейший вывод американских войск из Ирака».

6-7 апреля глава МИД РФ С. Лавров посетил с визитами Египет и Иорданию, где обсудил с руководством этих стран вопросы развития двусторонних отношений и ситуацию в регионе, особенно в Сирии и Ливии, ближневосточное урегулирование. С. Лавров был принят президентом АРЕ А. Ф. ас-Сиси и королем Иордании Абдаллой II.

 

Приложение

 

 

О миротворческих миссиях в Судане и Южном Судане

 

 

В настоящее время на территории Судана и Южного Судана действуют три международные миротворческие миссии: Смешанная операция Африканского союза (АС) и ООН в западном суданском регионе Дарфур, Временные силы ООН по обеспечению безопасности в Абьее (спорном районе между Суданом и Южным Суданом) и Миссия ООН в Республике Южный Судан (РЮС).

 

Смешанная операция АС — ООН в Дарфуре (ЮНАМИД)

 

Учреждена 31 июля 2007 г. после принятия Совбезом ООН резолюции 1769. ЮНАМИД создана с целью урегулировать вооруженный конфликт между правительством Судана и повстанческими группировками, действующими в регионе Дарфур. Основной мандат ЮНАМИД связан с защитой гражданского населения в районе конфликта. Кроме того, ее задачами являются «обеспечение безопасности в ходе операций по оказанию гуманитарной помощи, контроль и проверку выполнения соглашений, содействие открытому для участия всех сторон политическому процессу, содействие обеспечению прав человека и верховенства закона, а также наблюдение за ситуацией на границах с Чадом и Центральноафриканской Республикой и представление соответствующих докладов» СБ ООН.

29 июня 2017 г. СБ ООН принял резолюцию 2363, в которой наряду с продлением мандата операции постановил уменьшить численность военного и полицейского персонала ЮНАМИД в течение следующего года в два этапа при тщательном отслеживании обстановки на местах.

ЮНАМИД финансируется в рамках специального отдельного счета, бюджет которого утверждается Генеральной Ассамблеей ООН на ежегодной основе. Действующий утвержденный бюджет (июль 2018 г. – июнь 2019 г.) составляет 385 678 500 долларов США.

Штаб-квартира ЮНАМИД расположена в городе Эль-Фашир (административный центр провинции Северный Дарфур).

Решением СБ ООН численность сил, привлекаемых к операции ЮНАМИД, определена в 19248 человек, в том числе 15845 военнослужащих и 3583 полицейских. По состоянию на февраль 2019 г. в Дарфуре в составе миссии находились 10577 человек, в том числе 5727 военнослужащих (5475 человек в составе миротворческих подразделений, 51 военный эксперт и 201 штабной работник), 2232 полицейских и 2620 лиц гражданского персонала, в том числе 105 волонтеров ООН.

Безвозвратные потери среди личного состава ЮНАМИД за время пребывания в Дарфуре составили 270 человек.

Несмотря на присутствие в регионе миротворческого контингента, обстановка в Дарфуре по-прежнему остается напряженной. Продолжаются нападения на гражданских лиц и периодические вспышки насилия. Деятельность миссии затруднена из-за недостаточного снабжения, а также несоответствия стандартов ООН и АС при подготовке миротворцев. Кроме того, официальные власти Судана практически не осуществляют действенное сотрудничество с руководством миссии, зачастую задерживая выдачу разрешений на передвижение наземного и воздушного транспорта ЮНАМИД.

 

Временные силы ООН по обеспечению безопасности в Абъее (ЮНИСФА)

 

Учреждена на основании резолюции СБ ООН 1990 от 27 июня 2011г., принятой в связи с резким обострением обстановки в районе Абьей на границе между Суданом и Южным Суданом и после заключения правительством Судана и Народно-освободительным движением Судана в Аддис-Абебе соглашения о демилитаризации района Абьей и предоставлении эфиопским войскам возможности контролировать данный район.

ЮНИСФА учреждены с целью разрешения территориального спора между Суданом и Южным Суданом в отношении богатого природными ресурсами района Абьей. Миротворцы должен контролировать очаг напряженности в районе конфликта и содействовать доставке гуманитарной помощи, а также уполномочены применять силу для защиты гражданского населения и сотрудников гуманитарных организаций в Абьее.

Штаб-квартира ЮНИСФА размещена в городе Абьей

ЮНИСФА финансируются в рамках специального отдельного счета, бюджет которого утверждается на сессии Генеральной Ассамблеи ООН на ежегодной основе. Действующий утвержденный бюджет (июль 2018 г. — июнь 2019 г.) составляет 263 858 100 долларов США.

Решением СБ ООН численность сил, привлекаемых к операции ЮНИСФА, определена в 4841 человек (4791 военнослужащих и 50 полицейских). По состоянию на февраль 2019 г. в составе ЮНИСФА находились 4779 человек, в том числе 4521 военнослужащий (4264 человека в составе миротворческих подразделений, 138 военных экспертов и 119 штабных работников), 41 полицейский, а также 217 лиц гражданского персонала, в том числе 33 добровольца ООН. Основу военного компонента ЮНИСФА составляют подразделения ВС Эфиопии.

Безвозвратные потери среди личного состава ЮНАМИД за время пребывания в Абьее составили 31 человек.

По оценкам специалистов, проводимая эфиопскими военнослужащими операция по поддержанию мира в спорном районе Абьей в целом эффективно решает задачи урегулирования конфликта. Однако периодические столкновения этнических групп в приграничной зоне не позволяют руководству ООН принять решение о сокращении численности личного состава ЮНИСФА.

Миссия ООН в Республике Южный Судан (МООНЮС)

 

Миссия учреждена на основании резолюции СБ ООН 1996 от 8 июля 2011 г. за день до провозглашения независимости РЮС. МООНЮС создана с целью урегулировать межэтнический вооруженный конфликт между правительством страны и повстанческими группировками. Мандат миссии предусматривает выполнение задач по содействию переходному политическому процессу и становлению государственной власти. При этом Совет Безопасности определил, что ситуация, с которой сталкивается Южный Судан, продолжает создавать угрозу международному миру и безопасности в регионе.

После кризиса, разразившегося в Южном Судане в декабре 2013 г., СБ ООН своей резолюцией 2155 от 27 мая 2014 г. усилил МООНЮС и изменил приоритеты ее мандата таким образом, чтобы основное внимание уделялось защите гражданского населения, мониторингу соблюдения прав человека и оказанию поддержки в доставке гуманитарной помощи и выполнении Соглашения о прекращении боевых действий.

Штаб-квартира МООНЮС расположена в столице РЮС городе Джуба.

МООНЮС финансируются в рамках специального отдельного счета, бюджет которого утверждается на сессии Генеральной Ассамблеи ООН на ежегодной основе. Действующий утвержденный бюджет (июль 2018 г. — июнь 2019 г.) составляет 1 124 960 400 долларов США.

Решением СБ. ООН численность сил, привлекаемых к операции МООНЮС, первоначально была определена в 7900 человек (7000 военнослужащих и 900 полицейских). По состоянию на февраль 2019 г. в составе миссии находились 18772 человека, в том числе 14711 военнослужащих (14273 человека в составе миротворческих подразделений, 22 военных эксперта и 46 штабных работников), 1786 полицейских, а также 2275 лиц гражданского персонала, в том числе 344 добровольца ООН. В военный компонент МООНЮС входят подразделения ВС Индии, Руанды, Непала, Эфиопии, Китая, Ганы, Монголии и Бангладеш. Руководство подчиненными силами и средствами командование МООНЮС осуществляет через штабы секторов оперативной ответственности «Север» (город Малакаль), «Запад» (город Bay), «Восток» (город Бор) и «Юг» (город Джуба).

Безвозвратные потери среди личного состава МООНЮС за время пребывания в Южном Судане 66 человек.

Обстановка в Южном Судане сохраняет напряженный характер, несмотря на достигнутые соглашения о прекращении огня между правительством и мятежниками. В то же время большая протяженность контролируемой территории значительно снижает возможности военного компонента МООНЮС по пресечению незаконной деятельности вооруженных формирований. Только в 2017 г. специалисты МООНЮС зафиксировали более 70 нарушений соглашения о прекращении огня. В охраняемых городках ООН под зашитой миротворцев находится свыше 230 тыс. человек. Ситуация усугубляется тяжелой санитарно-эпидемической ситуацией в РЮС, где десятки тысяч человек погибают от вспышек заболевания холерой, малярией и корью.

52.27MB | MySQL:103 | 0,475sec