Алжирские военные зачищают страну от конкурентов на власть

Вынужденный отказ бывшего президента АНДР Абдельазиза Бутефлики идти на пятый президентский срок вызвал комплексное изменение структуры алжирской власти. В первую очередь – это разгром алжирскими военными в течение последнего месяца его клана, приведший к коренным сдвигам в политике и экономике страны.

Необходимо напомнить, что сразу после вышеуказанного отказа А. Бутефлики военные во главе с начальником штаба Вооруженных сил АНДР Ахмедом Гаидом Салахом лишили его клан финансово-экономический мощи, арестовав целый ряд связанных с ним бизнесменов во главе с миллиардером Али Хаддадом.

Далее та же участь постигла самого влиятельного предпринимателя страны либерала Исаада Ребраба.

В ночь с 4 на 5 мая были арестованы Саид Бутефлика, младший брат и советник ушедшего президента, отставной генерал Мухаммед Медьен, бывший глава спецслужбы DRS и  его сменщик генерал-майор Атман Башир Тартаг.

Ахмед Гаид Салах открыто назвал их «бандой», обвиняемой в «заговоре против государственной власти и армии».

Причем судебный процесс в отношении «банды трех» был инициирован лично самим начальником штаба. Известно, что их задержали благодаря откровениям бывшего министра обороны страны Халеда Неззара, известного тем, что в Швейцарии и Франции против него инициировано расследование в совершении военных преступлений в Алжире  в период войны против радикальных исламистов в 1990-х гг.

Согласно откровениям Неззара, поучаствовать в заговоре с целью отправить на пенсию Ахмеда Гаида Салаха к нему лично обратился Саид Бутефлика. Однако он якобы поспешил донести об этом действующим военным.

Однако на этом зачистка Алжира от значимых фигур не прекратилась и, наконец, 9 мая была арестована лидер левацкой Трудовой партии Луиза Ханнун, которая, как и трое вышеупомянутых функционеров была обвинена в участии в «заговоре против государственной власти и армии».

Заметим, что для сторонников Ханнун это стало полной неожиданностью, поскольку, во-первых, несмотря на всю ее экстравагантность и порой громкие призывы из ее уст, обращенные к социальной справедливости, она никогда не выходила за рамки установленных в стране правил «партийной» игры. Во всяком случае, она традиционно на разноуровневых выборах играла роль спойлера, украшавшего избрание А.Бутефлики и голосования за лояльные ему партии.

Во-вторых, ее «политический» калибр явно несопоставим со всеми из вышеупомянутых деятелей. В этом качестве она вполне бы сгодилась и на ожидаемых июльских выборах президента страны, традиционно игра роль лидера левой оппозиции, профсоюзов и алжирских женщин. Однако волей Ахмеда Гаида Салаха вместо избирательной кампании она отправилась в тюрьму.

И хотя некоторые ее сторонники выражают мнение, что произошла «ошибка» и «власти разберутся», с учетом медлительности алжирской бюрократии она вряд ли сможет выйти на свободу перед голосованием в необходимый для своей раскрутки срок.

Важно другое – показательна мобилизация ресурсов военных для расширения контроля власти. Так, например, известно, что дело «банды трех» и Луизы Ханнун должен будет рассматривать военный трибунал, хотя ни к одному из них это явно неприменимо.

Так, Тартаг и Медьен являются отставниками, а С.Бутефлика и Ханнун вообще не имеют отношения к армии, и, следовательно, их дела должен рассматривать гражданский суд. Использование же в отношении их военной юстиции станет явным нарушением алжирского законодательства.

Впрочем, судя по всему, эти детали не особенно заботят Ахмеда Гаида Салаха. И им руководит отнюдь не только желание «бросить кость» оппозиции и заставить ее прекратить массовые протесты.

Важной деталью служит то обстоятельство, что, согласно имеющимся утечкам, военные не исключают вынесения фигурантам «банды трех» смертных приговоров. Особенно это касается С.Бутефлики и, возможно, М.Медьена. Оба считаются его заклятыми врагами, причем у последнего на него был компромат относительно деталей заключения  военных контрактов с Россией и покупки недвижимости в ОАЭ, Франции и Швейцарии.

Между тем, произведенные по указке Ахмеда Гаида Салаха аресты нацелены не только на лишение активов его возможных конкурентов, но и желании  сконцентрировать алжирские ресурсы под его собственным контролем.

Он старательно зачищает политико-экономическое пространство АНДР от всех, кто может представлять хоть какую-то опасность помешать развитию страны по пути, который ей намереваются указать военные.

Учитывая устойчивую тенденцию к подобным зачисткам конкурентов и вообще опасных для военных деятелей, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время Ахмед Гаид Салах продолжит взятый им репрессивный курс.

Вопрос – против кого именно он будет направлены в дальнейшем. Разумеется, можно продолжить отправлять в тюрьму связанных с павшим А.Бутефликой лиц вплоть до его самого.

Однако это уже не может остановить волну народных протестов, нацеленных на полный демонтаж старого режима власти, и тем более это не сможет стабилизировать положение экономики, находящейся не в лучшей своей форме.

Попытки же «охлаждения» протестов путем массовых арестов их активистов, особенно в берберских районах, чреваты настоящим взрывом.

52.24MB | MySQL:103 | 0,460sec