О факторах влияющих на позицию Иордании в условиях ожидания американского проекта палестино-израильского урегулирования

Американская администрация обнародовала очередной срок представления своей инициативы палестино-израильского урегулирования, а точнее, как минимум, ее экономической составляющей. Это давно ожидаемое событие должно состояться 25 июня на международной конференции в Бахрейне. Сроки опубликования политической части пока не называются, поскольку ожидать с палестинской стороны включения в данный аспект сделки пока не приходиться, хотя на нее оказывают влияние разные игроки. Если говорить о региональных государствах, попадающих в т.н. категорию «умеренных», то здесь, казалось бы, все знают свою роль. Все, кроме Иордании, король которой, по слухам, несколько раз пытался узнать в Вашингтоне суть мирной инициативы, но не получил вразумительного ответа.

В результате Амман вынужден во многом руководствоваться слухами о возможных условиях будущего урегулирования, а они лишь усугубляют озабоченность тем, что новая реальность станет неблагоприятной для королевства. Так, в минувшие выходные сразу несколько изданий со ссылкой на представителя ПНА в Москве А.Х.Нофаля сообщили, что Рамалла якобы готова согласиться на проект иордано-палестинской конфедерации. При этом СМИ напомнили, что осенью прошлого года М.Аббас, встречаясь с активистами израильской крайне левой НПО «Шалом ахшав» («Мир сегодня»), не исключил такой вариант, но только в том случае, если Израиль также станет частью данного союза.

Наконец, нестабильной является внутриполитическая ситуация в самом королевстве, где население выражает недовольство своим положением и деятельностью правительства. Усугубила происходящее история с раскрытой кувейтской газетой Al Qabas попыткой переворота против режима короля Абдаллы II, в качестве реакции на которую из правительства были уволены высокопоставленные должностные лица, включая 7 министров и главу Управления общей разведки. Главным основанием для всплеска протестной активности, согласно попавшему в СМИ плану, назывались возражения по поводу практики назначения на высшие посты, среди которых несогласие с кандидатурой нынешнего премьер-министра О.Раззаза. Впрочем, звучала и тема палестино-израильского урегулирования, применительно к которой в вину Абдалле II вменялась якобы готовность предоставить гражданство более чем миллиону палестинских беженцев в обмен на солидный пакет экономической помощи от США, который газета Haaretz оценивает в несколько десятков миллиардов долларов.

Нельзя не заметить, что все сказанное в большинстве своем остается в информационном поле без официального подтверждения должностных лиц. Так, отставки король связал с жалобами населения на несовершенную структуру управления и разведки. Слухи о палестино-иорданской конфедерации, еще в конце апреля развеянные спецпредставителем президента США на международных переговорах Дж.Гринблаттом, став громкими заголовками для некоторых газет, дальше не пошли. Таким образом, применительно к Иордании речь сейчас идет, скорее, о давлении, которое оказывается на нее по ряду направлений извне с тем, чтобы Амман не стал препятствием для мирной инициативы Д.Трампа, а также переосмыслил свой подход по отношению к Израилю и палестинцам, имеющий тенденцию к явной поддержке последних.

С одной стороны, есть собственно израильские интересы, спровоцированные недовольством Иерусалима политикой Аммана. Одним из последних поводов для того, чтобы еще больше охладить т.н. «холодный мир», стал предположительно имевший место отказ Абдаллы II перед выборами принять Б.Нетаньяху, а международная составляющая, как мы помним, была одной из основ предвыборной программы лидера Ликуда. Более того, поддержать его таким образом согласился даже президент России В.В.Путин. С другой стороны, есть общие соображения, касающиеся «сделки века», где сплетаются интересы Израиля, США, а также региональных умеренных игроков, включая Саудовскую Аравию и Египет. Каиру, зарекомендовавшему себя в качестве неплохого регионального медиатора на межпалестинских переговорах и в общении Иерусалима с Газой, отводится в этом особая роль. Теперь, рассчитывая на бонусы от США в рамках проекта урегулирования, он убеждает в правильности следки и страны региона, среди которых не только Иордания, но и, к примеру, Марокко. Попытки казать влияние в пользу принятия проекта оказываются, по мнению колумниста Yedioth Ahronoth С.Перри, даже на Катар.

Египту, который, согласно опубликованной в газете Israel Hayom в начале мая утечке информации об условиях «сделки века»,  предстоит сыграть большую роль в стабилизации Газы, в том числе предположительно за счет аренды собственной территории. Это не что иное как часть давно известного проекта «территориальной компенсации», предполагающего, что участники мирного процесса, включая Египет и Иорданию, ценой собственной земли должны будут стимулировать взаимные уступки непосредственных сторон конфликта. Важно, что нынешнюю роль Каира в процессах, сопровождающих проект американской администрации, многие, включая израильских обозревателей, воспринимают как замену КСА, пик активности которой на израильском треке был связан с ушедшим в тень после убийства оппозиционного саудовского журналиста Дж.Хашогги наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом. В реальности же еще в 2017 г. на первых переговорах Б.Нетаньяху с Д.Трампом в качестве президента США эта тема была включена в повестку дня и, как утверждают некоторые источники, с подачи Египта, который при благоприятном развитии событий может получить от своих партнеров гораздо больше, чем отдаст палестинцам.

Для соблюдения баланса Иордания также должна быть активно вовлечена процесс. И для этого помимо преференций ей объясняют и потенциальные опасности, которые таит в себе отказ от поддержки «сделки века». Как предполагают израильтяне, включая теперь уже бывшего начальника Генштаба ЦАХАЛа Г.Айзенкота, недавно выступившего в Washington Institute for Near East Policy, впервые после ухода из АОИ, одним из основных опасений является риск дестабилизации Западного берега р. Иордан. В случае если опубликованную сделку палестинцы не примут, высока вероятность того, что они откажутся от координации в сфере безопасности. При таком раскладе для сдерживания террористической активности и протестов понадобиться внешний партнер, которым должна стать Иордания. Однако Амман не сумеет выступить в данном качестве, если не станет оценивать всерьез свою внутреннюю ситуацию. Не исключено, что именно этим руководствовались израильтяне, которые, по некоторым данным, и раскрыли кувейтской газете суть готовящегося заговора против короля. Не совсем ясна в таком случае критика короля в связи с планом предоставления гражданства палестинцам в обмен на финансовую поддержку. Однако эти соображения могли быть додуманы теми, кто выступает против сделки, или наоборот стать своего рода отвлечением, маскирующим израильское происхождения новости.

В целом, Хашимитское королевство представляет собой важного ближневосточного игрока особенно в свете опубликования проекта урегулирования, разрабатываемого США. При этом по мнению других региональных центров силы, также вовлеченных в мирный процесс, Амман, судя по всему, не достаточно готов к своей важной роли, что в будущем может усугубить кризис, который грозятся спровоцировать палестинцы после публикации «сделки века».

52.25MB | MySQL:103 | 0,488sec