О донорских усилиях Кувейта на гуманитарном фронте

В начале 2019 года Кувейт окончательно закрепил за собой статус одного из ведущих игроков в сфере гуманитарного донорского содействия. Наращивание объемов гуманитарной помощи по линии международных организаций и по двустороннему каналу в последние годы четко указывало на амбициозные устремления руководства Кувейта закрепить политические позиции в регионе, в первую очередь за счет целевого финансирования программ в крупнейших вооруженных конфликтах, в том числе в Сирии и Йемене. По итогам прошлого года   Кувейт вошел в десятку ведущих гуманитарных доноров (10 место), опередив таких традиционных доноров как Япония, Швейцария, Нидерланды и Бельгия. Общий размер донорского взноса Кувейта составил в 2018 году 480 млн долларов США.

Разумеется, в абсолютных масштабах вклад Кувейта в мировые гуманитарные усилия по итогам 2018 года кажется не таким значительным и составляет лишь 1.9%, что существенно меньше чем у его соседей по региону — ОАЭ (8.6 % мирового гуманитарного бюджета, или 2.64 млрд долларов) и Саудовской Аравии (5.8% или 1.45 млрд долларов), занимающих соответственно третье и шестое место в мире. Тем не менее, собственно для властей Кувейта — это большой шаг вперед и значительное достижение. Ведь еще в 2007-2012 гг. совокупная гуманитарная донорская помощь Кувейта составляла не более скромных 10-15 млн долларов ежегодно. C началом сирийского вооруженного конфликта и разразившегося вслед гуманитарного кризиса в 2013 году Кувейт приступил к резкому наращиванию своих донорских усилий. При этом еще в 2017 году Кувейт занимал скромное 19-е место в донорском списке с объемом помощи в 167 млн долларов США, что составляло 0.8% в общей копилке мировых гуманитарных усилий. Вхождение в десятку ведущих гуманитарных доноров в прошлом году стало таким образом новым колоссальным достижением для кувейтских властей.

По состоянию на апрель 2019 года Кувейт пока не объявил о своих взносах на 2019 год и не попал в списки доноров, что вполне объяснимо. Традиционно кувейтские власти озвучивают и начинают выполнять свои финансовые донорские обязательства во второй половине года. Имеются все признаки того , что кувейтские власти не планируют сбавлять обороты и продолжат наращивать объемы донорской помощи, ставя задачу остаться в десятке ведущих гуманитарных доноров по итогам 2019 года.

Главной институциональной структурой по содействию международного развития является работающая под патронажем правительства Международная исламская благотворительная организация Кувейта (МИБО), которая по сути представляет собой некий модифицированный аналог международных агентств развития традиционных западных доноров. Именно по каналам МИБО осуществляется реализация гуманитарных проектов и программ и партнерство с международными организациями гуманитарного профиля и системы ООН.

Как отмечалось, географические приоритеты распределения донорской гуманитарной помощи Кувейта сфокусированы в регионе Ближнего Востока, точнее в трех кризисных странах — Йемене (70% помощи по итогам 2018 года), Сирии (13.5%) и Ираке (5.8%). В предыдущие несколько лет, в пиковый период сирийского кризиса и массовой волны миграции сирийских беженцев в регионе Кувейт также оказывал значительное содействие Ливану, Иордании и даже Турции по приему и размещению сирийских беженцев. Как видим, целевое распределение кувейтской помощи мотивировано сугубо политическими и геополитическими приоритетами и соображениями.

Примечательно также секторальное распределение кувейтской помощи по приоритетам. Абсолютным приоритетом является сфера продовольственной безопасности — на этот кластер в 2018 году Кувейт выделил 40% своей гуманитарной помощи. Далее следуют такие кластеры как санитария и гигиена (13.9%), питание (11.9%) и здравоохранение (9.4%). Следует отметить, что сфере продовольственной безопасности и питания власти Кувейта придают стратегическую важность в своей гуманитарной деятельности, рассматривая эти усилия в рамках своей политической повестки в ближневосточном регионе.  В частности, кувейтские власти запустили в ноябре 2018 года и сейчас активно пропагандируют новую инициативу под названием «Человечество против голода». Ключевыми партнерами Кувейта в этой сфере являются Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Всемирная продовольственная программа (ВПП) и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В рамках новой инициативы с начала 2019 года заработала серия новых проектов по предотвращению голода. В частности, ставится задача распределить в течение 2019 года 3.3 млрд порций питания и оказать содействие 76 млн нуждающихся в различных странах в рамках действующих и новых партнерств с другими ведущими игроками на гуманитарном фронте.

Что касается дальнейших перспектив и приоритетов гуманитарного донорства Кувейта. Разумеется, в обозримой перспективе Кувейт видимо сохранит свое место в тройке ведущих доноров арабского региона наряду с ОАЭ и Саудовской Аравией. Сегодня на тройку приходится более 90% всей официальной помощи развитию из арабского региона, включая как гуманитарные потоки, так и финансирование на цели долгосрочного развития. Несмотря на образование в последние годы ряда новых доноров в арабском мире, в частности Катара и Омана, едва ли они будут способны серьезно конкурировать с Кувейтом за место в тройке. При этом также нужно понимать, что потеснить ОАЭ и Саудовскую Аравию Кувейту также вряд ли удастся – слишком высоки политические ставки, в том числе прямая вовлеченность двух этих стран в крупнейшие конфликты в регионе – Йемен и Сирию. При этом, Кувейт безусловно будет ставить задачу сохранения своего места в десятке ведущих гуманитарных доноров, откуда ему в последние годы удалось вытеснить ряд крупных западных стран, включая Японию. Интересно, что сам Кувейт по-прежнему формально классифицируется сегодня как развивающаяся страна, не развитая, даже несмотря на высокий индекс человеческого развития (56 место в мире из 189 стран), опережая Турцию и Иран, но уступая Саудовской Аравии и ОАЭ.

Другим приоритетом Кувейта станет дальнейшая диверсификация потоков гуманитарной помощи (сегодня она сильно сконцентрирована в трех странах – Йемене, Сирии и Ираке). В частности, с 2013 года Кувейт выделял большие донорские взносы на финансирования гуманитарных проектов и проектов развития в Африке, инвестировав по линии Кувейтского фонда для арабского экономического развития. Сегодня Кувейт финансирует проекты в 30 африканских странах, в основном с арабским населением, но имеет более серьезные амбиции.

Наконец, важные политические бонусы приносит работа по организации на своей площадке крупных международных гуманитарных донорских конференций. В 2013, 2014 и 2015 гг. Кувейт принимал у себя три года подряд донорские конференции по Сирии, итогом которых стала мобилизация 3.8 млрд. долларов США от международного сообщества на поддержку Сирии и сирийских беженцев в соседних странах. Разумеется, правительство Кувейта смогло заработать на этих конференциях большие политические дивиденды и укрепить свое влияние в регионе. Думается, эта целенаправленная стратегия будет продолжена.

52.24MB | MySQL:103 | 0,564sec