Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (2 – 8 апреля 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили вокруг Ирана, а также были связаны с поездкой на Ближний Восток спикера Палаты представителей Конгресса США Н. Пелоси. Освобождением 5 апреля 15 британских военнослужащих завершился кризис в отношениях между Великобританией и Ираном. Поездка Н. Пелоси продемонстрировала позитивные потенциальные возможности для США диалога со всеми ближневосточными странами, что выгодно отличало ее от жесткой линии, проводимой в этом районе мира нынешней вашингтонской администрацией.

События минувшей недели показали, насколько не простым будет арабо-израильский диалог, если он вообще состоится в ближайшем будущем. В соответствии с решениями недавнего арабского саммита в Эр-Рияде в Лиге арабских государств 4 апреля было объявлено о сформировании рабочей группы из представителей 11 стран-членов ЛАГ с задачей установления и поддержания международных контактов для разъяснения арабской (бывшей саудовской от 2002 г.) инициативы по арабо-израильскому урегулированию. Члены группы будут находиться «на постоянной связи» с Израилем, ближневосточным «квартетом» посредников (РФ, США, Евросоюз, ООН), другими заинтересованными сторонами. Из стран, вошедших в группу, пока называют только Египет и Иорданию. Ранее, 2 апреля премьер-министр Израиля Э. Ольмерт пригласил глав арабских государств провести переговоры по саудовскому плану мирного урегулирования. Как известно, Израиль готов принять его в качестве основы для диалога, но при условии исключения пунктов, касающихся возвращения палестинских беженцев на прежние места жительства. В Вашингтоне приветствовали предложение Ольмерта. В ответ Саудовская Аравия завила, что Израиль должен отступить с оккупированных арабских территорий и позволить создать независимое палестинское государство, прежде чем арабский мир признает еврейское государство. При этом предложение главы израильского правительства названо «попыткой внести изменения в арабский мирный план», а сам Э. Ольмерт обвинен в неготовности идти на уступки.

5 апреля по личному распоряжению президента Ирана М. Ахмадинежада были освобождены 15 британских военнослужащих, задержанных 23 марта в северной части Персидского залива иранскими военными из Корпуса стражей исламской революции. Причем в Тегеране жестко настаивали на том, что английские военные нарушили территориальные воды ИРИ, в то время как в Лондоне утверждали, что они находились в территориальных водах Ирака. Освобождение британских военнослужащих позволило снять напряженность не только в отношениях между Ираном и Великобританией, но и несколько разрядить общую ситуацию в зоне Персидского залива. Командующий ВМС Великобритании адмирал Дж. Бэнд заявил о временном прекращении деятельности кораблей английского флота в Заливе вплоть до окончания расследования инцидента с захватом 15 моряков.

Вместе с тем, внешне эффектная для Тегерана акция по освобождению британцев не привела к ослаблению внимания международного сообщества к проблемам, связанным с ядерной программой ИРИ. Так, госдепартамент США предупредил, что Ирану грозят новые санкции, если он не выполнит требований ООН об остановке работ по обогащению урана. Президент США Дж. Буш утверждает, что стремление Ирана к овладению ядерным оружием является «краеугольным камнем его политики» и вызывает законную обеспокоенность, т. к. окажет «серьезное дестабилизирующее воздействие» на обстановку на всем Ближнем Востоке. Тем не менее, госсекретарь США К. Райс не исключает вероятности встречи с главой МИД ИРИ М. Мотакки, заявив: «Возможно, встреча произойдет в рамках международной конференции министров иностранных дел» по Ираку.

Очередные же заявления иранских руководителей вновь подчеркивают неизменность курса Тегерана на продолжение реализации национальной ядерной программы и отказ от приостановки работ, связанных с обогащением урана, в качестве предварительного условия начала переговоров по ядерной тематике, т. к. Иран не собирается обсуждать свое «очевидное право» на ядерное топливо. В Тегеране также заявили, что не намерены встречаться с представителями США на конференции по Ираку.

На прошедшей неделе делегация американских парламентариев во главе со спикером Палаты представителей Конгресса США Н. Пелоси совершила поездку по ряду стран Ближнего Востока, посетив Израиль, палестинские территории, Ливан, Сирию и Саудовскую Аравию. Пелоси провела переговоры с руководителями этих стран по проблемам арабо-израильского урегулирования, обстановки в Ливане и Ираке, другим вопросам. Конечно, ее поездка не привела к каким-либо практическим результатам, да они и не ожидались. Главным же итогом турне Пелоси стала демонстрация возможности широкого диалога со всеми странами региона, вне зависимости от их политического курса, что не желает делать нынешняя вашингтонская администрация.

Наиболее значимым в поездке Н. Пелоси стало посещение Сирии и ее встреча с президентом САР Б. Асадом, в ходе которой им было заявлено о готовности Дамаска к возобновлению мирного диалога с Израилем. Израильское правительство, со своей стороны, опровергло сообщение о том, Н.Пелоси передала Б. Асаду послание от Э. Ольмерта. Было заявлено, что хотя израильский премьер-министр и сообщил Н. Пелоси о заинтересованности в установлении мира с Сирией, но одновременно подтвердил, что в Израиле продолжают считать САР частью «оси зла» в регионе, силой, поддерживающей терроризм на всем Ближнем Востоке, а предварительными условиями начла диалога с Дамаском израильтяне считают прекращение сирийцами поддержки терроризма, отказ от участия в дестабилизации обстановки в Ливане, прекращение «поддержки террора в Ираке», а также свертывание «стратегических отношений с экстремистским режимом в Иране». Днями позже, в ходе встречи с еще одной делегацией американских законодателей Э. Ольмерт заявил, что Израиль не собирается нападать на Сирию.

Поездка Н. Пелоси на Ближний Восток, особенно ее посещение Дамаска, вызвали недовольство в Белом доме. Президент США Дж. Буш считает, что таким путем «дан неверный сигнал правительству Асада».

Нестабильная и напряженная обстановка сохраняется в Ираке. Несмотря на усилия, предпринимаемые командованием американских войск и иракским правительством, активность действий террористов и боевиков не снижается. В различных районах страны ежедневно совершаются теракты, вооруженные нападения и т. п. Так, 6 апреля в г. Рамади (провинция Анбар) совершен очередной, десятый по счету в этом году теракт с использование хлора, в результате которого погибли 27 человек. В этот же день американские и иракские правительственные войска начали в г. Эд-Дивания и прилегающих к нему районах на юге страны совместную операцию «Черный орел» против боевиков шиитской радикальной группировки «Армия Махди». Действия наземных сил поддерживаются американской армейской авиацией.

Духовный лидер иракских шиитов Великий аятолла А. ас-Систани высказался против принятия подготовленного правительством закона, позволяющего бывшим членам правившей при С. Хусейне партии Баас занимать посты в государственном аппарате.

На прошедшей неделе президент США Дж. Буш впервые открыто признал, что американцы устали от войны в Ираке и задаются вопросами о том, смогут ли Соединенные Штаты победить в этой войне. Буш также признал, что иракская война является «трудной», но, несмотря на это, он после консультацией с руководством Пентагона принял решение о направлении в Ирак дополнительных войск.

Иракский министр иностранных дел Х. Зибари сообщил, что конференция по стабилизации обстановки в Ираке на уровне министров иностранных дел стран региона, пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, Германии, Италии, Канады и Японии пройдет в египетском Шарм-эш-Шейхе 3-4 мая с. г.

Сложная, с элементами напряженности сохраняется обстановка в зоне палестино-израильского конфликта. Правительство Израиля разрешило армии возобновить действия ограниченного характера против палестинских боевиков в секторе Газа. В частности, ЦАХАЛу позволено проводить там разведывательные и поисковые операции по обнаружению туннелей, по которым из Египта контрабандным путем доставляются оружие и взрывчатые вещества, а также пресекать ракетные обстрелы палестинскими экстремистами приграничных израильских территорий. ВВС Израиля 5 и 7 апреля нанесли удары по объектам боевиков в секторе Газа, а 7 апреля израильские военные открыли огонь по боевикам, которые пытались заложить взрывчатку вблизи израильской границы. В этот же день палестинская ракета поразила завод в израильском г. Сдерот. ЦАХАЛ продолжал проводить операции по задержанию палестинских боевиков на Западном берегу реки Иордан.

Консул Великобритании в Иерусалиме 5 апреля встретился с палестинским премьер-министром И. Ханией для обсуждения вопроса о судьбе похищенного в секторе Газа британского журналиста. Это первый контакт дипломата из стран Евросоюза с представителем ХАМАСа. Израиль выразил свое неодобрение этой встречей.

Ситуация в Афганистане остается очень сложной. В южных и восточных районах страны продолжаются интенсивные боевые действия сил международной коалиции под руководством НАТО и афганской правительственной армии с отрядами движения «Талибан». 7 апреля коалиционные и афганские войска выбили талибских боевиков из г. Сангин в южной провинции Гильменд.

Президент Афганистана Х. Карзай заявил, что провел переговоры с некоторыми деятелями талибов, в ходе которых предложил им сложить оружие. В ответ представитель «Талибана» опроверг это заявление, подчеркнув, что движение «не желает вести переговоров с марионеточным правительством».

На прошедшей неделе в Афганистане объявлено о создании оппозиционной политической группы – Национального фронта, который ставит перед собой задачу ограничить власть Х. Карзая. Группу возглавил бывший президент страны Б. Раббани, к которому присоединились спикер парламента М. Ю. Кануни, лидер северного альянса М. К. Фахим, лидер афганских узбеков А. Р. Дустум, некоторые министры и, как сообщается, вице-президент Афганистана А. З. Масуд. По заявлению Раббани, его группа будет бороться за усиление власти парламента и проведение прямых выборов губернаторов провинций. Раббани также указал на неудовлетворительное состояние дел в стране в сфере безопасности, высокий уровень коррупции, активизацию талибов на афганском юге. Президент Х. Карзай «в лучших традициях» «восточной демократии» заявил, что за созданием группы стоят некоторые соседние страны и иностранные посольства в Кабуле, а МИД и Служба национальной безопасности уже проводят соответствующее расследование.

В пакистанском регионе Южный Вазиристан вблизи границы с Афганистаном продолжаются ожесточенные бои отрядов местных пуштунских племен с узбекскими боевиками из Исламского движения Туркестана. За месяц вооруженных столкновений число убитых превысило 250 человек. Представители племен официально обратились к правительству страны с просьбой об оказании им военной поддержки.

В Пакистане на минувшей неделе вновь вспыхнули массовые столкновения между шиитами и суннитами. На этот раз их центром стал района Куррам недалеко от афганской границы. В ходе столкновений более 40 человек погибли и свыше 80 получили ранения. Сожжено ок. 400 домов и магазинов.

По оценке экспертов ООН, гуманитарная операция в суданском регионе Дарфур находится под угрозой. Не прекращаются нападения на сотрудников международных организаций, что вынуждает их сворачивать свою деятельность в регионе, что, в свою очередь, приведет к гуманитарной катастрофе в Дарфуре.

Приложение

О некоторых особенностях военного строительства в аравийских монархиях

В условиях сохранения сложной военно-политической обстановки в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке в целом стратегия стран ССАГПЗ (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия) на сдерживание и отражение потенциальных военных угроз содержит два главных направления: (1) построение совместной системы безопасности, включая ПВО, силы быстрого реагирования (СБР) и др., (2) обеспечение национальной безопасности каждой отдельной страной-членом Совета сотрудничества. Причем выработка национальных доктрин безопасности во многом основывается на сотрудничестве с США и другими ведущими странами Запада.

Государства ССАГПЗ на современном этапе рассматривают следующие возможные угрозы своей внешней безопасности, которые при определенных обстоятельствах могут привести к вооруженным конфликтам:

1. радикализация политики Ирана после прихода к власти в 2005 г. президента М. Ахмадинежада. Особое опасение при этом вызывает наращивание иранского ракетного потенциала и возможное создание ИРИ ядерного оружия. Также имеются опасения насчет активизации иранской поддержки шиитских община в странах Аравии;

2. наличие территориального спора между ОАЭ и ИРИ о принадлежности трех островов в Персидском заливе;

3. сложная ситуация в Ираке, возможность ее обострения вплоть до развязывания в этой стране полномасштабной гражданской войны. Негативное воздействие иракских шиитов на местные шиитские общины;

4. активизация террористической деятельности в регионе;

5. возможность радикализации обстановки в Йемене в результате усиления деятельности экстремистских исламистских группировок;

6. обострение палестино-израильского конфликта и арабо-израильского конфликта в целом.

На регулярной основе проводятся совместные учения стран аравийских монархий: «Щит полуострова» (сухопутные войска), «Сокол полуострова» (ВВС и ПВО), «Солидарность» (ВМС). Действует система идентификации и слежения за самолетами «Пояс сотрудничества». Она позволяет осуществлять мониторинг воздушного пространства аравийских монархий и прилегающих районов, а также лучше координировать действия сил ПВО. Система способна обеспечивать одновременное отслеживание нескольких сотен самолетов. До настоящего времени она является наиболее крупным совместным оборонным проектом в ССАГПЗ. Вместе с тем, в эту систему не интегрированы национальные наземные силы ПВО и истребительная авиация. На ближайшую перспективу страны «шестерки» наметили завершить создание единой системы раннего радиолокационного обнаружения самолетов и баллистических ракет, запустить (с иностранной помощью) собственный разведывательный спутник, создать училище по подготовке военных летчиков. Продолжатся мероприятия по стандартизации вооружения, реализация которых затрудняется многотипностью имеющейся в аравийских армиях техники. Принимаются единые программ подготовки военных кадров.

В 2002 г. в ССАГПЗ принято решение о создании еще одного органа по координации деятельности в оборонной сфере – Высшего военного комитета по обеспечению коллективной безопасности и повышению обороноспособности. И все же, несмотря на наличие большого числа договоренностей, соглашений и принятых согласованных решений, дело военной интеграции аравийских монархий идет очень медленно, а многие имеющиеся проекты в этой области далеки от своей практической реализации. Значительная часть мероприятий осуществляется формально. Отсутствует прогресс в деле интеграции систем управления вооруженными силами, связи, разведки, создания единой компьютерной сети.

До настоящего времени нет заметных подвижек в наращивании численности и боевой мощи объединенных вооруженных сил (ОВС) «Щит полуострова», которые насчитывают ок. 6 тыс. чел. в составе двух саудовских бригад и отдельных подразделений от остальных государств. После крушения саддамовского Ирака у руководителей Совета сотрудничества появились сомнения насчет перспектив использования этого формирования. Тем не менее, в декабре 2003 г. был одобрен план развития ОВС на период до 2015 г., который предусматривает повышение их боеспособности, создание объединенных СБР, завершение ввода в строй систем раннего предупреждения («Щит полуострова») и связи («Закрытая дверь»). Численность ОВС планируется довести до 50 тыс. чел., примерно половина из которых будет размещена в Саудовской Аравии (Хафр-эль-Батин, Хуфуф) и ОАЭ (Фуджейра), а остальные на национальных территориях.

На сегодняшний день страны «шестерки» так и не разработали конкретной всеобъемлющей доктрины обеспечения коллективной безопасности, хотя основные подходы к решению данной проблемы были изложены в ряде официальных документов ССАГПЗ и выступлениях руководящих деятелей организации. Отсутствуют единые подходы к вопросам финансирования контингентов ОВС и различных военных программ. Дальнейшему углублению военной интеграции в значительной степени препятствуют политические противоречия и отсутствие полного доверия между странами-членами ССАГПЗ, различное понимание каждой из них внешних угроз и источников военной опасности. Все это обусловливает то, что каждое государство заботиться в первую очередь о собственной обороне, отодвигая решение вопросов обеспечения коллективной безопасности на второй план. Таким образом, есть достаточно оснований полагать, что интеграция аравийских монархий в оборонной сфере по-прежнему будет продвигаться медленными темпами. Здесь же отметим, что двустороннее сотрудничество аравийских монархий в военной сфере с США, несмотря на известные разногласия с Вашингтоном, явно превалирует над аналогичным сотрудничеством в рамках ССАГПЗ.

В период с 2000 г. по 2005 г. численность вооруженных сил стран-членов ССАГПЗ выросла с 233,6 до 255,8 тыс. чел., количество танков возросло с 1500 до 2220, артиллерийских орудий и РСЗО с 1000 до 1180, а боевых самолетов с 599 до 608. В 2007 г. завершаются поставки для ВВС ОАЭ 8- американских истребителей F-16 Блок 60 и 30 французских «Миражей 2000-9», Саудовская Аравия заказала в Великобритании 72 новейших истребителя «Еврофайтер Тайфун». Закупается новое вооружение для сухопутных войск и ВМС. Суммарные военные расходы аравийской «шестерки» выросли с 32,322 млрд долл. в 2000 г. до 40,08 млрд долл. в 2006 г. В 2002-2005 гг. в страны ССАГПЗ было поставлено военной продукции на сумму 29,0 млрд долл., а за это же период ими были заключены новые военные сделки на сумму 17,5 млрд долл. Первое место здесь уверенно занимает Саудовская Аравия. Ожидается, что рост цен на нефть на мировом рынке в последнее время, а также необходимость замены устаревающих видов вооружения приведет к новому росту военного импорта аравийских монархий.

По оценке зарубежных экспертов, наибольшим спросом на рынке вооружений ССАГПЗ в ближайшей перспективе будет пользоваться современная бронетехника, боевые вертолеты и боевые самолеты, мобильные ЗРК, противотанковые средства, техника РЭБ, РЛС, противокорабельные ракеты, системы разведки и наблюдения, системы обнаружения мин и разминирования, техника для ведения боевых действий и спецопераций в городе, вооружение и техника сил специальных операций, корабли и катера для охраны морских нефтепромыслов и морских коммуникаций, различные тренажеры, техника для войскового тыла и частей МТО.

Вместе с тем, в аравийских монархиях на протяжении длительного времени отмечается своего рода «статичность» в деле решения многих важных проблем военного строительства и развития вооруженных сил. Так, не нашли должного решения проблемы создания сбалансированных ВС, чрезмерно жестким остается система управления войсками, недостаточно отработано взаимодействие между различными видами вооруженных сил, не получили должного развития связь и разведка, по-прежнему слабо обучены резервные компоненты, сохраняется сильная зависимость от иностранной помощи в деле технического обслуживания и ремонта техники. Офицерский состав аравийских армий в своей массе малоинициативен, продвижение офицеров по службе основывается не столько на их деловых качествах, сколько на протекции, верности правящему режиму. Многие генеральские и офицерские должности в ВС занимают представители правящих династий.

В целом же руководство аравийских монархий стремится совершенствовать свои вооруженные силы как технически, так и организационно. Вместе с тем, количественная и качественная характеристики ВС стран ССАГПЗ свидетельствуют о том, что в обозримой перспективе только патронаж США и их союзников сможет гарантировать аравийской «шестерке» надежную защиту от внешних угроз.

52.29MB | MySQL:103 | 0,440sec