О деятельности компании ЛУКОЙЛ на Ближнем Востоке и в Северной Африке

ЛУКОЙЛ — одна из крупнейших публичных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний в мире, на долю которой приходится более 2% мировой добычи нефти и около 1% доказанных запасов углеводородов. Она осуществляет разведку и добычу в 12 странах мира, основные работы сосредоточены В России, Центральной Азии и на Ближнем Востоке.

ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной нефтяной компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,3%, в общемировой добыче нефти — около 2,1%[i]. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи нефти и 18% общероссийской переработки нефти.

Основная часть деятельности компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. Основная часть продукции компании реализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной Европе, странах СНГ и США.

Холдинг «ЛУКОЙЛ Оверсиз» был создан 4 декабря 1997 года и управляет международными upstream-проектами ЛУКОЙЛа, обеспечивая сегодня свыше 10% всей добычи углеводородов и порядка 30% добычи газа компании. 

               ЛУКОЙЛ рассматривает Ближний Восток и Северную Африку как очень перспективное направление и старается расширить там свой бизнес. Основными его направлениями считаются Ирак (который смело можно назвать центром стратегической политики ЛУКОЙЛа на Ближнем Востоке),  Иран (был таковым до определенного времени, поскольку новые санкции заставили ЛУКОЙЛ заморозить там свои проекты), Египет и Турция.                         

 

Алжир 

                 Еще в середине сентября 2017 года министр энергетики РФ Александр Новак сообщил журналистам о том, что ЛУКОЙЛ интересуется участием в тендерах на разработку месторождений в Алжире. Министр отметил также, что компании интересны тендеры и на шельфе, и на суше[ii]. Однако пока никаких реальных шагов в этом направлении сделано не было.

 

Египет

 

Египетские активы стали первыми добывающими проектами компании ЛУКОЙЛ в дальнем зарубежье. Для работы в АРЕ была создана дочерняя компания LUKOIL OVERSEAS EGYPT LIMITED, которая в настоящее время  является участником трех добывающих проектов в Египте — Meleiha (Западная пустыня, срок действия контракта до 2024 года), WEEM  (West Esh El-Mallaha в Египте, расположен в Восточной пустыне, район города Хургада) и WEEM Extension (участок вплотную прилегает к блоку WEEM с северо-востока)[iii].

19 октября 2018 года глава компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов сообщил СМИ о том, что его компания рассчитывает начать разработку нефтяного месторождения Meleiha в Египте сразу после завершения переговоров итальянской компании Eni (оператора проекта, 76%)  с властями страны[iv].

Ирак

На Ближнем Востоке Ирак стал центром стратегической политики компании ЛУКОЙЛ по наращиванию добычи за рубежом. И это неудивительно, ведь Ирак — это один из наиболее перспективных регионов в мире для наращивания добычи нефти за счет огромных запасов традиционных углеводородов. Для компании ЛУКОЙЛ, которая исторически имеет большой опыт добычи и разработки традиционной нефти на суше, эта страна является очень привлекательной возможностью для развития бизнеса и применения своего опыта. В 2014 году ЛУКОЙЛ начал промышленную добычу нефти на одном из крупнейших в мире месторождений «Западная Курна-2», расположенном на юге страны (в 65 км северо-западнее крупного портового города Басра), а в июне 2015 года компания начала получать компенсационную нефть с проекта. ЛУКОЙЛ в этом проекте принадлежит 75%, государственной иракской North Oil Company — 25%. Также в проекте задействована иракская South Oil Company, распределяющая от лица Республики Ирак нефть проекта между его участниками в счет возмещения затрат и вознаграждения.  Российская компания также участвует в проекте по геологоразведке на Блоке 10 в консорциуме с японской Inpex (площадь около 5,5 тыс. кв. км), который  находится на территории провинций Ди-Кар и Мутанна в 120 км к западу от города Басра, недалеко от крупнейших в Ираке нефтяных месторождений «Румейла» и «Западная Курна». ЛУКОЙЛ является оператором проекта с долей участия 60%, еще 40% — у японской Inpex. Дочерняя компания ЛУКОЙЛа LUKOIL MID-EAST LIMITED в Ираке занимается добычей нефти, газа и конденсата, а LUKOIL Overseas Iraq Exploration B.V. занимается там геологоразведкой.

7 февраля 2019 года компания приступила к бурению новых эксплуатационных скважин на месторождении «Западная Курна-2» в рамках второго этапа разработки. 54 скважины на формации Мишриф и 3 на Ямаме позволят увеличить добычу на «Западной Курне-2» в соответствии с заключенными контрактами. В конце марта 2019 года ЛУКОЙЛ и INPEX CORPORATION успешно завершили испытания пятой скважины в рамках реализации оценочного этапа на месторождении «Эриду» (Блок 10) в южной части Ирака. В этом же месяце В.Алекперов сообщил, что ЛУКОЙЛ и французская компания Total рассматривают совместный проект в сфере газохимии в Ираке, на проекте «Западная Курна-22, и что на данный момент уже подписан меморандум, однако детали проекта только обсуждаются. 23 апреля 2019 года в пресс-релизе компании было сообщено о том, что накопленная добыча нефти на одном из крупнейших в мире месторождении «Западная Курна-2» достигла 100 млн тонн. ЛУКОЙЛ продолжает реализацию второго этапа разработки месторождения, который предусматривает увеличение добычи до 480 тыс. барр./сут в 2020 году с последующим выходом на «полку» 800 тыс. барр./сут в 2025 году.​ К тому же стало известно, что ЛУКОЙЛ и французская Total подписали меморандум по газохимии на иракском проекте «Западная Курна-2».

25 апреля 2019 года вице-премьер РФ Ю.Борисов сообщил о том, что ЛУКОЙЛ уже инвестировал в нефтяные проекты в Ираке около 8 млрд долларов, и ожидается, что до 2035 года компания может вложить в них порядка 45 млрд долларов.

Иран

               В последние годы ЛУКОЙЛ рассматривал возможность участия в двух проектах в Иране — «Мансури» и «Аб-Теймур». Компания оценивала добычу нефти на каждом из двух месторождений в 140 тыс. баррелей в сутки. Заметим, что инвестиции ЛУКОЙЛа в разведку месторождений «Аб-Теймур» и «Мансури» в Иране могли составить порядка 2 млрд рублей. При этом по проекту «Аб-Теймур» ЛУКОЙЛ вел переговоры с Maersk, но после покупки последнего компанией Total переговоры были остановлены. В ноябре 2018 года  президент ЛУКОЙЛа заявил журналистам о том, что санкции США, к сожалению, не позволяют делать инвестиции в Иране[v].

Ливан

В конце апреля 2017 года о своем интересе к работе на шельфе Ливана сообщили ЛУКОЙЛ и НОВАТЭК. Компании даже прошли второй этап предквалификации для участия в лицензионном раунде по распределению лицензий на разведку и добычу нефтии газа в стране. Они боролись за лицензии еще с 7 компаниями, в т.ч. ONGC, SIPEX, Qatar Petroleum, Petropars и New Age (African Global Energy)[vi]. Шансы на победу российских компаний в тендере премьер-министр Ливана Саад Харири оценивал как высокие. Тем не менее, пока не произошло никаких сдвигов в этой области, все остается на стадии обсуждения.

 

Марокко     

                7 декабря 2018 года ООО «ЛЛК-Интернешнл (100% дочернее предприятие ПАО «ЛУКОЙЛ») зарегистрировало в Марокко компанию LUKOIL Lubricants Africa S.A.R.L., созданную для ведения бизнеса в государствах Западной и Северной Африки. Также при содействии торгового представительства РФ в королевстве компания также провела ряд деловых встреч с представителями крупного бизнеса в регионе и руководителями профильных министерств и ведомств страны.   Генеральный директор ООО «ЛЛК-Интернешнл» Кирилл Верета отметил, что «появление дочерней структуры в Африке стало логичным продолжением международной экспансии бизнеса смазочных материалов ЛУКОЙЛ. На континенте идет энергичный рост промышленности, транспортного парка, и, следовательно, потребления смазочных материалов. Это позволяет нам органично войти на рынок региона, предложив потребителям новые технологические и сервисные решения для различных отраслей». Он добавил также, что «поставки готовой продукции в страны Африки будут осуществляться с европейских площадок ЛУКОЙЛа, а также с привлеченного завода по смешению масел, расположенного в Марокко. В настоящий момент компания находится на стадии согласования первых партнерских контрактов с крупными клиентами и ведущими дилерами»[vii].   

     

ОАЭ

Издание The Times of India со ссылкой на собственные источники сообщило 2 мая 2017 года о том, что Litasco, дочерняя трейдинговая компания ЛУКОЙЛа, и государственная нефтяная маркетинговая организация Ирака (SOMO) создали в Дубае (ОАЭ) совместное предприятие LIMA Energy для торговли нефтью[viii]. По данным издания, компания будет торговать иракской и российской нефтью, а также нефтью из других стран.

Саудовская Аравия

7 декабря 2018 года  стало известно о том, что  ЛУКОЙЛ и Саудовская Аравия ведут переговоры по поводу реализации проекта Luksar. Вагит Алекперов рассказал о том, что министр энергетики КСА Халид аль-Фалех еще раз попросил сделать «экономическую модель» для Luksar, что является «необходимым для того, чтобы запустить этот проект»[ix]. В.Алекперов выразил мнение, что «месяца три» будет продолжаться работа. По его словам, другие проекты и трейдинг нефти на встрече не обсуждались.

Напомним, что ЛУКОЙЛ владеет 80% в совместном предприятии с Saudi Aramco — LUKOIL Saudi Arabia Energy Ltd. (Luksar). В 2009 году ЛУКОЙЛ сообщал, что открыл два месторождения в Саудовской Аравии — «Тухман» и «Мушаиб» — с запасами по категории С1 плюс С2 в 70 млн тонн конденсата и 300-400 млрд куб. м газа[x]. Компания ожидала начала добычи углеводородов на проекте в Саудовской Аравии в 2015 году. Однако стороны не смогли договориться о цене на газ, и в 2017 году ЛУКОЙЛ заявил, что выходит из проекта.

Сирия

                    В марте 2018 года  президент компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов сообщил в интервью РИА Новости о том, что его компания не рассматривает в ближайшие годы Сирию как страну для своих инвестиций. Этот комментарий прозвучал в ответ на вопрос о том, планирует ли ЛУКОЙЛ привлечь своих специалистов к строительству и восстановлению нефтегазовых объектов в Сирии. Напомним, что в конце января 2018 года Минэнерго РФ сообщило, что Россия и Сирия подписали дорожную карту сотрудничества в энергетике и электроэнергетике на 2018 год и последующий период, предусматривающую восстановление, модернизацию и строительство новых энергетических объектов в Сирии.     

Судан

                  В конце апреля 2018 года советник министра нефти и газа Судана  Абдельзахир Мухамед Абдельзахир сообщил СМИ о том, что Судан пригласил к себе российские нефтекомпании, предложив им на презентации, проведенной в Москве, несколько месторождений углеводородов. Советник отметил, что уже несколько компаний уже проявили интерес, и среди них,  по словам Абдельзахира, были «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Татнефть». Советник сказал, что они «обменялись контактами с их представителем, собираемся передать им материалы. Мы будем очень рады сотрудничеству. Это только начало»[xi].

Турция

Деятельность ЛУКОЙЛ на турецком рынке началась в 1998 году с бункеровочного бизнеса. Затем, после получения дистрибьюторской лицензии, компания приняла решение об активном продвижении на розничном рынке топлива. Первая АЗС в Турции открыта в 2006 году, а уже к концу 2007 года количество АЗС достигло 70. На конец 2015 года сеть АЗС ЛУКОЙЛ в Турции насчитывала 610 станций. Доля на розничном рынке моторных топлив составила 5%. В настоящий момент на территории Турции дочерняя компания ЛУКОЙЛ осуществляет деятельность по следующим направлениям: оптовая и розничная реализация нефтепродуктов и газовой продукции, авиационного топлива, а также масел и продуктов нефтехимии.

В середине июля 2017 года стало известно о том, что ЛУКОЙЛ объединяет топливный бизнес в Турции. Дочернее общество Lukoil Jet Yakiti Dagitim Ve Ticaret Limited Sirketi было реорганизовано в форме присоединения к Akpet Gaz Anonim Sirketi (входит в группу ЛУКОЙЛ) с целью оптимизации процесса реализации нефтепродуктов на территории Турции[xii]. Напоминаем, что компания Akpet Gaz занимается реализацией в Турции сжиженного углеводородного газа (СУГ), сжиженного природного газа (СПГ) и компримированного природного газа (КПГ), а что касается Yakiti Dagitim Ve Ticaret Limited Sirketi, то она осуществляет реализацию авиатоплива в аэропорту Анталья.

В целом следует отметить, что ЛУКОЙЛ очень трезво подходит к своим ближневосточным и североафриканским проектам,  компания не идет на неоправданные риски, а действует очень прагматично. К тому же, принимая во внимание тот факт, что на Ближнем Востоке и в Севкрной Африке успех бизнеса зависит не только от политически стабильной ситуации, но и от верной стратегии  взаимодействия  с теми людьми, которые представляют интересы властных институтов на данной территории, можно с уверенностью утверждать, что ЛУКОЙЛ с его опытом и гибкостью наверняка будет только двигаться вперед.

[i]                      https://studbooks.net/1761104/ekonomika/kratko_kompanii_lukoyl

[ii]                     https://oilcapital.ru/news/upstream/21-09-2017/lukoyl-proyavlyaet-interes-k-tenderam-na-razrabotku-mestorozhdeniy-v-alzhire

[iii]                   http://www.lukoil.ru/Company/BusinessOperation/GeographicReach/Africa/LUKOILinEgypt

[iv]                    https://tass.ru/ekonomika/5696206

[v]                     https://www.interfax.ru/business/637468

[vi]                    https://neftegaz.ru/news/politics/207105-rossiya-i-livan-privetstvuet-prikhod-v-stranu-rossiyskikh-kompaniy-v-t-ch-v-neftegazovye-proekty-na/

[vii]                  https://www.vedomosti.ru/business/news/2018/12/07/788699-lukoil

[viii]                 https://news.rambler.ru/middleeast/36776729-lukoyl-i-irakskaya-somo-sozdali-neftetreydingovoe-sp-v-dubae/?updated

[ix]                    http://news.allpetro.ru/lukojl-i-saudovskaya-araviya-planiruyut-vozobnovit-proekt-luksar/

[x]                     https://www.interfax.ru/business/641242

[xi]                    https://teknoblog.ru/2018/04/25/88866

[xii]                  https://glavportal.com/materials/lukojl-obedinyaet-toplivnyj-biznes-v-turcii/

52.26MB | MySQL:103 | 0,570sec