Взаимоотношения между Пакистаном и Китаем

В Исламабаде отношения с Пекином рассматривают в качестве приоритетных, относя Китай к числу ближайших союзников и партнеров. Весьма активные разноуровневые контакты имеются в политической, торгово-экономической, военной, научно-технической и других сферах. Довольно регулярно проходят визиты глав государств и правительств. В апреле 2005 г. между двумя странами был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедских отношениях, который зафиксировал важнейшие направления стратегического партнерства двух государств. В документе содержится положение о том, что подписавшие его стороны не могут вступать в союзы или иные объединения, заключать соглашения с третьими странами и предоставлять им свою территорию, если это создает угрозу для одного из них. Осуществляется интенсивный обмен делегациями по линии парламентов, военных и деловых кругов, научных и молодежных организаций.

Стороны тесно увязывают свои подходы к актуальным международным проблемам, в том числе к реформам Совета Безопасности ООН. Позиция Пакистана по статусу Тибета и Тайваня соответствует официальной китайской позиции. Китай же, наметивший линию на сближение с Индией, не так однозначен по весьма чувствительному для Пакистана вопросу Кашмира и не выступает на чьей-либо стороне, поддерживая идею решения этого застарелого индийско-пакистанского конфликта путем переговоров между заинтересованными сторонами.

Большое внимание уделяется региональной проблематике, в первую очередь речь идет о деятельности в рамках СААРК и ШОС. В 2005 г. при взаимной поддержке они получили статус наблюдателей в этих организациях. В Исламабаде предпринимаются попытки привлечь Пекин к более активному подключению к делам Южной Азии, что могло бы привести к некоторой корректировке имеющегося на субконтиненте дисбаланса в пользу Индии, а также создать возможности для установления более тесных связей с центральноазиатскими странами. Исламабадская администрация нацелена на прием Китая в СААРК и в то же время претендует на получение полноправного членства в ШОС. Хотя главы государств ШОС понимают, что прием новых членов в организацию на данном этапе нецелесообразен, некоторые обещания Исламабаду все же были даны.

Ключевой областью двустороннего взаимодействия является сотрудничество в сфере ВТС. Пекин оказывает Пакистану содействие в модернизации его вооруженных сил. ВВС страны практически полностью состоят из китайской техники (более 30 штурмовиков А-5, около 150 истребителей F-7 и более 50 учебно-тренировочных самолетов различных типов). Практически завершена совместная разработка легкого многоцелевого истребителя третьего поколения JF-17 «Гром» («Супер-7»). Силовая установка этого самолета оснащена китайским авиационным двигателем, производимым на базе российского образца RD-93. В настоящее время решается вопрос о возможности поставок Китаем этих двигателей Пакистану, что требует согласования с российской стороной. Заключены контракты на поставку в Исламабад истребителей F-7PG и РЛС, подписан меморандум о совместной разработке самолета, оснащенного системой раннего обнаружения и наведения. Серийное производство JF-17 в Пакистане планируют начать в январе 2008 г. на авиасборочной линии, мощность которой на первоначальном этапе составит около 20 единиц в год. Эти истребители должны заменить устаревшие F-7, а также в недалеком будущем, как предполагают, даже стать предметом экспорта.

Сухопутные войска Пакистана имеют на вооружении китайскую технику (более 70% танков Т-59, Т-69, Т-85 и 60% артиллерийских орудий). Продолжается реализация контракта стоимостью 320 млн долл. на производство с китайской помощью танка «Аль-Халид». Из предусмотренных контрактом 286 машин, которые должны быть построены до 2008 г., выпущено уже более 100. В соответствии с другим соглашением, до 2008 г. предусматривается выпуск 394 танков «Аль-Зарар» (модернизированная версия китайского Т-59), к настоящему времени произведено более половины.

Пекин ежегодно выделяет беспроцентный кредит для осуществления поставок в Пакистан стрелкового оружия, боеприпасов, средств связи, автотранспорта, запасных частей и оборудования. Исламабаду поставляются переносные зенитно-ракетные комплексы QW-I, QW-II для средств ПВО.

Развиваются связи и по линии военно-морских ведомств. В 2005 г. подписано рамочное соглашение (стоимость сделки – 1 млрд долл.) о строительстве для ВМС Пакистана четырех фрегатов F-22P (три из которых будут собраны в Китае, а один на судоверфи в Карачи).

Между сторонами регулярно проводятся консультации по обороне и безопасности (четвертый раунд прошел в августе 2006 г., по итогам встречи было подписано два соглашения — о ВТС и военной помощи).

Как представляется, в ближайшие годы не стоит ожидать каких-либо кардинальных изменений на рынке вооружений Пакистана, где «первую скрипку» по-прежнему играет Китай. Вместе с тем возможны и некоторые изменения, поскольку пакистанское руководство с учетом некоторых подвижек и смягчения ограничений со стороны Запада на поставки сюда военно-технической продукции начинает принимать меры по диверсификации связей в области ВТС.

Между Пакистаном и Китаем развивается сотрудничество и в космической области, причем как на двусторонней, так и на многосторонней основе (с 2005 г. действует Азиатско-тихоокеанская организация по сотрудничеству в сфере космоса — APSCO, куда помимо ИРП и КНР входят еще семь стран). Видимо, Исламабаду и Пекину удастся договориться о совместном запуске в течение пяти лет трех спутников для исследования ресурсов Земли.

Большое внимание уделяется сотрудничеству на антитеррористическом и антинаркотическом направлениях. Правовую базу для взаимодействия составляет заключенное в 2005 г. двустороннее соглашение о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также меморандум 1996 г. о пресечении наркотрафика. Расширяется взаимодействие в рамках соответствующей Совместной рабочей группы. В апреле 2004 г. в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая прошли масштабные контртеррористические учения. Пекин тщательно отслеживает вопросы, связанные с обеспечением безопасности своих граждан, задействованных в различных проектах в ИРП (были отмечены случаи терактов и похищений). В данном контексте Пекин заинтересован в активизации действий пакистанских властей против местных экстремистских организаций.

Пекин занимает после США второе место по объемам двусторонней торговли, составляющей в настоящее время около 4,5 млрд долл. в год при значительном дисбалансе в пользу КНР. Экспорт отсюда состоит преимущественно из хлопчатобумажной пряжи и тканей (80%), а также нефте- и морепродуктов, кожи, овощей и фруктов, на которые приходится порядка 850 млн долл. В импорт ИРП входят машинно-техническое оборудование и запчасти к нему, изделия из черного металла и стали, сахар, химикалии, фармацевтическая продукция. Соглашение о свободной торговле, которое планируется подписать между двумя странами, по некоторым оценкам, может способствовать увеличению товарооборота в течение ближайших двух–трех лет до 8–9 млрд долл. В 2006 г. сторонам удалось подписать так называемую программу раннего урожая, в соответствии с которой к 2008 г. таможенные тарифы на более чем тысячу единиц экспортных товаров должны быть постепенно сведены к нулю.

Китай широко представлен (более 60 компаний задействовано в 250 проектах общей стоимостью около 7 млрд долл.) в проектах пакистанской инфрастуктуры, среди которых своей масштабностью выделяются следующие: строительство глубоководного порта в Гвадаре (начат второй этап строительства), сооружение второго энергоблока атомной электростанции в Чашме, а также проекты по разработке месторождений меди в Саиндаке и полиметаллических руд в Даддаре. Китайцы активно задействованы в модернизации железных дорог страны, в частности, подвижного состава. В феврале 2006 г. на встрече руководителей двух государств была достигнута договоренность о реализации нескольких крупных объектов, причем общий объем китайских инвестиций по ним составит примерно 12 млрд долл. Эти средства пойдут на строительство Исламабадского международного аэропорта, нефтеперерабатывающего завода в Гвадаре и двух ГЭС (Бунджи и Нилам-Джелам).

Эффективно функционируют двусторонние Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству и Деловой форум. В Пакистане зарегистрировано более 50 китайских компаний со стопроцентным китайским капиталом, многие из них имеют дочерние фирмы, работающие в формате совместных предприятий. За последние несколько лет Пекин увеличил объем прямых инвестиций более чем в шесть раз, однако абсолютные цифры не особенно велики. К марту прошлого года совокупные капиталовложения Китая на контрактной основе не превышали 100 млн долл. (Пакистан же вложил в КНР 24,3 млн долл.). Ведутся переговоры по созданию совместной инвестиционной компании и фонда по развитию инфраструктуры. Особое внимание уделяется сотрудничеству в сфере энергетики. В апреле 2006 г. было принято решение о создании профильной Совместной рабочей группы, а представители пакистанских и китайских деловых кругов подписали несколько десятков документов, в частности, по разработке месторождений углеводородов, строительству перерабатывающих заводов, возведению ТЭЦ и ГЭС. Есть планы по сооружению так называемой энергетической зоны в Гвадаре, состоящей из нефтяных хранилищ и перерабатывающего завода производительностью 21 млн тонн. Данный проект может привлечь до 12–13 млрд долл. инвестиций.

В Пакистане заинтересованы в приобретении у Китая шести атомных реакторов по 300 мВт. Стоимость возможной сделки составит около 7 млрд долл. При этом здесь всячески подчеркивается, что сотрудничество сторон в ядерной области осуществляется и будет осуществляться исключительно в мирных целях и под гарантиями МАГАТЭ. США явно не приветствуют наметившийся диалог Исламабада и Пекина в этой области и стараются воздействовать на КНР, используя рычаги Группы ядерных поставщиков (ГЯП). Пекин же, по всей видимости, постарается уйти от прессинга ГЯП под предлогом имеющегося у него соглашения с Исламабадом 1986 г. (т.е. до создания группы) о сотрудничестве в использовании атомной энергии в мирных целях, позволяющего налаживать такого рода контакты без нарушения обязательств перед ГЯП.

В двусторонних отношениях не остается забытой и гуманитарная составляющая. Пакистану ежегодно дается около 100 базовых стипендий, а пакистанские аспиранты имеют возможность поехать в Китай для работы над диссертацией. Каждый год более 500 пакистанских студентов отправляются на учебу в Китай на коммерческой основе. В прошлом году принята новая стратегия развития сотрудничества в гуманитарной сфере. Она предусматривает обмен делегациями, подготовку специалистов, совместное производство кинофильмов и сотрудничество в театральной области, налаживание прямых связей между высшими заведениями двух стран. В последнее время были подписаны соглашения о взаимодействии в области археологии и сохранения исторических памятников. Число транспортных маршрутов между Пакистаном и Китаем достигло восьми. В столице Пакистана начато строительство Центра пакистано-китайской дружбы, имеются планы по открытию Института Конфуция, а также специализированного центра по изучению КНР, который будет функционировать при Институте стратегических исследований.

Пакистан и в дальнейшем, по всей видимости, будет стремиться развивать разностороннее сотрудничество с Китаем, рассматриваемое исламабадской администрацией в формате стратегического партнерства. При этом и Пекину выгодна подобная ситуация, поскольку, активно взаимодействуя с Исламабадом, он в значительной степени держит в напряжении своего южного соседа в лице Индии, претендующей на звание региональной державы и ревностно следящей за ситуацией в Южной Азии. А подобная геополитическая модель, как представляется, выгодна как Исламабаду, так и Пекину. Поэтому, видимо, стоит ожидать наращивания многоплановых отношений между двумя странами, в том числе и в «чувствительных» областях.

62.88MB | MySQL:102 | 0,510sec