Израиль: некоторые статистические данные об Иерусалиме

Борьба за официальное международное признание объединенного Иерусалима столицей Государства Израиль является одним из важнейших направлений израильской внешней политики. Роль Иерусалима в еврейском государстве определяется в первую очередь не его демографическим, экономическим и культурным потенциалом, а ролью этого города в качестве важнейшего национального символа еврейства. Достаточно вспомнить о том, что в национальном гимне Израиля речь идет о «нашей стране, стране Сиона и Иерусалима». Не случайно сразу же после Войны Израиля за Независимость (1948-1949 гг.) Кнессет был переведен из «временной столицы», Тель-Авива в Иерусалим, город, который был тогда разделен линией прекращения огня на еврейскую (западную) и арабскую (восточную) часть.

Западный Иерусалим был столицей Государства Израиль, несмотря на то, что вплоть до Шестидневной войны 1967 года он не только оставался разделенным городом, еврейская часть которой периодически подвергалась обстрелам арабских снайперов, но и находился «в тупике», на самом краю узкого (всего 5-7 км шириной) «Иерусалимского коридора», соединявшего столицу с основной частью страны. С трех стороны – с севера, с востока и с юга еврейский Иерусалим был окружен  территорией, контролировавшейся иорданцами.

Ситуация резко изменилась после победы Израиля в Шестидневной войне, одним из результатов которой стал переход всей Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией), включая Восточный Иерусалим, под контроль Израиля. Кнессетом был незамедлительно принят закон о воссоединении двух частей Иерусалима под суверенитетом Государства Израиль. Более того, муниципальные границы Иерусалима были значительно расширены, включив в себя целый ряд арабских сел, располагавшихся к северу, к востоку и к югу от города. Из-за нехватки свободных земель под застройку в бывшем Западном Иерусалиме, а также с целью недопущения нового раздела города израильтянами была осуществлена программа строительства новых еврейских кварталов на муниципальных территориях ранее, находившихся под контролем Иордании. Зарубежные государства, не признавшие распространения израильского суверенитета на Восточный Иерусалим, нередко именуют эти кварталы «еврейскими поселениями», также, как еврейские поселения в Иудеи и Самарии. Однако с точки зрения израильских законов, а также с точки зрения фактической ситуации речь идет именно о городских кварталах, являющихся неотъемлемой частью Иерусалима.

Смешанный этнический и религиозный характер населения Иерусалима в сочетании с претензиями арабского национального движения на этот город (или на часть его) привел к тому, что де-факто имеет место своего рода «демографическая конкуренция» между евреями и арабами. Арабское национальное движение ставит на данном этапе своими основными задачами в Иерусалиме повышение доли арабов в населении города и сохранение, насколько этом возможно, чисто арабского характера хотя бы части районов Восточного Иерусалима.

В этом контексте немалый интерес появившееся в израильских СМИ сообщение, согласно которому еврейские кварталы Иерусалима, построенные после Шестидневной войны 1967 года на территориях, находившихся с 1949 по 1967 год под контролем Иордании, практически перестали расти. Об этом свидетельствует анализ данных о численности их населения и строительстве в них нового жилья за последние годы. Всего после Шестидневной войны на перешедших в результате ее под контроль Государства Израиль территориях было построено 12 иерусалимских еврейских кварталов. Следует особо подчеркнуть, что речь идет только о крупных кварталах, в каждом из которых проживают десятки тысяч людей – таких, как Писгат-Зеэв, Гило, Рамот, Тальпиот-Мизрах и др., а не о сравнительно мелких еврейских жилых комплексах, расположенных в преимущественно арабских кварталах, например о Маале-Зейтиме на Масличной горе, число жителей которых исчисляется в лучшем случае сотнями.

Проверка, проведенная журналистами ежедневной израильской газеты «Исраэль гайом», показала, что в настоящее время численность населения этих кварталов практически равна численности, зарегистрированной в прошлом году, а нередко – и в предыдущие годы. В целом же в 12 крупных еврейских кварталах Восточного Иерусалима проживают сейчас 216 тысяч человек, каковые составляют 38% всего населения Восточного Иерусалима. Численность же нееврейских (главным образом арабских) жителей (мусульман и христиан) в Восточном Иерусалиме приближается к 340 тысячам.

Представляется необходимым упомянуть о том, что, благодаря включению в состав муниципальной территории Иерусалима ряда арабских сел, о чем говорилось выше, общая площадь нынешнего (в отличие от Восточного Иерусалима времен иорданского правления) Восточного Иерусалима вдвое превышает площадь Западного Иерусалима, то есть той части столицы Государства Израиль, которая находилась под его контролем до Шестидневной войны. В Восточном Иерусалиме проживают на сегодняшний день 61% всех жителей Иерусалима вне зависимости от их национальности.

По существу, единственная причина прекращения роста населения еврейских кварталов Восточного Иерусалима состоит в серьезнейшем замедлении – вплоть до полного замораживания – темпов строительства нового жилья в них. Это замедление и замораживание осуществлялись в приказном порядке правительствами Израиля, возглавлявшимися  премьер-министром Биньямином Нетаньяху под тяжелейшим давлением практически открыто враждебной еврейскому государству демократической администрации президента Барака Обамы, находившегося у власти в США 8 лет – с января 2009 по январь 2017 года.

Результаты журналистского расследования свидетельствуют о том, что, несмотря на то, что в США уже 2 года находится у власти беспрецедентно дружественная по отношению к Израилю республиканская администрация президента Дональда Трампа, который в частности заявил об официальном признании Иерусалима столицей Государства Израиль и перевел в этот город из Тель-Авива американское посольство в Израиле, создав тем самым прецедент, изменения, произошедшие за это время в темпах строительства жилья в еврейских кварталах Восточного Иерусалима невелики. Правда, они увеличились за эти два года, но совсем не на много.

Вместе с тем, Иерусалимский институт политических исследований сообщил во вторник в связи с публикацией очередного тома своего статистического ежегодника, посвященного Иерусалиму, что общая численность населения столицы Государства Израиль впервые в ее истории пересекла в конце минувшего года рубеж 900 тысяч человек. 62% из них составляют евреи, а 38% — арабы и другие неевреи (армяне, цыгане, греки, ассирийцы и др.). Из информации, обнародованной институтом следует, что характерный на протяжении многих лет для столицы Израиля отрицательный миграционный баланс (он частично компенсируется высокой рождаемостью) составил в минувшем году 6 тысяч человек, что является самым низкими показателем по этой позиции за прошедшее десятилетие.

На фоне идущей сейчас в Израиле ожесточенной полемики по поводу образа жизни составляющих значительную часть населения столицы ультраортодоксальных религиозных евреев, которые стремятся целиком сконцентрироваться на изучении Торы, традиционно избегая активного участия в рынке труда и службы в армии, особо обращает на себя внимание следующие показатель, приведенный в упомянутом ежегоднике: 49% всех иерусалимских мужчин трудоспособного возраста, принадлежащих к ультраортодоксальному религиозному сектору, населения работает. Это – серьезный рост по сравнению с  аналогичными показателями предыдущих лет, свидетельствующий об определенной модернизации ультраортодоксальной религиозной общины, хотя по прежнему налицо характерное для данной общины сильнейшее отставание показателей участия в рынке труда мужчин по сравнению с женщинами.

Не будет ошибкой сказать, что именно образ жизни ультраортодоксальных евреев, мужчины которых в своей массе либо не работают, либо заняты неквалифицированной и низко оплачиваемой работой, является главной причиной высокого уровня бедности в Иерусалиме, который остается до сих одной из серьезнейших проблем столицы Израиля.

43.55MB | MySQL:92 | 0,984sec