К вопросу о создании французской военной базы на острове Кипр

На прошлой неделе между Францией и Республикой Кипр было подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее строительство постоянной французской военной базы на греческой части острова.

В начале текущей недели подробности указанного соглашения начали просачиваться в турецкие СМИ, вызвав однозначную реакцию – соглашение направлено против Турции и против её интересов в Восточном Средиземноморье. А также преследует своей целью воспрепятствовать проведению Турцией геолого-разведочных работ в регионе.

Говорим «Восточное Средиземноморье» – подразумеваем газовые месторождения региона, которые, по различным оценкам, могут составлять до 47% мировых запасов газа. При этом, указанные газовые месторождения находятся в исключительных экономических зонах Израиля, Египта и Кипра.

Произнося слово «Кипр», мы имеем в виду не одно из двух государств на территории осторова – Республику Кипр (именуемую в Турции «Греческая администрация Южного Кипра») и не частично признанную Турецкую Республику Северного Кипра (именуемую в Греции и Республике Кипр, а также в большинстве зарубежных стран, просто «Северный Кипр») — а остров в целом. Потому как, если с исключительной экономической зоной острова всё понятно, то вот с разделением месторождений между двумя половинами острова понятно далеко не все. Потому как соглашение между Южным и Северным Кипром, равно как и стоящими за их спинами Грецией и Турцией, до сих пор не достигнуто.

До сих пор, для Турции это было проблемой лишь в том смысле, что Республика Кипр блокировала переговорный процесс Турции о постоянном членстве в Европейском союзе.

А Турецкая Республика Северного Кипра, не получившая до сих пор широкого зарубежного признания (к примеру, за исключением того же «братского» Турции Азербайджана), не имеет международно признанных аэропортов и морских портов. Связь же с турецкой частью острова реализуется лишь только через Турцию.

Но это – старая проблема, а переговоры между турецкими и греческими общинами, так или иначе, шли. Кроме того, членство Турции в ЕС – это уже не слишком приличная тема в Турции. Неприличная тема — настолько, что даже понижено в статусе ранее созданное Министерство по делам ЕС до уровня, который ему пристал – управления в составе Министерства иностранных дел Турции.

И, всем в Турции понятно, что прямой связи между переговорным процессом Турции и ситуацией на Кипре, в общем-то, нет. Понятно, что непринятие Турции в ЕС – это константа и совершенно неважно, какие вокруг него совершаются дипломатические пассы «руками» различными участниками процесса.

С открытием газовых месторождений в Восточном Средиземноморье ситуация кардинально изменилась. Все упомянутые страны региона, кому посчастливилось стать обладателями вероятных запасов, приступили, с привлечением глобальных энергетических корпораций (включая итальянскую ENI и французскую Total), к интенсивной разведке и разработке месторождений, включая и Республику Кипр. Вот здесь включилась Турция, которая заняла предельно четкую позицию: сначала урегулирование спора между Северным и Южным Кипром, а потом уже деятельность по разведке месторождений. Тем более, тех которые находятся в спорных пограничных водах.

Вот вокруг этого сюжета – разведки Республикой Кипр газовых месторождений (которая характеризуется в Турции как «односторонняя», «провокационная» и «ущемляющая турецкие интересы») и попыток Турции ей военно-дипломатическими методами воспрепятствовать – и крутится весь сюжет в регионе. Только за этот год Турция провела два крупных военно-морских учения — «Синяя Родина» в марте месяце и «Морской волк», которое буквально только что завершилось. Учения такого размаха, что бы по этому поводу не заявляла Греция, которая назвала их «обычными», «регулярными» и «не вызывающими у Греции беспокойства», являются первыми в истории Турецкой Республики.

Учения прошли на всех четырех морях страны, включая Черное, Мраморное, Эгейское и Средиземное. Но, невзирая на широкий географический охват, всем понятно, что основное послание Турция «отправила» всё же Греции и Республике Кипр и как раз по теме газовых месторождений. Даже спорные острова Эгейского моря отошли на второй план. Равно как и сделав заявление об отправке из Антальи судна «Фатих», чтобы вести геологоразведку вокруг Кипра (невзирая на протесты, работы начались).

Однако, сторонников в этом вопросе у Турции, по существу, нет. Против интересов Турции и ТРСК создан газовый консорциум в составе Греции – Республики Кипр – Израиля – Египта с целью не только разработки газовых месторождений, но и доставки их на европейские газовые рынки. За спиной консорциума — ЕС и США. Последние, в связи с судном «Фатих», устами Государственного департамента страны, уже предупредили Турцию воздержаться от «провокационных действий». Кроме того, за спиной газового консорциума ещё и крупные энергетические корпорации. Все это вписывается в контекст общих отношений по осям Турция – США, Турция – ЕС и Турция – Запад.

Отметим, что ситуация обостряется ещё и тем, что накануне США выдвинули Турции «последний ультиматум» с требованием отказаться от закупки российских систем ПВО С-400. Срок для того, чтобы Турция отыграла назад – две недели. В противном случае, как сообщается, страна будет исключена из программы создания истребителя F-35. А, кроме того, возможно введение и экономических санкций, предположительно – секторальных, в отношении турецкого оборонно-промышленного комплекса. Понятно, что турецкое руководство на публике «хорохорится», но бизнес страны, о чем мы писали в статье накануне, уже ропщет.

При этом, как в Турции широко признается, главным вопросом сегодня для страны является даже не Сирия и не Идлиб, а именно Восточное Средиземноморье, вокруг которого ломается множество копий. В частности, в Турции пишется множество работ и делается множество исследований с правовой оценкой «односторонних действий» Республики Кипр. Кроме игры мускулами, идет сканирование пространства на предмет поиска для Турции вероятных союзников в этом противостоянии.

Иногда, помощь приходит откуда её не ждешь.

16 мая с.г. в турецких СМИ появилась информация о заявлении, сделанном министром по делам ЕС Великобритании сэром Аланом Дунканом. На слушаниях в Палате общин, на вопрос относительно зондажных работ, начатых Турцией в районе Кипра, он охарактеризовал зону, на которую претендует Республика Кипр в качестве территории «спорной принадлежности», тем самым вызвав дипломатический кризис между Лондоном и Республикой Кипр.

Президент Республики Кипр Никос Анастасиадис заявил, что направит жалобу премьер-министру Великобритании Терезе Мей на Алана Дункана. Поскольку Греция и Республика Кипр ждали от официального лица Великобритании (как одной из стран – гаранторов переговоров между двумя частями острова, наряду с Турцией и Грецией), осуждение турецкой деятельности. Соответственно, заявление, которое «льет воду на турецкую мельницу» было встречено на греческой части острова с удивлением и с раздражением.

Инцидент произошел в Палате общин, когда Алана Дункана попросили прокомментировать те зондажные работы, которые были начаты турецким судном «Фатих», на расстоянии приблизительно в 60 км к западу от греческой части острова. На что министр по делам ЕС Великобритании заявил буквально следующее: «Мы подтверждаем соглашение о демаркации границ, сделанное Кипром с другими странами. Однако, мы осуждаем проведение зондажных работ в водах, чья территориальная принадлежность является спорной. По этому поводу, я провел продуктивную встречу с турецким послом в Великобритании».

Выражение «воды со спорной территориальной принадлежностью» было встречено лидером греческой части острова Никосом Анастасиадисом с нескрываемым раздражением: «Алан Дункан и в прошлом выступал с подобными негативными оценками. Я запрошу премьер-министра Великобритании об официальной позиции страны. Надеюсь, что официальная позиция Великобритании, которую мы поддерживаем в ЕС, не является такой (как озвучил Алан Дункан – В.К.)».

Однако, запросы – запросами, но Республика Кипр, похоже, решила подстраховаться по полной программе, когда подписала соглашение о размещении французской военно-морской базы на своей территории.

Итак, что же подписали греческие киприоты с французами? – Приводим те 9 статей, которые, по сведениям турецких СМИ, содержатся в соглашении (перевод выполнен с турецкого языка). Французско-кипрское соглашение, в частности, предусматривает следующее:

  • Превращение военно-морской базы в базу с широким радиусом действия.
  • После того, как все исследования и планы, связанные с развитием военно-морской базы, будут завершены, она должна быть готова к своей работе в течение шести месяцев.
  • База будет полностью соответствовать требованиям французского флота, который будет действовать и закрепляться в Восточном Средиземноморье в рамках сотрудничества PESCO (Permanent Structured Cooperation или Постоянное структурированное сотрудничество — программа государств — членов Европейского союза, направленная на более тесное сотрудничество в сфере безопасности и обороны, в рамках Глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности – В.К.).
  • База будет гарантировать постоянное и непрерывное присутствие Франции в регионе.
  • Будет обеспечено использование оперативной инфраструктуры администрации киприотов–греков, в качестве соответствующего информационного подспорья, для военно-морского флота Франции, действующего в регионе.
  • Будет обеспечиваться экономический вклад Франции в развитие инфраструктуры в Мари (Мари, где, как можно заключить, и будет сооружена французская база, — это деревня в районе Ларнаки на Кипре, расположенная в 5 км к западу от деревни Зига. До 1974 года деревня была, в основном, заселена киприотами-турками. На турецком языке деревня Мари известна, как Татлысу – В.К.).
  • Военно-морской флот Франции будет предотвращать, любым способом, научно-исследовательскую деятельность Турции (в регионе – В.К.).
  • Будет обеспечиваться модернизация и укрепление военно-морских сил греческого Кипра.
  • Будет осуществляться сотрудничество и подготовка вооруженных сил двух стран в рамках европейской или совместной деятельности.

Итак, мы имеем довольно интересный расклад.

С одной стороны, от Великобритании, со стороны члена Кабинета министров, звучит «проброс» в адрес Турции, поддерживающий её или, что не менее вероятно, «подзуживающий» на более активные действий в регионе. На мысль об этом должно наводить резкое неприятие деятельности в Турции со стороны Соединенных Штатов Америки и те заявления, которые уже прозвучали с Капитолийского холма в адрес деятельности турецкого судна «Фатих». А также те особые отношения, которые существуют между «братскими» США и Великобританией, предусматривающие полное следование внешней политики второй в фарватере первой. Так что, нет никакой уверенности в искренности намерений Лондона в адрес Турции.

На эту мысль должна наводить и следующая информация: в апреле месяце этого года министр обороны Республики Кипр Саввас Ангелидис подписал соглашение с британским коллегой Гэвином Уильямсоном о размещении британских самолетов на Кипре. Подписанное сторонами соглашение предусматривает размещение 121 истребителя типа F-35B на базе Акротири на греческой части острова уже к осени. В настоящее время, Великобритания имеет на Кипре уже 17 истребителей типа F-35B. Обязательств противодействия турецкой деятельности у Великобритании нет, однако, стратегический дисбаланс между двумя частями острова – налицо.

Скорее всего, заявление министра по делам ЕС Великобритании Алана Дункана должно повести турок по ложному следу надежд на Великобританию в газовом споре, а также по активизации в регионе своей деятельности.

С другой стороны, Франция откровенно начинает «крышевать» Кипр и интересы своей компании «Total» на острове, идя на резкое обострение и так непростых отношений с Турцией. Достаточно, указать, что чуть ли не любая пресс-конференция президента Р.Т.Эрдогана на Елисейских полях заканчивается скандалом с участием французских журналистов и турецких диссидентов, обосновавшихся во Франции. Так что, сложно заподозрить и французское руководство и население страны в наличии симпатии к Турции. Тем более, с учетом наличия во Франции сильной армянской диаспоры и проблемы «геноцида армянского народа», что для Турции – своего рода красная тряпка.

Турецкий МИД на появившуюся и широко растиражированную информацию в турецких СМИ пока никак не отреагировал. Более того, эта информация, сообразно своей важности, практически никак не была обсуждена турецкими обозревателями и экспертами. Очевидно, что Турция пока «поставила на паузу».

Причина тому – проста: в период с 20 по 25 мая в Афинах проходят турецко-греческие консультации по безопасности в регионе. Об этом заявило Министерство национальной обороны Турции, сообщив, что пройдет техническая встреча, тематикой которой станут меры и действия, направленные на повышение безопасности в Эгейском море, а также двустороннее сотрудничество в регионе. Пусть тема Средиземного моря и официально не звучит, однако, турецкая сторона не сможет не поставить этот вопрос перед Грецией и не выразить по этому поводу своей обеспокоенности.

И ещё одна причина турецкого молчания: 22 мая с.г. в Париже проходят турецко-французские политические консультации на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран, которые будут представлять заместитель министра иностранных дел Турции Фарук Каймакчи и генеральный секретарь МИД Франции Морис Гурдо-Монтань.

Как официально сообщается, в ходе консультаций, будут обсуждены двусторонние отношения, процесс вступления Турции в ЕС и региональные события. В рамках своего визита в Париж Ф.Каймакчи встретится с президентами и членами Комитетов по европейским делам Сената и Национального собрания Франции, а также с Комитетом по иностранным делам, обороне и вооруженным силам Сената. Как ожидается, Каймакчи также встретится с представителями Французской конфедерации бизнеса (MEDEF) и турецкой общины, которая рассматривается в качестве одного из важных инструментов выстраивания отношений Турции с Францией.

Вообще, связи между Анкарой и Парижем в последнее время обострились из-за разногласий по ряду двусторонних и региональных вопросов. Как сообщается турецкими СМИ, МИД Турции 7 мая с.г. осудил заявление Франции, которая присоединилось к международному хору голосов, выражающих обеспокоенность тем, что Турция начала бурение на нефть и газ в регионе Восточного Средиземноморья.

Кроме того, 8 мая этого года министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу призвал Францию ​​пересмотреть свои связи с «Силами народной самообороны» (СНС), которые Анкара считает сирийским ответвлением террористической организации – Рабочей партии Курдистана. В апреле месяце этого года президент Франции Эмманюэль Макрон принимал представителей СНС, заверяя их в поддержке Франции в борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России).

Последняя по времени ссора между двумя странами возникла из-за требований Турции открыть свои школы во Франции при своем посольстве в стране. Анкара продолжает свои усилия, указывая на общепринятый в мировой практике принцип взаимности. Об этом говорится в заявлении Министерства иностранных дел Турции от 11 мая — в ответ на отказ французской стороны. В частности, перед этим, министр образования Франции Жан-Мишель Бланкер заявил, что Франция не поддерживает идею открытия Турцией средних школ во Франции, потому что турецкое правительство «хочет донести свою идеологию до Франции через эти школы».

Итак, как мы видим, контекст отношений у Турции со Францией – откровенно негативный. Аналогичная ситуация складывается у Турции и с США и с Великобританией. И, в этой ситуации, единственным возможным союзником для Турции может оказаться также имеющая свои интересы в регионе Россия. Однако, до сих пор эта тема, если и пробрасывалась турецкой стороной, но развития не получила. Однако, сроки у Турции буквально «горят» с учётом того, что добыча газа на месторождениях греческой части острова Кипр должна начаться, по поступающим в турецкие СМИ сведениям, уже в октябре этого года. Так что, следует ожидать активизации турецкой стороны в ответ на откровенно негативную для неё региональную конъюнктуру.

52.31MB | MySQL:103 | 0,713sec