Ситуация в Ливии: март 2019 г.

В период с 5 по 9 марта периодически на несколько часов каждый день нарушалось воздушное движение в аэропорте «Митига» — единственной действующей воздушной гавани в окрестностях Триполи. Причина нарушения – появление в воздушном пространстве аэропорта неизвестных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Как отмечалось в коммюнике властей аэропорта, эти БПЛА создали угрозу для гражданских авиалайнеров, садившихся в «Митиге» и взлетавших из аэропорта.

Аэродром «Митига» — бывшая авиабаза ВВС Ливии. Он в настоящее время используется для выполнения гражданских авиарейсов в связи с тем, что международный аэропорт ливийской столицы серьезно пострадал в ходе боев между различными вооруженными формированиями в 2014 г. С «Митиги» выполняют рейсы исключительно ливийские авиакомпании, обслуживающие как внутренние, так и внешние линии, и в частности, с Тунисом и Турцией. Воздушное пространство Европейского союза закрыто для самолетов ливийских авиакомпаний по «причинам безопасности».

11 марта в Нджамене объявили о том, что около 400 бойцов базировавшейся в Ливии повстанческой группировки «Союз сил за демократию и развитие» (ССДР) сложили оружие и «присоединились к законности». Как сообщил для АФП министр обороны Чада генерал Дауд Яя Брахим, эти повстанцы «решили сдать оружие и ответить рукопожатием на протянутую к ним руку главы государства». По его данным, бывшие повстанцы «прибыли на север Чада 3 дня назад». Одновременно он объявил о закрытии границы между Чадом и Ливией.

В мае 2018 г. президент Чада Идрис Деби объявил всеобщую амнистию «для всех тех, кто по той или иной причине покинул страну».

К тому времени несколько групп чадских повстанцев создали свои тыловые базы на юге Ливии.

Со своей стороны представитель ССДР опроверг информацию о сдаче 400 боевиков этого движения. Как заявил для АФП лидер ССДР Махамат Нури, с начала февраля эту группировку покинули 86 бойцов. Он утверждал, что на юге Ливии на тот момент присутствовали около одной тысячи бойцов ССДР.

В 2008 г. ССДР вместе с другими повстанческими группами в ходе наступления на Нджамену дошла до президентского дворца, но тогда повстанцы были отброшены армией Чада при поддержке французских военных.

В конце января 2019 г. другая чадская повстанческая группировка – «Союз сил сопротивления» — тремя автоколоннами вошла в Чад с территории Ливии. Их продвижение было остановлено ударами самолетов ВВС Франции.

26 марта правительство Чада объявило о создании смешанного контингента сил безопасности в провинции Тибести на севере страны, призванного обеспечить безопасность на границе с Ливией и разоружение местного населения. Об этом сообщил министр общественной безопасности Чада Махамат Абали Салах в ходе поездки на север страны. Этот континент состоит из подразделений жандармерии, полиции и армии Чада.

Штаб-квартира смешанного контингента силовиков находится в Кури Бугуди.

Север Чада граничит с Ливией, Суданом и Нигером. Пустынный регион малонаселен, и не контролируется надлежащим образом чадскими властями.

18 марта глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан в ходе визита в Триполи приветствовал «значительный прогресс» в борьбе с джихадистами, достигнутый Ливийской национальной армией (ЛНА) во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром на юге страны. Показательно, что это заявление прозвучало по итогам встречи французского министра с главой находящегося в Триполи правительства национального спасения (ПНС) Фаизом ас-Сараджем. Затем он должен был встретиться с главой Миссии ООН в Ливии (Manul) Гасаном Саламе и Х.Хафтаром (за последний стоит восточное правительство Ливии, находящееся в Тобруке).

Самопровозглашенная ЛНА начала наступление на юге Ливии в январе с тем, чтобы вытеснить оттуда окопавшиеся там группы джихадистов, контрабандистов и «иностранных вооруженных групп».

Наступление ЛНА на юге Ливии было критически воспринято ПНС, регулярно обвиняющего Х.Хафтара в стремлении установить в стране военную диктатуру.

Ле Дриан приветствовал соглашение, достигнутое 27 февраля в Абу-Даби между Ф.ас-Сараджем и Х.Хафтаром относительно формирования «переходной исполнительной власти, призванной восстановить базовые государственные услуги и подготовить всеобщие выборы до конца года».

Со своей стороны Г.Саламе в интервью одному из ливийских телеканалов сообщил ранее, что всеобщие выборы могут быть организованы в Ливии в октябре 2019 г.

20 марта Manul объявила, что организует в период с 14 по 16 апреля «Национальную конференцию», призванную очертить «дорожную карту» вывода Ливии из кризиса. Предполагалось, что конференция пройдет в городе Гадамес в центральной части страны. Она должна была назвать даты парламентских и президентских выборов. Как утверждал Г.Саламе, эта конференция должны была быть инклюзивной, с участием всех ливийских политических сил. Предполагалось, что в ней могут принять участие от 120 до 150 человек, представляющих 57 городов страны. Соответствующие подготовительные переговоры были проведены с их представителями ранее.

23 марта выходцы из племени аль-мегарха и родственники бывшего главы спецслужб при режиме М.Каддафи Абдаллы ас-Сенусси вышли на манифестацию в Триполи с требованием его освобождения.

Напомним, что А.ас-Сенусси был зятем М.Каддафи. Он был приговорен к смертной казни по обвинению в причастности к подавлению выступлений ливийцев в 2011 г. в ходе процесса, который был назван предрешенным,  осужден ООН и неправительственными  гуманитарными организациями.

По тому процессу проходили еще 8 функционеров прежнего режима, в том числе сын М.Каддафи Сейф аль-Ислам. Все они также были приговорены к смертной казни.

Участники акции, прошедшей в центре Триполи, потребовали освободить А.ас-Сенусси в связи с проблемами, связанными с его здоровьем. В коммюнике племени аль-мегарха утверждалось, что освобождение А.ас-Сенусси «будет способствовать национальному примирению».

Эта беспрецедентная манифестация прошла месяц спустя после освобождения «по причинам состояния здоровья» бывшего главы службы внешней разведки Ливии при прежнем режиме Абузейда Дорды, также приговоренного к высшей мере наказания.

А.ас-Сенусси в 2012 г. был выдан новым ливийским властям Мавританией, где он попытался укрыться после падения прежнего режима.

Как и Сейф аль-Ислам Каддафи, А.ас-Сенусси является объектом преследования со стороны Международного уголовного суда по обвинению в военных преступлениях, якобы совершенных в 2011 году при попытке подавления выступлений ливийцев.

27 марта Европейский союз (ЕС) объявил, что военно-морская операция «София» по борьбе с незаконными иммигрантами лишится функции спасения мигрантов у берегов Ливии. Неназванный чиновник ЕС в этой связи отметил, что вопрос о месте высадки задержанных иммигрантов остается открытым. Мандат миссии «София» продлен ЕС до сентября 2019 г., но без функции спасения терпящих бедствие плавсредств иммигрантов.

29 марта стало известно, что тремя днями ранее власти Туниса задержали функционера ООН гражданина Туниса и Германии Монсефа Картаса, занимавшегося расследованием нарушений эмбарго на поставку оружия в Ливию. ООН тут же потребовала от Туниса объясниться о причинах этого ареста. Эксперт ООН был арестован по прилету в Тунис при том, что у него был дипломатический паспорт.

В 2017 году при соавторстве М.Картаса был опубликован доклад, в котором констатировалось, что «вооружения и боеприпасы продолжают поступать различным сторонам конфликта в Ливии при участии стран – членов ООН».

Тунисские власти 29 марта подтвердили арест М.Картаса по обвинению в «шпионаже в пользу иностранной державы». Как отмечалось в коммюнике МВД Туниса, при аресте были изъяты «секретные документы, содержавшие чувствительные данные, способные нанести ущерб национальной безопасности, а также технические средства, запрещенные к использованию в нашей стране, которые могли быть использованы для перехвата информационных сообщений». Интересно, зачем надо было ввозить в Тунис «секретные документы» об этой стране?

30 марта в Тунисе в ходе межарабского саммита председатель Африканского союза Муса Факи объявил, что в июле в Аддис-Абебе состоится международная конференция по «примирению» в Ливии. В этой связи был не очень понятен функционал объявленной ранее «Национальной конференции» в ливийском городе Гадамес 14 – 16 апреля.

В любом случае было очевидно, что заявленные конференции вряд ли были нужны по крайней мере «правительству» Ливии в Тобруке, что отчетливо проявилось уже в апреле, когда силы ЛНА начали наступление на Триполи.

62.88MB | MySQL:102 | 0,456sec