О развитии сотрудничества между Катаром и Республикой Корея

Как сообщают китайские источники, министр энергетики Катара и по совместительству заместитель председателя Совета директоров национальной газо- и нефтедобывающей компании Qatar Petroleum Саад Шерида аль-Кааби в интервью национальным и международным средствам массовой информации заявил, что в ближайшее время будут подписаны твердые контракты с южнокорейскими судостроительными компаниями на строительство 60 танкеров для транспортировки сжиженного природного газа.

По оценкам катарской стороны срок строительства указанного количества судов должен составить 10 лет, после чего южнокорейские кораблестроители приступят к строительству второй партии танкеров СПГ в количестве 40 ед. Масштабная программа расширения и модернизации транспортного СПГ флота позволит катарским поставщикам газа сохранить  лидирующие позиции на мировым рынке СПГ. В отношении стоимости перспективного контракта на строительство 60 танкеров (вместимость от 210000 до 260000 куб. м) известно, что каждый корабль оценен в 200 млн долл. США, т.е. общая сумма составит 12 млрд долл. США.

По данным открытых источников, в настоящее время в распоряжении катарской компаний Qatar Gas (фактически это совместное предприятие Qatar Petroleum и RasGas) находится 45 собственных танкеров южнокорейской постройки – 21 судно проекта Q-Flex (вместимость 210000 куб. м) и 14 танкеров проекта Q-Max (вместимость 266000 куб. м). Кроме того, данная компания арендует дополнительно 25 танкеров вместимостью от 135000 до 152000 куб. м для транспортировки СПГ в страны  Азии, Индию, Европейского союза (в частности, средиземноморский регион).

Как известно, на территории Республики Корея в районах портов Пусан и Ульсан расположены крупнейшие судостроительные предприятия, а именно Hyundai Heavy Industries (HHI), Samsung Heavy Industries (SHI) и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Китайские обозреватели внимательно наблюдают за развитием катарско-южнокорейского сотрудничества в области строительства танкеров СПГ и признают, что в настоящее время именно южнокорейские специалисты обладают лучшими наработками в области проектирования судов данного назначения, постоянно проводят различные опытно-конструкторские работы по оптимизации конструкции судов.

Кроме того, южнокорейские судостроительные предприятия выигрывают в конкурентной борьбе поскольку предлагают клиентам более приемлемые цены (средняя стоимость танкера СПГ составляет 175 млн долл. США) и высокое качество обслуживания судов. Обозреватели профильных китайских изданий отмечают, что южнокорейские компании только в 2018 г. подписали твердых контрактов на строительство 61 танкера СПГ. В настоящее время южнокорейские судостроители контролируют 78% международного рынка в данном классе судов, тогда как на долю японских компаний приходится всего 14%, а китайским компаниям достается всего лишь 8% заказов.

Совершенно очевидно, что судостроительные компании КНР не вполне довольны такой ситуацией на рынке, поскольку в настоящее время они лишь получают заказы на изготовление крупных и достаточно простых в изготовлении секций судов – танкеров СПГ и контейнеровозов, собираемых в Республике Корея.

Следует отметить, что именно южнокорейские кораблестроители первыми «ушли от классической конструкции Мосса», предусматривающей размещение внутри прочного корпуса сферических емкостей для хранения газа и реализовали мембранную конструкцию – т.е. емкости для хранения «голубого топлива» отделяет от основного корпуса многослойная мембрана, состоящая из металла, дерева, вспененного синтетического материала и других компонентов.

При одинаковых линейных размерах танкер СПГ конструкции с емкостями Мосса обеспечивает перевозку 182 000 куб. м, тогда как южнокорейский танкер СПГ мембранной конструкции позволяет перевезти до 260000 куб. м. В настоящее время 71% танкеров СПГ, эксплуатируемых в мире, построено по мембранной схеме, 22% танкеров по схеме Мосса и еще 7% танкеров созданы с применением других конструктивных схем и решений.

Также, именно специалисты Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering  первыми разработали и построили танкер СПГ ледового класса, который перевозит продукцию российских предприятий по северному морскому пути. Кроме того, южнокорейские судостроители уже учитывают повышенные требования по снижению вредных выбросов силовых установок коммерческих судов, которые вступят в действие в 2020 г. по решению Международной Морской Организации.

В дополнение к вышесказанному отметим, что в период с 2005 по 2015 гг. упомянутые выше три  судостроительные компании Республики Корея построили по заказам партнеров из Катара 54 танкера и вполне очевидно, что новый заказ подтверждает высокое качество работ южнокорейских специалистов, которые способны в жесткие сроки строить и передавать суда заказчикам.

Именно стабильность судостроительных работ и высокое качество танкеров СПГ южнокорейского производства необходимы катарской Qatar Petroleum и американской Exxon Mobil, которые создали совместное предприятие Ocean LNG, в рамках проекта по поставке СПГ под обозначением Golden Pass. В рамках данного проекта СП будет поставлять СПГ по всему миру, поскольку катарские газовщики планируют к 2023-2024 г. ввести в строй четвертую очередь завода по производству сжиженного природного газа, который будут добывать на месторождении «Северный Парс».

В отношении завода по сжижению «голубого  топлива» известно, что его производительность будет повышена с 77 млн тонн/год, до 110 млн тонн/год, т.е на 42 % именно за счет ввода в эксплуатацию четвертой очереди. По данным китайских источников, новая производственная линия будет вырабатывать ежедневно 260000 баррелей конденсата, 11000 тонн СПГ, 4000 тонн этана и 20 тонн гелия.

Как указывают южнокорейские обозреватели, крупнейший в истории Республики Корея контракт на строительство танкеров СПГ был бы невозможен без участия высшего политического руководства страны. Так в середине января министр торговли РК Ким Хен Чен побывал с официальным визитом в Катаре и провел переговоры с Министром торговли и промышленности Али бен-Ахмедом аль-Кувари.

Участники встречи отметили устойчивый рост двустороннего товарооборота, который в 2017 г. составлял 11,7 млрд долл. США, а в 2018 г.  достиг 16,8 млрд.долл.США. Руководители указанных министерств Катара и Республики Корея обсудили вопросы функционирования механизма поддержки инвестиций в инновационные проекты, выразили намерение оказывать содействие крупным и частным компаниям в реализации проектов на территории Катара и Кореи. Министры также определили задачи по совершенствованию нормативно-правовой базы  в области защиты интересов инвесторов.

Известно, что в ходе данных переговоров катарская  сторона подтвердила сохранение объема поставок СПГ в Корею в объеме 11,5 млн тонн, что составляет 31% от потребляемого количества.

Кроме сохранения и расширения партнерства в топливно-энергетической области, руководство Катара рассчитывает на продолжение участия южнокорейских компаний в развитии транспортной инфраструктуры (метро в Дохе, шоссе Лусаил), базовой инфраструктуры и объектов энергетики (электростанция и станция по опреснению воды в Umm Haul). Также в Катаре надеются на привлечение южнокорейских компаний, специализирующихся на сельском хозяйстве, производстве морепродуктов, медикаментов и т.д.

Второй и ключевой этап подготовки к подписанию контракта на строительство танкеров СПГ был проведен в рамках официального визита эмира Катара Шейха Тамима бен Хамада Аль Тани в Республику Корея где он провел переговоры с  президентом Мун Чжэ Ином, который в своем выступлении отметил, что «оба государства расположены на полуостровах и ключевым моментом развития национальных экономик является совершенствование портовой и транспортной инфраструктуры, а также постоянная модернизация торговых флотов двух государств».

62.83MB | MySQL:102 | 0,585sec