США на пути «обнуления» иранского нефтеэкспорта

В Иране набирает обороты общественная дискуссия, связанная с решением США не продлевать 8 странам  разрешение на импорт иранской нефти. Следует пояснить, что когда в ноябре прошлого 2018 г. администрация Д.Трампа приступала к «обнулению» экспорта иранской нефти, которую мыслили как эффективный инструмент давления на  исламский режим, для ряда стран было сделано временное исключение сроком на полгода, своеобразный переходный период. Было ясно, что нельзя в одночасье прекратить экспорт главного стратегического продукта, на котором держится иранская экономика. Одновременно планировалось реализовать обязательство ЕС построить финансовый механизм, нацеленный на обход санкций в финансовой сфере путем создания альтернативных возможностей реализации денежных операций Ирана с международной  банковской системой SWIFT.  Уже тогда  The Financial  Times предрекала, что обещанной презентации такого финансового механизма в ближайшее время не произойдет. Этого нет и сегодня, несмотря на уверения ЕС, что сделает все возможное для минимизации ущерба для Ирана. Вспомним, что тогда, ровно полгода назад, глава иранского МИДа   Мохаммад-Джавад Зариф публично заверял сограждан, что с вводом нефтяных санкций «ничего страшного не произойдет».  Однако ныне, когда нефтеэкспорт упал более чем вдвое, в Иране осознают, что «что-то страшное» все же происходит.

Решение США о непродлении разрешении на импорт иранской нефти ряду стран может иметь серьезные последствия для иранской экономики. Сообщение об этом сделал в начале недели глава Государственного департамента США Майк Помпео. Три из списка стран заблаговременно прекратили импорт иранской нефти. Индия уже нашла замену  иранской нефти. На сегодня принципиальное несогласие пойти на подобный шаг выражают лишь Китай и Турция. Глава иранского отдела  Госдепа Брайан Хук уже не раз говорил, что вопрос состоит в том, что необходимо выбрать в качестве предпочтения одну из двух стран – США или Иран. Такая альтернатива жестко критикуется  ЕС в лице его Верховного комиссара по вопросам безопасности и внешней политики Федерики Могерини. Несмотря на заверения аналитиков о том, что ликвидация разрешения на продолжения экспорта нефти критически скажется на нефтяном рынке, такого на деле не произошло. По данным СМИ, перепроизводство нефти в мире сегодня в три раза превышает ее производство в Иране, так что обнуление иранского экспорта, будь оно реализовано,  существенного влияния на мировой рынок не окажет. Однако для Ирана это сродни экономической катастрофе. Духовный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, реагируя на это решение американской администрации, назвал его местью, сведением счетов. Такое заявление Хаменеи сделал, выступая 24 апреля на встрече с иранскими рабочими. Как считает Хаменеи, все эти потуги США обречены на сокрушительный провал. «Мы продолжим экспортировать нефть в таких объемах, какие представляются нам необходимыми, основываясь на своей воле.  США перекрывают нам кислород, но наша нация и ее руководители сумеют найти достойный выход из этого положения».  Хаменеи призывает рассматривать нынешний шаг США как очередное проявление вражды. «Но американцы должны знать, — продолжил он, —  что эта вражда не останется безнаказанной, и они вынуждены будут принять наш ответ, каким бы он ни был».

Свою реакцию выразил на заседании правительства и президент ИРИ Хасан Роухани, назвавший своего американского коллегу Дональда Трампа «головорезом» и «громилой» и озвучивший одновременно угрозы в адрес умеренных проамериканских арабских режимов бассейна Персидского залива. Президент высказался и по поводу постоянно дискутируемой  в Иране возможности переговоров с США. На этот раз Х.Роухани выставил ряд условий. Он завил, что переговоры возможны и эффективны лишь в том случае, «если Америка откажется и снимет с нас санкции,  извинится за свои незаконные действия и между нами установится взаимное уважение».  Для нас, продолжил иранский президент, совершенно несомненно, что принятие условий, выдвигаемых неким «громилой», который силой вынуждает нас на переговоры, ни к чему доброму не приведет. «С этим головорезом нам не о чем говорить, ибо это будет означать для Ирана капитуляцию и позор».

Роухани пообещал Трампу, что тот в итоге устыдится того, что он совершает. Из уст президента раздались и дежурные угрозы в адрес Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, которые «обязаны Ирану своим нынешним существованием в качестве суверенных государств». Именно Иран, считает Х.Роухани,  спас Саудовскую Аравию в период войны в Заливе, и если бы не это, вряд ли бы сейчас существовали эти две страны.  Выступая на заседании кабинета министров, президент ИРИ коснулся и недавних заявлений КСА и ОАЭ о том, что в случае  уменьшения экспорта иранской нефти, они сумеют возместить недостающие объемы обеспечения импортеров этого стратегически важного сырья. «Такое, — громогласно заявил иранский президент, —  не останется безнаказанным».

В то же время Роухани не привел пример ряда дружественных Ирану стран вроде Ирака или России, которые в последние месяцы, по данным СМИ,  подняли объемы добычи нефти, чтобы возместить запросы нефтяного рынка. Продолжая свое, содержащее угрозы ряду стран ближневосточного региона заявление, иранский президент сказал: «Вы знаете, что Иран – самая мощная сила региона и она сумеет постоять за себя».

Подобные угрозы, адресованные США и умеренным арабским режимам Ближнего Востока, раздавались в последние дни и из уст высокопоставленных иранских военных и депутатов Собрания исламского совета (парламента). Например, 24 апреля такое прозвучало от начальника Генерального штаба Вооруженных сил ИРИ генерала Мохаммада Багери.  Адресатом его угроз были США. На церемонии представления нового Главнокомандующего силами КСИР, которым стал генерал Хоссейн Салами, он сказал, что наступает время, когда Иран заставит США минимизировать свою враждебность. А депутат парламента Хедаятолла Хадеми, являющийся членом парламентской комиссии по энергетике, пригрозил в интервью информационному агентству «Мехр», что Иран сумеет нарушить безопасность нефтедобычи для ряда стран, занимающих проамериканские позиции. По его словам, необходимо ограничить возможности нефтепроизводства для Саудовской Аравии и ОАЭ. «Мы должны довести до их сведения, что если они попытаются поставлять на внешние рынки те объемы нефти, которые мы теряем в результате американских санкций,  они почувствуют угрозы своей безопасности». Как полагает парламентарий, эти две страны могут без труда возместить на нефтяном рынке лакуну, возникающую из-за отказа ряда стран Запада или Дальнего Востока покупать производимую ИРИ нефть. Эта угроза повторяет неоднократно высказываемые Ираном предупреждения в адрес США о том, что в случае  обнуления со стороны США экспорта иранской Тегеран блокирует транспортные артерии, то есть перекроет Ормузский пролив. Обратим внимание на то, что в ходе своего визита в Нью-Йорк в начале завершающейся недели, глава иранского внешнеполитического ведомства Мохаммад-Джавад Зариф  заявил, что решение о закрытии Ормузского пролива будут принимать иранские военные.  Реагируя на это заявление, США возложили на Иран ответственность за все возможные последствия подобного шага в отношении Ормузского или Баб-эль-Мандебского проливов. Таким образом, дело может принять очень серьезный оборот, тем более, что грозные заявления иранских военных и политиков могут повлечь за собой и вполне очевидные провокации.

52.23MB | MySQL:103 | 0,632sec