Об экономической ситуации в Израиле за первый квартал 2019 года

На этой неделе Центральное статистическое бюро Израиля опубликовало уточненные данные по темпам роста экономики еврейского государства в первом квартале 2019 года, сообщив, что в первые три месяца текущего года внутренний валовой продукт страны вырос на 4,8% в годовом исчислении.

При этом значительная часть роста была обусловлена изменениями в налогообложении, приведшими к массовой покупке гражданами автомобилей. При нейтрализации этого явления темпы роста ВВП Израиля составили 3,3% в годовом исчислении, или немногим более 0,5% роста ВВП на душу населения.

Следует отметить, что в четвертом квартале 2018 года ВВП вырос на 3,8% в годовом исчислении, а в третьем квартале – 2,8%.

Таким образом, текущий дефицит превышает установленный законом о госбюджете потолок на 0,9% ВВП, то есть на 11 млрд шекелей.

Прогнозы Министерства финансов говорят о дефиците в 3,6% к концу текущего года, если не будут приняты шаги по урезанию расходов правительства. Однако многие экономисты прогнозируют дефицит в 4% от ВВП, поскольку на текущий момент государственные расходы превышают налоговые поступления.

Вместе с тем, инфляция в Израиле начинает набирать обороты. Согласно данным того же Центрального статистического бюро Израиля, индекс цен за минувший май оказался вдвое больше прогнозируемого – 0,7%. Это самый высокий индекс за последние десять лет.

Резкое повышение цен привело к тому, что израильтяне значительно сократили потребление определенных продуктов питания, в первую очередь фруктов и овощей. Почти 80 процентов участников опроса, проведенного институтом «Геокартография» по заказу сайта The Marker, заявили, что сократили потребление фруктов и овощей, а 50 процентов заявили, что сократили потребление значительным образом.

Экономический обозреватель издания «Исраэль гайом» Эран Бар-Таль полагает, что резкий скачок инфляционного индекса, не обязательно свидетельствует о естественном росте цен на рынке, а скорее об определенных лакунах, образовавшихся в израильской рыночной структуре.

Касательно цен на фрукты и овощи в Израиле, о которых упоминалось выше, автор полагает, что к нездоровым колебаниям цен (например, 40-процентный рост стоимости винограда, 30-процентный рост цены на арбузы или 15-процентный рост стоимости других фруктов) ведёт сельскохозяйственная монополия (правительственное вмешательство и ограничения импорта). «Этого никогда бы не произошло в условиях здорового и конкурентного рынка. Высокий индекс во многом связан именно с безумным скачком цен на фрукты», — пишет Бар-Таль.

Автор так же упоминает ещё одну внутриизраильскую проблему: высокие зарплаты в государственном секторе. Хотя во многом этот рост действительно связан с улучшением производительности и ростом доходов, проблема заключается в том, что расходы в государственном секторе в меньшей степени зависят от рынка. Эти расходы определяются «сверху». Таким образом, даже если, на первый взгляд, возникает впечатление, что создались условия для повышения банковской учетной ставки, анализ ситуации выявляет, что речь вовсе не идет об увеличении спроса — в качестве причины инфляционных тенденций.

«Мы не наблюдаем стандартную инфляцию, на которую банковская система отвечает повышением учетной ставки. Растущие цены не являются реакцией на повышение какого-либо спроса. Речь идет о ценах на продукты и товары, производящиеся и продающиеся не по законам свободного рынка, а также на услуги, которые оказывает государство. Торговцы и поставщики услуг на частном израильском рынке, действительно свободном, не смеют повышать цены», — отмечает эксперт.

В минувший четверг, 13 июня, правительство Израиля представило правительственные меры по сокращению бюджетного дефицита. Речь идёт о бюджетных сокращениях в размере 3,25 млрд шекелей. Гендиректор Минфина Израиля Шай Баабад уже предостерег: «Это пока маленькие шажки, а большие шаги будут сделаны в 2020 финансовом году. Никто из нас не считает такой дефицит допустимым, и мы сделаем все, чтобы не усугубить положение».

Экономический обозреватель издания «Калькалист» Адриан Филут в этой связи заявляет, что все рассуждения о том, что экономика Израиля на невиданном подъеме оказались блефом, чудовищной ложью.

«Правительство Нетаньяху — Кахлона довело Израиль до чудовищного бюджетного дефицита не из-за «аварийной ситуации» и не из-за «экономического спада», а только из-за их финансовой безответственности», — пишет он.

Филут утверждает, что «правительство Нетаньяху — Кахлона изначально получило достаточно объемный бюджет. Большинство же затрат пошли не на инфраструктуру, дороги и развязки, общественный транспорт, профессиональную подготовку кадров, финансирование структурных реформ, сулящих в будущем повышение доходов казны, а гражданам Израиля — рост личных доходов. Отнюдь нет. Большая часть бюджетных затрат пошли на такие шалости, как повышение пенсий полицейским чинам — одно это обошлось всем нам в десятки миллиардов шекелей».

Так же он приводит тот факт, что главный экономист Минфина Шира Гринберг снизила прогноз экономического роста. А это, по его мнению означает, что даже если рост экономики в ближайшие годы достигнет 3%, то стагнация уже пришла. И продлится она довольно долго.

Филут пишет об ещё одном факторе ухудшения израильской экономики: рост занятости населения стал заметно замедляться, и высокая (до сих пор) занятость главным образом обусловлена привлечением рабочей силы в государственный, а не в частный сектор. Зарплаты тоже росли, значительно опережая производительность труда, а это значит, что их рост тоже не продлится долго. И все это — на фоне глобальных торговых войн, которые не сулят израильской экономике ничего хорошего.

В целом можно сделать вывод, что на данном этапе предвидятся значительные понижения показателей в израильской экономике.

Наибольшая часть экономического роста последних лет в еврейском государстве обусловлена исключительно ростом частного потребления, особенно — предметов долгосрочного пользования, а также — общественным потреблением. И оба этих ненадежных двигателя уже дают заметные сбои.

Прогноз роста ВВП «уточнен» в сторону снижения до 3% в ближайшие годы, точно так же снижен прогноз налоговых поступлений. А вот прогноз бюджетного дефицита снова повышен — на сей раз до 3,8% ВВП (прежде говорили о 2,5%).

В скором времени правительству придется заметно сократить расходы или увеличить доходы в размере 22,6 млрд шекелей только в 2020 году, а это неминуемо скажется на урезании бюджета различных министерств и приведёт к увеличению налогообложения.

42.43MB | MySQL:92 | 0,956sec