Ирак: об обострении региональной конкуренции за политическое и экономическое первенство в отношениях с Багдадом

25 апреля генеральный секретарь Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Абдул Латиф аль-Заяни, находившийся с официальным визитом в Багдаде, сообщил премьер-министру Ирака, Аделю Абдель Махди совокупное решение лидеров стран-членов организации касательно их отношений с Ираком.

«Отношения Ирака с его арабским окружением должны быть изменены, он должен быть домом для мира и любви, и Ирак не может жить и развиваться без сотрудничества и гармонии, вне арабской среды», — говорится в заявлении канцелярии премьер-министра, опубликованном после встречи с А.Л.аль-Заяни.

Представитель ССАГПЗ указал на то, что «наша внешняя политика согласуется с нашим видением и нашей внутренней политикой, и нашими внешними ориентациями, и стремлениями, искренними и серьезными, в установлении наилучших отношений и обмена интересами с арабскими и соседними странами, что является выражением серьезной политики и проистекает из интересов наших народов и наших стран». Он положительно охарактеризовал события, происходящие в Ираке, стабильность, достигнутую в сфере безопасности и сотрудничество между исполнительной и законодательной властью.

А.Л.аль-Заяни обратился к иракскому премьеру: «Я передаю вам приветствия руководителей ССАГПЗ и выражаю их политическую волю и искренние намерения поддержать Ирак и его правительство. А также безопасность, стабильность и процветание в нем, и подтверждаю нашу поддержку всему, что вы делаете для служения Ираку и его народу».

«Мы очень оптимистично настроены в отношении вашего руководства по достижению интересов Ирака и всех иракцев, а также потому, что мы увидели стабильность и нормальную жизнь, — продолжил гость, — сегодня Багдад сильно отличается от того, что мы видели ранее».

«Всем регионам нужна стабильность, и эта возможность сегодня доступна нам больше, чем когда-либо, — подчеркнул А.Л.аль-Заяни, — лидеры стран Персидского залива приняли решение о важности стратегического партнерства с Ираком и намерены стремиться к нему».

В ходе встречи стороны обсудили будущее отношений между Ираком и странами ССАГПЗЗ и способы их укрепления во всех областях.

Напомним нашим читателям в этой связи о том, что апрель стал беспрецедентным в плане количества внешнеполитических контактов между Ираком, Саудовской Аравией и Ираном, которые буквально соревновались между собой в количестве подписанных контрактов, меморандумов о взаимопонимании и протоколов о намерениях. Перед этим, активные контакты с Багдадом предприняли Иордания, Катар и ряд других стран региона. Данный процесс свидетельствует о росте конкуренции за влияние в Ираке, постепенно превращающемся в настоящее «яблоко раздора» для ведущих региональных держав. Естественно, этот процесс не остался незамеченным в Вашингтоне, где авторитетный журнал Foreign Policy посвятил происходящему свой анализ ситуации.

По мнению его авторов, в данный момент, четыре региональные столицы (Абу-Даби, Эр-Рияд, Тегеран и Доха) соперничают в области иракского рынка и пакетных договоренностей, которые превратят Ирак в площадку региональной и международной конкуренции, одновременно с этим «увековечивая конфессиональное разделение в Ираке, и, потенциально, проецируя это соперничество на более широкий конфликт в регионе».  Так, Иран стремится расширить свое влияние в регионе Персидского залива в качестве ведущей региональной державы на Ближнем Востоке. В этом же районе находятся арабские государства Персидского залива, которые боятся иранского влияния и находят в иракских суннитах силу, которую необходимо поддержать, чтобы остановить иранское влияние в Ираке. Последнее подтверждается фактом прибытия высокопоставленной саудовской экономической делегации в апреле в Багдад, для содействия торговому обмену между двумя странами, а также недавняя декларация Дохи после присоединения последней к веренице экономических делегаций, посетивших иракскую столицу за последнее время.  К той же области относится и визит министра торговли Катара, Али бен Ахмеда аль-Кувари, подписавшего торговое соглашение между Катаром и Ираком. В противовес этому следует расценивать подписание торгово-экономических соглашений между Багдадом и Тегераном, и несколько особняком, стоит прогресс, наметившийся в экономических отношениях между Багдадом и Амманом. Там, как известно, стороны вплотную приблизились к формированию общей зоны беспошлинной торговли

Все вышеуказанные обстоятельства выводят Ирак в центр внимания политических и экономических процессов в регионе, особенно, с учетом того, что «эти визиты имели как политические, так и другие, экономические аспекты». Политические аспекты более отчетливо присутствовали в визитах иракских делегаций в Иран и Иорданию, экономические аспекты были более акцентированы в ходе визитов в Багдад катарцев и делегаций из ОАЭ, а также Саудовской Аравии. Между всеми этими компаниями и странами, существует соперничество и конкуренция за инвестирование в стратегические проекты Ирака, и это стало особенно ясно после окончания контртеррористических операций и улучшения ситуации с безопасностью в стране.

Что касается американского влияния, продемонстрированного в ходе недавних визитов делегаций из США в Ирак, ряд исследователей указали, что «администрация США имеет очевидный интерес в этом вопросе и имеет «свои руки» в Ираке, что применительно к возможному конфликту между США и Ираном окажет значительное негативное влияние на внутреннюю ситуацию в Ираке. Соединенные Штаты не позволяют компаниям, связанным с Ираном, работать в Ираке, в то время как Иран имеет в Ираке свое влияние и «оказывает значительное давление на последний».

Что касается того, пытаются ли эти арабские страны убрать Иран с иракского рынка на фоне недавних санкций США в отношении ИРИ, по мнению американских экспертов, «следует отметить, что Иран является крупной индустриальной страной с очень сильной экономикой и экономическим опытом и возможностями, благодаря которым он может серьезно работать. Если мы отодвинем политическую сторону, нужно признать, что Иран — это экономическая страна, которая может развивать инвестиционный бизнес в Ираке через свои компании и большую финансовую поддержку. У него есть компании, работающие по всему миру. У него есть заводы по уровню продукции уже намного выше европейских заводов. Это не осталось незамеченным даже в Соединенных Штатах. Хоть и неохотно, но авторами обзора делается признание того, что «Иран обладает экономической мощью и может развивать экономическую деятельность внутри Ирака».

Тем не менее, как считает Foreign Policy, в 2003 году, именно Соединенные Штаты «смогли сохранить структуру иракского государства и его основных институтов, особенно, органов безопасности, а затем успешно работать над созданием новой политической системы, не проходя через политический хаос и внутренние боевые действия между компонентами иракского народа». Весьма спорное и самонадеянное утверждение, на наш взгляд

Авторы обзора уверены, что подобный опыт, если он уже был обретен, станет одним из важнейших столпов региональной системы в регионе и может стать основным фактором, поддерживающим процесс стабильности в регионе.  По их мнению, сегодня иракцы всех религиозных принадлежностей продемонстрировали «большую ответственность, потому что, даже иракский избиратель проголосовал за основные блоки не на основе сектантского или этнического происхождения, а  на основе партийных программ, которые призваны обеспечивать «приемлемые решения для страны». «Создание гражданского государства, управляемого центральным правительством на основе правовых институтов и справедливости, делает всех иракцев существующими без какой-либо дискриминации, и этот вариант — мечта каждого иракца, который хочет жить в безопасности». Трудно сказать, верят ли в это сами авторы обзора, но факт усиления региональной конкуренции в Ираке ими не оспаривается и расценивается, как потенциально несущий различные риски.  Сами жители Ирака, на данном этапе, предпочитают пользоваться теми благами, которые возникают в результате соперничества внешних игроков за их страну.

62.85MB | MySQL:102 | 0,469sec