Оценки китайских специалистов наиболее вероятных целей ВМС и ВВС США в операции против Ирана и средств противодействия ВМС ИРИ

Как известно, разведывательные органы ВМС и ВВС США осуществляют сбор информации о состоянии военно-морских и авиационных баз ВС ИРИ и КСИР, расположенных в приморских регионах страны с целью выработки единого плана ударной операции. Китайские специалисты полагают, что разведывательные БПЛА MQ-4C Triton  или RQ-4 Block10 осуществляют сбор данных об активности иранских военных на ВМБ  ВМС ИРИ «Бендер Аббас», «Бушер» и «Джаск», а также на островных объектах морских подразделений КСИР — «Фарси», «Ларак», «Сирри» и «Абу Муса».

 

Объекты внимания разведки ВМС США

Крупнейшим пунктом дислокации подразделений ВМС ИРИ является ВМБ «Бендер Аббас», на территории которой располагается штаб ВМС. Развитая инфраструктура базы позволяет дислоцировать практически все наличные силы сторожевых кораблей и подводных лодок разных проектов.

Представляется возможным указать, что вход в базу прикрыт двумя мощными волнорезами. Китайские специалисты отмечают, что фактически ВМБ «Бендер Аббас» состоит из трех районов базирования с мощными железобетонными причальными сооружениями. В восточном секторе базы расположены причалы для ДЭПЛ проекта 877ЭКМ, а также мини ПЛ проекта «Гадир» иранского производства (предназначены преимущественно для скрытной постановки мин в Ормузском проливе).

К западу от ВМБ расположена 7-я  база оперативно-тактической авиации, на которой дислоцированы подразделения морской авиации ВМС ИРИ, на вооружении которых находятся такие самолеты, как: F-27, Da-20, P-3F; противолодочные вертолеты SH-3D, AB-212AS. Наибольшую обеспокоенность американских военных вызывают транспортные вертолеты Ми-17, модифицированные для пусков противокорабельных ракет китайского (HY-2, C-801, C-802) и советского производства (SS-N-22 «Ожог»).

По данным китайских источников, на данной АвБ организовано хранение указанных ракет, а также создан центр по разработке новых образцов противокорабельного ракетного вооружения.  Следует отметить, что к северу от  рассматриваемой ВМБ располагается завод по обогащению урана.

Следующей по значению является ВМБ «Бушер», которая расположена в одном из районов одноименного города. Основная задача надводных кораблей и подразделения МА ВМС ИРИ (базируются на близлежащем аэродроме) защита атомной электростанции. Кроме того, разведка ВС США самым пристальным образом наблюдает за активностью подразделений ВВС ИРИ, дислоцированных на 6-й базе оперативно-тактической авиации.

Вполне естественно, что под наблюдением ВМС США находится и ВМБ «Джаск», расположенная в одноименно порту. Причальное сооружение военной базы позволяет швартовать небольшие надводные корабли и подводные лодки

Помимо рассмотренных выше ВМБ ВМС ИР И американские разведчики наблюдают за морскими подразделениями КСИР, в которых насчитывается около 20 000 военнослужащих и до 1500 катеров разных классов и назначения,  распределенные  между материковыми и «островными» базами. К последним следует отнести ВМБ «Фарси», «Ларак», «Сирри» и «Абу Муса». Китайские специалисты отмечают, что о ВМБ «Фарси» известно крайне мало в связи с высокими уровнем секретности. В отношении баз «Ларак» и «Сирри» известно, что на них расположены основные «москитные» сила КСИР, а кроме того, островные аэродромы позволяют базировать вертолеты и истребители, которые обеспечат прикрытие от ударов с воздуха.

По данным китайских источников, ВМБ «Абу Муса» является самым мощным военно-морским объектом КСИР – вокруг базы создана сеть подземных укреплений с долговременным огневыми точками (размещены танки). Противоздушную оборону острова обеспечивают батарея зенитных управляемых ракет MIM-23 «Хок» и батарея зенитных пушек. Кроме того, с укрепленных позиций возможны пуски ПКР С-802.

 

Основные средства ВМС ИРИ и КСИР по сдерживанию агрессии США

В настоящее время на вооружении ВМС ИРИ находится три дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 877ЭКМ советского производства, которые были получены из СССР в период с 1998 по 1990 гг. Следует отметить, что в условиях малой глубины Персидского залива, экипажи лодок проект 877 ЭКМ не могут в полной мере использовать возможности рассматриваемых субмарин.

Китайские специалисты отмечают, что благодаря этим ДЭПЛ, иранские конструкторы смогли освоить производство торпедных аппаратов калибра 533 мм и скопировали образцы торпедного вооружения. На основе полученной информации, иранские и северокорейские инженеры совместными усилиями разработали проект миниатюрной лодки типа «Гадир», которая при длине 36 м и ширине 9,9 м имеет полное водоизмещение 120 тонн, максимальную подводную скорость 11 узлов (надводная 5 узлов). Максимальная глубина погружения составляет 200 м.

Лодки проекта «Гадир» оснащены двумя торпедными аппаратами калибра 533 мм, в боекомплект могут входить 6 торпед или 16 мин. По оценкам китайских специалистов, основным торпедным вооружением данных ДЭПЛ являются высокоскоростные торпеды Hoot (иранская копия советской «Шквал»). Известно, что максимальная скорость такой торпеды достигает 200 узлов, что позволяет сделать внезапный выстрел с малой дистанции – до 7 миль.

Кроме того, торпедные аппараты позволяют обеспечить высадку шести боевых пловцов, которые могут иметь при себе как стрелковое вооружение, так и ручные гранатометы РПГ-7. Всего на судостроительном предприятии в Бендер Аббасе в период с 2004 по 2006 г. было построено 21 ДЭПЛ проекта «Гадир».

Китайские специалисты полагают, что благодаря долговременному сотрудничеству с северокорейскими кораблестроителями и информации полученной при эксплуатации дизельных ПЛ перечисленных выше, конструкторы судостроительного предприятия в г.Анзали разработали проект дизель-электрической лодки «Фатех» (с опорой на документацию по ДЭПЛ проекта 206, пр-во Германии).

По данным китайских источников, данные лодки предназначены для проверки и испытания различных компонентов – гидроакустических станций, систем гашения вибрации и шумов. Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают высокий уровень автоматизации процессов управления на лодках проекта «Фатех».

Анализ фото- и видеоматериалов показывает, что иранские конструкторы смогли создать цифровые боевые информационно-управляющие системы. Боевые посты оснащены широкоформатными мониторами и многофункциональными жидкокристаллическими экранами.

По данным китайских специалистов, на ДЭПЛ проекта «Фатех» впервые установлена автоматическая боевая информационно-управляющая система (АБИУС), которая обрабатывает данные, поступающие от 10-12 антенн пассивно-активной гидроакустической системы,  являющейся уменьшенной копией российской разработки МГК-400Э. АБИУС новой иранской подводной лодки учитывает акустически данные о цели, собственную скорость, положение в пространстве (установлен приемник системы глобального позиционирования GPS) и выполняет подготовку торпед, ракето-торпед или крылатых ракет подводного базирования (КРПБ) к пуску по надводной цели.

Кроме того, АБИУС обрабатывает данные, поступающие от оптико-электронного перископа, системы радио и спутниковой связи, а также компактной РЛС (предназначена для навигации в надводном положении в темное время суток и при плохой видимости/метеоусловиях). Все упомянутые компоненты размещены на отдельных выдвижных устройствах, которые полностью скрыты специальными крышками в рубке.

Китайские специалисты внимательно проанализировали фото- и видеоматериалы, предоставленные, как официальными иранскими источниками, так и собранные собственными силами и пришли к выводу, что иранские конструкторы оснастили лодку выдвижными горизонтальными рулями (установлены в носовой части лодки), а также впервые применили пятилопастной гребной винт.

Китайские аналитики отметили применение специального резинового покрытия, которое размещено по всему корпусу лодки. Представляется возможным указать некоторые тактико-технические характеристики ДЭПЛ проекта «Фатех»:

– длина 48 (по другим данным 50) м;

– ширина 4 (по другим данным 5) м;

– высота рубки 2 м;

– водоизмещение подводное 527 тонн;

– максимальная надводная скорость: 11 узлов;

– максимальная подводная скорость 14 узлов;

– рабочая глубина погружения: 200 м;

– максимальная глубина погружения 250 м;

– автономность плавания: 35 суток;

– экипаж: около 25 человек.

Указанные скоростные характеристики обеспечивают два дизельных двигателя суммарной мощностью 1200 л.с. и один электромотор мощностью 1100 кВт. Большая часть подвижных или механических устройств установлена на специальных демпферах, позволяющих снизить уровень акустической заметности лодки. Повышение дальности и продолжительности плавания и снижение заметности возможно только при применении воздухонезависимой энергетической установки, однако иранские специалисты не обладают такими технологическими решения и могут приобрести их только у китайских партнеров.

ДЭПЛ проекта «Фатех» позволяют  выполнять пуски торпед и постановку глубинных бомб и донных мин благодаря 4 торпедным аппаратам калибра 533 мм. Кроме того, данная ДЭПЛ вооружена ракето-торпедами Hoot (макс. скорость 200 узлов, копия российского «Шквала»), которые предназначены для стрельбы по крупноразмерным кораблям на дальности до 10 миль.

Некоторые китайские специалисты полагают, что рассматриваемая ДЭПЛ может выполнять пуски крылатых ракет подводного базирования Soumar или Nasir (не более двух ракет в боекомплекте) из торпедных аппаратов или двух вертикальных пусковых устройств. Указанные боеприпасы были разработаны иранскими специалистами (при содействии конструкторов из КНР) на основе КР советского производства Х-55, полученными из Украины.

По данным из открытых источников, максимальная дальность пуска КРПБ Nasir составляет 700 км, тогда как максимальная дальность пуска Soumar составляет 2000 км. С учетом дальности пуска КРПБ Soumar ВМС ИРИ получают возможность нанесения внезапного ракетного удара практически по любым целям в странах Ближнего Востока.

52.22MB | MySQL:103 | 0,440sec