О современных отношениях между Турецкой Республикой и Государством Израиль. Часть 1

Современная политика Турецкой Республике на Ближнем Востоке является резко антиизраильской. И это при том, что Турция была в числе первых стран, признавших израильскую государственность в 1949 году и, в дальнейшем, на протяжении десятилетий, строила с еврейским государством не только взаимовыгодные торгово-экономические, но и плодотворные политические и военные отношения.

Впрочем, на протяжении своей истории турецко-израильские отношения нередко переживали кризисные периоды: в частности, таким стал период 1980-х годов. Из-за того, что в Турции было охарактеризовано как оккупация Восточного Иерусалима, отношения между двумя странами были понижены до уровня вторых секретарей. Отношения на уровне послов были восстановлены лишь в 1991 году, после прихода ко власти правительства Сулеймана Демиреля. 1990-е годы прошли под знаком тесного политического и экономического сотрудничества между двумя странами.

В частности, израильские спасатели в 1999 году участвовали в спасении турецких граждан и в ликвидации последствий Измитского землетрясения – недалеко от города Стамбул. Землетрясение стало одним из самых масштабных в турецкой истории, унесло тысячи жизней турецких граждан, а также в значительной мере уничтожило промышленную инфраструктуру города – спутника Стамбула. Достаточно отметить, что, в заметной степени, промышленный потенциал региона и, даже страны в целом, сконцентрирован именно в Измите. Участие израильских спасателей в ликвидации последствий турецкой трагедии нашло в турецком обществе самый теплый отклик, турецкая пресса потом долго писала про «братство» и про «вечную дружбу» между турецким и израильским народами.

Так что, 1990-е годы, в целом, прошли под знаком тесных контактов между двумя государствами, которые ознаменовались ростом взаимных визитов официальных делегаций, в т.ч. на высшем уровне, а также подписанием документов о сотрудничестве между странами в различных сферах.

Ситуация кардинально изменилась с приходом ко власти в Турции происламской Партии справедливости и развития под «предводительством» Р.Т.Эрдогана, для которых сближение с исламским и арабским миром стало одной из доминант внешнеполитического курса. Разумеется, стоя на этих позициях, Турция не могла игнорировать и не использовать обстановку в палестино-израильском конфликте в попытке консолидации вокруг себя исламского мира. Коль скоро, фактор Израиля и антисемитизм – это то немногое, в чем исламский мир – практически единодушен. Впрочем, как мы написали выше, в этом не было ничего особо оригинального или же необычного для турецко-израильских отношений. И даже более того, антиизраильская политика – это тот случай, когда сошлись вместе убеждения турецкого лидера и практический расчет.

Единственная новизна, которая, пожалуй, в этом заключается, связана с тем, насколько всерьез и надолго пришла ко власти Партия справедливости и развития, а также в том, как им удалось, коренным образом, изменить роль и значение военных во внутриполитической жизни страны. Всё же, турецко-израильское сотрудничество по линии военных и представителей спецслужб, нередко, существовало автономно от контекста текущей политической конъюнктуры двусторонних отношений. И, более того, силовому блоку нередко удавалось балансировать турецко-израильские отношения от впадения в различные крайности. Лишенные этого балансира с турецкой стороны, турецко-израильские политические отношения, в итоге, и скатились в наши дни на один из самых низких уровней в своей истории.

Тому предшествовала знаменитая перепалка на Давосском экономическом форуме в 2009 году между премьер-министром Р.Т.Эрдоганом и президентом Израиля Шимоном Пересом, как раз, по текущей ситуации вокруг палестино-израильского конфликта. После которой запомнилась и стала мемом фраза Р.Т.Эрдогана «One minute please», а сам он, оскорбленный попытками модератора остановить его выступление со ссылкой на регламент, встал и покинул зал заседаний. С тех пор, вот уже 10 лет, глава турецкого государства Давосский экономический форум игнорирует, делегируя, впрочем, на мероприятие представителей Турции разной степени представительности. В этом году, пройдут торжественные мероприятия, посвященные 50-летию Форума, и организаторы, в очередной раз, заговорили о том, что в них участие вновь мог бы принять и президент Р.Т.Эрдоган. Однако, пока ситуация остается неясной – все же выход турецкого лидера из зала заседаний в Давосе получился очень громким и долго ещё «резонировал» на Ближнем Востоке.

Не менее громкой, получилась история с так называемой «Флотилией мира», которую ряд правозащитных организаций, включая турецкие, отправили на «прорыв израильской блокады Сектора Газа». Эта авантюра, состоявшаяся в мае 2010 года, стоила жизни 10 турецким гражданам – участникам акции (10 граждан упоминаются на сайте МИДа Турции, в прочих источниках нередко пишется про 9 человек – В.К.).

С тех пор, от турецкого руководства нередко можно было слышать о том, что «вот-вот» будет отправлена «Флотилия мира – 2», а от израильского руководства, что результат второй акции будет таким же, как и у акции первой. Но вплоть до настоящего мира повторной акции не состоялось.

Впрочем, в 2013 году, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху официально извинился перед Турцией за смерть пропалестинских активистов — турецких граждан, убитых при штурме израильскими военными судов, пытавшихся прорвать блокаду сектора Газа, а также говорилось и про то, что Государство Израиль выплатит компенсацию семьям погибших. Однако, с тех пор, невзирая на возникающие, время от времени, заявления сторон, никакой нормализации не произошло. Напротив, более того, как можно судить из заявлений турецкого президента, у него наблюдается острая личная неприязнь к израильскому премьеру Биньямину Нетаньяху. Перепалка между двумя лидерами идет, практически, в режиме non-stop.

Вот, допустим, один твитов Б. Нетаньяху, опубликованных в марте месяца этого года: «Эрдоган – это диктатор, который отправляет десятки тысяч своих политических оппонентов в тюрьму, осуществляет геноцид против курдов и оккупирует Северный Кипр, проповедует мне, Израилю и Армии обороны Израиля про демократию и про этику войны. Смешно». (В оригинале: Erdogan, the dictator who sends tens of thousands of political opponents to prison, commits genocide against the Kurds, and occupies Northern Cyprus, preaches to me, to Israel, and to the Israel Defense Forces, about democracy and the ethics of war. A joke).

Иногда, в полемике участвует лично Р.Т.Эрдоган, нередко – и его спикер Ибрагим Калын и министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу.

Вот как, в частности, И.Калын ответил на приведенное выше заявление Б.Нетаньяху: «Нетаньяху, после своих расистских заявлений в отношении арабов и мусульман, раскрыл сам себя и теперь он нападает на президента Эрдогана». В целом, Р.Т.Эрдоган часто повторяет, что «он знавал разных мировых лидеров, но, исходя из его опыта, Б.Нетаньяху – это совершенно особый случай».

Разумеется, на турецко-израильские отношения не может не оказывать влияние и внешняя конъюнктура, в частности, новая ближневосточная политика Соединенных Штатов Америки, сформулированная при администрации президента Д. Трампа. В частности, предельно жесткой была реакция на решение Д.Трампа в декабре 2017 года по переносу американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим и по признанию Иерусалима столицей Государства Израиль.

Турецкая реакция на это событие была достаточно жесткой: Турция обеспечила созыв внеочередного заседания Организации исламского сотрудничества (ОИС), которое прошло, всего спустя 4 дня после скандального решения Д.Трампа – 13 декабря 2017 года в Стамбуле. Результатом стала публикация декларации под заголовком «Свобода для Иерусалима», состоящей из девяти пунктов.

Эти пункты, в частности, содержат осуждение и непризнание членами ОИС решения США по переносу своего посольства в Иерусалим. Все действия и практике Израиля в Иерусалиме были объявлены неприемлемыми и противоречащими «совести, закону и истории».

В Декларации содержится призыв ко всем членам ООН, ЕС и международного сообщества принять статус Иерусалима и всех резолюций ООН. Границы Израиля 1967 года рассматриваются в качестве условия мира и безопасности в регионе. В Декларации подчеркивается, что «никогда не удастся отказаться от суверенного и независимого палестинского государства, столицей которого является Восточный Иерусалим».

Подписанты Декларации заявили, что они будут сотрудничать и взаимодействовать в целях защиты палестинского досье и Иерусалима на международных платформах, особенно в Организации Объединенных Наций. Параллельно страны ОИС выступили с призывом ко всем странам, которые еще не признали Палестинское государство, объявленное в 1988 году и «являющееся достижением палестинского народа для свободной жизни», сделать незамедлительно этот важный шаг – с целью «достижения баланса, который будет поддерживать разум и справедливость в регионе».

В очередной раз, в Декларации стран участниц-ОИС содержится признание Палестинского государства, столицей которого является Восточный Иерусалим, и озвучивается призыв ко всему миру признать Восточный Иерусалим оккупированной столицей Палестинского государства.

В Декларации содержится напоминание о том, что дело палестинцев имеет важнейшее значение в будущем «в контексте полного национального единства со взаимным уважением и доверием».

В заключительной части Декларации, подписанты призывают администрацию Д.Трампа пересмотреть «это незаконное решение, которое вызовет хаос в регионе, и принять верный шаг». Процитируем: «Как Организация исламского сотрудничества, мы подтверждаем нашу полную поддержку всем палестинским братьям, особенно палестинскому президенту Махмуду Аббасу, в независимой и суверенной палестинской борьбе, столицей которой является Иерусалим».

Надо сказать, что принятие подобного документа стало важной внешнеполитической победой Турции, которая, проведением мероприятия в Стамбуле и обеспечением консенсуса среди стран – участниц ОИС, подтвердила наличие у себя статуса в мусульманском мире. Возможно, не того, на который она рассчитывала, но, тем не менее, повторимся, принятие Декларации по Иерусалиму именно в Стамбуле, при лидирующей роли Турции, являвшейся в 2017 году временным председателем в ОИС, — это несомненное достижение.

Причем, это — достижение не только для Турции, но и лично для президента Турции Р.Т.Эрдогана, который пытается претендовать на то, чтобы являться главным лидером современного Ближнего Востока. Площадка Саммита ОИС использовалась Р.Т.Эрдоганом в полной мере, с целью озвучивания своих программных тезисов и взглядов на устройство Ближнего Востока.

Приведем некоторые, наиболее характерные тезисы из выступления турецкого лидера.

В частности, в своей речи, президент, Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что «целью ОИС является сохранение святости Иерусалима и его исторического статуса» и охарактеризовал встречу, как «критическую, которая соответствует своей исторической миссии и цели». Президент Р.Т.Эрдоган подчеркнул, решение президента США Д.Трампа по переносу американского посольства в Иерусалим будет иметь очень серьезные последствия и что оно приведет к самой серьезной дестабилизации региона.

Президент Р.Т. Эрдоган подчеркнул незаконность принятого Д.Трампом решения, равно как и его неприемлемость, а также отметил, что оно разрушает те усилия по достижению мира, которые предпринимались мировым сообществом в палестино-израильском конфликте вплоть до настоящего времени. При этом, президент Р.Т.Эрдоган отметил, что Израиль не выполнил ни одну из многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН, принятых до сих пор.

Настоящим владельцем земли, на которой сейчас располагается Государство Израиль, является, по словам турецкого лидера, Палестина. Израиль назван президентом Р.Т.Эрдоганом продуктом «евангелистской и сионистской логики».

Президент Р.Т.Эрдоган заявил, что все присутствующие в Стамбуле страны, должны занять решительную позицию по вопросу Иерусалима, в качестве руководителей стран-членов Организации исламского сотрудничества, и напомнил всем собравшимся, что он объявил эту позицию всему миру, сказав: «Иерусалим — наша (то есть, турецкая – В.К.) «красная черта» навсегда».

В своем выступлении, президент Р.Т.Эрдоган выступил с призывом к США «отказаться от своих неправильных решений, как можно скорее», а также заявил о солидарности всех стран-членов ОИС по вопросу Иерусалима и по «защите его святости и исторического статуса».

Города, который по словам турецкого лидера, «является братом Мекки, Медины, Стамбула, Багдада, Каира, Бухары». По словам Р.Т.Эрдогана «Иерусалим является учеником ислама». Процитируем: «Кроме того, Иерусалим является общим наследием всего человечества. Мы будем продолжать нашу борьбу за Иерусалим на основе закона и законности до тех пор, пока не будет аннулировано неправильное решение американской Администрации, со всеми нашими международными партнерами, и, до тех пор, пока израильская оккупация не закончится. С другой стороны, мы видим, что оккупация и нападения Израиля не ограничиваются Иерусалимом. Несмотря на все решения, принятые против Израиля, как я показал на карте, он продолжает свою незаконную деятельность по созданию поселений в Палестине, прямо ​​как ядовитый плющ».

Завершая свое выступление на Стамбульском саммите, Р.Т.Эрдоган указал:  «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Мусульмане — никогда не беспомощны, никогда не являются бессильными. Всегда есть возможности, если есть вера. Вера, терпение, настойчивость, и нет никаких препятствий к достижению целей, пока ведется борьба».

Жесткая риторика и позиция турецкой стороны была продолжена и вплоть до физического переноса американского посольства в Иерусалим, который состоялся в мае 2018 года. Вот, в частности, некоторые заявления, сделанные в тот период президентом Турции Р.Т.Эрдоганом:

«Сейчас, завтра, будет сделан шаг. Какой шаг? Такой: Иерусалим становится столицей Израиля. Они, прежде всего, США признают Иерусалим столицей Израиля. Да хватит уже: в качестве чего хотите признавать, в том качестве и признавайте. Голосование в Организации Объединенных Наций было и все там было сделано. 128 стран мира, предельно ясно, выразили свой подход к этому вопросу. Рядом с вами есть 7 – 8 сумасшедших стран, которые вы нашли. И нет числа тем телефонным разговорам, которые вы провели (чтобы склонить другие страны на свою сторону – В.К.). «Я тебе столько-то заплачу. Если так, то играть будем в этом направлении». Вот так вы рассуждали и такие шаги предпринимали. Вы можете предпринимать те шаги, которые вам заблагорассудятся. Иерусалим, Восточный Иерусалим, является столицей Палестины. Мы знаем это как исламский мир. Мы не сталкиваем людей друг с другом из-за таких вещей, как нефть, золото и алмазы. И не будем сталкивать. Однако, некоторые именно этим и занимаются».

Заметим, что в своем выступлении Р.Т.Эрдоган адресуется к Соединенным Штатам Америки и лично к Дональду Трампу. Надо ли обращать внимание на то, насколько такая риторика лидера Турции разрушает стереотипы о Турции, как об «образцовом партнёре» США на Ближнем Востоке и о «стратегическом союзнике» американцев. Заметим, наряду с курдским досье, палестино-израильский конфликт является пунктом одного из самых острых противоречий, которые наблюдаются в отношениях между США и Турцией. Политика США на Ближнем Востоке характеризуется нынешним турецким руководством в качестве «евангелистской» и «сионистской», а в турецком обществе широко укоренилось представление о всесильном израильском лобби в Вашингтоне – в том числе в администрации Д.Трампа. Последнего самого, вместе с его зятем Джаредом Кушнером, считают главными сионистами США.

62.88MB | MySQL:102 | 0,550sec