Эксперты Fitch об экономической ситуации в Кувейте

Опубликованные в начале недели рейтинговые оценки Fitch Solutions по состоянию дел с экономическим реформированием и прочими экономическими маркерами, большинство из которых, так или иначе, акцентированы на всем, что не связано с нефтью и газом, и, по нашей оценке, являются одной из разновидностей манипулирования информацией в угоду определенным конъюнктурным заказам, свидетельствуют: Кувейт продолжает отставать от региональных лидеров. Таковыми, набравшими 6 и 4 баллов из оценочных 10, являются Саудовская Аравия, и, как ни странно, Бахрейн. Впрочем, они сильно отстали от ОАЭ с их премиальными 8 баллами, в то время, как Катар и Оман удостоились, соответственно, 4 и 5 баллов. Кувейт набрал 2 балла. Демонстрируя, в нынешнее бурное время, завидную стабильность, когда эти самые 2 балла и следует воспринимать, как наилучшую оценку, то есть, с точностью до наоборот, от результатов оценки Fitch Solutions.

«Двоечник» Кувейт, по мнению Fitch Solutions, показывает «слабые результаты в развитии своего бизнес климата, ограниченность реформ, и его показатели такие же, как и в прошлом году», – констатирует агентство. Ситуацию усугубляют вызовы, среди которых: оппозиция попыткам реформ, негативно влияющая на частные инвестиции, однако, это, отчасти, компенсируется большими капиталовложениями в инфраструктурные проекты в государственном секторе.

Этот самый государственный сектор формирует до 73% от ВВП Кувейта, тогда как частный – выглядит «блекло» и составляет всего, около 3%.

Вообще-то, Кувейт, как и другие арабские монархии Персидского залива, изначально является государственным образованием с преобладающим государственным сектором, где «государство есть правящий клан». А все остальное – это не более чем «дань моде», в виде потакания вот таким вот экспертам рынка, или та самая диверсификация рынка, когда ряду кланов «второго порядка», или добившимся выдающихся результатов, коммерсантам позволяют заняться чем-то, что эксперты Fitch Solutions называют «частным сектором». И сетуют, при этом, на его «неразвитость». Кувейту это не мешает в остальном.

Остальное представлено следующим: по оценке тех же самых Fitch Solutions, экономический рост Кувейта в период 2019-2023 гг. составит около 3,5%. На сегодня страна демонстрирует наилучший, среди стран ССАГПЗ, финансовый баланс с ростом в 4% от ВВП.

Это обстоятельство сыграло не последнюю роль в том, что Кувейт уже в июле получит котировочный статус в системе биржевого рейтинга MSCI Inc.’s Emerging Markets Index (MSCI EM). Об этом со ссылкой на Forbes Middle East сообщила кувейтская газета «Аль-Рай».

«Если Кувейт получит такой статус, то есть акции кувейтских предприятий начнут котироваться в таких форматах, как MSCI, FTSE Russell и S & P Dow Jones, то, порядка двух миллиардов долларов, это, по меньшей мере, притекут на кувейтский рынок».

MSCI, в части ближневосточных ценных бумаг, на сегодня представляет ОАЭ, Египет и Катар, формирующих около 2% от его удельного веса.  Ожидаемый вход в котировки бумаг Саудовской Аравии в августе, повысят ближневосточную составляющую индекса до 4.5%. Эффект от появления кувейтских акции пока не оценивался, но может добавить еще не менее 1-1.5%.

При всех различиях в оценках нюансов, эксперты рынков ценных бумаг едины в одном: рынки капитала Ближнего Востока и Северной Африки стали теми площадками, которые выходят на первые места в глобальных инвестициях.  В качестве сильного привлекательного фактора приводится недавние реформы саудовского наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, позволившие обеспечить приход в этом году порядка 8.6 млрд долларов инвестиций, важную роль сыграли решения о выставлении на торги части акций таких компаний как Aramco и Sabic.

На некоторую ангажированность рейтинговых агентств и целесообразность их восприятия в качестве справочного источника, а уж никак не «руководящего и направляющего» инструмента, что свойственно некоторым либеральным экономистам в той же РФ, и, к слову, совершенно несвойственно Кувейту и его соседям, что особенно важно в части дозволенности биржевых спекуляций, проистекающих из оценок вот таких вот агентств, указывает следующее обстоятельство.

В апреле месяце Fitch Ratings, соседнее подразделение с Fitch Solutions, присвоило кувейтскому динару долгосрочный рейтинг, Issuer Default Rating (IDR) класса «АА». Ключевые кредитные параметры Кувейта «исключительно устойчивы» при 60 долларах США за баррель нефти.

Иностранные активы Kuwait Investment Authority (KIA) в 2018 году составили 561 млрд долларов США (394% от ВВП), они составляют основу всех внешних активов страны исчисляемых в 470% от ВВП – наивысший показатель в оценках Fitch.

Резервный фонд Кувейта, Reserve Fund for Future Generations (RFFG) оценивается в 500 млрд долларов США и продолжает расти, благодаря доходам от инвестиций и ежегодным отчислениям в него 10% от доходов.

Между тем, стоимость Общего резервного фонда (GRF), который содержит накопленные правительственные излишки после перечислений в RFFG, по некоторым оценкам, снижается уже пятый год подряд, поскольку правительство привлекло средства из GRF для финансирования дефицита и погашения внутренних займов «Мы ожидаем, что сальдо правительства вырастет примерно на 3,3 млрд кувейтских динаров (7,9% ВВП) за финансовый год, заканчивающийся в марте 2019 года (18/19 ФГ), при поддержке еще одного двузначного увеличения доходов от нефти. В соответствии с обычной конвенцией правительства о предоставлении отчетности (без учета доходов от инвестиций KIA в доходах и учета передачи средств из RFFG в качестве расходов) дефицит составит более 2,2 млрд. кувейтских динаров, что примерно соответствует потребности в финансировании, — констатируют эксперты Fitch.

«Мы ожидаем, что профицит бюджета будет умеренным в соответствии с нашим базовым предположением, что цена на нефть марки Brent составит в среднем 65 долларов США за баррель в 2019 году и 62,5 доллара США за баррель в 2020 году», — говорится в отчете агентства.

Использование RFFG позволило бы Кувейту поддерживать текущие уровни расходов на протяжении десятилетий, но для этого потребовалось бы одобрение парламента и «оно могло бы быть политически спорным». «По нашим оценкам, к 2021 году GRF может быть исчерпан в гипотетическом сценарии, когда правительство не сможет продлить использование средств фонда. В новом законе о долговых обязательствах передача средств RFFG продолжается на уровне 10%, инвестиционные доходы отсутствуют, а среднесрочный дефицит остается на уровне 20/21 финансового года, — приходят к заключению аналитики из Fitch.

62.79MB | MySQL:102 | 0,455sec