О военной ситуации в Сирии (11 – 18 мая 2019 г.)

По данным совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 189 нарушений режима прекращения огня. Это почти на треть больше показателя предыдущей недели (136).

Продолжила очень активно фиксировать нарушения турецкая часть комиссии, особенно – в части, касающейся той части провинции Хама, которая примыкает к зоне деэскалации Идлиб, а также в провинции Алеппо. Российская часть комиссии фиксировала много нарушений в провинции Латакия.

В последующих данных учитывались максимальные показатели из представленной двумя частями комиссии информации. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано по меньшей мере 44 нарушения (в течение предыдущей недели – 31), в провинции Алеппо – 19 нарушений (20), в провинции Хама – 86 (28), в провинции Идлиб – 18 (16). Таким образом, наиболее заметно выросло число нарушений в провинции Хама.

Летательные аппараты ВКС России в течение недели наносили удары по целям джихадистов из группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ) и связанным с ними формирований в провинциях Латакия, Идлиб, Алеппо.

В частности, в провинции Латакия в районе населенного пункта Кафранбель 13 мая был уничтожен центр организации «Белые каски».

16 мая была предпринята очередная попытка обстрела российской авиабазы «Хмеймим». Минобороны РФ пока не подтверждало факт обстрела.

В течение недели самолеты сирийских ВВС наносили удары по целям боевиков в провинциях Хама, Идлиб.

Вечером 17 мая была предпринята попытка авиаудара по иранским целям близ авиабазы «Меззе» под Дамаском. Сирийские силы ПВО сбили часть ракет. Тем не менее 5 целей были поражены. Скорее всего, удар наносили самолеты израильских ВВС, поскольку ракеты летели со стороны провинции Эль-Кунейтра.

Вечером 18 мая авиаудар со стороны провинции Эль-Кунейтра повторился. Были поражены иранские цели в районе города Аль-Кисва, что к югу от Дамаска.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

На севере провинции Алеппо в курдском кантоне Африн 15 мая в результате двух атак курдов были убиты и ранены по меньшей мере 18 боевиков протурецких формирований.

На северо-востоке провинции Латакия, примыкающем к провинции Идлиб, 13  марта развернулись ожесточенные бои между сирийскими войсками и формированиями группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ). В ходе боев погибли по меньшей мере 25 джихадистов и 17 бойцов проправительственных сил.

Там же правительственные силы 17 мая начали наступление на город Кабани, удерживаемый силами группировок «Хайат Тахрир аш-Шам» и «Исламская партия Туркестана» (запрещена в РФ). Сначала сирийские войска продвинулись вглубь позиций противника, однако затем были вынуждены вернуться на исходные позиции.

15 мая артиллерия сирийской армии нанесла массированные удары по целям террористов в районе города Хан-Шейхун на юге провинции

Идлиб. Там же 15 мая сирийские войска вошли в город Хувайз Тахтани.

14 мая состоялся телефонный разговор между министром национальной обороны Турции Хулуси Акаром и главой военного ведомства РФ генералом армии Сергеем Шойгу. По имеющимся данным, турецкая сторона настаивала на остановке сирийского наступления на Идлиб.

На юго-западе провинции Идлиб 16 мая правительственные силы после взятия населенного пункта Эль-Хувейз вплотную подошли к следующему опорному пункту боевиков группировки ХТШ — Эль-Хамре, находящейся в горном районе Джебель аз-Завия.

16 — 17 мая в Анкаре прошло первое заседание российско-турецкой рабочей группы по Идлибу.

На северо-западе провинции Хама сирийские войска 12 и 13 мая устанавливали контроль над все новыми населенными пунктами, двигаясь в общем направлении к границе провинции Идлиб. 12 мая установлен контроль над городами Аш-Шариа, Баб ат-Така, Аль-Арима, Аль-Джамазия.

На севере провинции Хама 14  мая сирийские военные отбили контратаки, предпринятые протурецким «Фронтом национального освобождения». Боевики контратаковали к востоку от города Курназ с целью отбить ранее потерянные деревни Хамамият и Эль-Джабин. Сирийские войска отбили эти контратаки.

В тот же день формирования группировки «Катаиб аль-Изза» попытались продвинуться в окрестностях христианского города Мхарде в 17 км от провинциального центра. Они были рассеяны  артиллерийским огнем сирийских войск.

14  мая главарь группировки ХТШ Абу Мухаммед аль-Джулани запросил помощь от других антиправительственных группировок с тем, чтобы сдержать наступление сирийских войск на севере провинции Хама.

В провинции Хомс к юго-западу от Пальмиры 16 мая боевики «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) атаковали из засады автоколонну сирийских войск. При отражении нападения погибли и получили ранения до 20 военных. Получив отпор, боевики отступили вглубь пустыни.

12 мая главарь группировки ХТШ Абу Мухаммед аль-Джулани распространил видеозапись своего выступления, в котором он призвал своих сторонников «к оружию» с тем, чтобы защитить провинцию Идлиб от грядущего наступления правительственных сил. При этом он утверждал, что это наступление похоронило все ранее подписанные соглашения при том, что его группировка никогда не была их подписантом, поскольку является террористической. Тем самым он дал понять, что эта группировка в нынешнем ее виде  — она сменяла вывеску много раз — зависима от Турции с ее стремлением поддерживать повсеместно «Братьев-мусульман».

«Хайат Тахрир аш-Шам» при ее прежних названиях в 2013 году присягнула на верность «Аль-Каиде», а в 2016 году на словах порвала с этой организацией, не отказавшись при этом от ее джихадистской сущности. По данным неправительственных организаций, в провинции Идлиб у нее примерно 30 тысяч боевиков.

Подтверждение турецкого «крышевания» в современных условиях группировки ХТШ — уже 12 мая Анкара отправила сотни протурецких боевиков из сирийской провинции Алеппо в провинцию Хама.

13 мая появились неподтвержденные данные о том, что главарь ИГ Абу Бакр аль-Багдади перебрался в провинцию Хорасан в Афганистане. Очевидно, что для этого перемещения ему надо быль преодолеть территории нескольких стран, включая Иран.

18 мая иракский национальный перевозчик авиакомпания Iraqi Airways впервые с 2011 года должен был возобновить полеты в Дамаск. Этого, однако, этого не произошло по «административным» причинам.

По итогам недели представляется, что у Дамаска и его союзников достаточно сил для того, чтобы решить проблему Идлиба. Другой вопрос – дадут ли ему это сделать его недоброжелатели?

 

62.83MB | MySQL:102 | 0,487sec