Саудовский взгляд на совещание по Ираку в Шарм-аш-Шейхе

Прошедшее 3 мая в египетском Шарм-аш-Шейхе расширенное совещание стран — соседей Ирака с участием представителей государств — постоянных членов Совета Безопасности ООН, Европейского сообщества (ЕС), Лиги арабских государств (ЛАГ) и организации «Исламская конференция» (ОИК) широко комментируется саудовской прессой, рассматривающей его в качестве «форума, где международное сообщество заявило о своих обязательствах» в отношении этой страны. Тому есть серьезная причина: содержание принятого совещанием Заключительного коммюнике. Как отмечала 5 мая в передовой статье эр-риядская «Ар-Рияд», это документ, представляющий собой видение международным сообществом, включая и соседей Ирака, будущего этой страны. Заключительное коммюнике обширно, но, тем не менее, его положения заслуживают серьезного внимания.

Участники совещания в Шарм-аш-Шейхе подтвердили статус Ирака как «суверенного, единого, политически независимого, арабо-мусульманского государства» (это положение специально выделялось саудовскими печатными изданиями), существующего в «его международно признанных границах». Одновременно они отметили необходимость претворения в жизнь «принципа невмешательства во внутренние дела Ирака, а также развития между ним и всеми его соседями отношений добрососедства». В Заключительном коммюнике недвусмысленно подчеркивается, что «иракский народ обладает правом свободно определять политическую систему страны и свое будущее», как и правом «распоряжаться своими природными и финансовыми ресурсами». Все «ныне существующие конфликты» должны решаться «компромиссно». В этой связи было заявлено о «полной поддержке усилий конституционного и избранного правительства, а также Совета депутатов, направленных на скорейшее и эффективное решение стоящих перед иракским народом задач, связанных с достижением процветания, свободы, независимости, демократии, федерализма и единства страны».

По мнению участников совещания, «все иракские граждане обладают фундаментальным правом мирно участвовать в развивающемся политическом процессе». Одно из положений Заключительного коммюнике специально выделялось эр-риядской «Ар-Рияд»: «Участники совещания готовы поддержать усилия иракского правительства, направленные на создание в Ираке представляющего всех иракцев демократического политического режима, а также правительства национального единства, считая, что дух общеиракского гражданства должен быть основой созидания нового Ирака».

Заключительное коммюнике совещания в Шарм-аш-Шейхе, конечно же, осуждало «все формы террористической деятельности в Ираке, направленные в первую очередь против гражданских лиц, инфраструктуры, государственных учреждений и религиозных святынь». В нем содержалось требование «немедленного прекращения этих действий с тем, чтобы поднять моральный дух иракского народа, сохранить жизни невинных, уважать права человека, а также международное право и, в частности, международное гуманитарное право». В этой связи страны — участницы совещания подтвердили свою «приверженность международному праву и относящимся к Ираку международным соглашениям, а также резолюции № 1546 Совета Безопасности и другим резолюциям, имеющим отношение к борьбе с террористической деятельностью, включая запрет на использование террористами территории государств», что в первую очередь касалось «перемещения террористов и оружия из Ирака и в Ирак». Конечно же, эта проблема ставилась в контекст «укрепления сотрудничества между Ираком и соседними государствами в сфере совместного контроля над границами».

Саудовская пресса (что относится, в частности, к публикациям в вышедших 5 апреля эр-риядских «Ар-Рияде» и «Аль-Джазире») обращала внимание прежде всего на те положения Заключительного коммюнике, которые касались «поддержки иракского правительства в деле укрепления национального единства и гарантии безопасности иракского народа». Это естественно, поскольку эти положения содержали мысль о «прекращении насилия и дальнейшем продвижении по пути обеспечения участия всех (этноконфессиональных. – Г.К.) составляющих иракского народа в развивающемся политическом процессе». Эти положения выносились как заголовки на первые полосы обеих газет, поскольку в них шла речь и о «необходимости добиться успеха в деле национального примирения и придания ему всеобъемлющего характера». В частности, «Аль-Джазира» сочла необходимым подчеркнуть, что принципиально важным положением Заключительного коммюнике является утверждение о задаче «поддержки иракского правительства в его борьбе против насилия, вне зависимости от его конфессионального или этнического источника, противостояния конфессионализму, разоружения и роспуска всех без исключения незаконных вооруженных формирований и групп». В равной мере это относилось и к вопросу о поддержке иракского правительства в его действиях по «созданию профессиональных и национальных вооруженных сил и сил безопасности», включая и ту помощь в создании национальной армии, которую ему «уже оказывают арабские и другие страны».

Саудовская Аравия, как свидетельствовало и выступление ее министра иностранных дел Сауда Аль-Фейсала на совещании в Шарм-аш-Шейхе, заинтересована в «скорейшем создании иракских вооруженных сил, способных взять на себя полную ответственность за оборону страны», что, разумеется, «откроет путь к прекращению мандата многонациональных сил на основе требований иракского правительства и в соответствии с резолюциями Совета Безопасности № 1546 и № 1723». И в этой связи также 5 мая выходящая в Лондоне «Аш-Шарк Аль-Аусат» вынесла на первую полосу слова из выступления С. Аль-Фейсала: «Мы не хотим, чтобы Ирак был разделен на сферы влияния и гегемонии».

Но саудовская поддержка итогов совещания в Шарм-аш-Шейхе, нашедшая свое выражение, в частности, в заявлении саудовского руководства в марте с.г. о списании им 80% более чем 15-миллиардного иракского долга, как и о безвозмездном выделении им (что следовало из выступления С. Аль-Фейсала на совещании) 1 млрд долларов США «на реконструкцию Ирака», этим не ограничилась. Для саудовской прессы было важно и то, что в Заключительном коммюнике содержалось положение о поддержке действий иракского правительства в связи с его «конструктивными шагами, направленными на пересмотр конституции и других законодательных актов». Речь шла о давно назревшей необходимости иного взгляда на «дебаасизацию», процесс которой, как уже не раз подчеркивалось в Саудовской Аравии, должен быть далек от его «излишней политизации», что лишь предполагает, что бывшие члены иракской баасистской партии, не виновные в преступлениях прежнего режима, могут вернуться на работу или получить достойную компенсацию.

Разумеется, Саудовская Аравия далека от того, чтобы отказаться от активного участия в деятельности тех инструментов взаимодействия между иракским правительством и правительствами стран-соседей, а также международным сообществом, создание которых было предложено на совещании в Шарм-аш-Шейхе. Речь идет о «рабочих группах», призванных оказывать техническое содействие Ираку в сфере «энергетики, электроэнергии, безопасности, охране границ, а также помощи беженцам в самом Ираке и за его пределами». В этой связи Саудовская Аравия предполагает оказание помощи тем иракцам, которые находятся ныне, в частности, в Сирии и Иордании.

Наконец, саудовская пресса (как «внутренняя», так и «внешняя»), публикуя полный текст принятого в Шарм-аш-Шейхе документа, получившего название «Документ международных обязательств перед Ираком», выделила то, что, как отмечала, в частности, «Аль-Джазира», «едва ли не впервые международное сообщество стремится уделить столь пристальное внимание Ираку». Впрочем, в равной мере это относится и к завершающим Заключительное коммюнике положениям, в которых страны — соседи Ирака приветствовали «содействие международного сообщества решению насущных проблем, стоящих перед иракским правительством». Более того, выступая в Шарм-аш-Шейхе, С. Аль-Фейсал подчеркивал необходимость «наращивания международных усилий в деле реконструкции Ирака», считая их «общей ответственностью всего международного сообщества».

И все же комментарии саудовской прессы в отношении совещания в Шарм-аш-Шейхе более многообразны. В этой связи стоит упомянуть публикации эр-риядских «Ар-Рияда» и «Аль-Джазиры», а также лондонской «Аш-Шарк Аль-Аусат».

4 мая «Аш-Шарк Аль-Аусат» поместила статью своего главного редактора Абдель Рахмана Ар-Рашида «Послы и долги – это не проблема». Ее автор, отталкиваясь от одного из требований правительства Нури Аль-Малики по списанию иракских долгов и открытию иностранных посольств в Багдаде, писал: «Кризисное состояние иракского правительства не связано с финансами, хотя правительственный бюджет и пуст, а открытие ста посольств не изменит взглядов иракцев, не остановит атак террористов и не продлит жизнь режима». Далее А.Р. Ар-Рашид писал: «Если я и не согласен с иракским правительством в том, как оно выстраивает приоритеты, то это вовсе не означает, что я против того, как это правительство ставит проблему: “Спасите корабль до того, как он окажется под водой. Если корабль пойдет ко дну, то вместе с ним погибнут все в одном и том же бурлящем море”. С глубоким сожалением, — добавил он, — стоит признать, что государства региона не должны строить иллюзий: если режим в Ираке окончательно рухнет, если падет центральное правительство и возобладает всеобщая анархия, тогда все пожалеют о правительстве Аль-Малики».

Слова известного и влиятельного журналиста несли в себе много разумного, потому что основная идея его статьи была сконцентрирована вокруг вопроса об ответственности государств — соседей Ирака за те события, которые ныне развиваются на его территории. Он писал: «Стоило бы вспомнить, как постепенно терялся шанс, потому что мы были неспособны представить себе худшее. Когда в Ираке после оккупации был создан Временный совет, представлявший все этноконфессиональные группы его населения, то его создание было принято с сомнением или вовсе отвергнуто. Когда было создано Временное правительство во главе с очень умеренным политическим деятелем доктором Аядом Алауи, включившее в свой состав всех наиболее известных политических деятелей Ирака, то государства региона предпочли бойкотировать это правительство». Равным образом, как отмечал А.Р. Ар-Рашид, государства региона бойкотировали и результаты иракских выборов.

Что же теперь? После того как к власти после правительства Ибрагима Аль-Джаафари пришло правительство Нури Аль-Малики? Когда ставится вопрос о возможности вывода оккупационных войск, означающий, как пишет главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат», что «весь регион приблизился к моменту, когда нужно будет кричать: “Спасайся, кто может!”»? И он продолжает: «Если Ирак пойдет ко дну, то весь регион вступит в фазу анархии. Государствам-соседям – Ирану, Саудовской Аравии, Сирии и Иордании — придется заплатить высокую цену за собственную безопасность, за безопасность их национальных богатств и граждан. Это будет цена за невмешательство в поддержку Временного совета, за то, что в одиночестве остался умеренный Алауи, за отсутствие поддержки избирательного и конституционного процесса. Только Господь знает, как сложится ситуация, если рухнет нынешний иракский режим. Именно поэтому сегодня все нуждаются в стабильности в Ираке, в поддержке его центрального правительства, а не только в списании долгов или отправке послов в Багдад. Это – формальности, Ирак же нуждается в поддержке в сфере безопасности. Это редкий шанс остановить сползание в пропасть».

Впрочем, о том же, но меняя акценты, 5 мая в передовой статье «Стратегия утерянных возможностей» писала и «Ар-Рияд». Подвергая жесткой критике иракский курс Дж. Буша и считая «неоконсервативные внешнеполитические стремления» американского президента основной причиной возникновения нынешней ситуации в Ираке, «Ар-Рияд» отмечала, что «прикрывающиеся исламом террористические движения стали реальностью мира уже в девяностые годы прошлого века». Однако успешно противостоять террористической угрозе можно было бы, как считала газета, только при условии, что «американская администрация опиралась бы на советы своих друзей и союзников». Действительность же оказалась иной — «Соединенные Штаты единолично принимали решения и в отношении Афганистана, и в отношении Ирака», они «не содействовали тому, чтобы, прибегая к помощи тех, кто встал на их сторону в ходе развития антитеррористической кампании, создать единый блок сил, выступающий за то, чтобы разгромить врага, угрожающего всему миру». Итог такого развития ситуации – «все более углубляющийся кризис в Ираке, создающий угрозу всему региональному пространству». Если сегодня эта ситуация и «имеет тенденцию к исправлению», она, тем не менее, доказывает «важность объединения усилий всех заинтересованных сторон для реализации последней возможности – не допустить сползания Ирака к окончательной катастрофе».

Наконец, передовая статья «Аль-Джазиры», помещенная 5 мая под заголовком «Ради стабилизации Ирака». В ней написано: «Ирак не сможет достичь политической стабильности, а его народ не обретет безопасности до тех пор, пока в этой стране принцип национального примирения, общенациональное чувство не победят принципа мести и межконфессиональной ненависти». По мнению «Аль-Джазиры», это означает лишь, что «другие государства не смогут помочь Ираку в деле обеспечения безопасности его граждан, если сами иракские лидеры не откажутся от своего движения в сторону болота конфессионализма. Только при выполнении ими этого условия появится надежда на то, иракский народ сможет стать единым, преданным одной родине и далеким от конфессиональных и этнических расколов». И далее: «Совещание в Шарм-аш-Шейхе высветило эту проблему. Это важное достижение, которое, и далее объединяя усилия международного сообщества, будет содействовать подлинной реконструкции Ирака».

62.93MB | MySQL:102 | 0,570sec