Оценки китайских специалистов военно-технического сотрудничества США и Израиля. Часть 2

По данным китайских источников, конструкторы израильской компании Cyclone Aviation (дочернее подразделение Elbit Systems) в апреле 2019 г. закончили проектирование металлического подвесного топливного бака (ПТБ) вместимостью 2727 л для размещения на внешней точке крепления под крылом малозаметного истребителя F-35I. Израильские специалисты понимают, что такой ПТБ негативно повлияет на эффективную площадь рассеивания (ЭПР), но позволит увеличить максимальную дальность полета и время нахождения в районе ожидания боевого приказа или ведения наблюдения/сбора разведывательных данных благодаря высокоэффективной оптико-электронной системе истребителя.

По замыслу офицеров группы планирования боевых операций ВВС Израиля, подобные емкости являются временной мерой для увеличения дальности полета истребителя. По мере приближения к зоне выполнения боевой задачи или району действия РЛС ПВО вероятного противника, пилот может сбросить данные ПТБ и действовать благодаря малой заметности самолета.

Следует отметить, что конструкторы корпорации Lockheed-Martin уже проводили научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с цельнометаллическими ПТБ для истребителей F-35 модификаций А, В и С в период с 2004 по 2007 г. и установили, что при применении двух таких емкостей вместимостью по 2091 л максимальная дальность полета самолета достигает  2529, 2071 и 2906 км соответственно.

Необходимо обратить внимание, что американские конструкторы изначально проводили компьютерное моделирование условий полета с ПТБ емкостью 2181 л установленными на внешней точке подвески, ближайшей к фюзеляжу. По результатам моделирования было принято решение об уменьшении вместительности ПТБ.

Кроме того, конструкторы внесли изменения в форму бака. В результате оптимальным был признан корпус цилиндрической формы переменного диаметра с наплывом в носовой части и уменьшением диаметра ближе к центру корпуса бака. С учетом новой формы пришлось изменить и конструкцию перспективного крепления.

Как показывают расчеты дальность полета от Израиля до ядерных объектов в иранском Бушере составляет 1329 км, т.е для успешного выполнения полета в обе стороны истребителям F-35I не хватает запаса топлива двух ПТБ емкостью 1932 л каждый. В этой ситуации пилотам истребителей придется выполнять дозаправку от воздушных танкеров КС-135R, количество которых недостаточно для оперативного/единовременного  обеспечения топливом истребителей в количестве больше одной эскадрильи. Китайские специалисты указывают, что применение самолетов-заправщиков в боевых операциях сопряжено с определенным риском, а обеспечение прикрытия также требует привлечения дополнительных истребителей.

В этой ситуации применение подвесных топливных баков даже выполненных из традиционных металлических сплавов позволит пилотам нанести удар по цели, расположенной на значительном удалении и успешно вернуться в подконтрольное воздушное пространство для дозаправки или вообще самостоятельно выполнить посадку без дополнительного топлива. Такой подход позволит оптимизировать расходы на оперативные действия ВВС Израиля, которым периодически приходится сжигать топливо при ожидании в районе принятия решения на применение вооружения.

Как показывает опыт ВВС США, в процессе передислокации 10 истребителей F-35 c АвБ Luke (шт. Аризона) до АвБ Iwakuni (Япония) потребовалось задействовать девять самолетов-заправщиков типа КС-135, которые провели 250 дозаправок в воздухе. Всего же подобная переброска потребовала шесть ночных остановок на аэродромах, расположенных по маршруту следования.

Высокопоставленные представители ВВС США признаются, что такой медленный темп передислокации боевых самолетов был обусловлен тем, что при  планировании данного мероприятия в расчет был принят самый плохой вариант развития событий, который наиболее приближен к режиму действий, предусмотренному «угрожаемым периодом».

В дополнение к вышесказанному отметим, что американские специалисты ранее тестировали ПТБ емкостью 2727 литров на истребителях F-22 и проводили их контрольные сбросы, которые доказали безопасность подобной операции. В настоящее время американская компания Lockheed-Martin ведет переговоры с израильской  Cyclone Aviation о производстве опытной партии ПТБ и проведения сертификационных испытаний.  При успешной реализации проекта ПТБ, компания Cyclone Aviation вполне может получить заказы от других стран, ВВС которых эксплуатируют истребители типа F/A-18.

Вполне вероятно, что при необходимости обеспечения приемлемого уровня ЭПР истребителей F-35I израильские конструкторы разработают композитные ПТБ с эпоксидным усилением конструкции и карбоновыми креплениями, в которых только заливная горловина и контакты электрических цепей будут выполнены из металла. Известно, что подобные разработки ведутся и в США с 2011 г.

Одновременно с Cyclone Aviation ведут работу конструкторы и инженеры одной из крупнейших компаний оборонно-промышленного комплекса Израиля Israel Aerospace Industries по созданию надфюзеляжных топливных баков для истребителей F-35I национальных ВВС. При размещении топливных емкостей над фюзеляжем сохраняется минимальное значение ЭПР данного самолета, а также практически отсутствует негативное влияние на  аэродинамические свойства – маневренность и максимальную скорость.

Как показывает практика, подобное конструктивное решение применено на всех истребителях F-16I Sufa и истребителях-бомбардировщиках F-15I Raam ВВС Израиля. На втором типе самолетов подобный бак вмещает 3049 литров авиационного керосина. При  полной заправке топливом истребители-бомбардировщики F-15I могут находится в воздухе наибольшее количество времени по сравнению с F-16I и F-35I соответственно.

К настоящему моменту в открытом доступе отсутствует информация о позиции американских самолетостроителей в отношении разработок специалистов   Израиля Israel Aerospace Industries, поскольку компания-производитель F-35 в тесном сотрудничестве с производителем двигателей – Pratt&Whintey намерена продолжать работать над увеличением топливной эффективности силовой установки – турбореактивного двигателя серии F135.

Подводя итог вышесказанному отметим, что ВВС Израиля подписали контракт на поставку F-35I исходя из цены в 110 млн долл. США за единицу, но при этом страна не вступала в международный консорциум, созданный для совместной разработки данного боевого самолета пятого поколения. По данным китайских источников, на авиастроительных предприятиях в Израиле может быть организована производственная линия по выпуску крыльевых поверхностей для F-35I. В целом представители ВВС Израиля удовлетворены темпом и качеством выпуска серийных истребителей и особо отмечают своевременную доставку сменно-запасных частей к самолетам.

Необходимо отметить, что к настоящему моменту ВВС Израиля располагают двумя полноценными эскадрильями F-35I, пилоты которых регулярно принимают участие в боевых операциях против иранских военных, дислоцированных в Сирии, а также наносят удары по складам и опорным пунктам группировки «Хизбалла» на территории Ливана.

В целом рассмотренные проекты предприятий ОПК еврейского государства направлены на повышение боевых возможностей как действующих, так и перспективных эскадрилий F-35I, которые будут выступать в качестве основного средства для проведения «операций возмездия» или для превентивного удара по территории любого государства, угрожающего национальной безопасности Израиля.

51.64MB | MySQL:101 | 0,396sec