Военно-политическая обстановка в Ираке (апрель 2007 года)

В апреле 2007 года военно-политическая обстановка в Ираке отличалась повышенной сложностью и напряженностью. Ситуация в сфере безопасности в течение месяца не претерпела принципиальных изменений и оставалась в целом нестабильной. Положение дел на внутриполитической арене по-прежнему характеризовалось острыми противоречиями между основными политическими силами страны, прежде всего, по вопросам государственного и территориального устройства Ирака, пребывания иностранных войск на иракской территории. Ирак и происходящие в этой стране события и процессы привлекали постоянное повышенное внимание как в ближневосточном регионе, так и на международной арене в целом.

Многие зарубежные эксперты рассматривают нынешнюю ситуацию в Ираке как быстрое скатывание страны в пучину гражданской войны. Все чаще, в т. ч. на высоком официальной уровне, звучат высказывания о невозможности сохранения Ирака как единого государства.

По признанию командующего американскими войсками в Ираке генерала Д. Петрэуса, ситуация в стране «остается «чрезвычайно сложной и очень тяжелой». Командование ВС США при этом считает, что «необходимо сделать еще очень много для достижения стабильности и безопасности в Ираке». Видный американский политик, бывший госсекретарь США Г. Киссинджер считает, что положение дел в Ираке обстоит «сложнее», чем во времена вьетнамской войны, в которой «действовали государства, так что можно было вести переговоры с лидерами, контролировавшими определенные территории», в то время как в Ираке наблюдается «безличный и повсеместный характер повстанческих движений».

Все более очевидной становится бесперспективность, тупиковость чисто военных путей решения иракской проблемы. И никакие дополнительные силы американских войск не смогут прочно стабилизировать обстановку в Ираке, нанести решительное поражение местным повстанцам и иностранным террористам. Вывести страну из нынешней крайне сложной, близкой к хаосу ситуации можно попытаться путем равноправного политического диалога между всеми основными политическими силами страны, вне зависимости от их конфессиональной или этнической принадлежности, а также последовательным решением очень запущенных экономических и социальных проблем Ирака. Однако, к сожалению, приходиться констатировать, что очень многие иракские политики и религиозные авторитеты не испытывают особого желания начать конструктивный общенациональный диалог и продолжают отстаивать узкообщинные, местнические и откровенно сепаратистские интересы. Все это не позволяет говорить о возможности в близкой перспективе стабилизировать обстановку в стране. Скорее можно предположить ускорение центробежных тенденций, что, в конечном итоге, сделает неизбежным распад единого иракского государства. И тогда вопрос будет заключаться в том, произойдет ли это относительно мирно, или страна погрузится в кровавую междоусобицу.

Ситуация в сфере безопасности в Ираке в апреле продолжала характеризоваться значительными трудностями и повышенной напряженностью. Многочисленные мероприятия, главным образом силового характера, осуществляемые американским командованием и иракским правительством по наведению порядка в стране особого успеха не имеют. Более того, вооруженное сопротивление и террористическая деятельность в Ираке не идут на убыль. Западные эксперты подчеркивают: «Население находится в состоянии безысходности. Многие жители в городах доведены до отчаяния. Население терроризировано буйно разрастающимися бандами гангстеров, которые занимаются похищением людей, вымогательством, грабежом, изнасилованиями, массовым воровством личного и общественного имущества». В настоящее время «иракские официальные лица, солдаты коалиции, дипломаты, репортеры, представители зарубежных неправительственных организаций, лица (иностранцы- авт.), работающие по контракту, не могут ходить по улицам Багдада, Мосула, Киркука, Басры, Тикрита, Эн-Наджафа, Рамади без вооруженной охраны».

Наиболее тяжелая и нестабильная обстановка, как и прежде, сохранялась в Багдаде и прилегающих к столице районам, в западной провинции Анбар и в провинции Дияла северо-восточнее Багдада.

В апреле американские войска и иракские правительственные силы продолжали в Багдаде и его пригородах операцию «Установление законности» с целью нормализации обстановки в столичном районе. В течение месяца в Багдад регулярно прибывали из США дополнительные силы американских войск. По официальной информации иракских властей за два месяца, прошедших со времени начала операции «Установление законности», число жертв среди гражданского населения в столице значительно сократилось. С 3 апреля в Багдаде на два часа (с 20.00 до 22.00) была сокращена продолжительность комендантского часа. Вместе с тем, правительство вынуждено признать, что уменьшение потерь в столице сопровождается их одновременным ростом в других районах страны. Здесь же отметим, что к официальной статистике жертв насилия в Ираке следует относиться критически, что подтверждается и Миссией ООН в Багдаде, по данным которой, правительство скрывает истинное число военных потерь в стране за последние несколько месяцев.

Между тем террористическая активность в Багдаде отнюдь не снижается. Особо отметим рост числа крупных терактов, совершаемых, как правило, боевиками-смертниками в шиитских кварталах города. 12 апреля теракт был совершен в здании парламента Ирака, которое расположено в особо тщательно охраняемой т. н. «зеленой зоне» Багдада. 18 апреля в столице был совершен крупнейший с 2003 г. теракт – террорист-смертник подорвал автомашину, начиненную взрывчаткой. Погибли ок. 140 и получили ранения сотни человек.

И еще одна характерная для Багдада тенденция, проявляющаяся в ходе «Установления законности»: по информации американского командования при проведении операции военнослужащие ВС США во все большей степени оказываются вовлеченными в противоборство между арабами-суннитами и шиитами, причем зачастую на стороне шиитов, составляющих большинство личного состава правительственной армии и полиции, действующих в городе. В результате американские солдаты и офицеры все чаще становятся целями суннитских повстанцев, значительно растут потери в людях и технике.

О сохраняющейся значительной напряженности в шиитско-суннитских отношениях в иракской столице свидетельствует начатое по инициативе американского командования в некоторых местах города возведение разделительных стен между районами проживания представителей двух конфессий. Как заявляют американцы, это делается ими для снижения уровня межрелигиозного противостояния. Однако, как видится, подобная мера, учитывая менталитет иракцев, не ослабит, а наоборот, может еще сильнее разжечь пламя насилия в Багдаде, которое, несомненно, перекинется на другие районы Ирака. Это подтверждается тем, что как суннитские, так и шиитские политики, население города осудили действия американцев, справедливо считая, что они лишь усилят межрелигиозную рознь, но не защитят от нападений противной стороны. В Багдаде прошли многочисленные демонстрации протеста против возведения разделительных стен. В итоге власти вместо высоких стен станут сооружать небольшие барьеры с колючей проволкой наверху.

В апреле 2007 г. вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия преимущественно имели место в городах (и прилегающих к ним районах) в центре, на севере и западе Ирака: Рамади, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Байджи, Тикрит, Самарра, Эль-Микдадия, Талль-Афар, Эль-Халис, Балад, Хувейджа, Бани-Саад, Эш-Шаркат, Таль-Ускуф, Хит, Эль-Хадита, Эс-Сувейра и в ряде других мест.

Силы суннитского сопротивления и зарубежные боевики не снижают интенсивности своих боевых и террористических действий в провинциях Анбар и Дияла. Со своей стороны, американское командование и иракские власти прилагают усилия по более широкому привлечению вождей местных племен к борьбе с иностранными боевиками и террористами, связанными с «Аль-Каидой». Тем не менее, приверженцы «Аль-Каиды» продолжают сохранять значительное влияние в некоторых западных и центральных районах страны, особенно в провинции Анбар.

Командование ВС США сообщило, что с 3 апреля операция «Установление законности» распространена на крупнейший город иракского севера Мосул.

В провинции Анбар в апреле вновь были совершены теракты с применением баллонов с хлором.

На высоком уровне сохранялась в апреле интенсивность боевой и террористической деятельности антиправительственных сил в т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада, главным образом в районе городов Эль-Махмудийя, Эль-Юсифийя, Эль-Мусайиб, Сальман-Пак, Эль-Латифийя, Эль-Искандерия.

Неспокойная обстановка сохраняется во многих районах иракского юга. В апреле в этом регионе теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия происходили также в городах (и прилегающих к ним районах): Басра, Эль-Кут, Эд-Дивания, Кербела, Хилла, Эль-Куфа, Эн-Насирийя, Эс-Самава, Эль-Кумайт, Эль-Абдуллах и в некоторых других местах.

6 апреля американские и иракские правительственные войска начали в г. Эд-Дивания и прилегающих к нему районах (провинция Кадисия южнее Багдада) совместную операцию «Черный орел» против боевиков шиитской радикальной группировки «Армия Махди». Действия наземных сил поддерживала американская армейская авиация.

14 апреля в священном для шиитов г. Кербела был совершен крупный теракт, в результате которого погибли несколько десятков человек.

Обстановка в Иракском Курдистане в марте 2007 года в основном сохранялась стабильной.

Высоким продолжает оставаться уровень противостояния между арабами-суннитами и шиитами. Ежедневно в различных районах страны, как правило, в крупных городах продолжают находить десятки трупов убитых шиитов и суннитов. Не прекращаются теракты и нападения на шиитские и суннитские мечети, религиозных деятелей обеих общин, рядовых граждан. Все это дает постоянную подпитку враждебности между двумя конфессиями и делает примирение сторон крайне затруднительным.

Общая численность суннитских повстанцев и шиитских боевиков оценивается в 25-40 тыс. чел. Кроме того, считается, что до 150 тыс. чел. оказывают им то или иное содействие. Число иностранцев, воюющих в Ираке, оценивается в 1.5 – 3,0 тыс. чел. Ежедневно все они совершают в различных районах страны до 150 нападений.

Наиболее часто террористы, суннитские и шиитские боевики продолжают совершать нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении местных политических деятелей, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, иракцев, работающих на иностранные (преимущественно американские) войска, представителей иракской интеллигенции, иностранцев, работающих в Ираке, местных и зарубежных журналистов, предпринимателей. В последнее время отмечены случаи похищений вождей племен. С апреля 2003 г. в Ираке погибли 232 преподавателя высшей школы, а до 3 тыс. из них были вынуждены эмигрировать. О судьбе 56 человек вообще ничего не известно.

Нападения совершаются на административные здания в столице и провинции, полицейские участки, пункты записи добровольцев в армию и полицию, офисы местных и иностранных фирм. В апреле произошли нападения на медицинские учреждения, взорвано несколько мостов.

Не прекращаются многочисленные нападения боевиков на иракских автодорогах, что существенно затрудняет снабжение американских войск. Для обеспечения безопасности передвижения конвоев на автодорогах американское командование вынуждено привлекать крупные силы, включая авиацию.

Потери Ирака от диверсий на различных объектах нефтяной отрасли составляют ежемесячно до 165 млн долл. Особенно часто диверсии и теракты происходят на севере страны. В апреле также имели место диверсии и на юге, в районе Басры.

Полевые командиры «Армии Махди» заявляют, что длительное отсутствие их лидера имама М. ас-Садра ослабляет организацию, дезорганизует ее деятельность. В заявлениях, которые публикуют от имени ас-Садра, имам призывает своих сторонников бороться не против иракцев, а с американцами. Ас-Садр также требует от иракской армии и полиции отказаться от сотрудничества с оккупантами.

В Ираке активно и агрессивно действуют иностранные террористы и боевики. А. О. аль-Багдадий, руководитель ведущей исламистской террористической группировки «Исламское государство Ирак» (ИГИ), тесно связанной с «Аль-Каидой», призвал к сплочению всех сил, ведущих борьбу с иностранными войсками и иракским правительством. Аль-Багдадий особо отметил, что в настоящее время Ирак стал «настоящим университетом» терроризма (Афганистан, по его словам, — это лишь «школа»), где проходят обучение наибольшее число «воинов джихада за всю историю». По оценке командования ВС США, примерно 80-90 проц всех терактов в Ираке с участием боевиков-смертников совершают иностранцы.

К сожалению, слова одного из главарей террористов в Ираке не являются пустым звуком. В начале апреля власти Алжира сообщили, что группировка «Аль-Каида в странах исламского Магриба» активно рекрутирует в свои ряды людей, участвовавших в партизанской войне в Ираке. При этом предпочтение отдается тем, кто умеет изготавливать самодельные взрывные устройства, имеет навыки разведывательной работы и обладает реальным боевым опытом, в т. ч. командным. Власти Турции отмечают резкое (на 235 проц) увеличение контрабанды оружия из Ирака после войны 2003 г.

19 апреля исламисты сообщили о создании т. н. «правительства» ИГИ в составе 10 человек. «Военным министром» в нем стал «наследник» известного террориста А. М. аз-Заркауи (убит военными США в ходе спецоперации в 2005 г.) И. аль-Мухаджир.

Иракские повстанцы, иностранные террористы и боевики шиитских милиций постоянно совершенствуют тактику своих действий. В последнее время до 30 проц всех терактов в Ираке совершаются путем подрыва боевиками-смертниками автомашин, начиненных взрывчаткой. Генерал Д. Петрэус был вынужден признать крайне маловероятным то, что террористы в Ираке когда-либо прекратят использовать этот способ своих действий. Более того, американское командование информировало, что войска «не имеют в наличии аппаратуры, способной обнаруживать всех бомбистов-смертников перед тем как они нанесут удар». Американцы также опровергли заявления иракских властей о том, что в скором времени в Багдаде будут использоваться новые приборы для обнаружения взрывных устройств, применяемых смертниками.

В то же время командование ВС США заявило, что с 2003 г. использование повстанцами и террористами самодельных взрывных устройств возросло в четыре раза, тогда как потери американцев в личном составе от подрыва на них увеличились лишь вдвое. Это, по оценке военных, стало возможным благодаря активной и целенаправленной работе по улучшению средств и способов защиты войск (в частности, усиление защиты практически всех автомашин и бронетехники). Постоянно совершенствуется тактика обнаружения и уничтожения взрывных устройств противника.

Напряженная ситуация сохраняется на границах Ирака с соседними государствами. По информации зарубежных СМИ, наблюдается концентрация иранских войск вблизи границы с Ираком, а американских войск вблизи границы с Ираном. Отмечается усиление американской и иранской разведывательной деятельности в приграничных районах сопредельных территорий. По сообщениям американских источников, иранцы засылают разведывательные группы в Ирак, а американцы в Иран.

Командование ВС США продолжает утверждать, что большая часть иностранных боевиков и террористов проникает в Ирак через Сирию. Вместе с тем, генерал Д. Петрэус отметил, что «есть вероятность того, что Сирия предприняла действия, направленные на ограничение возможности иностранных боевиков перемещаться через ее территорию в Ирак».

Продолжающиеся в Ираке масштабное насилие и произвол обуславливают рост числа беженцев как внутри страны, так и эмигрирующих из Ирака. В апреле в Женеве под эгидой ООН прошла международная конференция по проблемам иракских беженцев. На ней были оглашены следующие цифры: общее число иракских беженцев превысило 4 млн чел., из которых в Сирии обосновались 1,2 млн, в Иордании – 750 тыс., в странах Персидского залива – 200 тыс., в Египте – 100 тыс., в Иране – 54 тыс., в Ливане – 40 тыс. и в Турции – 10 тыс. чел. Число внутренних беженцев составляет ок. 1,9 млн чел. Причем власти некоторых иракских провинций принимают меры по воспрепятствованию перемещения на их территории внутренних беженцев. В частности, это делается в южной провинции Кербела. Многие иракские беженцы проживают в крайней нищете, не имеют доступа к медицинскому обслуживанию и образованию. Конференция призвала развитые страны, прежде всего США и Евросоюз, оказать помощь Сирии и Иордании в обустройстве беженцев, а также принять на своей территории тех из них, которые более всего нуждаются в помощи. Соединенные Штаты заявили о готовности принять у себя 25 тыс. иракцев.

Ирак вышел на четвертое место в мире (после Китая, Пакистана и Ирана) по количеству приведенных в исполнение смертных приговоров. В минувшем году в стране было казнено 66 человек, в т. ч. две женщины. По оценке правозащитников, иракская судебная система не соответствует мировым стандартам, что приводит к массовым нарушениям прав человека.

По состоянию на 1 мая 2007 г. списочная численность личного состава силовых структур Ирака составляла 333,1 тыс. чел.: вооруженные силы – 139,8 тыс. чел.; полиция и другие формирования МВД – 193,3 тыс. чел.

Боевые потери иракских силовиков убитыми в апреле, по официальным данным, составили: военнослужащих – 130 чел., полицейских и других сотрудников МВД – 165 чел.

В составе иракских сухопутных войск и частей спецназа числится 137,8 тыс. чел., ВВС – ок. 900 чел., ВМС – ок. 1100 чел.

В 2007 г. правительство Ирака выделит на военные нужды 7,2 млрд долл., что составляет 20% госбюджета.

В иракских вооруженных силах работают ок. 4 тыс. советников и инструкторов из США и 300 чел. из других стран НАТО. Число американских военных, занимающихся подготовкой иракской армии, намечено довести до 10 тыс. чел. Вместе с тем, по заявлениям представителей командования ВС США, в настоящее время обучение местных военнослужащих не является приоритетной задачей американского командования в Ираке. На первое же место для американцев вышла задача ведения боевых операций против повстанцев и боевиков с целью нанесения им поражения, что позволит стабилизировать обстановку в сфере безопасности.

Премьер-министр Н. аль-Малики распорядился выплатить пенсионные пособия старшим офицерам армии С. Хусейна и в очередной раз предложил бывшим ее военнослужащим вернуться в строй. В первую очередь, это относится к офицерам, имевшим звание ниже майора.

В Ирак из США поступают крупные партии вооружения и военной техники: 900 минометов, 3500 ручных гранатометов, 1400 крупнокалиберных пулеметов, 80 вертолетов. Кроме того, во второй половине текущего года должны прибыть танки М60, бронетранспортеры М113, другое тяжелое вооружение американского и западного производства. По расчетам военных специалистов США, иракским ВС необходимо иметь до 5 тыс. легких бронированных автомобилей, 130 транспортных вертолетов, 24 военно-транспортных самолета С-130.

Поступление в войска всей этой техники позволит перевооружить все 10 дивизий иракской армии и переформировать их в 6 пехотных, 3 механизированных и 1 бронетанковую дивизию.

Вместе с тем, по словам американских военных, личный состав иракских армейских подразделений в значительной степени разделен по религиозному признаку (шииты – сунниты). В войсках процветает коррупция. Многие офицеры и солдаты не верят правительству Н. аль-Малики и высшему военному руководству страны, заявляют, что те не проявляют настоящей заботы о них. Военнослужащие бывших саддамовских ВС не спешат возвращаться в армию, а те, кто вернулся в строй, не проявляют заметного служебного рвения. Все это самым серьезным образом тормозит процесс обучения иракских вооруженных сил, программа подготовки личного состава американскими советниками и инструкторами во многом пробуксовывает. В конечном же итоге именно на войска США ложится все возрастающая нагрузка в борьбе с повстанцами, боевиками и террористами.

В армии и других силовых структурах по-прежнему много сторонников и сочувствующих силам суннитского сопротивления и шиитским военно-политическим группировкам. В результате в районах, перешедших под контроль властей Ирака ситуация в сфере безопасности, как правило, быстро ухудшается.

Значительных изменений в численном составе сил и органов МВД не произошло. В составе иракской полиции числится 135 тыс. чел., в военизированных формированиях Национальной полиции (аналог внутренних войск) – 25,4 тыс. чел., в пограничных войсках – 32,1 тыс. чел., других формированиях МВД — 800 чел.

Обучением личного состава различных структур иракского МВД в стране и за рубежом занимаются ок. 2000 советников, преподавателей и инструкторов из США, Канады, Великобритании, Австралии, Швеции, Польши, ОАЭ, Дании, Австрии, Финляндии, Чехии, Венгрии, Словакии, Словении, Германии, Сингапура, Бельгии и Египта.

В апреле командование британского контингента передало под контроль иракских властей южную провинцию Майсан. Тем самым англичане ушли из третьей по счету провинции и в настоящее время сохранили контроль только над Басрой. Причем в самой Басре англичане передали за последнее время иракской армии три военные базы. Подчеркнем, что по признанию главы МО Великобритании Д. Брауна, уход британских военных из этих провинций «не привел к созданию в них обстановки полной безопасности». Глава иракского правительства Н. аль-Малики заявил, что до конца 2007 г. все провинции страны перейдут под контроль местных властей.

По состоянию на 1 мая 2007 г. группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала ок. 150 тыс. чел.

Потери личного состава ВС США в Ираке в апреле 2007 г. составили убитыми 108 и ранеными ок. 550 чел. Таким образом, общие потери вооруженных сил США со времени начала иракской компании в марте 2003 г. по 30 апреля 2007 г. достигли, по уточненным данным, убитыми 3569 чел. и ранеными ок. 25300 чел. Кроме того, два военнослужащих считаются пропавшими без вести.

Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции составили в апреле 2007 г. убитыми 13 (Великобритания, Польша) и ранеными 25 чел. (Австралия, Великобритания, Польша, Румыния).

Администрация США категорически возражает против составления конкретного графика вывода американских войск из Ирака, считая, что это приведет «к драматическому увеличению» межрелигиозного насилия в стране. Аналогичной позиции придерживается и глава иракского правительства Н. аль-Малики. В то же время население Ирака в своем большинстве выступает за вывод из страны иностранных войск. 9 апреля, в четвертую годовщину взятия американцами Багдада, в столице и некоторых других районах страны прошли массовые антиамериканские выступления. Россия, по словам секретаря Совбеза РФ И. Иванова, выступает за необходимость скорейшей выработки графика вывода из Ирака иностранных войск и передачи полномочий «законным представителям иракского народа».

Глава Пентагона Р. Гейтс сообщил, что увеличение американской военной группировки в Ираке в рамках плана президента Дж. Буша по улучшению ситуации в сфере безопасности в стране будет продолжено, а к июню с. г. численность ВС США там достигнет 168 тыс. чел. Гейтс особо подчеркнул, что прогресс, в деле стабилизации обстановки в этой стране, которого в Вашингтоне рассчитывают достичь в конце лета текущего года, станет определяющим в «оценках дальнейшей стратегии США в Ираке».

Наращивание численности иракской группировки ведет к обострению проблемы дефицита личного состава в ВС США, осложняет решение вопросов, связанных с ротацией воинских частей, направляемых в Ирак. В этой связи министр обороны Р. Гейтс отдал в апреле приказ об увеличении срока пребывания американских военнослужащих в Ираке с 12 до 15 месяцев.

Со своей стороны, президент Дж. Буш считает, что перебрасываемые в Ирак подкрепления уже оказывают «свой эффект», однако для выполнения поставленных задач американские военные нуждаются в дополнительных ресурсах и технике.

В то же время американский Конгресс попытался заставить Белый дом начать вывод американских войск из Ирака уже в текущем году. В апреле обеими палатами Конгресса был принят законопроект, увязывающий выделение дополнительных средств на ведение иракской кампании с назначением конкретной даты начала вывода войск из Ирака – 10 октября 2007 г. Дж. Буш 1 мая наложил вето на этот документ. Против законопроекта, предложенного Конгрессом, выступило и правительство Ирака.

Боевая авиация США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты В-1В, F-16, F/А-18, А-10, «Торнадо», вертолеты армейской авиации) в апреле продолжали оказывать постоянную поддержку действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах Ирака, прикрывали с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, регулярно вели воздушную разведку объектов повстанцев и боевиков, осуществляли патрулирование на районами их повышенной активности. Ежедневно в марте авиация союзников совершала от 48 до 84 боевых вылетов (без учета вертолетов). Наиболее часто удары с воздуха по объектам повстанцев и боевиков наносились в районах городов Багдад (и его пригородов), Баакуба, Самарра, Рамади, Басра, Талль-Афар, Тикрит, Балад, Эль-Юсифийя, Эль-Махмудийя, Сальман-Пак, Мосул, Эд-Дивания, Байджи, Эн-Насирийя и в ряде других мест. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, пушки, управляемые авиационные бомбы GBU-12 и GBU-38. Боевые вертолеты поражали цели противника ПТУРами «Хеллфайр» и огнем из пушек. Наряду с пилотируемыми самолетами американское командование активно использует в Ираке беспилотные летательные аппараты, особенно WQ-1 «Предатор», которые поражали противника ПТУРами. Авиация также регулярно привлекалась к поисково-спасательным задачам. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии.

По мнению американских экспертов, военные США «понимают врага недостаточно хорошо для того, чтобы прекратить нападения. Совершенно очевидно, что мы не понимаем, как этому помешать», в то время как «враг хитер. Он изучает наши действия, чтобы приспособить к ним свою тактику и извлечь пользу из наших ошибок».

Для ознакомления американских военнослужащих с конкретными способами ведения боевых действий против повстанцев и боевиков, тактикой противника, характерными особенностями современного Ирака в багдадском пригороде Ат-Таджи с декабря 2005 г. действует т. н. «противоповстанческая академия», представляющая собой краткосрочные курсы (срок обучения всего пять дней) для офицерского состава армии и морской пехоты ВС США. На курсах занимаются офицеры в звании от капитана до полковника. Наряду со специальными военными вопросами их знакомят также с культурой Ирака, особенностями отношений между суннитами и шиитами, политическим положением в стране и т. п. На курсах уже прошли подготовку свыше 6600 офицеров.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (23) составляла на 1 мая 2007 г. ок. 13,2 тыс. человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (7,1 тыс. чел.) и Южная Корея (2,3 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи.

Великобритания планирует сохранить свое ограниченное военное присутствие в Ираке до 2012 г.

Британские ВМС в конце апреля возобновили патрулирование в северной части Персидского залива, приостановленное после захвата в марте с. г. иранскими военными 15 британских моряков и морских пехотинцев.

Президент Грузии М. Саакашвили заявил, что его страна к июню 2007 г. увеличит численность своего военного контингента в Ираке до 2 тыс. чел. (в настоящее время ок. 850 чел.).

Дания дополнительно направляет в Ирак подразделение спецназа.

Румыния планирует вывести из Ирака свой военный контингент (700 чел.) до наступления 2008 г.

Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в апреле 2007 г. существенных изменений не претерпела. Положение дел в этой области все еще остается очень тяжелым и напряженным, без реальных перспектив на улучшение обстановки в ближайшее время.

В Ираке в апреле 2007 г. сохранялась очень сложная внутриполитическая обстановка. Негативные процессы в политической, экономической и социальной сферах во многом получили свое дальнейшее развитие.

Процесс национального примирения, на необходимости которого постоянно настаивают в Вашингтоне и о котором так много говорят в Багдаде, явно пробуксовывает. Более того, клерикальные шиитские деятели во главе с духовным лидером иракских шиитов Великим аятоллой А. ас-Систани высказались против принятия подготовленного правительством закона, позволяющего бывшим членам правившей при С. Хусейне партии Баас занимать посты в государственных структурах. Эту идею Н. аль-Малики не поддержали и многие члены шиитского правящего альянса. А ведь как небезосновательно считается, принятие подобного закона могло бы уменьшить накал противостояния между шиитами и суннитами.

Сложной остается обстановка в северном городе Киркук. Правительство Ирака приняло решение переселить из него в другие районы страны арабов, прибывших при режиме С. Хусейна вместо депортированных курдов. При этом переселенцам обещаны денежные компенсации и выделение земельных наделов по новому месту жительства. Курды приветствовали это решение, а арабские националисты решительно ему воспротивились. В ответ курдские представители угрожают выходом из правительства в случае, если решение по Киркуку не будет практически реализовано.

16 апреля шесть министров, представляющих группировку М. ас-Садра, вышли из состава правительства, т. к. премьер-министр Н. аль-Малики не пожелал обсуждать вопрос об определении конкретного срока вывода из страны войск США. Сторонники радикального имама также обвиняют нынешнее правительство в неспособности положить конец усиливающемуся в Ираке насилию. Ранее ас-Садр потребовал от аль-Малики приостановить членство в правительстве двух министров, представлявших его группировку, которые проголосовали за одобрение правительственного решения о переселении арабов из Киркука. Уход из правительства приверженцев ас-Садра свидетельствует о нарастании противоречий в ныне правящей в стране шиитской коалиции. Садристы вместе с членами другой шиитской военизированной организации «Бригады Бадра» провели 16 апреля массовую акцию протеста в Басре, потребовав ухода со своего поста губернатора провинции, которого они обвиняют в коррупции и некомпетентности.

23 апреля съезд Партии исламского призыва («Ад-Даава»), которая входит в правящую шиитскую коалицию, избрал ее генеральным секретарем Н. аль-Малики. Ранее лидером партии считался бывший глава правительства Ирака И. аль-Джаафари. Однако, согласно уставу «Ад-Даавы», ее руководитель не может входить в институты исполнительной власти. Руководство партии пояснило, что, в случае личного отказа аль-Малики от поста генсека, он будет предложен тому же аль-Джаафари или члену парламента А. аль-Адибу.

Продолжается поступательный процесс исламизации общественной и повседневной жизни иракцев. В наибольшей степени это ощущается в районах, подконтрольных радиальным исламистским группировкам, как суннитским, так и шиитским. Боевики этих группировок не только осуществляют боевые и террористические акции, но и строго следят за тем, чтобы население неукоснительно соблюдало предписания шариата.

В стране повсеместно процветает коррупция. В отношении недобросовестных чиновников в различных иракских министерствах возбуждено ок. 2,6 тыс. уголовных дел. Но главным препятствием для правоохранительных органов на пути их расследования остается статья конституции 136-Б, согласно которой ни один из государственных служащих не может быть передан правосудию без согласия главы ведомства, в котором он служит. В итоге, «на полку» были отправлены дела, по которым проходили баснословные суммы — в 70 млрд долл. За последние три года 8,8 млрд долл., розданных иракским министерствам и ведомствам, разошлись неведомо куда, не оставив документальных следов. Только в 2006 г. правительственная коррупция в Ираке достигла 4 млрд долл.

Запасы нефти в Ираке могут достигать 216 млрд баррелей или в два раза больше, нежели традиционно считается. Это показали исследования консалтинговой компании Ай-эйч-эс. Считалось, что Ирак обладает запасами нефти в размере 116 млрд баррелей.

В апреле после 35-летнеего перерыва крупнейшая европейская нефтяная компания «Ролял Датч Шелл» вернулась в Ирак и приступила к добыче газа в Курдистане.

Иракское правительство пригласило 15 иностранных нефтяных компаний участвовать в тендере на бурение 100 скважин на юге страны: 50 в провинции Майсан и 50 в провинции Басра. Продуктивность всех этих скважин оценивается в 50-60 тыс. баррелей нефти в сутки.

Очень тяжелой остается ситуация в социальной сфере и здравоохранении. Большинство из трех млн иракских детей не имеют доступа к чистой питьевой воде, нормальному образованию и медицинским услугам. Каждый четвертый ребенок недоедает, а каждый пятый не посещает школу. С 2003 г. жизненный уровень населения Ирака значительно снизился – до 40 проц 27-миллионного населения страны живут за чертой бедности, т. е. меньше, чем на два долл. в день. Из них один миллион находится в крайней нищете, тратя в день меньше одного доллара. Свыше половины работоспособного населения – безработные. Уровень инфляции в Ираке составляет 60 проц в год.

Преследования и убийства профессорско-преподавательского состава высшей школы, выезд значительной его части за рубеж привел к закрытию 152 кафедр в иракских ВУЗах, а посещаемость занятий студентами снизилась на 75 проц.

В целом внутриполитическое положение в Ираке имеет тенденцию к дальнейшему осложнению. Ведущие политические силы страны не в состоянии преодолеть существующие между ними противоречия, да и не очень к этому стремятся: шииты, как видно по их практическим делам, не намерены делиться реальной властью с суннитами, а последние, не желая оставаться на второстепенных ролях в государстве, продолжат борьбу за восстановление своих былых позиций. Курды же твердо и неуклонно ведут линию на обособление своих территорий от центральной власти. При этом они всячески закрепляются в Киркуке и ряде других районах иракского севера, официально не входящих в Курдский автономный район.

В марте 2007 г. иракское правительство акцентировало свою внешнеполитическую деятельность на региональном уровне, а также подготовке к международным форумам по Ираку, намеченным на начало мая с. г. в египетском Шарм-эш-Шейхе. Иракская тематика продолжала занимать видное место в международной жизни.

Проблемы, связанные с Ираком, занимали в минувшем месяце одно из ведущих мест во внешней и внутренней политике США. Президент Дж. Буш впервые открыто признал, что американцы устали от войны в Ираке и задаются вопросами о том, смогут ли Соединенные Штаты победить в этой войне. Буш также признал, что иракская война является «трудной», но, несмотря на это, он после консультацией с руководством Пентагона принял решение о направлении в Ирак дополнительных войск.

В заявлениях высокопоставленных представителей вашингтонской администрации регулярно высказывается, хотя и не в резкой форме, недовольство нерешительностью иракских властей, их слабой активностью в решении проблем национального примирения. Так, посетивший Ирак в апреле министр обороны США Р. Гейтс заявил: «Иракцы должны знать, что наши обязательства по содействию в наведении порядка не носят бессрочный характер». Он вновь потребовал от иракского правительства более оперативно, настойчиво и последовательно действовать в направлении достижения национального согласия в Ираке. Госсекретарь США К. Райс заявила: «Мы сообщили правительству Ирака, и, думаю, оно уяснило то, каким будет Ирак в будущем, зависит от деятельности его лидеров сегодня». При этом К. Райс добавила, что Соединенные Штаты не могут обеспечить иракцам единый Ирак.

По американским официальным данным, после войны 2003 г. США израсходовали в Ираке 35 млрд долл. на реализацию 14275 гражданских проектов и свыше 10 млрд долл. на иракскую армию и силы безопасности.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики посетил в апреле Египет, Кувейт, Катар и Оман. Целью его поездки являлось получение политической поддержки и финансовой помощи со стороны влиятельных арабских государств, а также обсуждение вопросов, связанных с предстоящими международными встречами по Ираку в Шарм-эш-Шейхе.

В то же время визит аль-Малики в Саудовскую Аравию был отложен, официально – по «техническим причинам». Однако зарубежные СМИ утверждают, что поездка не состоялась из-за недовольства Эр-Рияда тем, что нынешнее иракское правительство не принимает эффективных мер по защите прав суннитского населения. Вместе с тем, Саудовская Аравия выразила готовность списать 80 проц иракского долга (по различным оценкам, от 15 до 18 млрд долл.). Но в Эр-Рияде не пошли на полное прощение долгов, как того хотели в Багдаде. При этом саудовская сторона настаивает также на выплате Ираком процентов по долгам – 39 млрд долл.

В Египте иракскому премьер-министру была обещана поддержка усилий «по достижению национального примирения, мира и стабильности» в его стране. Стороны договорились о развитии экономического сотрудничества.

В Кувейте аль-Малики заявили о поддержке политики национального примирения и обещали списать 80 проц иракского долга (15 млрд долл.), но заявили, что это решение должен утвердить парламент эмирата. Отметим, что в Кувейте, как у правящей элиты, так и среди населения сохраняется довольно настороженное отношение к Ираку, там хорошо помнят агрессию и оккупацию 1990-1991 гг.

В Катаре и Омане иракскому правительству было обещано содействие в экономической сфере.

В целом итоги поездки Н. аль-Малики по арабским странам показывают, что их руководство (суннитское) продолжает относиться к нынешним иракским властям (преимущественно шиитам) с известной настороженностью и недоверием.

Президент Сирии Б. Асад высказался «за сохранение единства Ирака и восстановление его независимости», подчеркнув необходимость достижения национального примирения в стране и выработки графика вывода иностранных войск с иракской территории.

В апреле обострились турецко-иракские отношения. Поводом для этого послужило заявление президента курдской автономии М. Барзани о том, что в случае, если турецкие войска вторгнутся в северный Ирак, то иракские курды «оккупируют юго-восточные города Турции». Это заявление вызвало немедленную резкую реакцию в Анкаре, где не только посоветовали Барзани «следить за своей речью и не говорить слов, под тяжестью которых он будет раздавлен», но и с еще большей настойчивостью стали ратовать за необходимость проведения военной операции в Иракском Курдистане с целью разгрома находящихся там баз и лагерей Курдской рабочей партии, ведущей вооруженную борьбу против турецкого правительства. Одновременно Турция вновь потребовала от иракского правительства принятия мер по обеспечению безопасности на иракско-турецкой границе. США и Евросоюз рекомендовали Турции воздержаться от активных военных действий против курдских сепаратистов на севере Ирака.

Президент Ирана М. Ахмадинежад по итогам встречи в Тегеране с министром иностранных дел Ирака Х. Зибари заявил, что «Иран больше других стран, граничащих с Ираном, несет ущерб от продолжающейся нестабильности в этой стране». Ахмадинежад также указал на неспособность коалиционных сил обеспечить безопасность в Ираке. Со своей стороны, представители США неоднократно заявляли об иранском вмешательстве в иракские дела, в т. ч. путем поддержки незаконных вооруженных формирований.

В апреле Н. аль-Малики посетил с официальными визитами Японию и Республику Корея. По итогам переговоров в Токио правительство Японии предоставило Ираку в виде льготных кредитов 102,8 млрд иен (890 млн долл.) для налаживания объектов инфраструктуры, включая систему водоснабжения и подачи электроэнергии, а также на восстановления объектов нефтяной отрасли. Как известно, Япония является второй после США страной-донором Ирака.

В Сеуле аль-Малики договорился о развитии сотрудничества в области энергетики. Южнокорейские нефтяные компании проявляют интерес к участию в эксплуатации крупного нефтяного месторождения Халафийя на юге Ирака.

По мнению главы МИД Германии Г. Эрлера, в Ираке «мы не имеем мира», а целостность этой страны находится под угрозой, что представляет опасность для всего региона. Эрлер считает, что к урегулированию иракского конфликта следует подключить Сирию и Иран.

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в апреле 2007 г. характеризовалась значительной сложностью и напряженностью. Развитие ситуации в стране показывает, что скорой стабилизации обстановки в Ираке ожидать не приходиться.

52.42MB | MySQL:103 | 0,501sec