Международная мусульманская конференция в Богоре (Индонезия)

Если не идея проведения конференции, то, во всяком случае, ее обнародование произошло в конце марта во время визита президента Пакистана Первеза Мушаррафа в Индонезию. Это время было отмечено успехами Индонезии на поприще повышения ее авторитета и значимости в исламском мире. Страна резко выступала против американской агрессии в Афганистане и Ираке. Имели большой положительный политический резонанс в исламском мире ее предложения по урегулированию конфликта в Ливане, желание направить туда индонезийских миротворцев, выступления в защиту законных прав палестинского народа и обвинения Израиля в агрессии против него.

Развивая пропагандистскую кампанию, Индонезия успешно провела в Джакарте в конце января с.г. Международный форум парламентариев мусульманских стран. В его работе участвовали представители 28 государств с преимущественно мусульманским населением – Бахрейна, Иордании, Ирака, Кувейта, Ливана, Малайзии, Марокко, Мавритании, Катара, Судана, Пакистана, Палестинской автономии, Таджикистана, Турции, Йемена, Сирии и др. По инициативе организатора данного мероприятия, Индонезии, основной темой обсуждения стали проблемы национального единства и безопасности, касающиеся главным образом событий, происходящих в Палестинской автономии. Как заявил президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдхойоно, Индонезия надеется на создание уже в ближайшее время независимого и суверенного палестинского государства. “Поэтому мы призываем к скорейшему прекращению межфракционных распрей и столкновений в ПНА, вызывающих глубокую озабоченность во всем исламском мире, — заявил президент. — Мы призываем обе палестинские фракции сесть за стол переговоров по мирному урегулированию разногласий в интересах народов ПНА и формированию единого правительства”, — развивал тему министр иностранных дел Индонезии Хасан Вираюда. С этой целью, цитировала его слова “Джакарта пост”, крупнейшая по численности мусульманская страна мира приглашает лидеров двух фракций в Джакарту, где готова выступить посредником на переговорах. Говоря о том, что президент ПНА Махмуд Аббас (ФАТХ) и премьер-министр Исмаил Хания (ХАМАС) провели уже в 2006 году несколько встреч, которые не привели к желаемому результату, глава индонезийской дипломатии отметил свою готовность сначала провести переговоры с представителями ХАМАСа, а затем организовать встречу между обеими противоборствующими группировками. “Мы признаем обе фракции и призываем немедленно остановить братоубийственные столкновения”.

Индонезия призвала мировое сообщество ”задуматься над решением иракской проблемы” и выдвинула свой план поэтапного урегулирования иракского кризиса, в котором упор делается на “неизбежность ухода США из Ирака”. Юдхойоно выразил убеждение, что у власти в Ираке должно остаться законно избранное правительство, способное самостоятельно управлять страной при условии достижения в ней полного примирения. Он также добавил, что после ухода сил коалиции в Ирак должны быть введены миротворческие войска ООН или другой третьей силы, подразумевая организацию «Исламская конференция». Необходимость в этом, по мнению официальной Джакарты, продиктована опасениями относительно того, что после неминуемого, по словам Юдхойоно, ухода американских войск из Ирака там может образоваться “вакуум власти”. Военнослужащие из братских мусульманских стран не воспринимались бы местным населением как “враги Ирака” и могли бы в переходный период поддержать законность и порядок в этой стране. Как заявил вслед за этим министр иностранных дел Индонезии Хасан Вираюда, “Индонезия хотела бы направить свои миротворческие войска в Ирак, подав тем самым пример другим странам исламского мира”. Неслучайно, сообщил Вираюда, госсекретарь США Кондолиза Райс поддержала идею привлечения “умеренно мусульманской” Индонезии непосредственно к процессу национального примирения в Ираке”(1).

Индонезия, резко выступившая против начала интервенции, заинтересована в направлении своего воинского контингента в Ирак с тем, чтобы оказаться в числе инициаторов столь значимого миротворческого события. При этом следует учитывать амбициозность ее настроений относительно положения в исламском мире.

Возвращаясь к визиту в Индонезию Мушаррафа и той роли, какую этот визит оказал на проведение конференции, следует отметить, что стороны пришли к взаимному пониманию необходимости укрепления единства мусульманских стран для создания контрбаланса усиления влияния США в Ближневосточном регионе. Поводом для встречи стали вопросы, непосредственно затрагивающие положение дел в мусульманском мире: ситуация в Палестине, ливанский и иракский кризисы, пути решения иранской ядерной программы.

Выражая озабоченность по поводу напряженности в отношениях между суннитами и шиитами, Юдхойоно и Мушарраф выступили с предложением о проведении международной мусульманской конференции с участием священнослужителей, придерживающихся различных вариантов толкования ислама. Планируемая повестка дня – выработка фетвы, направленной на достижение мира и согласия на Ближнем Востоке. Юдхойоно призвал лидеров двух крупнейших объединений мусульман Индонезии — “Нахдатул Улама” и “Мухаммадия”, насчитывающих десятки миллионов сторонников, возложить на себя ответственность за проведение конференции. Тем самым Индонезия уверенно продвинулась по пути к желанной и уже вполне очевидной цели достижения если не лидирующей роли, то во всяком случае более высокого места в иерархии мусульманских государств. Ничто не предвещало утрату непросто завоеванных ее на этом поприще позиций.

Намерения президента Индонезии продолжать такой курс явно просматривались и в русле его обещания по поводу позиции в Совбезе ООН, непостоянным членом которого она стала с января с.г. В связи с этим Юдхойоно заявил, что его страна с трибуны Совбеза будет настойчиво проводить в международном сообществе “исламскую повестку дня” и “бороться с проявлениями исламофобии” (2).

Но, очевидно, членство в Совбезе ООН оказалось для Индонезии тем пробным камнем, который определял меру ее самостоятельности на международной арене и даже в исламском мире в тех случаях, когда вопрос касался интересов Соединенных Штатов. Вопреки всем ожиданиям и курсу, которого Индонезия придерживалась во взаимоотношениях с исламским миром, она проголосовала в Совбезе ООН за ужесточение санкций в отношении иранской ядерной программы. Ряд фактов дает основание считать причиной такого поступка Индонезии давление на нее со стороны США.

Последовавшим за тем событием в исламском мире, дающим возможность определить его отношение к отмеченной позиции Индонезии, и стала конференция в президентском дворце в Богоре 3-4 апреля. Негативная реакция не заставила себя ждать. Как отметил перед началом конференции лидер крупнейшего в стране объединения мусульман “Нахдатул Улама” Хасим Музади, из 21 высокопоставленных священнослужителей, предварительно давших согласие, только 12 подтвердили свое участие. Среди отказавшихся были шиитские и суннитские лидеры из Сирии, Египта и Ирана. Причина отказа, по их словам, — “несостоятельность Индонезии”, проявившаяся в ее позиции при голосовании в Совбезе ООН по иранской ядерной программе. Перед началом конференции Музади, учитывая общий настрой собравшихся, не предрекал ее успешное проведение (3).

Перед началом конференции делегаты вынуждены были признать, что она утратила свой престиж из-за отсутствия влиятельных шиитских и суннитских лидеров Ирана и Ирака. Ирак вместо священнослужителей представляли на конференции старшие дипломаты посольства в Джакарте.

Все же Индонезии, всячески стремящейся восстановить свою репутацию в исламском мире, удалось провести конференцию. В сообщении указывалось, что шииты и сунниты согласились отложить противоречия и расхождения во мнениях при поисках пути примирения и консолидации сил по выдворению войск коалиции из Ирака. Как отмечается в декларации конференции, “вывод войск должен осуществляться своевременно, упорядоченно и мирным путем”. Вместе с тем участники встречи не обозначили даже ориентировочно сроков вывода иностранных войск. Со стороны делегатов столь же декларативно прозвучал призыв к мусульманским странам направить свои войска в Ирак для предотвращения вакуума власти после ухода войск коалиции (4).

Активнейшее участие в работе конференции принимали президент Индонезии, вице-президент и министр иностранных дел. Не исключено, что и в столь упрощенном виде она все же состоялась лишь благодаря их усилиям по спасению собственного престижа. По существу, у них не оставалось другого выхода. Настроение в стране после обнародования позиции Индонезии в Совбезе ООН по Ирану сложилось явно не в их пользу. Но этим их злоключения по данному поводу, видимо, не ограничиваются. Более 170 законодателей выступили за привлечение президента к ответу за предательство интересов другого исламского государства в ходе голосования в Совбезе. Совпавшая по времени с требованиями парламентариев международная конференция по вопросам ислама отодвинула и запутала ход событий. Есть основания ожидать всплеска политической активности по данному поводу после завершения конференции, когда ничто более не препятствует накалу борьбы. Сторонники президента в свою очередь утверждают, что таким образом инициаторы привлечения президента к ответу демонстрируют свою приверженность исламу в преддверии очередных парламентских выборов.

1. ИТАР-ТАСС, Пульс планеты, АТР, 17.12.06.

2. ИТАР-ТАСС, Пульс планеты, АТР, 15.01.07.

3. Jakarta Post, 02.04.2007.

4. Jakarta Post, 05.04.2007.

52.21MB | MySQL:103 | 0,496sec