О современных отношениях между Турецкой Республикой и Государством Израиль. Часть 2

Современная политика Турецкой Республике на Ближнем Востоке является резко антиизраильской. Продолжаем обзор основных факторов, оказывающих влияние на двусторонние отношения.

Напомним, что в прошлой, первой части статьи, мы поговорили про нелинейность развития двусторонних отношений, фундаментальной причиной которой является внутреннее тяготение Турции к исламскому миру и попытки выстраивания с ним особых, стратегических отношений. В сильной зависимости от конкретного витка истории, на котором находится Турция, и её текущих отношений с Западом и, прежде всего, с США, строятся и отношения между Турцией и Израилем.

Амплитуда колебаний маятника двусторонних отношений – достаточно широка: от понижения дипломатических отношений до уровня 2-го секретаря посольств до деклараций о стратегическом партнёрстве в регионе и тесного сотрудничества – не только торгово-экономического (о котором – чуть позже), но и военно-политического. Сейчас страны переживают первый из упомянутых этапов. Происходит это на фоне многочисленных конфликтов и разногласий, в т.ч. вызванных политикой США на Ближнем Востоке.

После дела так называемой «Флотилии мира» в 2010 году, которое удалось, худо – бедно, замять извинениями премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху и выплатами семьям погибших турецких граждан, с тем или иным, «назначением платежей», в 2017 году США объявило о своем признании Иерусалима столицей Государства Израиля и о переносе в него своего посольства из Тель-Авива. Как раз, в 2017 году Турция временно председательствовала в Организации исламского сотрудничества и всего спустя 4 дня после скандального решения администрации Д. Трампа было созвано экстренное, внеочередное заседание ОИС в Стамбуле, по итогам которого странами участницами была единодушно принята «Стамбульская декларация».

Выражаясь просторечным языком Дональд Трамп «поднял волну», на которой Турция «прокатилась», в качестве страны, стремящейся к утверждению своей лидирующей роли в мусульманском мире и статуса главной защитницы палестинской государственности и палестинского народа.

Эта позиция находит четкое отражение в турецких СМИ, которые регулярно, по мере развития ситуации в палестино-израильском конфликте, демонстрируют сюжеты и публикуют статьи о «зверствах израильской солдатни» и о «страданиях палестинского народа».

Параллельно, в последние годы, идёт сюжетная линия про премьер-министра Б.Нетаньяху, к которому, похоже, у Р.Т.Эрдогана существует большая личная неприязнь. И это даже невзирая на то обстоятельство, что именно Б.Нетаньяху, под давлением администрации Б.Х.Обамы, извинялся перед Р,Т.Эрдоганом за дело «Флотилии мира», что в Турции было воспринято как: а) победа «добра над злом» и Турции / исламского мира над Израилем, б) подтверждение правильности проводимого страной жесткого по отношению к Израилю внешнеполитического курса, являющегося в основе своей происламским и антиизраильским. Проще говоря, «прогиб Израиля» был воспринят в качестве подтверждения его слабости. А про личность Б.Нетаньяху Р.Т.Эрдоган выразился вполне определенно: мол, знавал он разных лидеров, но Б.Нетаньяху – это нечто из ряда вон выходящее.

Очередным свежим инцидентом для двусторонних отношений стал ракетный обстрел Израилем здания турецкого информационного агентства «Анадолу» в секторе Газа 4 мая 2019 года. К счастью, никто из персонала агентства не пострадал – был лишь нанесен материальный ущерб офису «Анадолу».

Это запустило в Турции очередной маховик антиизраильской риторики. В частности указывалось, что в результате упомянутого ракетного обстрела погиб 1 ребенок, 3 человека, включая беременную женщину и было ранено ещё, как минимум, 12 человек.

Был турецкими СМИ озвучен и комментарий Палестинской национальной администрации (ПНА) относительно произошедшего. Процитируем: «Тот факт, что офис АА (Агентство «Анадолу» – В.К.) стал целью (атаки Израиля – В.К.), является попыткой устранения свидетелей и подготовкой геноцида Газы со стороны Израиля».

Этот инцидент запустил целую волну выражений соболезнования и протестов с турецкой стороны.

В частности, президент Р.Т.Эрдоган позвонил лично председателю совета директоров и генеральному директору агентства «Анадолу» Шенолу Казанджи и выразил свои соболезнования в связи с атакой. Вице-президент Фуат Октай также позвонил Ш.Казанджи для выражения своих соболезнований. Выражения соболезнований после этого зазвучали ото всех мало-мальски значимых представителей турецкой властной вертикали. Иллюстрируем.

Спикер Великого национального собрания (Меджлиса) Турции Мустафа Шентоп охарактеризовал удар со стороны Израиля по офисному помещению к качестве акта пренебрежения Израилем закона и общечеловеческих ценностей. Процитируем: «Тот факт, что целью стало здание агентства «Анадолу», является очередным подтверждением израильской агрессии. Применяемое Израилем насилие является преступлением против человечности».

В числе прочих, совершивших телефонный звонок генеральному директору агентства «Анадолу» после случившегося инцидента стали министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, министр национальной обороны Хулуси Акар, министр юстиции Абдулхамит Гюль, министр внутренних дел Сулейман Сойлу, министр промышленности и технологий Мустафа Варанк, министр окружающей среды и градостроения Мурат Курум.

Министр энергетики страны Фатих Дёнмез, резко осудивший израильскую атаку, в частности, заявил: «Мировое сообщество должно самым решительным образом продемонстрировать свою реакцию».

В своем Твиттере, министр энергетики Ф.Дёнмез написал: «Мы осуждаем атаку, направленную на агентство «Анадолу», которое пытается на весь мир говорить о безнаказанных преступлениях Израиля против гражданского населения и против невинных людей. Мы ждем того, что со стороны всего мирового сообщества последует самая жесткая реакция на попытку нанести удар по свободе распространения информации (в оригинале: «получения новостей» — В.К.)».

Министр здравоохранения Турции Фахреттин Коджа отметил: «Я выражаю свои соболезнования работникам агентства «Анадолу», которое пытается сделать всё, чтобы мы получали мировые новости».

Заместитель министра культуры и туризма Сердар Чам, в связи с совершенным Израилем актом агрессии, выразил свои соболезнования.

Руководитель Департамента связи администрации президента Турции Фахреттин Алтун отметил следующее: «Мы решительно осуждаем атаку израильской армии на офис агентства «Анадолу» в Газе».

В официально распространенном со стороны Министерства иностранных дел Турции заявлении отмечается: «Мы решительно осуждаем тот факт, что целью Израиля в Газе стало здание агентства Анадолу и их (то есть, израильской армии – В.К.) неразборчивые атаки».

С выражением решительного осуждения выступил пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын: «Израиль, демонстрируя очередной акт агрессии, нанес удар по офису агентства «Анадолу», находящемуся в Газе. Мы эту атаку, самым решительным образом, осуждаем».

Глава Высшего совета по радио и телевидению Турции Эбубекир Шахин выступил с использованием предельно жесткого языка. Процитируем: «Израиль не знает границ в своей агрессии. Он выбрал своей мишенью агентство «Анадолу», которое на весь мир кричит о правде. Мы проклинаем (Израиль – В.К.)».

Генеральный директор государственной Теле- и радиовещательной компании Турции TRT Ибрагим Эрен отметил: «Я, самым решительным образом, осуждаю израильскую ракетную атаку на офис агентства «Анадолу». Израиль продолжает совершать преступления против человечности».

Председатель Партии счастья Темель Карамоллаоглу выступил с резким осуждением атаки израильской армии на офис агентства «Анадолу» в находящейся в режиме оккупации Газе. Глава Демократической левой партии Ондер Аксакал позвонил лично генеральному директору «Анадолу» Шенолу Казанджи для выражения своих соболезнований в связи со случившимся в Газе инцидентом.

Заместитель председателя Партии справедливости и развития Нуман Куртулмуш также совершил звонок Ш.Казанджи с целью выражения своих соболезнований. В своем Твиттере Н.Куртулмуш, в частности, отметил: «Неприемлемым является атака, совершенная на здание агентства «Анадолу» в оккупированной Израилем Газе. Я хочу выразить свои соболезнования агентству «Анадолу», которое продолжает информировать мировое сообщество о преступлениях, совершаемых Израилем в Газе против человечности».

Ректор Университета медицинских наук проф. д.н. Джевдет Эрдёль также сделал свое заявление в Твиттере: «Я, самым решительным образом, осуждаю атаку, совершенную Израилем в Газе против гражданских целей, в частности, против агентства «Анадолу». (Настоящим) я передаю свои соболезнования всем работающим в агентстве «Анадолу»».

Выражение соболезнования поступили и от Профсоюза работников СМИ (Medya İş) Турции: «Атака, совершенная на агентство «Анадолу» и на его сотрудников, является атакой на свободу прессы и на свободу доступа к  информации».

Приводят турецкие СМИ и выражения соболезнований из-за рубежа. Допустим, цитируются слова главы греческого новостного агентства Афин, главы информационного агентства Македонии и генерального директора Михалиса Псилоса, который выступил с осуждением атаки, совершенной Израилем на здание информационного агентства «Анадолу».

Итак, как мы видим, попадание здания турецкого информационного агентства «Анадолу» под ракетный обстрел израильской армии в Газе, в начале мая этого года, вызвало беспрецедентно жесткую реакцию со стороны турецкой власти.

Причем, что характерно, на эту тему высказалась вся турецкая властная вертикаль. Понятно, когда с выражением, в публичном пространстве, своего мнения и осуждения выступают профильные министерства, ведомства и их главы. Включая представителей МИДа и прессы. Однако, как мы видим, выступили представители и тех ведомств, в чью компетенцию не входит ни внешняя политика страны, ни вопросы турецкой обороноспособности и безопасности, ни информационная  политика и СМИ.

Заметим, что турецкая бюрократия – вообще, крайне осторожна и старается, без лишнего повода, не рисковать и не выступать на публике без одобрения сверху с тем, чтобы лишний раз не привлекать к себе ненужное внимание и возможное неудовольствие.

Однако, в данном случае, всем бюрократам было понятно: Израиль – как раз тот случай, когда можно проявить инициативу и выступить с мест с официальным осуждением. Голоса в стране раздавались из каждого «утюга».

И это не только не было встречено с неодобрением высшего руководства страны. Напротив, по мнению бюрократии, это нужно было сделать и это явилось выражением того, что вся турецкая бюрократия разделяет ценностные установки руководства страны. О том, что это — именно ценностная установка нынешнего руководства страны, мы уже сказали не раз. Речь не идет о конкретном инциденте, который, подчеркнем, не привел к жертвам со стороны турецких граждан. Речь идет, в принципе, об отношении нынешней власти к Израилю.

Для контраста, приведем другой характерный пример.

Тема ситуации в сирийской провинции Идлиб является для Турции крайне важной и болезненной. Все последние дни, сирийская армия при участии России, продолжает атаки на Идлиб, в рамках политики по медленному, но неуклонному сдавливанию кольца вокруг последней зоны деэскалации. Турецкие СМИ постоянно говорят об ударах, наносимых по провинции, и говорят о жертвах не только среди террористов, но и среди гражданского населения. Однако, подача этой информации, в этом случае, является будничной и, можно сказать, даже нейтральной. Нет никаких осуждений относительно «агрессии на регион», нет и призывов к мировому сообществу (достаточно, вспомнить, какая риторика на тему действий России в Сирии была в Турции буквально несколько лет назад – В.К.).

Потому как, контекст отношений между Турцией и Россией – совершенно другой, чем между Турцией и Израилем. Есть определенные границы, которые обе стороны стараются не пересекать.

Допустим, после того, как 6 мая с.г. Высшая избирательная комиссия (ВИК) Турции обнародовала свое решение об объявлении мэрских перевыборов в Стамбуле, российские СМИ на эту тему резко стихли. Даже те, кто в период с 31 марта (выборы в Стамбуле – В.К.) до решения ВИК Турции (6 мая с.г. _ В.К.) хоть как-то высказывался, и то – достаточно мягко, и вовсе замолчали, как по мановению волшебной палочки.

Ситуация – понятна: наверху было принято решение, лишний раз, не трогать турецкую власть в трудный для нее момент, не вызывать лишних ассоциаций с 2013 годом (площадь Таксим и парк Гези в Стамбуле – В.К.), а заодно не высказывать, вольно или невольно, даже простым «разбором полетов» в Стамбуле, своей поддержки турецкой оппозиции. Впрочем, мы не раз говорили о том, что эта политика «одного окна», которую российская власть и ведомства проводят в Турции, рано или поздно, выйдет России боком. Причем, уже не за горами этот момент. Нельзя, все российским структурам, включая и оппозиционные политические партии, работать исключительно с турецкой властью, не взаимодействуя с оппозицией. Пример, в этом смысле, можно брать с США, которые строят отношения по всему периметру. Однако, именно эта политика и проводится всю новейшую историю российско-турецких отношений.

Аналогичную позицию занимает и Турция по чувствительным для российской власти внутриполитическим вопросам. Лишний раз, стараясь её не задевать. Уж, тем более, турецкими СМИ не совершаются выпады в адрес России по Идлибу, потому что там Россия и Турция – в одной лодке, причем, за последней записан целый ряд обязательств, выполнение которых оказалось если не провалено, то перенесено на более поздний период.

И, на контрасте, все, что делает Израиль в ситуации постоянно тлеющего палестино-израильского конфликта, является для Турции, априори, преступлением против человечности. Потому что, повторимся, контекст отношений между Турцией и Израилем – строго понятен. Две страны – это противоборствующие стороны в более глобальном конфликте: «исламский мир – сионисты». И такой взгляд на вещи находит полное одобрение среди населения страны.

Достаточно посмотреть на опросы общественного мнения, характеризующие отношение турецкого населения к той или иной стране мира. Ярким примером является исследование, которое ежегодно проводится со стороны Университета Кадир Хас в Стамбуле. Предыдущее было опубликовано в июне прошлого 2018 года.

Первая тройка внешнеполитических вопросов в исследовании Университета, которые особенно занимают турецких граждан, выглядит следующим образом: сирийский вопрос – 26,0% опрошенных, отношения с Израилем – 24,2% опрошенных, борьба с терроризмом – 14,1%.

При этом, что характерно, отношения с Израилем занимают турецких граждан крайне неровным образом: в 2017 году тех, кого этот вопрос волнует, был всего лишь 8,3%, в 2016 г. – 15,9%, а в 2015 году – 6,0%. Как мы видим, общественное мнение в Турции в отношении Израиля идет своеобразными волнами.

Израиль в данных этого исследования, если смотреть с 2015 года, ни разу и не кем не был назван в качестве «дружественной страны» к Турции.

С другой стороны, вот пятерка наиболее враждебно настроенных к Турции стран, по результатам все того же исследования: США – 60,2%, Израиль – 54,4%, страны ЕС – 25,9%, Сирия – 24,1% и Армения – 18,3% опрошенных. Заметим, что даже Греция, с которой у Турции – тлеющие конфликты в Эгейском море и серьезные противоречия в Восточном Средиземноморье, была названа враждебной страной лишь 16,2% опрошенных и, таким образом, осталась за рамками «пятерки лидеров». При этом отношение к Израилю, как ко враждебной стране – достаточно устойчиво, хотя градус и подвержен изменениям: 2018 г. – 54,4%, 2017 г. – 37,4%, 2016 г. – 26,0%, 2015 г. – 42,6% опрошенных заявили о враждебности Израиля по отношению к Турции.

52.29MB | MySQL:103 | 0,496sec