Ситуация в Турции: апрель 2019 г.

Острота борьбы власти и оппозиции после завершения состоявшихся 31 марта муниципальных выборов пошла в этот период на убыль, хотя «потеря» правящей Партией справедливости и развития (ПСР) впервые практически за два десятилетия таких мегаполисов как Стамбул и Анкара продолжает держать в напряжении внутриполитическую ситуацию в стране.  Реальное развитие событий, связанное с пересчетом по требованию ПСР голосов избирателей в Стамбуле, говорит о том, что это напряжение может перерасти в очередное серьезное обострение обстановки.

Поражение ПСР на выборах в Анкаре и Стамбуле означает потерю правящей партией огромных финансовых возможностей. Для понимания этого тезиса приведем следующие данные. Бюджет муниципалитета 15-миллионного Стамбула на 2019 год составляет 23,8 млрд лир (4,2 млрд долларов) и увеличивается до 35 млрд лир (6,2 млрд долларов США) если учесть бюджеты районных транспортных и водораспределительных органов. Муниципалитет Стамбула также контролирует 28 дочерних компаний, общий годовой оборот которых оценивается в 24 млрд лир (4,2 млрд долларов). Муниципалитет столицы Анкары, которому принадлежат 15 компаний, располагает бюджетом в 14 млрд лир (2,5 млрд долларов), а бюджет Измира, третьего по величине города Турции, в котором победу также одержала оппозиционная НРП, составляет 5,9 млрд лир (1 млрд долларов). Напомним, что Тунч Сойер выдвигался от НРП и обошел своего конкурента от правящей ПСР экс-министра экономики Нихата Зейбекчи на полмиллиона голосов.

Наряду с этим, муниципалитеты в ключевых провинциях не только контролируют огромные бюджеты, но и принимают решения относительно разрешений на строительство и выделения земли. Компаниями, выигрывающими государственные тендеры в этих муниципалитетах, становятся, как правило, сторонники политического движения, которое представляет муниципалитет.

Несмотря на поражение на выборах на должность мэров в этих крупнейших городах, ПСР по-прежнему имеет большинство в местных советах Стамбула и Анкары, законодательных органах муниципалитетов. Именно поэтому Р.Т.Эрдоган назвал избранных мэров оппозиции «хромыми утками», отметив, что им не хватает большинства в местных советах, что затруднит принятие многих решений, в т.ч. и по финансовым вопросам.

Стамбульское отделение Высшей избирательной комиссии (ЦИК) Турции выдало 17 апреля Экрему Имамоглу сертификат о признании его мэром Стамбула. Напомним, что он принимал участие в муниципальных выборах 31 марта от оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП). Согласно последним данным, он опередил оппонента Бинали Йылдырыма, выдвинутого возглавляемой президентом Р.Т.Эрдоганом ПСР, набрав 4,171 млн голосов избирателей. Разница в пользу Э. Имамоглу и кандидатом от правящей партии Бинали Йылдырымом после пересчета составила 13 тыс. 729 голосов.

Новый мэр Стамбула Экрем Имамоглу пообещал 18 апреля служить всем 16 млн жителей крупнейшего города Турции, а не какой-либо отдельной группе лиц. «Мы знаем, в чем нуждается наш город и наши люди. Сейчас позвольте мне объявить о конце эпохи, когда власти служили определённой группе людей, политической партии или отдельному человеку. Пришло время служить всем 16 млн жителей Стамбула», — заявил он.

Вместе с тем, несмотря на это, отметим, что на рассмотрении ЦИК в настоящее время также находится обращение ПСР с требованием отменить результаты выборов мэра в Стамбуле и провести повторное голосование. Если Высшая избирательная комиссия согласится с доказательствами партии Р. Эрдогана о том, что в ходе выборов были различного рода нарушения, то новые выборы могут пройти 2 июня. Отметим, что ПСР опротестовала итоги муниципальных выборов во всех 39 районах Стамбула.

Правящую ПСР поддержал лидер Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели. ПНД участвовала в выборах в одном с ПСР предвыборном блоке Союз народа. Генеральный председатель ПНД призвал власти Турции провести повторные муниципальные выборы в крупных городах страны. По словам Д.Бахчели, проведение повторных муниципальных выборов не противоречит законам Турции. «Повторные выборы способствуют устранению негативных и спорных моментов, возникших после выборов 31 марта», — сказал лидер ПНД. Напомним, что в целом по стране на муниципальных выборах коалиция ПСР и ПНД набрала 51,67 процента голосов избирателей.

Несмотря на то, что правящая партия президента Турции Р.Т.Эрдогана не смогла, как прежде, выиграть выборы мэра в Анкаре и Стамбуле, не следует предполагать, что наблюдается устойчивая тенденция к снижению его власти. ПСР может терять значительное число голосов на местных выборах и восстанавливать их на следующих всеобщих выборах. Например, в 2007 году ПСР получила 47% на всеобщих выборах, а затем потеряла 5% на местных выборах 2009 года, но на всеобщих выборах 2011 года партия достигла 50%. Тем не менее для президента чрезвычайно болезненно терять власть в крупнейшем городе страны. «Если мы потеряем Стамбул, то потеряем Турцию», — не раз говорил Р.Т.Эрдоган перед выборами.

МИД Турции назвал неуместными критические заявления представителей общеевропейской политической Ассамблеи в составе Совета Европы о прошедших в Турции муниципальных выборах. «Подозрения относительно справедливой и свободной атмосферы на выборах, озвученные миссией посредством затрагивания некоторых политических аспектов, на которые не распространяется ее мандат, неуместны», — говорится в заявлении официального представителя турецкого внешнеполитического ведомства Хами Аксоя.

Сложная внутриполитическая ситуация в стране, обострившаяся после завершения муниципальных выборов, усугубляется проблемами в экономике. Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал отчёт «Перспективы мировой экономики», в которой прогнозируется падение экономики Турции на 2,5% в 2019 году. По данным МВФ, одним из факторов рецессии турецкой экономики является мировой экономический спад, усиливающийся по сравнению с 2018 годом. Спад экономики будет продолжаться до второй половины года. По оценкам МВФ, в 2019 году ВВП Турции сократится на 2,5%, а в 2020 году увеличится на 2,5%. Ожидается, что рост ВВП в среднесрочной перспективе составит 3,5.

Что касается инфляции, то средний показатель прогноза индекса потребительских цен на 2019 год вырос с 16,7% до 17.5%. Ожидается, что в 2020 году он составит 14,1%. МВФ ожидает, что уровень безработицы в Турции в этом году составит 12,7% и 11,4% в следующем году. Эти цифры указывают на ухудшение прогноза по сравнению с предыдущими годами.

Уровень безработицы в Турции достиг самого высокого за десятилетие уровня, составив 14,7% в январе с.г. Число безработных увеличилось на 366 тыс. человек за месяц. Согласно официальным данным, большинство муниципалитетов, где победила оппозиция, страдают от безработицы, ситуация с которой здесь сравнительно хуже, чем в других частях Турции. Необходимо отметить, что уровень безработицы – это самый «сложный» экономический показатель для правящей партии и ее лидера. Ведь за все время нахождения у власти одно из первых обещаний ПСР постоянно гласило – «мы снизим безработицу, которая будет обозначаться однозначным числом». Однако, к сожалению, ниже 10% этот показатель так и не опустился.

Турецкая лира 24 апреля упала до шестимесячного минимума по отношению к доллару. Национальная валюта подешевела на 0,9 % до 5,878 за доллар, потеряв уже только в этом году 10%. Беспокойство инвесторов относительно Турции вновь усилилось, так как Анкара подвергла критике решение США об отмене исключений на импорт иранской нефти, что может способствовать дальнейшему повышению уровня инфляции в стране. В этот же день министерство финансов и казначейства, которым руководит зять президента Берат Албайрак, выставило на продажу пятилетние облигации в евро стоимостью около 4,2 млрд долларов США, чтобы помочь рекапитализировать государственные банки Турции. По его словам, в случае необходимости частные банки также получат финансовую помощь.

Тем не менее, американские банки продолжают целенаправленно «раскачивать» финансовое положение Турции. Напомним, что в марте аналитики банка JP Morgan активно предсказывали дальнейшее снижение курса лиры по отношению к доллару. Они рекомендовали клиентам продавать лиру. В апреле к этой кампании присоединился другой финансовый гигант Goldman Sachs. Теперь уже его эксперты прогнозируют дальнейший обвал лиры, предсказывая, что валюта обновит исторический минимум в ближайшие месяцы. Так, Goldman Sachs прогнозирует падение лиры до 6,25 за доллар через три месяца, 6,5 через шесть месяцев и падение до рекордно низкого уровня 7 лир за доллар в течение 12 месяцев, что означает снижение на 15% в следующем году. Такие заявления, полагают турецкие власти вводят участников рынка в заблуждение и содержат признаки манипулирования, что приводит к нестабильности на рынках и подрывает репутацию турецких банков. Анкара инициировала в отношении американских банков расследование.

На этом тревожном для правительства фоне усиливаются разногласия и в правящей ПСР. Политические «тяжеловесы», бывшие лидер ПСР и глава правительства Ахмет Давутоглу, вице-премьер Али Бабаджан, который в разные годы возглавлял внешнеполитическое ведомство страны и курировал экономический блок правительства, готовы создать новую политическую партию. Как ожидается, партия будет создана в течение ближайших двух месяцев. С учетом прозвучавших в этом месяце в адрес президента Р.Т.Эрдогана жестких критических заявлений А.Давутоглу, не трудно догадаться о направленности новой партии.

Напомним, что А.Давутоглу подал в отставку с поста премьера 22 мая 2016 года. Предыдущий раз в Турции новая партия была создана в ноябре 2018 года. Ее основателем стал Фатих Эрбакан, сын экс-премьера Турции Неджметтина Эрбакана, который во многом в свое время был политическим наставником нынешнего президента Турции. На нынешнем этапе число политических партий в Турции достигло 83-х.

Однако, несмотря на эти проблемы, власть продолжает ожесточенную борьбу с движением Ф.Гюлена. Об очередных шагах в этом направлении рассказал президент Р.Т.Эрдоган, выступая на церемонии, приуроченной к 174-летию создания полиции страны. По словам главы государства, «с 15 июля 2016 года из МВД Турции было уволено более 31 тысячи человек, связанных с террористическим течением Ф.Гюлена (FETÖ). Из рядов ВС Турции за это время уволено 15 тысяч лиц, связанных с FETÖ, из судебной системы – более 4 тысяч. За связи с этим течением осуждено 20226 лиц. Еще 10333 человека находятся под арестом».

В очередной раз обратим внимание на турецкую оборонную промышленность, активное развитие которой заявлено руководством страны как одна из основных задач. Так, директор по коммуникациям в администрации президента Турции Фархеттин Алтун обозначил три основных проблемы, на которых сосредоточится правительство ПСР в период до 2023 года. Это экономика, кризис в Сирии и оборонные возможности страны.

Один из лидеров на оборонном направлении, компания ASELSAN, намерена усилить присутствие на рынке Южной Америки. Именно эта компания была широко представлена на крупнейшей в Латинской Америке 12-й Международной выставке по обороне и безопасности (LAAD Expo-2019), которая 2-5 апреля прошла в бразильском Рио-де-Жанейро. Представители компании в рамках выставки провели встречи с высшим командованием армий и представителями оборонных ведомств Уругвая, Перу, Парагвая, Бразилии, Аргентины, Чили. Колумбии и стран Южной Африки. Ранее ASELSAN уже реализовывала проекты с рядом стран региона, в частности Уругваем, Чили и Аргентиной. В настоящее время эта турецкая компания поставляет свою продукцию в 65 стран, где стала доверенным партнером.

ASELSAN намерена расширить сотрудничество со странами Южной Америки, в частности посредством организации местного производства, трансфера технологий и сотрудничества с региональными предприятиями. Представители компании провели в рамках LAAD Expo-2019 встречи для оценки потребностей и потенциала местного рынка. ASELSAN представила на этой выставке системы связи, оборонные системы, радары и электронные военные системы, приборы ночного видения. LAAD Expo проходит раз в два года и считается самой крупной оборонной выставкой в Латинской Америке. В 2019 году выставка собрала на своей площадке более 600 компаний.

Ключевым событием на российском треке внешней политики Анкары стал визит 8 апреля президента Турции Р.Т.Эрдогана в Москву и очередное заседание Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ), в котором приняли участие основные министры двух стран.  Визит еще раз подтвердил регулярность и динамичность российско-турецкого диалога на высшем уровне. Накануне состоялся телефонный разговор двух президентов. Они обсудили вопросы подготовки к запланированному заседанию ССВУ.

На встрече В. Путин отметил энергичные усилия Москвы и Анкары для активизации внутриполитического процесса в Сирии. «Россия и Турция как гаранты астанинского процесса продолжают прилагать энергичные согласованные усилия по долгосрочной нормализации обстановки в этой стране. Мы координируем действия в контексте активизации внутрисирийского политического процесса, в том числе в целях скорейшего формирования Конституционного комитета», — констатировал российский лидер.

Кроме того, он заявил, что завершение контракта по поставке в Турцию зенитно-ракетных систем С-400 является приоритетом для Москвы и Анкары. «Серьёзные задачи по укреплению нашего сотрудничества стоят перед нашими странами и в военно-технической сфере. В первую очередь речь идет о реализации контракта на поставку в Турцию зенитно-ракетных систем С-400 Триумф», – сказал В. Путин. По словам российского президента, в области ВТС у РФ и Турции есть и другие перспективные проекты. При этом он уточнил, что речь идёт о поставках в Турцию современной российской продукции военного назначения.

Особое внимание В.Путин уделил вопросам взаимодействия в энергетической сфере, которое, по его словам, «приобрело подлинно стратегический характер». Россия, отметил В.Путин, крупнейший поставщик природного газа в Турцию. В 2018 году было экспортировано 24 млрд куб. м, что покрывает почти половину потребностей республики. Ключевым проектом энергетического партнерства двух стран является строительство в Турции атомной электростанции «Аккую». По словам главы российского государства, потенциальные инвесторы для этого проекта имеются.

Глава государства уделил отдельное внимание развитию гуманитарных связей, особо отметив работу российско-турецкого Форума общественности. «Уверен, что расширению культурных обменов, контактов в области образования, науки и туризма будет способствовать и проведение перекрестного Года культуры и туризма России и Турции, который открывается сегодня на торжественной церемонии в Большом театре», – заключил российский лидер. В.Путин также указал, что обсудил с Р.Т.Эрдоганом «с глазу на глаз» первоочередные вопросы развития отношений двух стран. «Условились и далее укреплять двустороннее взаимодействие в духе продвинутого многопланового партнёрства», – подчеркнул он.

В свою очередь Р.Т.Эрдоган пообещал делать все возможное для достижения целей двустороннего сотрудничества в разных сферах. Основной задачей Р.Т.Эрдоган назвал доведение товарооборота РФ и Турции до уровня 100 млрд долларов, отметив, что сейчас этот показатель составляет 26 млрд долларов. Он напомнил также о рекордном числе российских туристов, посетивших Турцию в 2018 году – 6 млн человек.

На это российский президент заметил, что расширению торговли РФ и Турции могла бы содействовать отмена действующих пока ограничений в этой сфере. По его словам, многое для углубления экономических связей Москвы и Анкары делается по линии смешанной межправительственной комиссии. В. Путин добавил, что дальнейшей активизации инвестиционного сотрудничества будет способствовать и запуск новых совместных проектов в различных отраслях экономики — промышленности, металлургии, сельском хозяйстве, в секторе высоких технологий.

В рамках московского заседания ССВУ в присутствии президентов РФ и Турции В.Путина и Р.Т.Эрдогана Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и суверенный фонд Турции подписали соглашение о создании совместного инвестиционного фонда с общим зарезервированным капиталом 900 млн евро. И сразу же были озвучены совместные проекты, которые могут быть реализованы с задействованием этого фонда. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев заявил, что Россия и Турция могут построить в РФ десять современных медицинских клиник. Таков один из проектов, который может профинансировать совместный инвестиционный фонд. «Один из первых проектов – с турецкой группой «Ренессанс» мы планируем строительство больших клиник в России», — отметил он.

 

Известно, что «Ренессанс» имеет успешный опыт быстрого и качественного строительства таких клиник в Турции, «практически совершив революцию в медицинском обслуживании». К.Дмитриев отметил, что такие клиники строились в частно-государственном партнерстве, а после 15 лет работы должны передаваться государству. «Это очень интересная модель, как можно мобилизовать большую часть частных средств для строительства самых современных крупных клиник. «Ренессанс» сделал это в Турции, и мы хотим повторить их опыт в России совместно с ними», — полагает глава РФПИ.

Он не исключил, что строительство клиник может вестись и в рамках национального проекта. По его словам, «все вопросы должны быть финализированы в этом году. Уже в следующем году начнется строительство десяти клиник», – сообщил он. Среди других проектов, которые может профинансировать новый инвестиционный фонд, К.Дмитриев назвал строительство гостиниц (в этой сфере у турок также большой положительный опыт) на территории России, в которых заинтересованы и турецкие туроператоры.

Что касается взаимодействия двух стран в сфере ВТС, то известные препятствия со стороны США на пути поставок Турции самолетов пятого поколения F-35 подталкивают Анкару к поиску альтернатив. В ответ на готовность турецких властей реализовать контракт по ЗРК С-400, источники в Вашингтоне объявили о невозможности передачи F-35 на баланс ВВС Турции. На это глава МИД Турции М.Чавушоглу заявил, что Анкару не просто вывести за рамки программы разработки самолетов F-35.

По словам министра, в случае реализации худшего из сценариев, Турция будет изыскивать альтернативные пути обеспечения нужд ВВС в самолетах пятого поколения. «В случае, если не получится приобрести F-35, Турция закупит похожие самолеты у других стран. И так будет продолжаться до начала строительства отечественных истребителей пятого поколения», — пояснил глава турецкой дипломатии. Это заявление прозвучало на фоне завершившегося визита президента Турции Р.Т.Эрдогана в Москву и для многих стало сигналом «российской альтернативы» F-35.

На вооружении ВКС России уже стоят многофункциональные самолеты пятого поколения Су-57. Причем, по мнению экспертов, российский самолет обладает рядом преимуществ перед F-35 по дальности полета, скорости и маневренности. В то же время, F-35 считается более «невидимым». У американских военных самолетов также сохраняются преимущества в плане синтеза данных с приборов обнаружения, что крайне важно в современной войне. Кроме того, «тридцать пятые» могут координировать действия других самолетов на территории противника.

Задачи конструкторов Су-57 были несколько иными, чем у F-35. Российский самолет пятого поколения был создан с целью обеспечения превосходства над противником, угрожающим важным воздушным объектам. Именно поэтому принцип «невидимости» не был приоритетом для создателей Су-57. Военная доктрина РФ предполагает ведение боя с невидимыми воздушными объектами и не акцентирует внимание на собственных самолетах- невидимках.

Наряду с этим, ведущее государственное турецкое информагентство Anadolu Ajansı сообщило, что тактико-технические возможности российского истребителя Су-57 превосходят характеристики американского истребителя пятого поколения F-35. Агентство опубликовало инфографику, демонстрирующую соотношение характеристик американского истребителя F-35 и российского Су-57. В частности, данные агентства показывают, что Су-57 в полтора раза превосходит F-35 по максимальной скорости, более чем вдвое по продолжительности полёта, несёт более существенный набор вооружения.

Кроме того, российский истребитель отличается сверхманевренностью и приспособлен для аэродромов с короткими взлётно-посадочными полосами. Упомянув такие сильные стороны F-35 Lightining II, как модификацию F-35В с вертикальным взлётом и посадкой и единое информационное поле для целой группировки этих самолётов, агентство утверждает, что Су-57 имеет все же больше достоинств. Стоит отметить, что большая часть тактико-технических характеристик Су-57 до сих пор не раскрывается.

Глава МИД Турции М.Чавушоглу заявил 11 апреля, что специалисты из США и НАТО могут приехать в Турцию, чтобы убедиться в том, что российские ЗРК С-400 не представляют угрозы для НАТО. «Несмотря на то, что США призывают Турцию отказаться от закупки российских ЗРК С-400, они при это не дают гарантии, что продадут нам ЗРК Patriot», — сказал он.

Обсуждается еще одно направление ВТС двух стран – это совместное производство вертолетов. Об этом заявил генеральный директор холдинга «Вертолёты России» Андрей Богинский. Он отметил, что они могут производить вертолеты, используя запчасти для вертолетов, производимые в Турции, которая обладает ценным опытом в сфере производства военных вертолетов. «Мы рассматриваем это как потенциал, который можно распространить и на сферу гражданской авиации», — указал гендиректор российской компании. По его словам, вертолеты совместного производства можно было бы поставлять на рынки, с которыми у Турции имеются серьезные экономические и торговые связи.

Тем не менее, не все гладко было на переговорах в Москве. Об этом рассказал В.Путин. Он отметил, что переговоры с турецким коллегой Р.Т.Эрдоганом были конструктивными, однако благостными их назвать нельзя. В частности, возникли разногласия во время обсуждения вопросов цены за поставки российского газа в Турцию. Президент РФ рассказал, что Турция хотела бы закупать у России газ по фиксированной цене, однако «Газпром» формирует свои тарифы на голубое топливо в соответствии с рыночной конъюнктурой. Данный момент вызвал некоторые споры на переговорах. В итоге стороны договорились продолжить поиск решений в ходе дальнейших встреч.

И взаимоприемлемое решение по этому вопросу, как полагают эксперты обеих стран, будет найдено, так как нынешний контракт, в общем-то, устраивает и Турцию, и «Газпром», а возникшая ценовая проблема — это сугубо экономическая история. Подобные вопросы возникали и ранее. Москва и Анкара приобрели опыт в их решении за столом переговоров. «Газпром» в 2018 году увеличил долю поставок в страны Евросоюза и Турцию до рекордных значений. По имеющимся сведениям, Россия взяла на рассмотрение этот вопрос.

Из других аспектов внешней политики Анкары следует обратить внимание на ее американский вектор, который был вновь заполнен отчаянными попытками Вашингтона предотвратить закупку турками российского ЗРК С-400. Так, состоялись очередные переговоры между госсекретарем США М.Помпео и главой МИД Турции М.Чавушоглу, по итогам которых госдеп сделал заявление. В нём (уже в который раз!) отмечается, что Вашингтон «выразил озабоченность» в связи с покупкой С-400 Анкарой. Майк Помпео заявил, что Турция не сможет иметь на вооружении американские истребители-бомбардировщики F-35 и российские зенитно-ракетные системы С-400 одновременно в связи с тем, что это, по мнению Вашингтона, технически невозможно.

Однако МИД Турции заявил, что эта информация госдепа «не отражает содержания» встречи. «Опубликованное сегодня заявление государственного департамента было, очевидно, подготовлено до проведения встречи», — говорится в сообщении турецкого внешнеполитического ведомства. По словам его представителя, заявление госдепа о встрече «содержит вопросы, которые на ней даже не затрагивались». Анкара призвала Белый дом подходить к таким заявлениям «более внимательно». Мягко говоря, это действительно странное поведение американского внешнеполитического ведомства, которому указывают на такие просчеты.

Коллег в Госдепе поддержали в Министерстве обороны США. В Пентагоне заявили, что участие Турции в программе по совместному созданию самолёта F-35 находится под угрозой в связи с покупкой Анкарой российских ЗРК С-400. В настоящее время изучаются другие источники (помимо Турции – авт.) поставок деталей для завершения программы реализации проекта F-35. «США ясно говорили, что приобретение Турцией С-400 неприемлемо. Таким образом, министерство обороны начало предпринимать шаги для обеспечения необходимого планирования и устойчивости цепочки поставок для F-35. Мы разрабатываем вторичные источники поставок для произведённых в Турции деталей», — заявили в Пентагоне. Убедительный и однозначный ответ турецкой стороны (мы говорили о нем чуть выше) на эти заявления Пентагона прозвучал из Москвы, где проходило заседание ССВУ России и Турции.

Турция в очередной раз обвинила США в снабжении террористов в Сирии оружием. Крупнейшее в Турции государственное информационное Анатолийское агентство сообщило, что «американцы в очередной раз перебросили в подконтрольные террористам YPG/PKK (сирийские курды из «Сил народной самообороны» и боевики Рабочей партии Курдистана) районы Сирии порядка 100 грузовиков с контейнерами, цистернами и автомобилями Hummer». Как сообщают местные источники, грузовики въехали на территорию Сирии ночью через КПП «Симелка» на границе с Ираком. В начале и конце февраля с.г. был зафиксированы факты переброски американцами в подконтрольные YPG/PKK районы Сирии около 300 грузовиков.

Напомним, что после того, как президент США выступил с инициативой создания зоны безопасности на севере Сирии, в Вашингтоне потребовали от Анкары гарантий отказа от операции против группировки YPG/PKK. Турецкая сторона ответила на это отказом. При этом Турция поддержала идею создания зоны безопасности в Сирии. 11 февраля глава CENTCOM заявил, что вывод американских войск из Сирии планируется начать в ближайшие недели. На сегодняшний день группировки YPG/РКК контролируют 28 процентов сирийской территории.

В Турции обратили внимание на тот факт, с 2014 года идет наращивание присутствия НАТО в Черном море. Согласно заявлению генерального секретаря НАТО, сроки присутствия кораблей НАТО в Черном море, которые в 2017 году составляли 80 дней, в 2018 году увеличились до 120 дней. Если добавить к этому и сроки пребывания кораблей США в регионе не в рамках НАТО, то можно сказать, что присутствие НАТО / США в Черном море становится постоянным.

А если учитывать миссию самолетов НАТО / США в воздушном пространстве региона, то можно вести речь о полной блокаде Черного моря. То есть Черное море становится водами НАТО, а на самом деле США. Насколько в интересах Турции поддерживать политику США в Черном море невзирая на их позицию в Восточном Средиземноморье, Эгейском море, Сирии, относительно F-35? Таким вопросом все чаще задаются в турецком экспертном сообществе.

Что касается F-35, то министр национальной обороны Турции Х.Акар 24 апреля еще раз прокомментировал ситуацию вокруг поставок Анкаре этих американских истребителей пятого поколения. По словам главы военного ведомства, четверо турецких пилотов уже выполняют полеты на самолетах F-35, а еще двое собираются приступить к летной подготовке в США. На тренингах в США находятся около 40 сотрудников турецкого технического персонала F-35. Турция намерена приобрести не менее 100 единиц многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 Lightining. Закупка производится в рамках многонациональной программы разработки F-35 под эгидой США, к которой Анкара присоединилась в 2002 году и уже выплатила в рамках реализации этого проекта более 2 млрд. долларов.  Более жестко высказался 30 апреля президент Турции Р.Т.Эрдоган. Он заявил, что в случае исключения Анкары из американской программы создания и приобретения истребителей F-35 проект США «обречён на полный провал».

И тем не менее, несмотря на все разногласия Анкара и Вашингтон остаются союзниками и партнерами. Это следует понимать всем, кто работает в сфере взаимоотношений этих двух стран. Отношения Турции и США имеют глубокие корни, что позволяет двум странам преодолеть существующие разногласия. Об этом на приеме по случаю открытия 37-й ежегодной конференции на тему американо-турецких связей в турецком посольстве в Вашингтоне сказал пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын. Конференция была организована Ассоциацией делового сотрудничества Турция-США (TAİK) при турецком Совете внешнеэкономических отношений и Американо-турецким советом (ATC). По его словам, между президентом Турции Р.Т.Эрдоганом и президентом США Д.Трампом существует взаимопонимание.

Турция как демократическая страна с растущей экономикой и многовекторной внешней политикой поддерживает конструктивные отношения со всеми государствами региона, отметил пресс-секретарь. «За последние два года в повестку дня наших двух стран входили важные вопросы, которые мы продолжаем решать и сегодня. Дружеские отношения Анкары и Вашингтона очень важны, поскольку благодаря именно им часть этих проблем была решена», — сказал И.Калын.

Обращает на себя внимание высокое представительство турецкой стороны на этом мероприятии. В конференции также приняли участие посол Турции в Вашингтоне Сердар Кылыч, министр национальной обороны Хулуси Акар, министр торговли Рухсар Пекджан, другие высокопоставленные гости. Выступая на открытии конференции, посол Турции отметил, что нынешний форум дает возможность решить проблемы между двумя странами в дружественной обстановке. «Турецко-американские отношения на протяжении 60 лет выстраивались вокруг общих целей, интересов и ценностей. И сегодня отношения между двумя странами ценны и важны», — сказал С.Кылыч. Посол отметил, что между Анкарой и Вашингтоном существуют некоторые разногласия, которые можно урегулировать путем конструктивного диалога. «Мы продолжим делать для этого все возможное», — сказал турецкий посол.

О переговорах Турции и США по созданию на севере Сирии зоны безопасности, свободной от террористической организации YPG/PKK, говорил на конференции спецпредставитель госсекретаря США по Сирии Джеймс Джеффри. «Мы работаем с Турцией над созданием зоны безопасности, которая пока полностью не согласована нами. У Турции есть серьезная обеспокоенность по вопросам собственной безопасности. США понимают озабоченности Турции относительно людей (YPG/PПK), совместно с которыми США   ведет борьбу против ИГИЛ. Мы работаем с Турцией над созданием зоны безопасности, где не будет YPG», — сказал Дж.Джеффри. Спецпредставитель подчеркнул, что между Анкарой и Вашингтоном продолжает осуществляться «очень важное геостратегическое партнерство». Он также указал на значимость Турции для достижения целей миссии США в Сирии.

Как согласуется «очень важное геостратегическое партнерство» с запретом Турции покупать жизненно необходимую для ее экономики иранскую нефть, представить в здравом уме невозможно. Официальный представитель МИД Турции Хами Аксой заявил, что Турция все еще пытается убедить США позволить государственной нефтеперерабатывающей компании Tupras продолжать закупать иранскую нефть после решения главы Белого дома Дональда Трампа с начала мая не возобновлять вывод ряда стран из-под действия своих санкций на закупку нефти у Ирана.

«Турция на разных уровнях уже заявляла, что считает данное решение США неправильным. Мы продолжаем пытаться убедить американскую сторону позволить Tupras продолжать приобретать нефть из Ирана», — заявил представитель турецкого внешнеполитического ведомства. Он добавил, что «Вашингтон перешел к использованию языка угроз, но США должны понять, что подобным подходом результата не добиться», — указал он.

Язык угроз и ультиматумов противоречит духу союзничества Вашингтона и Анкары. Об этом заявил и министр национальной обороны Турции Хулуси Акар, выступая в Вашингтоне на тему турецко-американских связей. Комментируя позицию американской стороны по контракту на поставки российских комплексов С-400 в Турцию, глава оборонного ведомства отметил, что, пытаясь угрожать Анкаре и дать некий срок на разрыв контракта Россией, Вашингтон придерживается неконструктивной позиции.

Как еще одну попытку Анкары наладить турецко-американские отношения следует рассматривать визит в США делегации во главе с министром финансов и казначейства Турции Бератом Албайраком. Президент США Дональд Трамп 16 апреля принял в Белом доме эту делегацию. Б.Албайрак передал главе Белого дома приветствия и послание президента Р. Эрдогана. Турецкий министр сообщил, что встреча в Белом доме прошла в конструктивном русле, состоялся обмен мнениями по двусторонним отношениям и ситуации в Сирии.

В беседе с Трампом Р.Албайрак отметил, что решение Вашингтона о выводе войск из Сирии стало возможностью для ликвидации негатива в двусторонних отношениях. «Если итоги турецко-американских переговоров по созданию зоны безопасности на северо-востоке Сирии сформируют базу для тесного взаимодействия двух стран в регионе, то силы безопасности Турции и США смогут впервые на деле продемонстрировать сотрудничество на местах», — сказал Б.Албайрак.

По его словам, власти Турции и США должны продемонстрировать единство перед силами, пытающимися вбить клин в партнерство двух стран. В основе отношений Турции и США лежат глубокие исторические связи, подчеркнул министр. «Нельзя допустить, чтобы проблемы помешали позитивному восприятию сотрудничества Турции и США. Экономические связи должны стать локомотивом нашего сотрудничества и быть такими же крепкими, как и их традиционное партнерство в сфере безопасности», — сказал глава турецкой делегации.

Он также акцентировал внимание на том, что позиции сторон по разным вопросам различаются, что можно устранить путем конструктивного диалога. В рамках визита в США, министр финансов и казначейства Турции также обсудил с министром финансов США Стивеном Мнучиным и советником главы Белого дома Джаредом Кушнером тему углубления двустороннего сотрудничества. Конкретной готовности со стороны США действовать в этом направлении не прозвучало, напротив, Вашингтон продолжает предпринимать меры по дальнейшему обесцениванию турецкой лиры. Попытки же Анкары заинтересовать американцев развитием сотрудничества в экономической сфере в очередной раз не нашли ожидаемого турками отклика Вашингтона.

Не удалось Анкаре в этот период переломить ситуацию к лучшему и на европейском векторе своей внешней политики. Так, Палата представителей парламента Италии большинством голосов приняла резолюцию о признании геноцида армян 1915 года в Османской империи. В принятой резолюции итальянские депутаты обратились к правительству признать геноцид и придать вопросу международное звучание. За проект проголосовали 382 из 432 депутатов.

На решение итальянских парламентариев последовала резкая реакция официальных властей Турции. «Как и все остальные попытки политизировать историю, данное решение Палаты представителей парламента Италии не имеет никакой силы. Неприемлемо, чтобы парламент Италии становился инструментом в игре, организованной для привлечения голосов на сторону ксенофобской партии на выборах в Европарламент», — написал в своем микроблоге Twitter глава МИД Турции М.Чавушоглу. В правительстве Турции заявили, что эти «убийства времен Первой мировой войны» не должны расцениваться как геноцид, отмечает издание. Пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын, в свою очередь, осудил решения итальянского парламента, которое, по его словам, «игнорирует призыв Р. Эрдогана о создании совместной исторической комиссии и разжигает политический популизм». Посол Италии был вызван в МИД Турции.

В свою очередь, помощник итальянского министра по связям с парламентом Винченцо Сантанджело заявил, что целью упомянутой резолюции является «почтить память жертв злодеяний» и таким образом способствовать движению к миру. Кроме этого, в итальянском парламенте выразили неудовлетворение Соглашением о Таможенном союзе между ЕС и Турцией, которое приводит, по мнению депутатов, к тому, что европейские производители вынуждены конкурировать с более дешевыми турецкими товарами и терять на этом свои прибыль и рабочие места. Исходя из этого, итальянские законодатели сделали вывод о том, что «Турция Европой не была и никогда не будет».

Хотя турецкая статистика говорит, что Соглашение о таможенном союзе с ЕС работает нормально и обеспечивает в основном паритет экономических интересов между Турцией и ЕС. Турецкий экспорт в 2018 году составил 168 млрд долл., из которых 84 млрд (то есть, ровно половина) приходится на экспорт в страны ЕС. С другой стороны, суммарный турецкий импорт, в том же году, составил 223 млрд долл., из которых на долю стран ЕС пришлось 81 млрд долларов, то есть баланс интересов сторон соблюден.

Наряду с этим, председатель германо-турецкой торгово-промышленной палаты Маркус Дж. Слефогт сообщил: «Турция, торговый оборот с которой достиг 36,5 млрд долларов, является важнейшим внешнеторговым партнером Германии». По его словам, в ближайшем будущем ожидается ещё больший рост торгового оборота между двумя странами. М.Слефогт также упомянул, что торгово-экономические отношения Турции и Германии нужно развивать и в дальнейшем. По сообщению турецких СМИ, глава палаты заявил: «Общее процветание может быть достигнуто через ликвидацию нетарифных барьеров в рамках таможенного союза. Устранение нетарифных барьеров в торговле между Турцией и ЕС принесет обоюдную пользу».

Председатель посоветовал Турции и ЕС также наращивать взаимодействие в торговле с третьими странами. М.Слефогт отметил, что Турция, с точки зрения своего выгодного географического положения, молодого населения и наличия большого числа активных потребителей, является рынком, открывающим перед немецкими компаниями широкие возможности. По словам председателя, только в Анкаре в германо-турецкую торговлю вовлечено более 400 компаний. Тем не менее, канцлер ФРГ А.Меркель вновь заявила о приостановке или же прекращении переговоров с Анкарой о полноправном членстве Турции в ЕС.

А с Францией произошло новое обострение отношений. Причина в том, что Э.Макрон подписал указ, согласно которому 24 апреля во Франции будет отмечаться как День памяти жертв геноцида армян. Анкара резко отреагировала. Президенту Франции, учредившему День памяти геноцида армян, следует помнить о массовых убийствах во время войны в Алжире, заявил глава МИД Турции М.Чавушоглу. Алжир был колонией Франции более 130 лет. Начатая в 1954 году в Алжире война с Францией за независимость завершилась подписанием в 1962 году Эвианских соглашений о прекращении огня, а затем провозглашением независимости Алжира. Жертвами этой войны стали, по разным данным, от 300 тысяч до 1 миллиона человек.

«Вы пытаетесь преподать урок Турции, вы говорите о свободе слова, но действия Макрона противоречат международному праву. Чтобы расценить это как геноцид, нужно решение суда, но его нет. По каким соображениям принимается такое решение? Единственное объяснение – популизм. Мы не забыли про Алжир и Руанду. Пусть Макрон об этом вспомнит», — заявил М.Чавушоглу, выступая в Анталье на семинаре Роуза-Рота в рамках Парламентской ассамблеи НАТО. Перепалка между находящимся на трибуне турецким министром и сидящими в зале французскими парламентариями закончилась тем, что делегация из Франции демонстративно покинула зал заседаний.

Эксперты обратили внимание на зарождение в апреле нового направления во взаимодействии по парламентской линии в треугольнике Россия-Турция-Иран.  Сотрудничество парламентов этих трех стран может внести вклад в урегулирование региональных проблем. Об этом сказал иранскому информационному агентству представитель комиссии по национальной безопасности и внешней политике парламента Ирана Али Наджефи Хоршуди. Депутат прокомментировал прошедшее в Москве заседание представителей парламентов России, Турции и Ирана.

Н.Хоршуди напомнил, что Турция, Россия и Иран наладили сотрудничество на уровне глав государств и МИД, прежде всего в рамках астанинского процесса. Глава комиссии считает, что при этом также важно развивать сотрудничество и на уровне парламентов. По его словам, прошедшее в Москве заседание говорит о достигнутом в этой сфере прогрессе.

«Сотрудничество между парламентами Турции, Ирана и России может внести вклад в урегулирование региональных проблем. В ходе заседания в Москве обсуждались региональные вопросы, удалось достичь важных результатов. Межпарламентское сотрудничество Турции, России и Ирана создаст для трех стран большие возможности», — уверен Н.Хоршуди.

В предыдущих статьях мы обращали внимание на активное развитие Анкарой африканского вектора своей внешней политики. В апреле стали известны новые планы турецкого руководства на этом направлении. Министр иностранных дел М.Чавушоглу в ходе совместной пресс-конференции с гамбийским коллегой Мамаду Тангара в Анкаре заявил, что в скором времени Турция планируем довести число своих посольств на африканском континенте до 50. Как известно, на сегодняшний день посольства Турции действуют в 40 из 54 государств Африки.

В ходе встречи министры подписали Протокол о обмене земельными участками под дипломатические представительства и Соглашение о сотрудничестве в области поддержки государственного развития. М.Чавушоглу выразил удовлетворение визитом М.Тангары в Турцию. «Мы многократно подчеркивали значимость африканского региона для Турции. Мы готовы развивать связи со всеми странами континента. Одним из стратегических партнеров Турции в этом регионе является Гамбия», — сказал турецкий министр. Глава гамбийской дипломатии передал президенту Турции Р.Т.Эрдогану письмо президента Адама Бэрроу.

52.41MB | MySQL:103 | 0,487sec