О военной ситуации в Сирии (18 – 25 мая 2019 г.)

По данным совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 170 нарушений режима прекращения огня. Это несколько ниже показателя предыдущей недели (189).

Продолжила очень активно фиксировать нарушения турецкая часть комиссии, особенно – в части, касающейся той части провинции Хама, которая примыкает к зоне деэскалации Идлиб. Российская часть комиссии фиксировала очень много нарушений в провинции Латакия.

В последующих данных учитывались максимальные показатели из представленной двумя частями комиссии информации. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано по меньшей мере 77 нарушений (в течение предыдущей недели – 44), в провинции Алеппо – 4 нарушения (19), в провинции Хама – 54 (86), в провинции Идлиб – 14 (18). Таким образом, наиболее заметно выросло число нарушений в провинции Латакия, что в целом отражает наметившийся рост противоречий между РФ и Турцией.

Летательные аппараты ВКС России в течение недели наносили удары по целям джихадистов из группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ) и связанным с ними формирований в провинциях Идлиб, Алеппо, Хама.

19 мая боевики попытались вновь обстрелять авиабазу «Хмеймими». По ней было выпущено 6 реактивных снарядов (РС). По направлению к ней также летели два беспилотника. Дежурные силы ПВО авиабазы уничтожили цели. Пусковая установка реактивных снарядов находилась в районе населенного пункта Кафер-Нобль в провинции Идлиб. Она была тут же уничтожена ударом с воздуха.

22 мая очередному обстрелу реактивными снарядами подверглась российская авиабаза «Хмеймим». Всего было выпущено 17 реактивных снарядов. 8 из них до авиабазы не долетели, 9 были уничтожены дежурными силами ПВО. Вечером того же дня обстрел повторился. Были выпущены 4 РС. Все они были уничтожены.

25 мая из Сирию в Ингушетию вернулся к месту постоянной дислокации батальон военной полиции Южного военного округа. Батальон численностью около 300 человек находился в Сирии с февраля.

В течение недели самолеты сирийских ВВС наносили удары по целям боевиков в провинциях Алеппо, Идлиб, Хама, Хомс.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

На севере провинции Алеппо 22 мая курдские бойцы провели две операции в оккупированном кантоне Африн, в ходе которых убили и ранили до 15 протурецких боевиков.

Там же 25 мая боевики группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» атаковали в нескольких местах позиции сирийских войск с целью ослабить давление правительственных сил на джихадистов на севере провинции Хама.

На северо-востоке провинции Латакия 19 мая сирийские войска попытались атаковать город Кабани, удерживаемый боевиками группировок «Хайат Тахрир аш-Шам» и «Исламская партия Туркестана» (запрещена в РФ). Эта атака была отбита джихадистами.

     С полуночи 18 мая формально вступило в силу соглашение о прекращении огня на 72 часа в зоне деэскалации Идлиб. Однако, похоже, протурецкие формирования никак не собирались его соблюдать.

20 мая вновь состоялся телефонный разговор между министром обороны Турции Хулуси Акаром и главой росссийского оборонного ведомства генералом армии Сергеем Шойгу. Обсуждалась ситуация в зоне деэскалации Идлиб.

19 мая курдские СМИ сообщили, что тысячи боевиков протурецкой Свободной сирийской армии переброшены с севера провинции Алеппо на север провинции Хама с тем, чтобы поддержать действия группировки «Хайат Тахрир аш-Шам», противостоящей наступлению сирийских войск.

Благодаря полученным подкреплениям на юге Идлибской зоны деэскалации в провинции Хама в районе населенного пункта Кафр Набуда боевики группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» вечером 21 мая атаковали позиции сирийских войск с использованием танков и «джихад-мобилей». К исходу дня в боях погибли 18 джихадистов и 26 бойцов проправительственных сил.

К исходу 21 мая боевики вновь взяли Кафр-Набуду. Однако тут же сирийские войска отбили часть города.

В целом получается, что Турция использовала объявленное ранее перемирие для концентрации боевиков и организации атаки на позиции сирийских войск на севере провинции Хама.

22 мая на юге зоны деэскалации Идлиб боевики группировки Хайат Тахрир аш-Шам» трижды при поддержке танков массированно атаковали позиции правительственных войск в районе Кафр-Набуда (провинция Хама). Атаке также подверглись позиции сирийских войск в районе Эль-Хайрат. При отражении атак уничтожены до 150 боевиков. Тем не менее джихадисты овладели значительной частью Кафр-Набуды, которую сирийские войска взяли 8 мая. Это стало следствием того, что джихадистам оказали помощь боевики протурецкого «Фронта национального освобождения», ранее переброшенные из Африна.

В провинции Хама 22 мая боевики с помощью беспилотников атаковали ТЭС в городе Зара, что к югу от провинциального центра. В результате атаки электростанции причинен значительный материальный ущерб. Один из беспилотников был сбит. Тем не менее 23 мая ТЭС возобновила работу.

24 мая Минобороны РФ сообщило, что начиная с 21 мая при отражении атак боевиков в районе населенных пунктов Кафр-Набуда и Хуайз (провинция Хама) уничтожено 350 боевиков, 5 танков, 27 пикапов с крупнокалиберными пулеметами.

24 мая на севере провинции Хама в районе населенных пунктов Эль-Хайрат и Мгайр отражена очередная атака боевиков группировки «Хайат Тахрир аш-Шам». При этом уничтожены более 50 джихадистов.

По имеющимся данным, логистическую поддержку попыткам атак джихадистов осуществляют турецкие военные с наблюдательных постов, развернутых на северо-западе провинции Хама вдоль границ зоны деэскалации Идлиб.

В провинции Хомс 19 мая боевики «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) атаковали позиции сирийских войск в районе Ас-Савана. Эта атака была отражена.

Там же к северо-востоку от Пальмиры 21 мая боевики ИГ атаковали из засады автоколонну правительственных сил. Ответным огнем это нападение было отбито. Боевики отступили вглубь пустыни.

В провинции Хомс 25 мая шли бои с боевиками ИГ в районе горы Аль-Башри и близ Хумеймы на границе с провинцией Дейр эз-Зор.

Там же в районе насосной станции Т-3 близ Пальмиры 25 мая в засаду, устроенную боевиками ИГ, попала армейская автоколонна. При отражении нападения погибли несколько солдат.

В провинции Дейр эз-Зор 19 мая шли ожесточенные бои между сирийскими военными и боевиками ИГ к западу от населенного пункта Мохассан.

В провинции Дераа несколько бывших боевиков Свободной сирийской армии (ССА), ранее сложившие оружие, 22 мая захватили базу сирийской военной разведки в городе Джиллин с находившимися там офицерами. Они потребовали освободить бывшего полевого командира ССА Хайтама аль-Харири, ранее арестованного сирийской военной разведкой.

21 мая Минобороны РФ сообщило, что по информации взятых в плен сирийскими военными боевиков, в составе группировки Хайат Тахрир аш-Шам» создана отдельная структура, получившая название «химическое крыло» («Фаръ кимави»). Возглавляет это подразделение Абу Басыр аль-Британни, очевидно, британский подданный, выходец из связанной с «Аль-Каидой» (запрещена в России) группировки «Хуррас ад-Дин». В эту группировку вошли боевики, прибывшие в Сирию из европейских стран, а также граждане бывших республик СССР.

«Химическое крыло» « Хайат Тахрир аш-Шам» состоит из трех отделов – планирования – («касм тахтыт»), разработки (он же химический отдел – «касм кимави») и медиа-отдела («касм иаляви»). Отдел разработки, ответственный за синтез отравляющих веществ, находится в городе Джиср-эш-Шугур в здании одного из городских медучреждений. В поселке Иштебрак, занятом после изгнания местных жителей боевиками «Исламской партии Туркестана», находятся склад и мастерская по снаряжению боеприпасов отравляющими веществами. Головной офис «Химического крыла», занимающийся планированием операций и координацией проведения постановочных съемок, находится в Идлибе.

22 мая Госдеп США сообщил, что американские власти собирают информацию об операции сирийских военных на северо-западе Сирии, в ходе которой могло быть применено химическое оружие. «К сожалению, мы продолжаем наблюдать признаки того, что режим Асада, возможно, вновь применяет химоружие. В частности, речь идет о предполагаемом применении хлора на северо-западе Сирии 19 мая», — отмечалось в заявлении Госдепа. Речь шла о неудавшейся попытке сирийских войск взять город Кабани на севере провинции Латакия. К исходу 22 мая Госдеп сообщил, что США не могут подтвердить применение химоружия. Отсутствие доказательств применения химоружия подтвердила организация «Сирийское наблюдение за правами человека».

В целом, обратила на себя внимание повышенная активность боевиков ИГ, окопавшихся в пустыне на востоке провинции Хомс, равно как то, что ранее все попытки сирийских военных уничтожить этот анклав террористов пока ни к чему не привели.

52.2MB | MySQL:103 | 0,479sec