Оценки китайских специалистов некоторых аспектов заявления президента АРЕ о выходе из «Аравийского НАТО» в ходе официального визита в США. Часть 2

Как отмечают китайские обозреватели, официальный Вашингтон вполне может применить экономические санкции в отношении Каира после заявления президента АРЕ Абдель Фаттаха ас-Сиси о выходе из процесса формирования «Аравийского НАТО», поскольку он не отказывается от продолжения военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией.

Как известно, еще до вступления Д.Трампа в должность президента США между РФ и АРЕ были подписаны контракты на поставку зенитно-ракетных систем «Антей-2500», палубных вертолетов Ка-52, истребителей МиГ-29М2. Фактически, благодаря российским производителям ВВТ в распоряжении ВМС АРЕ находятся вертолеты, позволяющие реализовать возможности универсальных десантных кораблей-доков проекта «Мистраль», тогда как указанные ЗРС обладают лучшими характеристиками в сравнении с системами ПВО других государств Большого Ближнего Востока.

В свете отказа официального Каира от участия в ближневосточном военно-политическом альянсе со странами Аравийского полуострова и подрыве международного авторитета Вашингтона  особую актуальность приобретает информация о намерениях египетской стороны приобрести 24 истребителя Су-35 для национальных ВВС. По данным китайских источников, официальный Каир начал контакты по перспективному контракту еще в 2018 г.

Египетским военным летчикам  необходимо поддержать боеготовность в свете устаревания истребителей МиГ-21, и технических проблем с истребителями американского (F-4E, F-16) и европейского («Мираж 5», «Мираж 2000 ЕМ/ВМ») производства, приобретенными ранее. По данным китайских источников, стоимость перспективного контракта на Су-35С может составить 2 млрд долл. США. Кроме самолетов ВВС АРЕ получат сменно-запасные части, ракетное вооружение, а также тренажеры и другое тренировочное оборудование.

Для сравнения представляется необходимым указать, что ВВС АРЕ первыми приобрели для своих подразделений истребители французского производства Rafale, а именно 18 одноместных Rafale-EM и 6 двухместных Rafale-DM. Общая стоимость самолетов с учетом базового комплекта  авиационных средств поражения и курса подготовки пилотов составила 5,9 (пор другим данным 5,2) млрд долл. США, т.е. средняя стоимость французских истребителей  достигает 248 млн долл. США, тогда как российские тяжелые боевые машины стоят менее 100 млн долл. США за единицу.

К «переоцененным»  приобретениям ВВС АРЕ также можно отнести истребители F-16 Block 52 (20 ед.), стоимость которых составила 2,2 млрд долл. США.

По данным китайских источников, приобретение такой дорогой авиационной техники обусловлено следующими моментами.

Во-первых, часть денежных средств (50%) на покупку истребителей официальному Каиру выделяют дружественные страны арабского мира (КСА, ОАЭ, Кувейт). Вполне очевидно, что это обуславливает некоторую зависимость от решений и намерений руководств этих государств.

Во-вторых, часть финансовых средств выделяют зарубежные ( в частности французские банки) кредитно-финансовые в качестве долгосрочных займов с низкими ставками.

В случае если официальный Каир подпишет с ОПК РФ рассматриваемый контракт, то самолеты могут быть переданы в 2020-2021 гг, что позволит дополнительно загрузить производственную линию КНААПО, которая вполне успешно справляется с экспортными заказами.

Китайские специалисты отмечают, что понимание необходимости приобретения российских истребителей было сформировано у военно-политического руководства АРЕ после всестороннего анализа данных о боевом применении и эксплуатации Су-35С ВКС РФ в Сирийской Арабской Республике. Египетские военные тщательно изучили эпизоды противостояния СУ-35С с F-22 ВВС США и большое внимание уделили анализу возможностей бортовых РЛС и оптико-локационных систем российского самолета.

Представители ВВС АРЕ провели консультации с китайским специалистами, которые получили в свое распоряжение 24 аналогичных самолета. В настоящее время Су-35СК ВВС Южного округа НОАК на регулярной основе выполняют дежурные полеты над акваторией Южно-Китайского моря, а также реагируют на разведывательные полеты самолетов-разведчиков Р-8А «Посейдон»  базовой патрульной авиации ВМС США.

По данным китайских источников, египетские военные также внимательно присматриваются к военной технике Сухопутных войск СВ РФ, а именно к танкам Т-90МС, которые в последней модификации получили несколько элементов от Т-14 «Армата», что позволило несколько повысить боевые возможности данной машины. Специалисты СВ ВС АРЕ получили достаточно информации об эффективности ОБТ Т-90А, которые активно применяют в Сирийской Арабской Республике, а в ближайшее время эксплуатацию данных машин начнут и СВ ВС Ирака.

В целом, стремление военно-политического руководства АРЕ приобретать российское вооружение и военную технику отвечает принципам классического стратегического постулата о недопустимости зависимости от единственного поставщика ВВТ, поскольку это может спровоцировать серьезные проблемы в военном аспекте национальной безопасности. В качестве примера такой ситуации официальный Каир может наблюдать Пакистан, который в свете подписанных соглашений с США не обладает правом применения некоторых видов вооружения и техники против основного регионального оппонента – Индии.

В дополнение к вышесказанному отметим, что по данным китайских источников, представители ВВС АРЕ готовы обсудить с российскими производителями контракт на поставку 29 истребителей пятого поколения Су-57Э (экспортная модификация). Сравнительный анализ некоторых тактико-технических характеристик, а именно, максимальная скорость, время нахождения в воздухе, масса боевой нагрузки и максимальная взлетная масса показывает превосходство российского боевого самолета на американскими аналогичными машинами.

Некоторые китайские аналитики отмечают, что Египет может стать перспективным покупателем Су-57Э наряду с Турецкой Республикой и Алжиром. Интерес египетских военных к российскому истребителю пятого поколения можно объяснить достаточно просто. В свете вероятных санкций США за решение военно-политического руководства АРЕ о выходе из состава «Аравийского НАТО» поставка аналогичного боевого самолета – малозаметного истребителя F-35 возможна не ранее чем через 10 лет с учетом политической обстановки в самих США.

Пристальное внимание китайских специалистов к военно-техническому сотрудничеству в авиационной сфере между Египтом, РФ и Францией можно объяснить тем, что авиастроительные предприятия оборонно-промышленного комплекса КНР достаточно давно пытаются продвинуть собственную продукцию, а именно легкий истребитель поколения 3++ «Цзянь-10Е» и китайско-пакистанскую разработку поколения 3++ JF-17 «Гром» (последний спроектирован как замена МиГ-21).  Однако, вместо китайских самолетов ВВС АРЕ поэтапно приняли на вооружение более дорогостоящие Rafale-EM и Rafale-DM, а  также МиГ-29М2.

Некоторые китайские обозреватели отмечают, что действующий президент АРЕ А.Ф.ас-Сиси по своему мышлению классический военный стратег, который понимает политическую важность практически любого контракта на закупку ВВТ в указанных трех странах и пытается балансировать и уважать интересы политиков и оружейников трех государств. С практической точки зрения также понятен выбор египетских военных в пользу российской техники, т.к. им необходимо надежное и эффективное ВВТ для проведения операций против исламистских группировок, которые систематически предпринимают попытки дестабилизации внутренней обстановки в стране.

Как указывают китайские наблюдатели, кроме военно-технического сотрудничества между РФ и АРЕ официальный Каир также оказывает содействие Москве в вопросе поддержки вероятного будущего руководителя Ливии – Халифы Хафтара.

Однако, надежда на получение доли египетского и остальной части североафриканского рынка боевой авиации у китайских производителей есть, поскольку они смогли доказать надежность и эффективность своих разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) типа «Птеродактиль» в разных модификациях. Достоверно известно, что египетские военные периодически применяют данные БПЛА в рамках операций по борьбе с исламистами на Синайском полуострове.

В дополнение к вышесказанному приведем данные СМИ КНР о том, что в апреле 2019 г. ВВС АРЕ подписали с китайскими партнерами контракт на поставку 32 многофункциональных БПЛА «Птеродактиль-1Д» на общую сумму 64 млн долл. США Данные аппараты способны нести боевую нагрузку массой 400 кг, выполнять полет продолжительностью 35 часов и достигают практического потолка 7500 м, что позволяет избежать поражения переносными зенитно-ракетными комплексами, которые имеются на вооружении исламистов.

52.2MB | MySQL:103 | 0,493sec