Израильские эксперты о предстоящей встрече глав советов национальной безопасности России, США и Израиля

В Иерусалиме состоялась встреча премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и помощника президента США по национальной безопасности, антиирански настроенного «боевого ястреба» Джона Болтона. Перед началом встречи он произнес мантру: «Мы не можем допустить, чтобы Иран обладал ядерным оружием. Наша армия готова к действию, и это самая сильная армия в мире. Мы наложили санкции на Иран и намерены их расширить». Он придает значение предстоящей встрече с российским и израильским коллегами Николаем Патрушевым и Меиром Бен-Шабатом. «Я рад стратегическому диалогу с Израилем и Россией – это важно для трех стран», – цитируют Дж.Болтона израильские СМИ.

В свою очередь, Б.Нетаньяху заявил: «Когда в результате сделки с ведущими державами, санкции были сняты, и в Иран потекли деньги, агрессивность этой страны заметно выросла. Сторонники сделки утверждали, что деньги превратят Иран в более сдержанное государство, но произошло обратное. Кто утверждает, что Иран стал агрессивным лишь сейчас, ошибается и живут в другом измерении. Я был бы рад услышать от президента Трампа, что давление на Иран продолжится»[i].

24 июня премьер-министр Биньямин Нетаньяху встретится с главой Совета по национальной безопасности России Николаем Патрушевым, который также находится в Израиле. Затем запланирована трехсторонняя встреча глав советов по национальной безопасности США, России и Израиля.

По сообщениям СМИ, переговоры будут посвящены в основном обсуждению ситуации в Сирии и действиям Ирана на сирийской территории.

25 июня с участниками этих переговоров вновь встретится премьер-министр Б.Нетаньяху. Израильские СМИ, ссылаясь на высокопоставленных дипломатических источников в Иерусалиме, называют эту встречу «беспрецедентной», которая свидетельствует о высоком международном статусе Израиля и является важным посылом для всех государств региона, но в первую очередь, для врагов еврейского государства.

В начале июня СМИ по поводу официально неопубликованной повестки дня встречи писали, что стороны обсудят темы, связанные с региональной безопасностью. При этом главным должен стать вопрос об иранском присутствии в Сирии и обсуждение «дорожной карты», в рамках которой США могут признать легитимность сирийского президента Башара Асада, снять санкции с режима в Дамаске и содействовать восстановлению Сирии. Россия якобы предложит конкретные шаги по ограничению роли Ирана. Сообщалось, что в основе консультаций лежит достигнутое президентом США Дональдом Трампом и президентом России Владимиром Путиным взаимопонимание необходимости обеспечить безопасность Израиля и поддержать в связи с назначенными на 17 сентября 2019 года внеочередными парламентскими выборами действующего премьер-министра Б.Нетаньяху.

Эксперт Института исследования национальной безопасности Тель-Авивского университета (INSS) и бывший посол в России и на Украине Цви Маген также считает эту встречу достижением политического израильского руководства, которое смогло сориентироваться между интересами Москвы и Вашингтона и стать участником диалога сверхдержав о будущем Сирии и «интервенции Ирана в эту страну». Для США и России эта встреча является еще одним шагом в их усилиях по установлению более тесных связей и налаживанию диалога для обсуждения спорных вопросов. Поэтому, учитывая налаживание диалога между Россией и США, встреча сама по себе будет иметь дипломатическую ценность, и она также затронет глобальные вопросы, которые стоят на повестке дня двух великих держав[ii].

По мнению Ц.Магена, США и Израиль намерены обсудить разработку общей политики в отношении Сирии и Ирана. Они попытаются продвинуть соглашение на основе переговоров в Женеве под эгидой ООН, вместо Астанинского формата, в котором участвуют только Россия, Иран и Турция. В данном случае будет продвигаться политическая реформа в Сирии. Россия, со своей стороны, потребует согласия США на правление президента Башара Асада и выдвижение его кандидатуры на предстоящих президентских выборах. Учитывая обострение кризиса между Ираном и США в регионе Персидского залива, Соединенные Штаты ожидают, что Россия поддержит политику Вашингтона в отношении Тегерана, особенно введение санкций, направленное на возвращение иранцев к столу переговоров для внесения изменений в ядерную сделку и уменьшения иранского влияния не только в Сирии, но и на всем Ближнем Востоке.

Ц.Маген не исключает, что поворот в ближневосточной политике России, который проявился в сближении и тесном сотрудничестве с Израилем после периода натянутых отношений, а также в нарастающей напряженности, как с Ираном, так и с режимом Б.Асада, в основном обусловлен стремлением Москвы стать ближе к США. Трехсторонняя встреча в Иерусалиме, по его мнению, является тому доказательством.

Израильский эксперт увидел сближение между Вашингтоном и Москвой в ставших за последнее время регулярными контактах высокопоставленных чиновников с обеих сторон. Встреча президента Дональда Трампа и президента России Владимира Путина также запланирована в кулуарах саммита G20 в Токио. Однако, полагает эксперт, еще слишком рано оценивать успех этого процесса, в том числе из-за давления на каждого президента внутри их стран.

Администрация Д.Трампа, по мнению Ц.Магена, в настоящее время заинтересована в том, чтобы попытаться развить готовность России обсудить вывод иранских сил из Сирии в сотрудничестве с Израилем и даже предпринять действия против Ирана, чтобы ослабить напряженность в Персидском заливе и призвать Иран согласиться на новые переговоры по ядерной сделке. «Фактором, способствующим заинтересованности России в улучшении отношений с США, является ее стремление быстро разрешить сирийский кризис, получить прибыль от вложенных туда средств и улучшить отношения с Западом, а именно с Европой, что касается постсоветской территории, в надежде на снятие санкций, которые были наложены на Москву в результате кризиса на Украине».

Тем не менее, израильскому эксперту остается неясным, оправдается ли американская надежда на достижение договоренностей с Россией. Ведь Россия и Иран являются партнерами в ведении сирийской войны на стороне Б.Асада, хотя противоречия в их позициях по формированию будущего Сирии постепенно обостряются. Напряженность в отношениях между ними в последнее время также возросла в свете кризиса между Ираном и США.

Ц.Маген полагает, что решение России изменить схему своего сотрудничества с Ираном, сближаясь с Западом и Израилем, было принято год назад. Так, «русские предложили США и Израилю на саммите в Хельсинки в июле 2018 года и на парижской конференции в конце ноября вынудить Иран покинуть Сирию. Тем не менее, похоже, что реализация этого плана натолкнулась на сопротивление со стороны влиятельных игроков в самой России, которые опасаются сближения с США и отказа от Ирана и поэтому предпочитают продолжающуюся конфронтацию между сверхдержавами, вместе с Ираном в качестве антизападного партнера. Тем не менее, похоже, что президенту Путину недавно удалось добиться в этом прогресса, несмотря на противодействие все еще тлеющей внутренней оппозиции». Поэтому, считает эксперт, пока рано оценивать, насколько серьезно российское руководство относится к такому плану сближения с Западом и Израилем. До его реализации, пишет он, еще далеко, в том числе из-за противодействия со стороны Ирана и сирийского режима.

Российское руководство также приложило усилия для улучшения отношений с Израилем. Эти усилия особенно примечательны, полагает Ц.Маген, принимая во внимание существование внутри России оппозиции изменениям в ближневосточной политике страны. Кризис в российско-израильских отношениях после инцидента с российским самолетом-разведчиком в небе Сирии в сентябре 2018 года был, по его словам, обострен именно этой внутренней оппозицией. Напряженность в отношениях прошла в конце февраля 2019 года, когда во время встречи В.Путина с Б.Нетаньяху «Москва предложила Израилю новые рамки соглашения по Сирии, которое предусматривало вывод иностранных войск, главным образом иранских, с сирийской территории». Вполне возможно, что этот шаг был призван помочь установлению взаимопонимания между Москвой и Вашингтоном. Разумно также, полагает израильский эксперт, что Израиль сыграл реальную роль в продвижении интереса России к более тесному контакту с США, и что за это Россия благодарна Израилю.

Похоже, считает Ц.Маген, что Россия также попытается поощрить вывод американских войск из Сирии, хотя Москва также потребует, чтобы Вашингтон согласовал с ней свои действия, чтобы была возможность принять меры по заполнению вакуума, который образуется после ухода американцев из северо-восточной части страны. Б.Асад добивается контроля и влияния в этом районе Сирии; иранцы хотят контролировать иракско-сирийскую границу и месторождения полезных ископаемых в восточной части Сирии; здесь действуют курды под руководством Сирийских демократических сил (СДС); и Турция, которая сделает все, чтобы предотвратить курдскую автономию на севере.

Израильскому эксперту представляется, что намеченная российско-американо-израильская встреча станет еще одним этапом в возобновлении американо-российского диалога, основная цель которого заключается в решении международных вопросов, которые имеют значение для обеих сторон. Но сомнительно, что Соединенные Штаты пойдут на сотрудничество с Россией в обмен на признание режима Б.Асада или помощь в финансировании восстановления Сирии. Что касается Ирана, то стороны будут стремиться договориться о взаимопонимании для преодоления кризиса в Персидском заливе.

Выбор Израиля в качестве места встречи, считают в Израиле, должен подчеркнуть его региональную роль. Особенно с учетом того факта, полагает Ц.Маген, что российско-американское сближение еще не получило широкой поддержки ни в США, ни в России. Возможно, что и Вашингтон и Москва заинтересованы в том, чтобы выразить поддержку Израилю в контексте проблемы Сирии и Ирана. Израиль, который играет роль в этом диалоге, заинтересован в участии в переговорах по региональным вопросам, связанным с Сирией и Ираном. Одновременно Израиль в определенной степени рискует, поскольку переговоры могут привести к соглашениям, которые будут касаться главным образом политического соглашения и урегулирования в Сирии без учета каких-либо интересов Израиля.

В любом случае, даже если участники трехсторонней встречи в Иерусалиме не достигнут практических договоренностей относительно будущего Сирии и вывода иранских сил из страны, сам факт этого мероприятия повышает статус Израиля и вероятность того, что он сможет повлиять на будущее урегулирование в Сирии. «Россия уже пообещала ограничить иранскую деятельность и время от времени предпринимает заметные шаги, чтобы доказать, что она выполняет свое обещание, в том числе путем передислокации иранских сил и подконтрольных иранцам отрядов за пределы границы с Израилем».

В ходе встречи, полагают в Израиле, Н.Патрушев постарается добиться легитимности для продолжения правления Б.Асада в Сирии и признания того, что он выиграл гражданскую войну и незаменим, по крайней мере, на ближайшие годы. Поэтому израильскому руководству целесообразно потребовать в обмен на признание Б.Асада создание военного канала связи с сирийским режимом для координации действий и предотвращения эскалации из-за недопонимания, а также предотвращения сирийским режимом действий террористических групп и иранских сил на Голанских высотах.

[i] В Иерусалиме состоялась встреча Нетаниягу и Болтона // NEWSRU.co.il. 23.06.2019 -http://newsru.co.il/israel/23jun2019/vstrecha_706.html

[ii] The Trilateral Israel-US-Russia Meeting: Motives and Ramifications // INSS. 23.06.2019 — https://www.inss.org.il/publication/trilateral-israel-us-russia-meeting-motives-ramifications/?offset=0&posts=2193

52.24MB | MySQL:103 | 0,622sec