Оценки китайских специалистов назначения нового начальника Межведомственной разведки Пакистана

Как сообщают обозреватели китайских специализированных военно-политических изданий, 17 июня 2019 г. на должность начальника Межведомственной разведки (ISI) Пакистана назначен генерал-лейтенант Фаиз Хамид, который в еще в апреле с.г. занимал должность генерал-адъютанта – т.е. ближайшего помощника начальника Штаба Сухопутных войск Пакистана генерала Камера Джаведа Баджвы. На данном посту Ф.Хамид сменил генерал-лейтенанта Асима Мунира Ахмеда Шаха (проработал в должности всего восемь месяцев), которого назначили командующим корпусом в Гуджранвале

По данным пакистанских источников, Ф.Хамид на определенном этапе своей военной карьеры проходил службу в должности командира полка в Белуджистане, по результатам которой его заметил командир 16-й дивизии в Пано-Акил молодой и подающий надежды Камер Джавед Баджва – настоял на переводе Фаиза Хамида на должность начальника штаба дивизии.

В целом, молодой и талантливый офицер оправдал доверие старшего начальника, как на должностях в Сухопутных войсках, так и во время работы начальником отдела по борьбе с терроризмом, а затем и в должности начальника отдела межвидовой контрразведки в ISI Пакистана. Достоверно известно, что именно его усилиями были прекращены социальные протесты в Файзабаде в 2017 г. Благонадежность Фаиза Хамида подтверждают неоднократные проверки отдела внутренней безопасности ISI.

Обозреватели специализированных  пакистанских военно-политических изданий отмечают, что генерал-лейтенант Фаиз Хамид прошел подготовку и несколько стажировок за рубежом ( в США и КСА) и обладает достаточно высокой квалификацией, как офицер контрразведки. По словам некоторых аналитиков, он «опытный военный, мастер стратегического планирования и сложных оперативных комбинаций, а также целеустремленный переговорщик, который всегда добивается необходимого результата».

Некоторые пакистанские специалисты в области деятельности специальных служб полагают, что новый руководитель ISI Пакистана активизирует работу на индийском направлении, поскольку «современная Индия под руководством Нарендры Моди – это прямая угроза усилиям военно-политического руководства Пакистана по стабилизации политической и экономической ситуации в регионе».

Также, актуальным представляется работа на иранском направлении, поскольку официальный Исламабад заинтересован в топливно-энергетическом сотрудничестве с Тегераном и против вытеснения иранских нефтегазовых компаний с международного рынка.  По данным китайских источников, в настоящее время иранская сторона прорабатывает возможность прокладки трубопровода до территории Пакистана (от иранского порта Чабахар до Гвадар около 180 км), что позволит транспортировать практически любой объем углеводородного топлива до потребителей в сопредельном государстве и третьих странах.

С учетом продолжающихся экономических санкций США против Ирана и кризис в американо-пакистанских отношениях, подобный трубопровод будет чрезвычайно актуален, поскольку при разработке собственных шельфовых месторождений именно Пакистан станет торговой площадкой для реализации «запретной, но дешевой» иранской нефти, которую будут смешивать на нефтяном терминале в порту Гвадар.

Третьим по важности направлением работы нового руководителя ISI Пакистана является  процесс стабилизации ситуации в сопредельном Афганистане. Фактически, вопрос умиротворения в Исламской Республике Афганистан невозможен без согласования позиций с Тегераном – военно-политическое руководство ИРИ достаточно активно использует свои «афганские активы» для нанесения ударов по американским военным объектам. По оценкам китайских специалистов, ISI Пакистана располагает широчайшей сетью агентов и информаторов среди афганских чиновников всех рангов, а также опирается на данные, полученные от своих сотрудников, которые находятся в ИРА на нелегальном положении (широчайшая сеть наблюдателей за военными базами США).

Кроме того, новому руководителю ISI Пакистана предстоит активизировать работу по улучшению обстановки с соблюдением секретности в ВС страны. По данным зарубежных источников, за последние два года в результате работы офицеров службы контрразведки было выявлено 400 военнослужащих, которые халатно относились к требованиям закона о государственной тайне и закона о военной службе.

Как результат были вынесены предупреждения о неполном служебном соответствии, приостановлено продвижение в должностях, некоторым военнослужащим уменьшено денежное довольствие. Вполне естественно, что также последовали увольнения и уголовные дела с реальными сроками заключения.

К настоящем моменту выделяются три ареста (проведены еще в феврале 2019 г.), а именно генерал-лейтенанта в отставке Джаведа Икбала, командира бригады СВ ВС Пакистана в отставке Раджи Ризвана и гражданского сотрудника одного из оборонных НИИ Васима Акрама, которым согласно обвинений в шпионаже (вероятно сотрудничали с ЦРУ и индийской разведкой) были вынесены реальные приговоры. Д.Икбалу было назначено 14 лет тюрьмы, тогда другим двум подсудимым была вынесена высшая мера наказания.

Пакистанские политологи и аналитики отмечают, что на настоящем отрезке своей военной карьеры генерал-лейтенанту Ф.Хамиду будет необходимо активизировать борьбу с террористическими группировками, которые фактически были созданы именно усилиями офицеров ISI в рамках долгосрочной операции ЦРУ США по противодействию ограниченному контингенту ВС СССР в Афганистане.

Большинство отставных пакистанских разведчиков отмечает, что на тот период времени они «слепо» формировали, вооружали, готовили и снабжали подразделения моджахедов, но при этом не задавались вопросом о будущем, поскольку даже не предполагали, что они смогут победить высокопрофессиональных советских военных. По словам отставных офицеров ISI Пакистана, офицеры и солдаты ВС СССР показали не только стойкость и храбрость, но и умение обучатся ведению боевых действий в незнакомой местности.

Пакистанские специалисты отмечают, что очередной руководитель ISI имеет давние дружественные и деловые отношения с действующим начальником Штаба Сухопутных войск Пакистана и по некоторым данным именно он будет отвечать за анализ внутренней ситуации в ВС страны после вероятного решения премьер-министра Имран Хана о продлении срока службы К.Д.Баджвы в нынешней должности на год или даже на три года, что, вполне естественно скажется на сроках службы и продвижении 24 генералов ВС Пакистана.

Обозреватели пакистанских военно-политических изданий отмечают, что такое количество «недовольных» высших офицеров может спровоцировать волнение и среди старших и средних чинов в подразделениях. Именно такую информацию и будет собирать новый руководитель ISI Пакистана, которого называют «голосом внутренней политики НШ СВ Пакистана».

Следует отметить, что действующий НШ СВ Пакистана это достаточно «весомая» политическая фигура как во внутренних вопросах страны, так в международном аспекте. Генерал К.Д.Баджва имеет богатый боевой опыт и, что самое главное для официального Исламабада, является тем гостем, которого принимают в  большинстве стран Западного мира,  а также на высшем уровне в странах Аравийского полуострова и в КНР (принимал лично председатель КНР Си Цзинпинь).

62.84MB | MySQL:102 | 0,432sec