Итоги выборов в Европарламент и интересы Израиля

23-26 мая состоялись выборы в Европарламент, результаты которых, как ожидается, внесут некоторые коррективы как в дальнейшее политическое будущее ЕС, и, как следствие, отразятся на характере его внешних связей. Прежде всего, заметным трендом в ходе голосования стала явка избирателей, превысившая не только данные 2014 г., но и ставшая самой высокой с 1994 г. Американские СМИ списывают это на активное вовлечение молодежи, а израильская Israel Hayom на «атмосферу “конца Европы”» из-за прогнозировавшегося успеха евроскептиков.

Израиль здесь, судя по всему, сыграл и определенную практическую роль. Так, еще в середине февраля в местной прессе стали публиковаться сообщения о том, что ЕС нацелен на максимальное вовлечение в выборы лиц с двойным гражданством, предполагая за счет ближневосточной страны аккумулировать голоса дополнительного, как подсчитала Times of Israel, полумиллиона избирателей, интересующихся европейской политикой. Вывод о последнем был сделан на основании итогов президентских выборов во Франции, в которых израильтяне с двойным гражданством принимают довольно активное участие. Для самого Брюсселя, судя по сему, показалось возможным за счет этого сегмента имеющих право голоса попытаться размыть голоса сторонников наиболее крайних политических сил.

Как и в случае с прошедшими осенью промежуточными выборами в Конгресс США, масштабной волны, которой на этот раз считались ультраправые, организовать не удалось, хотя в целом они получили неплохие результаты, частично улучшив показатели в сравнении с прошлыми евровыборами. Так, крайне ограниченным стал успех «Альтернативы для Германии», завоевавшей, по имеющимся данным, около 11 % голосов, что лучше ее результатов на европейских выборах 2014 г., но хуже, чем на выборах в Бундестаг в 2017 г. Во Франции были успешными М. Ле Пен и ее «Национальное объединение», в Венгрии – Фидес. В Италии триумфатором стала «Лига»  М.Сальвини, вновь пообещавшего изменить Европу.

Правая фракция под названием «Европейский альянс народов и наций», окончательное оформление которого ожидается по итогам нынешнего голосования, по состоянию на середину текущего месяца включала в себя названных представителей Италии, Франции и Германии, а также партии аналогичного толка из Австрии, Чехии, Эстонии, Финляндии, Дании, Швеции и Нидерландов. Кроме того, М.Сальвини не скрывает намерения привлечь к сотрудничеству Фидес, что может найти понимание со стороны В.Орбана, поскольку партия была отстранена от своего прежнего блока «Европейской народной партии». Также М.Сальвини хотел бы видеть в своем лагере союзников из Великобритании, чьи избиратели из-за проблем с Брекситом все же приняли участие в голосовании.

В целом, этот тренд имеет позитивные последствия для Израиля. С представителями части названных партий Иерусалим, а точнее кабинет Б.Нетаньяху дружит и доступными средствами способствует укреплению их связей с Вашингтоном. Другие, такие как АдГ или Австрийская партия свободы, несмотря на израильскую критику, наоборот, имеют интерес к налаживанию контактов с ближневосточным государством. При этом даже если блок не повлияет на курс ЕС в отношении ближневосточной проблематики или в Израиле по тем или иным причинам сменится власть, то, как полагает обозреватель Jerusalem Post Х.Кейнон, запущенные ими процессы внутри, серьезно отвлекут Брюссель от международной повестки дня, а при удачном стечение обстоятельств это может помочь продвижению американского мирного проекта, если он хотя бы частично будет представлен.

С другой стороны, трендом евровыборов стал заметный успех «зеленых». Одной из главных стран, чье население поддержало их, оказалась Германия. При этом именно там партия сыграла не на экологической повестке дня, а главным образом на противоречиях с АдГ. Таким образом, можно предположить, что часть голосов правая партия потерла все же из-за этого хода, использованного оппонентами.  Более того, в противостоянии этих двух партий заметную роль имело прошлое страны. Так, «зеленые» сделали ставку на молодых избирателей из развитых городов Западной Германии, в то время как их оппоненты попытались привлечь внимание к проблемам «восточных немцев». «Зеленые», особенно немецкие, для Израиля как раз не самые удачные союзники, как в силу своей обычно склонности к поддержке палестинцев, так и потому, что сейчас на фоне решения Бундестага по BDS-Movement, они одни из самых активных критиков данного шага, переживающих за то, что он помешает работе немецких фондов и НКО.

Наконец, для ряда стран, к примеру, для Греции в большей степени, для Франции – в меньшей, голосование стало своего рода референдумом о доверии действующему правительству. Так, из Афин уже последовало сообщение о назначении досрочных выборов, которые могут пройти уже нынешним летом. А вот в Британии неопределенность сохранилась. С одной стороны, партия Брексита оказалась самой успешной, получив порядка 31 % голосов, однако, ее противники, призывающие к проведению в Соединенном Королевстве повторного референдума, в совокупности имеют, по разным оценкам, схожий или незначительно больший уровень поддержки. Дополнительным фактором, имеющим сейчас, пожалуй, решающую роль для британской политики, является объявление Т.Мэй об отставке с поста премьер-министра.

Здесь последствия для Израиля двоякие. Как уже отмечалось ранее, возможная новая власть в Греции может оказаться по отношению к партнеру не менее лояльной, особенно если интерес к вовлечению в контакты в трехстороннем формате Израиль-Греция-Кипр сохранят США. В Британии при смене власти угрозой являются лейбористы во главе с Дж.Корбиным, которые настаивают на проведении досрочных выборов, рассчитывая, что они приведут их к успеху. Кроме того, неопределенность по поводу Брексита мешает дальнейшему росту торгово-экономического сотрудничества, где Иерусалим и Лондон сделали ставку на соглашение о свободной торговле, подписать которое они смогут только в случае выхода Соединенного Королевства из ЕС.

В целом выборы в Европарламент, учитывая его роль в системе институтов ЕС, опасны и важны для Израиля не столько сами по себе, сколько по причине отражения трендов внутри стран-участниц Евросоюза. Голосование показало усиление двух блоков политических сил – крайне правых и «зеленых», традиционно имеющих уклон влево. Такой расклад особенно опасен для отношений с ФРГ, где на фоне завершения политической карьеры действующего канцлера А.Меркель идет поиск альтернативного лидера, а значит, не исключен сценарий, при котором Израилю придется выбирать в партнеры кого-то из них.

52.22MB | MySQL:103 | 0,606sec