Ситуация в Сомали: март 2007 года

Основные события марта в Сомали были так или иначе связаны с начавшимся в первый день месяца развертыванием в стране контингента Африканских сил по подержанию мира (АМИСОМ). 1 марта в город Байдоа (250 км к северо-западу от Могадишо), где находились переходное правительство страны и переходный парламент, прибыла первая группа военных из Уганды численностью до 30 человек.

Предполагается, что общая численность АМИСОМ составит 8 тыс. человек, при том что первоначально Уганда, Нигерия, Гана, Малави и Бурунди оказались в состоянии направить всего 4 тыс. человек. АМИСОМ стала первой международной миссией, развернутой в Сомали после сворачивания в 1995 г. операции ООН в Сомали (ОНЮСОМ), в ходе которой «голубые каски» потеряли убитыми не менее 150 человек. Согласно принятой 20 февраля с.г. резолюции Совета Безопасности ООН, главная задача АМИСОМ — помочь достижению стабильности в стране, с 1991 г. раздираемой гражданской войной.

Переходное правительство Сомали было сформировано в конце 2004 г. и первоначально находилось в Найроби (Кения), а позднее перебралось в Байдоа, поскольку было признано, что в Могадишо отсутствуют условия, позволяющие ему нормально функционировать.

Одновременно с началом развертывания АМИСОМ временный президент Сомали Абдуллахи Юсуф Ахмед объявил в парламенте о том, что 16 апреля в стране стартует двухмесячная «конференция примирения» с участием порядка 3 тыс. делегатов от различных кланов и вооруженных формирований, религиозных и политических деятелей, а также представителей международных организаций. При этом он не уточнил, будут ли приглашены на конференцию в Могадишо исламисты из Высшего исламского совета Сомали (ВИСС), который до декабря 2006 г. контролировал большую часть территорий на юге и в центральной части страны. После военного поражения ВИСС переходное правительство при поддержке эфиопских войск пытается утвердить свою власть в стране, и в частности, в Могадишо, где ежедневно происходят вооруженные вылазки исламистов.

7 марта в эфир вещающей из Могадишо радиостанции «Радио Корана» прорвался один из полевых командиров ВИСС, Аден Хаши Айро. В радиообращении он призвал молодых сомалийцев «бороться против оккупации Сомали Эфиопией и другими». Под «другими» он подразумевал африканских миротворцев. «Мусульмане не сдадутся неверным» — утверждал он. Этот призыв явно был услышан. Он дал толчок активизации нападений исламистов на позиции эфиопских войск и миротворцев. В тот же день на стратегическом перекрестке на пути между аэродромом и столицей страны попала в засаду колонна миротворцев из Уганды. В ходе завязавшегося боя погибли 12 гражданских лиц.

Примечательно, что окровавленные документы Айро были обнаружены в январе с.г. в одном из районов на юге страны, который подвергся удару американской авиации. Позднее станет известно, что исламист получил ранения в результате той атаки, но выжил.

Исламисты не оставили без внимания и международный аэропорт Могадишо, на который перебрасывались миротворцы по «воздушному мосту», созданному усилиями зафрахтованных военно-транспортных самолетов из Белоруссии и Алжира. С началом перебросок боевики ВИСС регулярно обстреливали взлетно-посадочную полосу аэродрома из минометов, делая посадки и взлеты с него весьма рискованным предприятием. Уже 9 марта в результате обстрела с земли при посадке получил повреждения белорусский Ил-76. По счастливой случайности, никто из 15-ти находившихся на борту человек (9 белорусов и 6 угандийцев) не пострадал. По данным предварительного расследования, огонь из РПГ велся с лодки, находившейся в море, когда самолет заходил на посадку на высоте примерно 150 метров.

Теоретически контингент АМИСОМ должен заменить в Сомали эфиопские войска. К 12 марта сложилась ситуация, когда до полного развертывания миротворцев было еще далеко, а Эфиопия уже вывела треть своих войск. Недостатки в координации действий между АМИСОМ и эфиопскими военными еще больше осложнили обстановку в Могадишо. Дело дошло до того, что исламисты атаковали штаб-квартиру эфиопских сил в Могадишо. Тем не менее уже к 29 марта Эфиопия «отчиталась» о выводе двух третей своих сил из Сомали, не приводя при этом точных данных о том, сколько эфиопских солдат вернулось на родину и сколько остается в соседней стране. Тем не менее было признано, что «вывод войск идет с задержкой от первоначального графика, поскольку задерживается развертывание АМИСОМ».

14 марта премьер-министр Сомали Али Мохаммед Геди заявил, что поддерживает контакты с умеренным крылом в ВИСС с целью привлечь его представителей к участию в «конференции примирения». К этому же принуждают переходное правительство и зарубежные доноры, в частности, Евросоюз. Одновременно Геди приписал творившиеся в Могадишо акты насилия неким «внешним террористическим элементам». Он также сообщил, что к этому времени переходное правительство смогло собрать под свои знамена только в столице страны порядка 4 тыс. военнослужащих и полицейских. Уже неделю спустя их число превысило 10 тыс. человек.

Интересное событие произошло 21 марта. Как известно, США и Великобритания неоднократно «клевали» катарский телеканал «Аль-Джазира» за то, что он предоставлял свой эфир для различных заявлений главарей «Аль-Каиды». Отчасти с ними можно было бы согласиться, если бы предлагавшиеся ими правила игры были обязательными для всех. Однако это было не так. 21 марта выход в эфир британской теле- радиовещательной корпорации «Би-би-си» получил главарь сомалийских исламистов Шейх Хасан Дахир Авайас. И это при том что в США он включен в список наиболее разыскиваемых террористов!

Авайас, вещавший из неизвестного места на территории Сомали, оправдал ежедневное насилие в Могадишо как реализацию права сомалийцев на самооборону. «Если все иностранные войска покинут Сомали, мы урегулируем наши разногласия, и весь мир знает это», — утверждал он. Говоря про формирования ВИСС, он пообещал, что они в ближайшее время оправятся от ранее нанесенного им поражения.

В тот же день переходное правительство Сомали впервые после 2004 г. перебралось из г. Байдоа в столицу страны.

К 22 марта численность контингента АМИСОМ составила 1500 человек из числа угандийских военнослужащих. Они взяли под свой контроль три стратегические точки в Могадишо — морской порт, международный аэропорт и комплекс зданий, ранее служивший резиденцией президенту Сомали. На вооружении миротворцев — танки Т-55, оснащенные 110-мм орудиями бронемашины производства ЮАР «Мамба», артиллерийские орудия. Другое «тайное» оружие миротворцев — наличие в угандийском контингенте женского взвода. Его задача — личные обыски сомалиек во избежание возможности проносить под традиционной одеждой оружие и боеприпасы. Согласно мандату, срок действия которого рассчитан на 6 месяцев, миротворцы имеют право только отвечать огнем на огонь. Кроме боевых потерь, угандийцы уже столкнулись с такими проблемами, как диарея и малярия.

23 марта из Сомали пришло еще одно трагическое известие. В районе Могадишо террористы сбили белорусский Ил-76, который доставил в Могадишо техников и оборудование, необходимое для ремонта ранее поврежденного самолета. В результате катастрофы самолета, происшедшей в 16 км от столицы, погибли 11 человек. Потери Белоруссии были не единственными. Уже 30 марта стало известно, что боевики сбили эфиопский боевой вертолет Ми-24, поддерживавший наступление эфиопских войск на позиции исламистов в южных кварталах столицы Сомали. Для поражения вертолета использовался ПЗРК. Боевая машина упала близ международного аэропорта Могадишо, ее экипаж из двух человек погиб.

28 марта эфиопские войска при поддержке танков и боевых вертолетов, то есть по всем правилам современного военного искусства, предприняли очередную атаку на позиции исламистов в южных кварталах Могадишо. По неофициальным данным, в этой атаке погибли не менее 30 человек, в том числе 7 эфиопских солдат, более 130 получили ранения. Боевые вертолеты использовались впервые после скоротечной кампании в конце декабря 2006 г., когда эфиопские войска разгромили формирования ВИСС. По данным Аддис-Абебы, в этих боях эфиопские войска уничтожили не менее 200 исламистов.

29 марта Вашингтон объявил, что целью его политики в Сомали является устранение угрозы терроризма, исходящей с территории этой страны, а также установление в ней мира и стабильности через поддержку идеи учреждения центрального дееспособного правительства. При этом среди основных приоритетов были заявлены «поощрение политического диалога с целью формирования единого правительства, мобилизация международной помощи, завершение развертывания контингента африканских миротворцев».

В целом, приходится констатировать, что ситуация в Сомали еще долгое время будет оставаться нестабильной, поскольку вряд ли контингент АМИСОМ справится с возложенной на него миротворческой задачей в условиях, когда его мандат не позволяет ему проводить активные действия.

52.27MB | MySQL:103 | 0,461sec