Ситуация на иранском нефтяном рынке

Нефтяное эмбарго, наложенное на Исламскую Республику Иран Соединенными Штатами, продолжает действовать, нанося все больший ущерб иранскому нефтяному рынку. Напомним, что санкции против ИРИ были введены 5 ноября 2018 года. Целью американцев, как заявил президент США Дональд Трамп, является добиться нулевого уровня экспорта иранской нефти. Если после подписания ядерного соглашения – Совместного всеобъемлющего плана действий — в 2016 году и отмены прежних санкций Ирану удалось достичь уровня добычи сырой нефти до 2,5 млн баррелей в сутки, то всего за полгода действия нового пакета санкций этот уровень в мае с.г. снизился до 650-500 тысяч баррелей в сутки. Это низший уровень экспорта нефти за последние 40 лет. Как заявил Д.Трамп в оправдание санкции: «В мире достаточно нефти, чтобы положить конец сотрудничеству с Ираном в этой области». Страны-импортеры иранской нефти одна за другой прерывают поставки. Рассмотрим по отдельности:

12 июня с.г. стало известно, что Государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR, не желая нарушать американские санкции, наложенные на Иран, прекратила закупки иранской нефти для турецкого нефтеперерабатывающего завода. Заменить иранскую нефть Баку намерен поставками из Ирака. Иракская нефть на сумму в 6 млрд долларов будет перерабатываться на НПЗ SOCAR, расположенном на западном берегу Турции. Завод был открыт при участии президентов Турции и Азербайджана Реджепа Тайипа Эрдогана и Ильхама Алиева в октябре прошлого года. По словам исполнительного директора НПЗ Заура Гахраманова, завод способен перерабатывать 10 млн тонн нефти в год.

Для Исламской Республики подобное решение соседнего государства, возможно, стало неожиданным. Дело в том, что в апреле 2018 г. в результате длительных переговоров в присутствии президентов министрами нефти ИРИ и Азербайджана  Бижаном Намдаром Зангане и Парвизом Шахбазафом было подписано крупное двустороннее соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере  с целью проведения совместных работ в разведочных блоках Каспийского моря. Министр нефти ИРИ в свою очередь назвал соглашение стратегическим и отметил, что подобным соглашением произошла «разблокировка нефтяного сектора Каспийского моря». В марте с.г. была создана совместная комиссия для реализации соглашения. Однако, на фоне последних сообщений можно предположить, что сотрудничество в нефтяной сфере между двумя странами отложится на неопределенный срок. Более того, возможно обострение взаимоотношений между соседями и в других сферах, в частности, на религиозной и национальной почве, как это неоднократно случалось в период политических разногласий.

Несмотря на высказанное возмущение по поводу санкций, подчиниться им пришлось и Анкаре. Ранее Турция входила в число немногих стран, которым США далее временное послабление на импорт нефти из Ирана, учитывая зависимость этих стран от иранских поставок. Освобождены от санкций были такие страны, как Китай, Индия, Южная Корея, Италия, Греция, Япония, Тайвань. Однако, с прошлого месяца послабления для турецкой нефтегазовой компании Tüpraş, занимающаяся закупками нефти и газа из ИРИ, перестали действовать, и Турция, на рынке которой доля иранская нефти до санкций составляла почти 50 %, а после – 20-27 %, и вовсе отказалась от импорта нефти из Ирана.

Тегеран не прекращает попытки исправить ситуацию. 8 июня состоялся телефонный разговор между президентами двух стран Хасаном Роухани и Реджепом Тайипом Эрдоганом, в ходе которого иранский президент отметил, что Иран и Турция являются двумя «сильными и влиятельными» странами в мусульманском мире, и расширение взаимоотношений будет играть ведущую роль в обеспечении стабильности и безопасности на Ближнем Востоке. Он добавил, что Тегеран намерен укреплять экономическое сотрудничество с Анкарой и использовать национальные валюты двух стран в своих сделках. Турецкий лидер со своей стороны выразил готовность наращивать сотрудничество. В завершении беседы он осудил односторонние и жесткие санкции США и подчеркнул, что его страна не примет таких ограничений. По словам турецкого чиновника в интервью агентству Reuters, Анкара не верит в эффективность санкций и не считает, что изоляция Ирана будет выгодной, однако, как стратегический партнер, уважает решение США. Как подтверждают западные специальные источники, с прошлого месяца ни один танкер с нефтью из Ирана не прибыл в Турцию.

Отказалась от иранской нефти и Индия. Индия является одним из основных импортеров нефти, и даже после нефтяных санкций США против Исламской Республики она ежедневно импортировала от 450 до 480 тыс. баррелей нефти из Ирана. С введением первого нефтяного эмбарго США в ноябре Соединенные Штаты разрешили Индии продолжать импортировать из Ирана 300 тыс. баррелей нефти в день, но срок исключительной возможности так же истек в начале мая. Согласно требованием США, Индия прекратила импорт нефти и из Венесуэлы.

По словам индийского посла Индии в США Вардхана Шрингла, из-за вынужденного решения его страна столкнулась с некоторыми внутренними трудностями. Дело в том, что  до введения санкций импорт из Ирана обеспечивал около 10% поставок нефти в Индию, а некоторые индийские НПЗ располагали необходимым оборудованием для переработки иранской нефти. Замена импортируемой нефти обычно сопряжена с расходами на адаптацию оборудования. Какая из стран займет место ИРИ на индийском рынке – Россия, Ирак или КСА – еще неизвестно, но каждая из них готова возместить нехватку иранской нефти на мировом рынке. Однако, важно отметить, что Тегеран был готов предоставлять скидки и удобные условия, чтобы удержать своих покупателей. В частности, Индия импортировала нефть по бартеру – нефть в обмен на товары, либо в счет долга, который страна выплачивала Ирану частями. Будут ли новые поставщики идти на такие уступки?

Южная Корея — пятый по величине импортер нефти в мире – до мая с.г. импортировала 187 179 баррелей в день, т.е. 3,86 млн тонн за январь-май 2019 года. На сегодняшний день импорт полностью приостановлен. Заменят иранские поставки в Южную Корею Россия и Катар.

На днях стало известно также, что Франция, страна-член СВПД, которая на дипломатическом уровне выступала в поддержку договора и наряду с остальными европейскими странами, которые являются участниками ядерной сделки планировала создание особой финансовой системы Instex для поддержания сотрудничества с Ираном, не только не предприняла действий для защиты интересов Ирана от санкций, но и так же последовала им. Франция полностью отказалась от нефти из Ирана на сумму в 2,2 млрд евро и вместо этого увеличила импорт нефти из Саудовской Аравии на 50%.  Согласно французским отчетам Министерства финансов, с апреля 2017 года по март 2018 года Иран был третьим поставщиков нефти в страну.

Особое внимание именно Франции в Иране уделяется неслучайно. Французские компании занимают весомое место на иранском рынке. После подписания СВПД французская нефтяная компания Total заключила один из крупнейших контрактов с ИРИ на разработку нефтяного месторождения 11-ой фазы «Южного Парса», который на сегодняшний день прекращен. Компания первая покинула Иран после санкций. Автомобильные компании Renault и Peugeot, несмотря на большую долю иранского рынка, прекратили сотрудничество с Ираном, нарушив свои обязательства по договорам.

Нельзя не  упомянуть и о Китае. С мая т.г. Пекин был вынужден следовать санкциям. Китай является крупнейшим покупателем иранской нефти. Иран является одним из ключевых партнеров китайской инициативы «Один пояс, один путь», а китайские компании инвестировали миллиарды в иранские нефтяные месторождения, однако КНР предпочла сохранить отношения с США, которые и без того переживают серьезное напряжение по ряду экономических и политических причин. Крупные нефтяные компании Sinopec Group и CNPC, две крупнейшие нефтеперерабатывающие компании Китая, прекратили закупки.

Как уже очевидно, ситуация на нефтяном рынке ИРИ достигла критического уровня. Тегерану необходимо в кратчайшие сроки найти политические пути выхода из изоляции, т.к. нефтяной рынок превратился в арену политических баталий.  В связи с ужесточением санкций появилась и версия о возможном выходе Ирана из Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Министр нефти ИРИ Бижан Намдар Зангане, выступая в Исламской консультативном совете (Меджлис), заявил, что на данный момент Иран не планирует выходить из ОПЕК, и сожалеет, что некоторые члены организации превратили ее в политический центр для противодействия двум основателям ОПЕК — Ирану и Венесуэле. Намекая на Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты, министр добавил: «Две страны региона в организации враждуют с нами (ИРИ – авт.). И они используют нефть в качестве оружия на мировом рынке и мире против нас». Он подчеркнул, что рынок нефти должен оставаться вне политики, а данные две страны ведут ОПЕК к развалу. Иран же желает сохранить организацию. Бижан Намдар Зангане, несмотря на готовность ряда стран заменить ИРИ на нефтяном рынке, также продолжает утверждать, что никто не может компенсировать создавшийся вакуум. Отметим, что на сегодняшний день саудовские чиновники не подтвердили наличие соглашения с США о замещении иранских запасов нефти и о каком-либо увеличении добычи. Как известно, в июне т.г. планируется заседание ОПЕК, на котором Иран надеется, что такие страны, как Ирак, Ливия и Венесуэла, поддержат позицию Исламской Республики и окажут давление на Эр-Рияд и Абу-Даби в вопросе поддержки американских санкций.

Тем не менее, ряд иранских экспертов убеждены, что Д.Трамп не сможет добиться поставленной задачи — нулевого уровня добычи в Иране из-за больших затрат, с которыми столкнутся импортеры иранской нефти. Возможно, будучи неудовлетворенный результатами воздействия нефтяных санкций, американский лидер ввел новые санкции и на нефтехимическую продукцию и металлургию Исламской Республики. Мехди Тагави, профессор экономики в университете Алламе Табатабай, комментирую действия Д.Трампа, отметил: «Мы должны понимать все планы Дональда Трампа. Человек, который не имеет ничего общего с политикой, и только полагаясь на экономику и СМИ, хочет изменить мир своими собственными заблуждениями».

15 июня Национальная иранская нефтяная компания опубликовала объявление о продажи 2 млн баррелей тяжелой сырой нефти на Международной энергетической бирже по цене 59 долларов и 59 центов за баррель. Это третье по величине предложение сырой нефти на международном рынке с момента начала поставок иранской нефти на энергетической бирже. 10 мая этого года была продана первая партия тяжелой нефти в 70 000 баррелей. Покупатели могут получить купленный товар в срок до трех месяцев после совершения сделки. Доставка подлежит согласованию с Национальной иранской нефтяной компанией. Именно энергетические биржи Иран намерен использовать для продолжения экспорта своих нефтяных запасов. Представление сырой нефти на энергетической бирже Ирана IRENEX, о которой ранее мы писали подробно, используется для обеспечения устойчивости экономики, основанной на диверсификации традиционной практики продажи нефти и использования возможностей негосударственного сектора для экспорта сырой нефти.

Дальнейшая судьба иранской нефти  на международном рынке будет понятнее после планирующегося на 25 июня саммит ОПЕК+ при участии не только членов организации, но и других заинтересованных стран. До того, ожидать серьезных изменений картины, как советуют специалисты в данной области, не следует. Рост либо сохранение имеющихся цен на сырую нефть будет зависеть от окончательного ответа Саудовской Аравии на саммите, готова ли страна увеличить свою добычу для поддержания уровня мировых запасов. Российская сторона требует перенести срок саммита на более поздний период, однако подтверждений сдвига даты пока не поступало.

52.31MB | MySQL:103 | 0,581sec