Ситуация вокруг президентских выборов в Турции

16 апреля с.г. в Турции начинается президентский марафон, который в течение одного месяца должен определить, кто 16 мая станет новым 11-м главой государства на семилетний срок. В связи с этим в стране активизировался процесс поляризации сил на внутриполитическом поле. С одной стороны — действующий президент, армия, ведущие профсоюзные и общественные организации, ректоры более 70 университетов, основные оппозиционные политические партии, известные представители деловых кругов. С другой — правящая Партия справедливости и развития (ПСР), одержавшая внушительную победу на всеобщих парламентских выборах в 2002 году и закрепившая затем этот успех на выборах в местные органы власти, ее однопартийное правительство, большинство ПСР в парламенте, позволяющее ей принимать необходимые законы и решения, несмотря на противодействие оппозиции, влиятельная часть национального бизнес-сообщества.

Стороны уже определились с тактикой своих действий в рамках нарастающего жесткого противостояния. Его основная причина – вполне реальное выдвижение нынешним премьер-министром и лидером правящей партии Р. Эрдоганом своей кандидатуры на пост президента страны, что, по мнению оппозиции, может привести к исламизации Турции, разрушению ее светских устоев. Представители оппозиции заявляют также, что президент должен быть надпартийной фигурой, а не представлять интересы только одной партии. Противники ПСР и ее правительства полагают, что президент и его аппарат – единственный оставшийся в стране эффективный институт власти, который действительно, опираясь на конституционное право, может противодействовать дальнейшему усилению исламистской составляющей в государственной структуре Турции.

О настроениях в турецком обществе, полагает оппозиция, объективно свидетельствуют и данные мартовского исследования общественного мнения, которые показывают, что почти две трети граждан Турции (71,2%), выступают категорически против избрания Р. Эрдогана президентом страны. В поддержку премьера высказались 23,6% участников данного опроса (из 1659 человек), проведенного компанией «Сонар» в 14 крупных провинциях страны.

Сторонники правящей ПСР и ее правительства в свою очередь говорят о подтасовке данных в ходе различных исследований общественного мнения, которые свидетельствуют о негативном отношении турецкого общественного мнения к кандидатуре их лидера на пост президента страны. Сам Р. Эрдоган не объявляет пока о своей готовности бороться за него, но проводит напряженные многочасовые консультации с депутатами парламента от своей партии, ее руководителями всех уровней, функционерами молодежных и женских организаций, поддерживающих ПСР и ее правительство. Тема консультаций – целесообразность «хождения Р. Эрдогана в президентскую власть». Как свидетельствуют результаты уже прошедших совещаний, парламентская фракция ПСР, руководители партии и ее организаций на местах практически единогласно выступают за выдвижение кандидатуры своего лидера на пост президента. «353 депутата от ПСР, за исключением спикера парламента, который не будет голосовать, едины в вопросе о выдвижении кандидатуры премьера на пост президента», — сказал в воскресенье в интервью телекомпании Kanal 7 вице-премьер правительства А. Шенер.

Отдельные высказывания некоторых депутатов, сомневающихся в целесообразности такого развития событий, носят одиночный характер. Их основной довод заключается в том, что в случае избрания Р. Эрдогана президентом Турции он лишится поста генерального председателя ПСР. Партия, оставшись без признанного лидера, значительно ослабнет от внутрипартийной борьбы на почве поиска и утверждения нового генерального председателя. Все это подорвет позиции ПСР на предстоящих осенью текущего года всеобщих парламентских выборах, результаты которых могут в таком случае оказаться гораздо менее успешными, чем итоги голосования в 2002 г. Однако эти доводы отдельных функционеров ПСР не находят поддержки и понимания в партийной и правительственной среде. Анализ высказываний сторонников избрания Р. Эрдогана позволяет на сегодняшний день сделать вывод о том, что сам кандидат склонен видеть себя новым хозяином президентского дворца Чанкая.

Нынешняя предвыборная внутриполитическая ситуация накладывается на правовые нормы процедуры избрания президента Турции, зафиксированные в Конституции страны. В соответствии с Основным законом, Турция является государством со смешанной формой правления (президентской и парламентской). За месяц до прекращения полномочий действующего президента, истекающих 16 мая, в парламенте начинает действовать так называемый календарь выборов. Он предусматривает два этапа. Первый — выдвижение в течение первых десяти дней кандидатов на пост президента из числа депутатов парламента или же граждан Турции, обладающих правом быть избранными в него и достигших 40-летнего возраста. Второй — процесс выборов главы государства в оставшиеся 20 дней на общем заседании парламента. Ориентировочно уже называют даты первого тура: 26 апреля или 3 мая.

Для победы в первых двух турах президентских выборов кандидату необходимо заручиться конституционным большинством. Если это не удается, проводится третий тур выборов, когда для победы достаточно простого большинства. Однако если и он не выявляет победителя, тогда выборы проводятся среди двух претендентов, набравших наибольшее число голосов в третьем туре. Если главу государства не удается избрать по результатам четвертого тура, то парламент распускается и в стране проводятся всеобщие выборы. По прогнозу главы парламента Б. Арынча, новый глава государства будет избран именно в третьем туре. Известно, что выборы президента Турции парламентом страны ограничили четырьмя турами после того, как избрание 6-го главы турецкого государства Ф. Корутюрка состоялось только в 15-м туре. Для этого в Конституцию была внесена специальная поправка.

Нынешнее распределение мест в 550-местном турецком парламенте таково: 354 депутатских мандата имеет правящая ПСР, что не позволяет ей самостоятельно обеспечить конституционное большинство (необходимо 367 голосов) в законодательном органе власти. 153 места в парламенте принадлежат Народно-республиканской партии (НРП), 19 — правоцентристской партии Отечества (ПО), 10 — независимым депутатам и семь — представителям других партий. Еще семь мест в меджлисе являются вакантными, а глава парламента Б. Арынч, представляющий ПСР, по Конституции в выборах не участвует. Судя по прогнозу главы парламента, заручиться поддержкой еще 14 «чужих» парламентариев для обеспечения конституционного большинства и победы кандидата уже в первом туре проблематично. Именно поэтому сторонники ПСР делают ставку на третий тур — для победы в нем требуется простое большинство, которым фракция правящей партии располагает в парламенте.

Оппозиция, понимая намерения правящей ПСР и ее лидера, грозит обращением в Конституционный суд, если уже в первом туре президентских выборов в парламенте, где состоится голосование, не будет обеспечено конституционное большинство. Парламентская фракция основной оппозиционной НРП планирует бойкотировать первый тур президентских выборов с тем, чтобы сорвать их и затем оспорить законность проведения голосования в Конституционном суде. Ряд юристов обращают внимание на то, что при проведении первых двух туров в 550-местном парламенте должно присутствовать конституционное большинство, то есть не менее 367 депутатов. В противном случае голосование будет считаться недействительным. «Мы не будем участвовать в заседании парламента, где будет проходить первый тур президентских выборов. Если накануне голосования не будет проведен подсчет участвующих в нем депутатов на предмет наличия 367 из них, мы, руководствуясь действующей Конституцией, восполним правовую брешь и обратимся в Конституционный суд. Решение о правомочности проведения выборов в таком случае примет эта инстанция», — констатировал в одном из своих заявлений заместитель руководителя парламентской фракции НРП Али Топуз. А лидер НРП Д. Байкал в свою очередь заявил, что «Конституция Турции требует избрания президента на основе обеспечения согласия между партиями. Это следует осознать правительству».

Однако председатель парламента Б. Арынч сразу же ответил на это заявление оппозиции. Он подчеркнул, что ее представители неверно трактуют положения Конституции, в которой отсутствует положение о необходимости участия в парламентском голосовании в первых турах конституционного большинства. «Если мне сообщат о наличии в зале 184 депутатов, я начну процедуру избрания президента. 96-я статья Конституции дает право на открытие работы парламента, если на заседании присутствует более одной трети от общего числа депутатских мест. Решения такого заседания правомочны и касаются всех вопросов, в том числе избрания президента страны», — подчеркнул председатель парламента.

Турецкие и западные аналитики полагают, что предстоящие выборы 11-го президента могут стать одной из поворотных точек в новейшей истории светской Турции. Вместе с тем каких-либо возможных кардинальных изменений в российско-турецких отношениях они не усматривают. Следует отметить, что лишь дважды главу турецкого государства удавалось избрать единогласно. Это произошло, когда страну возглавили ее основатель Кемаль Ататюрк и его последователь Исмет Иненю. Чаще всего президента удавалось избрать в третьем туре. Именно так были избраны три последних президента — Тургут Озал, Сулейман Демирель и ныне действующий Ахмет Недждет Сезер.

Анализ развития событий в президентской гонке в Турции позволяет сделать вывод, что окончательное решение по вопросу о кандидатуре нового президента будет принято 18 апреля на заседании Руководящего совета ПСР. Если не произойдет неожиданностей, она предложит на президентский пост своего лидера. Удастся ли Р. Эрдогану решить чрезвычайно сложную задачу — одновременно покорить президентский дворец Чанкая и сохранить единую и влиятельную в обществе ПСР, способную играть ключевую роль в будущем правительстве Турции, которое будет уже не однопартийным, а коалиционным? Ответ на этот вопрос дадут события ближайших двух, трех месяцев.

52.27MB | MySQL:103 | 0,579sec